Особенности разработки активных спортивных молодежных туров
Автор: Шарабидзе Нана Ревазовна
Рубрика: 18. Туризм
Опубликовано в
III международная научная конференция «Проблемы современной экономики» (Челябинск, декабрь 2013)
Дата публикации: 04.12.2013
Статья просмотрена: 6264 раза
Библиографическое описание:
Шарабидзе, Н. Р. Особенности разработки активных спортивных молодежных туров / Н. Р. Шарабидзе. — Текст : непосредственный // Проблемы современной экономики : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 163-167. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/92/4649/ (дата обращения: 16.11.2024).
Туризм является одним из главных отраслей экономики Грузии. За последние годы число туристов и визитёров выросло в несколько раз. Примечательно, что страна стала интересной не только для иностранных туристов, но и для местных. С участием студентов специальности туризма ГУАЦ, методом случайного подбора, был проведен опрос с целью изучения привлекательности различных туров среди местной молодёжи.
Всего было опрошено 98 человек. Среди них 67 студентов разной специальности и 31-старшекласников. Эта часть населения активно пользуется различными туристическими услугами. 74 % опрошенных путешествует по стране хотя бы раз за год. Большая часть молодежи заинтересована развлекательными спортивными и активными экстремальными турами (схема 1). При разработке этих туров можно предложить пешие, велосипедные или автомобильные походы разной степени трудности по различному рельефу (в горах, по лесу, вдоль реки, по историческим местам и т. д.); с учетом того, что Грузия богата пещерами, — перспективным является спелеотуризм; возможно предложение водных туров на байдарках, лодках, катамаранах и т. д., как по рекам, так и на море и озёрах.
Рис. 1. Распределение интереса молодёжи к различным турам: 1-Курортный, 2- Лечебно-оздоровительный, 3- Эко туры, 4- Познавательные (краеведческие туры), 5- Агро туры, 6- Развлекательные спортивные, 7- Активные экстремальные.
Из анализа схемы 1 видно, что среди молодёжи, наряду с активными спортивными турами, также популярны познавательные туры. С учетом этой особенности можно предложить комбинированные туры- можно устроить поход по историческим местам, в ходе походов можно организовать различные конкурсы и викторины.
Тот факт, что среди молодёжи особенно популярны активные (спортивные) и познавательные (исторические, религиозные) туры, проявляется на практике- на сегодняшний день разные группы молодежи всё чаще устраивают походы по горным, заповедным, историческим местам. Однако, нередки стали сообщения и о чрезвычайных происшествиях (заблуждение туристов, разного рода ушибы и. т.) во время походов. Все это наводит на мысль, что во время разработки активных молодёжных туров, туроператоры должны учесть много специфических вопросов и провести профессиональную организационную работу. Считаем, что эту работу туроператоры должны провести с инструкторами по туризму. В зависимости от характера туристических продуктов, фирма может иметь собственную специальную материально-техническую базу и штатный персонал инструкторов, или же должен оформить соглашение с профессиональными инструкторами о совместной работе с целью реализации активных молодежных туров.
Первый этап работы касается вопросам выбора маршрута для походов с учётом местности и интересов участников тура. Оценка спортивно-технических характеристик маршрута включает определение: характера и особенностей естественных препятствий, их техническую сложность, определяемую техническими элементами, приемами, способами, которыми хотя бы минимально должны владеть участники похода; оптимального количества естественных препятствий той или иной категории трудности, определяющее в комплексе (и с учетом параметров маршрута) категорию сложности всего маршрута; наконец, продолжительности похода и протяженность маршрута, зависящие как от характера естественных препятствий, климатических факторов, так и друг от друга. Естественными препятствиями на маршрутах туристских походов являются: сильно пересеченный рельеф (включая перевалы, вершины, каньоны), водные преграды (болота и реки), густой лес, пороги, перекаты, прижимы на маршрутах водных походов и т. д.
Классифицировать туристические туры можно по продолжительности, протяжённости и технической сложности. Взаимосвязь и взаимозависимость параметров туристских маршрутов (их протяженности и требуемой продолжительности походов) со сложностью естественных препятствий иллюстрируется схемой (схема 2).
При выборе маршрута одним из главных задач является определение орографических, гидрографических и ландшафтно-климатических характеристик региона. Так, например, спокойный характер рек, высокий уровень хозяйственной освоенности районов (в том числе развитость транспортной сети) позволяют совершать походы I и II категорий сложности. В мало населенных районах, с большим числом порожистых рек, густыми лесами, более суровыми климатическими условиями и более сложным ориентированием, маршруты имеют более высокие категории сложности (до III-IV), а высокогорных районах — и высшей категории сложности.
Рис. 2. Классификация туристических маршрутов
Туры II-V категорий можно предложить более подготовленным туристам, а для широкого круга потребителей целесообразно разработать маршруты не более I категории сложности. Продолжительность таких туров может быть 1–6 дней, протяженность маршрута приведена в таблице 1.
Таблица 1
Протяжённость маршрутов различных туров
Вид тура Протяженность походов, (км) |
Пешеходного |
Горного |
Водного |
Велосипедного |
Спелеотуризм (количество пещер) |
15–20 |
5–6 |
10–15 |
25–30 |
1–2 |
Из схемы 1. видно, что наряду с активными спортивными турами, большой популярностью среди молодёжи пользуются познавательные — краеведческие туры. В рамках краеведческих туров можно объединить исторические, религиозные, экологические, агро туры.
Краеведческая практика связана с приобретением знаний о природных богатствах родного края, историческом прошлом народа, формированием у туриста умений и навыков в организации и проведении специальных наблюдений в условиях похода с последующей их обработкой и анализом. Краеведческая подготовка включает собственно краеведение, а также его практические приложения и смежные разделы учебно-воспитательной работы: наблюдения в походе, вопросы охраны природы, памятников истории и культуры, организацию и проведение общественно полезной работы.
Изучение родного края предусматривает знакомство с его географической и краеведческой характеристикой. Физико-географическая характеристика региона включает климат, рельеф, растительность и животный мир, полезные ископаемые, а экономическая — развитие промышленности, сельского хозяйства, транспорта. Краеведческая характеристика включает экскурсионные объекты: исторические, религиозные, архитектурные, другие памятные места истории и культуры народа; музеи, передовые предприятия, фермы.
Углублению знаний молодежи по вопросам краеведения (истории, географии, экологии и т. д.) могут способствовать конкурсы и викторины. Во время тура можно проводить конкурсы и тематические викторины. Можно проводить конкурсы по краеведческой подготовке туриста, которая включает знание методики работы со специальной литературой: справочниками, путеводителями, методическими пособиями по краеведению и выполнению краеведческих наблюдений.
Краеведческая подготовка туриста и выполнение краеведческих наблюдений в походе способствуют соединению обучения и воспитания в единый процесс. Действительно, невозможно представить себе содержательный поход по родному краю без пристального внимания его участников к предварительному изучению региона похода, к накоплению наблюдений и впечатлений на маршруте, без желания познакомить со своими наблюдениями, фотографиями, слайдами тех, кто еще не был на этом маршруте. Именно поэтому массовые туристские походы, в том числе и учебные, организуются, как правило, с определенной целевой установкой. Например, изучить местность знаменитых и значимых для страны битв — Дидгорской, Марабдской и т. д.; повторить путь Просветительницы Грузии Святой Нино; Посетить средневековые замки и башни бивших феодалов; пройти путь знаменитого велосипедиста Д.Лежава и т. п.
Уже на предварительном этапе подготовки туристического продукта краеведение играет важную роль. Изучение литературных и исторических источников о природных богатствах региона путешествия, его историческом прошлом позволяет правильнее выбрать маршрут, составить наиболее точные исторические и географические справки о конкретном регионе, что, в свою очередь, способствует эффективному решению учебно-воспитательных и познавательных задач похода. При прохождении маршрута эти справки посредством наблюдений уточняются и дополняются. Изучение вопросов истории и культуры народа неразрывно связано с такими разделами краеведческой подготовки, как история, этнография, архитектура. Краеведческая работа на маршруте вместе с общественно полезной работой, а также знакомство с памятниками истории и культуры составляют важное направление воспитания молодежи средствами туризма.
Туристические походы могут дать важную информацию и определённые знания по экологии и охране окружающей среды. Воспитание у молодежи любви к своей Родине неразрывно связано с комплексом воспитательных и организационных природоохранительных мероприятий. Необходимо обратить внимание на два основных аспекта охраны природы в туристских походах. Первый из них — учебно-воспитательная работа, включающая беседы об охране природы, методике организации туристских походов, с одной стороны, и практическое осуществление природоохранительных мероприятий при организации привалов и ночлегов, с другой. Второй аспект — это комплекс организационно-технических мероприятий по созданию материальной базы природоохранной работы (маркировка и оборудование маршрутов походов выходного дня и учебных маршрутов многодневных походов; совершенствование снаряжения, необходимого для организации бивака, после снятия, которого не остается никаких следов). Оба эти аспекта взаимосвязаны и взаимообусловлены, так как не может быть эффективной учебно-воспитательная работа по охране природы без соответствующей материально-технической базы, как не может быть создана эта база без систематической и последовательной учебно-воспитательной работы. Особое значение в ней имеет активная природоохранная деятельность туристских предприятий, их участие в совместных с лесничествами мероприятиях по санитарной прочистке просек, в лесопосадках, в маркировке туристских маршрутов и оборудовании их местами стоянок.
Важным и полезным для рекламирования молодёжных туристических продуктов является подробный сбор и обработка информации о походе (фотографирование, размещение информации в социальных сетях по интернету и т. п.). Качественно оформленный отчет о походе помогает и способствует пропаганде туризма и конкретного туристического продукта.
В походах участники могут приобрести новые знания и навыки, например, по фотографированию и ведению маршрутных наблюдений (систематические метеонаблюдения, съемка ландшафта, картирование маршрута, наблюдения за флорой и фауной). Приобретение навыков маршрутных наблюдений сначала в учебных целях, а затем в порядке учебно-исследовательской работы в дальнейшем оказывается эффективной формой подготовки молодёжи к выполнению серьезных заданий научных и общественных организаций и учреждений.
Таким образом, при создании и реализации активных спортивных молодежных туров туристические фирмы должны провести обстоятельную и тщательную работу по следующим направлениям:
- Выбора маршрута (длительность, продолжительность и техническая сложность). Для этих целей туроператоры должны учесть мнение специалистов-инструкторов и иметь надлежащую материально-техническую базу.
- Определения содержания и характера туров с учетом интересов молодёжи. Исследования и практика показывают, что наиболее успешны активные туры в комбинации с познавательным туром.
- Сочетания содержания и характера активных туров с познавательными турами. Туристические фирмы должны провести креативрую предварительную работу со специалистами с целью подготовки тематических конкурсов и викторин и создания методик для обучения туристов минимальным практическим навыкам.
Литература:
1. Отчеты национального агентства по туризму.
2. Дурглишвили Н. Анализ социологических данных. Тбилиси, 2006 г.
3. Вяткин Л. А. Туризм и спортивное ориентирование. Москва, «Академия», 2009 г.