К вопросу о специфических особенностях предпринимательских структур, организованных на сетевых принципах
Автор: Симаков Олег Олегович
Рубрика: 4. Экономическое развитие и рост
Опубликовано в
III международная научная конференция «Проблемы современной экономики» (Челябинск, декабрь 2013)
Дата публикации: 03.12.2013
Статья просмотрена: 139 раз
Библиографическое описание:
Симаков, О. О. К вопросу о специфических особенностях предпринимательских структур, организованных на сетевых принципах / О. О. Симаков. — Текст : непосредственный // Проблемы современной экономики : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 11-13. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/92/4643/ (дата обращения: 16.11.2024).
В последние десятилетия во всем мире рыночные отношения претерпели существенные изменения, проявляющиеся в усилении конкуренции в глобальном масштабе, отходе от централизованной координации, движении к более гибким структурам управления. Трансформация внешней среды в качестве усложнения и ускорения протекания экономических процессов детерминировали новую парадигму управления, основывающуюся на «размытии границ» предприятий.
Все это вызвало к жизни новый тип структур — сетевые организации, которые предполагают отказ от понимания хозяйствующего субъекта как замкнутой системы, и нацелены на активизацию взаимодействия с внешней средой. Возникновение и развитие сетевой организации можно считать необходимым явлением в качестве следствия реагирования рынка на необходимость преодоления недостатков традиционных форм, которые уже не отвечают требованиям измененной внешней среды с одной стороны, а с другой — заменяют стихийные хозяйственные связи.
Сетевые формы организации экономической деятельности в последние десятилетия рефлексируются как сложный и неоднозначный объект изучения. Одновременное существование нескольких теоретических подходов, в различных областях научного знания (экономика, социология, социальная психология, биология) позволяют говорить о междисциплинарном статусе объекта, и в то же время, в рамках экономического знания можно выделить различные подходы, что порождает многообразие точек зрения [3].
М. Г. Светуньков рассматривает понятие «сеть» в отечественной экономической науке как форму хозяйственной связи между независимыми бизнес-субъектами, основанная на социальных механизмах [3]. Сети представляют собой совокупность специализированных единиц, деятельность которых координируется рыночными механизмами вместо командных методов. Они рассматриваются как форма, отвечающая современным требованиям внешней среды.
Развитие сетевых организаций началось в конце 70–80-х годов прошлого столетия, когда мировая конкуренция и резкое возрастание темпов технологических изменений вызвали масштабную реструктуризацию во всех отраслях международного рынка. По своей сути сетевые организации всегда находятся в процессе обновления, поскольку их основные элементы, отличаются мобильностью и позволяют в оптимальном режиме осуществлять корректировку в соответствии с изменениями рынка, технологий и других факторов внешней среды. Процесс адаптации, ориентированный на результаты, позволяет руководителям расширять выбор современных способов достижения целей организации в изменяющейся обстановке.
Теоретические и методологические аспекты развития кооперации предприятий активно изучали известные отечественные теоретики социализма: Н. Бухарин, Н. Кондратьев, В. Ленин, М. Туган-Барановский, А. Чаянов и др. Дальнейшее развитие теории и практики сетей привело к расширению понятия «промышленная сеть» до «предпринимательской сети» и разработке теории «сетевой экономики». Среди видных исследователей данной проблематики можно выделить работы Г. Минса, Д. Шнайдера, Ф. Котлера, Р. Ахрола и ряда других авторов.
Отечественные ученые так же, как и их зарубежные коллеги, уделяют большое внимание изучению сетей. Среди российских авторов можно выделить работы А. Стерлина, А. Ардишвили, О. Третьяк, В. Масленникова, С. Авдашевой, В. Дементьева, В. Радаева и ряда других. В настоящее время можно говорить о самостоятельных исследовательских направлениях: взаимодействия бизнес-субъектов, кластерный подход в управлении развитием предпринимательства.
Проблемы взаимодействия бизнес-субъектов, вертикальной и горизонтальной интеграции в рыночной экономике исследовали: А. Асаул, С. Авдашева, А. Горбунов, Т. Долгопятова, Е. Нестеренко, Д. Турчак, Л. Барютин, А. Майзель, И. Пивоваров, Л. Ежкин, Н. Солодилова, Р. Вагапов, М. Лапаева, др.
Научное обоснование кластерного подхода в управлении развитием предпринимательства содержится в трудах Ю. Бригхема, Л. Гапенски, Ю. Громыко, К. Дрие, П. Друкера, М. Портера, А. Томпсона, Р. Фаллера, Г. Штейнера и др.
Сетевые организации отличаются от организаций других типов рядом признаков. Во-первых, фирмы, использующие старые организационные структуры, предпочитают располагать всеми ресурсами, необходимыми для производства определенной продукции или услуг. В противоположность этому многие сетевые организации используют общие активы нескольких фирм, расположенные в различных звеньях ценностной цепи.
Во-вторых, сетевые организации больше полагаются на рыночные механизмы, чем на административные формы управления потоками ресурсов. Однако эти механизмы — не просто взаимоотношения независимых хозяйствующих субъектов. На самом деле различные компоненты сети обмениваются информацией, кооперируются друг с другом, поставляют продукцию для того, чтобы удерживать определенное место в ценностной цепи.
В-третьих, хотя подрядные сетевые организации были частным явлением, многие недавно разработанные сети предполагают более действенную и заинтересованную роль участников совместных проектов. Как показывает опыт, такое добровольное активное поведение участников не только улучшает конечные результаты, но и способствует выполнению контрактных обязательств.
В-четвертых, в ряде отраслей, число которых постоянно растет (включая компьютерную, полупроводниковую, автомобильную и др.), сети представляют собой объединение организаций, основанное на кооперации и взаимном владении акциями участников группы — производителей, поставщиков, торговых и финансовых компаний [3].
В классической экономической теории рынок рассматривается как окружающая среда, которая не поддается прямому влиянию. В сетевом подходе рынок представляет собой множество сетей связанных между собой предприятий, деятельность которых направлена на общий результат. В связи с этим особое значение приобретают социальные процессы организации, их сотрудники, механизмы и факторы объединения их в единую сеть, а не собственно предприятия и предлагаемые ими товары.
Важным отличием является место фирмы в системе рыночных отношений. В традиционной трактовке фирма рассматривается изолированно, как самостоятельная бизнес единица. Окружающие ее элементы внешней среды (конкуренты, поставщики и т. п.), несомненно, оказывают на нее воздействие, но всегда существует возможность замены поставщика или дилера в случае возникновения противоречий. В сетевом подходе предприятие рассматривается как сетевой субъект, оно тесно связано с окружающими ее партнерами, результаты его деятельности непосредственно зависят от них. Смена любого из элементов сети связана с высокой долей риска и большими сложностями.
При сетевом подходе считается, что изучение деятельности нужно начинать с отношений продавца и покупателя, но этим нельзя ограничиваться, поскольку анализ лишь одного взаимодействия дает искаженную картину действительности.
В сетевом подходе внимание акцентируется на вопросах поиска перспективных партнеров и внутренней мобильности предприятия в зависимости от изменений сетевого взаимодействия. Согласно сетевому подходу задача маркетинга — наладить взаимодействие с поставщиками, посредниками и другими сторонними организациями, сохранять, поддерживать и управлять этими отношениями. В сетевых организациях зачастую вместо внутрифирменного размещения ресурсов имеет место межорганизационная взаимозависимость ресурсов, поэтому включенные в единую сеть организации постоянно стремятся к улучшению взаимоотношений для укрепления общих конкурентных преимуществ.
Важнейшей отличительной особенностью сетевого подхода является то, что человеческий фактор, социальные отношения, рассматриваются в качестве основного ресурса и конкурентное преимущество фирмы, поскольку сети формируются и поддерживаются во многом на основе неформальных отношений. Чем дружественнее эти отношения, тем конкурентное преимущество выше. При традиционном подходе во главу угла ставится согласование товарных и денежных потоков или акт купли-продажи. В контексте сетевого подхода одним из наиболее важных положений является утверждение о том, что экономические и социальные отношения тесно переплетены, а неформальные отношения играют важнейшую роль в экономическом взаимодействии организаций. Акцент смещается на взаимодействие фирм и социальные связи, складывающиеся между партнерами внутри сети. Основы данного подхода разрабатывались представителями новой американской социологии во главе с М. Грановеттером [4].
Функционирующие в сети предприятия большое значение придают инвестициям в отношения, ставя их нередко выше вложений в материальные активы. Эти вложения не столь дорогостоящи, как, например, приобретение нового оборудования, но при этом могут вывести фирму на более высокий производственный уровень.
Обычным для сетей является образование временных сообществ, создаваемых для решения конкретной задачи и самоликвидирующихся после ее выполнения. В результате отношения в организации пронизываются множеством сложных связей. Участник организации может в одном случае быть руководителем своих руководителей в каком-то другом деле или равноправным с ними в третьем вопросе. Небольшие первичные ячейки нередко специализируются на какой-то задаче, например, добывании информации, анализе, обеспечении безопасности, связи и так далее.
По своей природе сетевые организации всегда находятся в процессе трансформации, в состоянии корректировки в соответствии с изменениями рынка, технологий и других факторов внешней среды. Процесс адаптации, ориентированный на результаты, способствует достижения целей организации в изменяющейся обстановке.
Сетевые формы взаимодействия в настоящее время приобретают доминирующее значение. Их формирование и развитие приводит в целом к трансформации структуры экономики. Более того, в современной экономике формируется сетевая структура, экономические взаимодействия начинают обладать сетевыми характеристиками и сетевым характером. Как отмечает С. А. Гулин, социальные и экономические сети становятся наиболее продуктивными и перспективными формами взаимодействий между субъектами современного рынка [1, с. 2].
Среди достоинств сетевой формы предпринимательства — гибкость, устойчивость к изменениям внешней среды, «дружественность» к инновациям и др. Эти качества обусловили формирование ключевых конкурентных преимуществ сетевых взаимодействий, научное обоснование которых выдвинулось в разряд наиболее актуальных направлений современной экономической мысли.
Сети активно формируются и развиваются в условиях активного преобразования отечественной рыночной экономики России, однако принципы их адаптации и особенности функционирования пока еще недостаточно изучены. Изучение сетевых организаций и принципов их деятельности должно внести вклад в оптимизацию деятельности предприятий всех организационных форм.
Литература:
1. Гулин С. А. Сетевой принцип организации экономических отношений. Инновационное развитие: Материалы I Молодежного экономического форума, 13–14 ноября 2008 года, г. Петрозаводск. — Петрозаводск: Карельский научный центр РАН. — 168 с.
2. Мильнер Б. З. Теория организации. Гл. 33. Сетевые организации. http://nashol.com/2012041364519/teoriya-organizacii-milner-b-z-2000.html
3. Светуньков М. Г. Предпринимательские сети как экономическая категория: направления современных исследований. http://www.teoria-practica.ru/-1–2011/economika/svetunkov.pdf
4. Granovetter M. The strength of weak ties // American Journal of sociology. — 1973. — Vol. 78. — № 6. — P. 1371.