Рейтинговый метод как способ мониторинга дополнительных услуг вокзалов
Автор: Кысиль Светлана Викторовна
Рубрика: 7. Отраслевая экономика
Опубликовано в
III международная научная конференция «Проблемы современной экономики» (Челябинск, декабрь 2013)
Дата публикации: 02.12.2013
Статья просмотрена: 508 раз
Библиографическое описание:
Кысиль, С. В. Рейтинговый метод как способ мониторинга дополнительных услуг вокзалов / С. В. Кысиль. — Текст : непосредственный // Проблемы современной экономики : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 20-21. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/92/4616/ (дата обращения: 16.11.2024).
Понятие метода, которое происходит от греческого «путь через», определено в научной литературе как систематизированная совокупность шагов, которые необходимо осуществить для выполнения определенной задачи, достижения цели [1, 2], система правил и приёмов подхода к изучению явлений и закономерностей природы, общества, мышления; планомерный путь, способ достижения определенных результатов в научном познании и практичной деятельности [3].
Для нашего исследования используется довольно новый показатель — рейтинг, который используется при анализе явлений, связанных с деятельностью общества, а конкретно с деятельностью субъектов хозяйственной деятельности, представляет собой числовой или порядковый показатель успешности или популярности, и отображает важность или влияние определенного объекта или явления. Показатель оценки деятельности, популярности в определенный момент, который определяется социологическим опросом, голосованием и др. и определяется местом, которое он занимает среди себе подобных [1]. Поэтому, рейтинговый метод можно определить как систему правил и подходов к изучению эффективности, в нашем случае, дополнительных услуг вокзалов с помощью показателей успешности (рейтингов) путем определения места каждой услуги в общей системе обслуживания пассажиров.
В помощь к изложенному целесообразно использование еще одного инструмента — мониторинга, который предусматривает проведение ряда однотипных замеров исследуемого объекта и последующий анализ, оценка, сравнение полученных результатов для определения закономерностей, тенденций, переменных и их динамики. Средства мониторинга дают возможность его осуществить [2].
Поэтому, рейтинговый метод — это средство мониторинга дополнительных услуг вокзалов и как любой метод базируется на принципах.
Научные принципы, которые представляют собой общие требования к построению теории, сформированные как то первичное, что лежит в основе определенной совокупности фактов. При характеристике разнообразных систем принципы отображают те существенные характеристики, которые отвечают за правильное функционирование системы, без которых она бы не выполняла своего предназначения [2].
Принципы рейтингового метода:
- последовательность;
- логичность;
- системность;
- рациональность;
- доступность (понятливость).
Рейтинговый метод включает такие основные этапы:
1. Постановка задачи и определение целей.
2. Выбор услуг. При первоначальном построении рекомендуется использовать весь перечень существующих услуг на вокзале. Также услуги можно разбить на определенные группы и строить рейтинговую таблицу в каждой отдельной группе. Набор услуг для построения рейтинга может быть различным в зависимости от его целей.
3. Выбор критериев оценки. В зависимости от поставленных целей и существующих задач критерии для каждого отдельно взятого вокзала могут быть разными. Например, для наглядного анализа доходных поступлений и спроса на услуги берется критерий «доходы от услуг» и «количество пассажиров, которые воспользовались услугой», но для анализа качества услуг и мнения пассажиров об обслуживании берется критерий «степень удовлетворения пассажиров качеством услуг».
4. Сбор статистической информации. Используя существующие финансовые отчеты, проводится сбор информации по каждой услуге в зависимости от взятых критериев.
4а. Для критерия «степень удовлетворения пассажиров качеством услуги» осуществляются дополнительные маркетинговые исследования путем формирования анкеты и проведение опросов пассажиров на вокзалах или с помощью интернет.
5. Внесение отобранных данных в сводную рейтинговую таблицу.
6. Выбор эталона. По каждому критерию необходимо определить принцип, по которому будут распределяться места рейтинга, и назначить эталон. Например, для критерия «доходы от услуг» и «количество пассажиров, которые воспользовались услугой» первое (лучшее) место будет у услуги с самым большим показателем.
7. Присвоение мест. Распределение услуг по местам происходит согласно выбранных критериев и эталонов.
8. Формирование единого, интегрированного показателя, который учитывает все полученные места каждой услугой.
9. Формирование рейтинга услуг согласно полученным результатам.
10. Оценка полученных результатов с позиции поставленных целей.
11. Принятие управленческих решений. На этом этапе принимаются решения об изъятии услуг с наименьшим рейтингом или об усовершенствовании качества существующих услуг, которые приносят хороший доход. Предлагаются мероприятия по повышению привлекательности услуг для увеличения их доходности. Если цель не была достигнута, принимается решение о повторном построении рейтинговой таблицы. Рейтинговая таблица может быть построена заново позже для оценки внедренных мероприятий.
Достоинства метода:
- универсальность;
- наглядность;
- широкая сфера применения.
Недостатки такого метода:
- большие массивы информации;
- выбор эталона субъективен для каждого предприятия и каждого отдельного рейтинга, т. е. на разных предприятиях может быть различным.
Рейтинговый метод приобретает большое значение при оценке эффективности существующих услуг на вокзалах. Его универсальность позволяет проводить мониторинг услуг на любом предприятии сферы обслуживания. Данный метод отображает значение каждой услуги и её вклад в развитие предприятия. Постоянный мониторинг таким методом позволит вовремя выявить проблемные участки и принять меры по недопущению снижения прибыли. Сфера применения данного метода не ограничивается предприятиями железнодорожного транспорта, а может быть использована для предприятий других видов деятельности.
Литература:
1. Економічна енциклопедія. У 3 т. [Текст] / Гаврилишин Б. Г., Мочерний С. В., Устенко О. А. — К.: ВЦ «Академія», 2002.
2. Википедия — свободная энциклопедия [Электронный ресурс]: http://wikipedia.org.
3. Колесников О. В. Основи наукових досліджень. 2-ге вид. випр. та доп. Навч. посіб. — К.: Центр учбової літератури, 2011. — 144 с.