Развитие малого бизнеса в Республике Казахстан | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 14. Экономика и организация предприятия, управление предприятием

Опубликовано в

III международная научная конференция «Проблемы современной экономики» (Челябинск, декабрь 2013)

Дата публикации: 03.12.2013

Статья просмотрена: 1898 раз

Библиографическое описание:

Отешова, А. К. Развитие малого бизнеса в Республике Казахстан / А. К. Отешова. — Текст : непосредственный // Проблемы современной экономики : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 110-113. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/92/4668/ (дата обращения: 16.11.2024).

Экономика любой страны не может нормально развиваться без оптимально сочетания крупного, среднего и малого бизнеса. Это доказывает мировая практика. Неотъемлемой частью рыночных отношений является малый бизнес. Переход к рыночным отношениям в Казахстане снял многие препятствия в развитии малого предпринимательства. В тоже время многие фирмы разорились из-за недостаточного финансирования или недоработок в системе налогообложения. В настоящее время существует острая необходимость в пересмотре реформ касающихся развития и поддержки малого сектора на уровне государства.

Предпринимательство в Казахстане зародилось еще в период Шелкового пути в торговой форме и в виде промыслов. Первыми предпринимателями можно считать торговцем и купцов. Наибольшее развитие предпринимательства относится к годам привлечения Петра I, когда по всему Казахстану создавались мануфактуры, бурно развивалась горная, оружейная, суконная, полотняная промышленность. Известнейшим представителем династии предпринимателей в промышленности в ту пору была семья Демидовых.

В начале 1990 года предприятия малого бизнеса образовались чаще всего путем отделения от государственных предприятий-учредителей. В 1991 г. это были, как правило, товарищества с ограниченной ответственностью. За первую половину 1991 г. многие коллективы реорганизовались в предприятия малого бизнеса, основанные на частной долевой собственности.

Реже встречаются малые предприятия семейного типа. Во многом это можно объяснить сложностью и дороговизной аренды нежилых помещений.

Нередко местные власти совместно с другими предприятиями выступают учредителями малых предприятий. Их вклад как учредителей состоит, как правило, в предоставлении нежилых помещений на условиях аренды.

Масштабы развития малого бизнеса в Казахстане и его вклад в оздоровление экономики сегодня явно недостаточны. Одна из причин такого положения состоит в том, что не получила должного развития государственная поддержка предприятий малого бизнеса. Между тем эти предприятия как наиболее неустойчивая предпринимательская структура, наиболее зависимая от колебаний рынка, нуждаются в разносторонней государственной поддержке.

В Казахстане существуют различные организационные формы государственной поддержки и защиты интересов предприятий этой сферы. Созданы ассоциации малого предпринимательства, различные фонды развития и поддержки малого бизнеса.

Одна из причин высоких процентов по кредитам для предприятий малого бизнеса — большой риск кредитования. Финансовое состояние этих предприятий нестабильное и неопределенное, плюс к этому низкая капитализация существенно увеличивают риск не возврата кредита. Предприятия малого бизнеса нуждаются также в информационном обслуживании, подготовке кадров, в льготном банковском кредите и в другой помощи.

Заслуживает внимания опыт финансово-кредитной поддержки малого бизнеса со стороны государства через прямые и гарантированные займы. Прямые займы выдаются небольшим фирмам на определенный срок под более низкие процентные ставки, чем те, что действуют на частном рынке ссудных капиталов. Гарантированные займы дают кредиторам государственные гарантии, составляющие до 90 % заемного капитала. Таким образом, государство старается заинтересовать частные банки, торговые и промышленные корпорации, страховые компании, пенсионное фонды в предоставлении капиталов мелким фирмам.

Имеются и другие формы государственной поддержки малого бизнеса: обеспечение госзаказом (теперь не менее 15 % государственных заказов в обязательном порядке размещаются на малые предприятия. Смысл в следующем: генеральный заказчик, выигравший тендер на получение госзаказа, финансируемого из республиканского бюджета, должен не менее 15 % общего заказа разместить на малом предприятии в соответствии с договором), предоставление особых льгот предприятиям, создаваемым в отсталых областях со слабо развитой промышленностью, др.

Развитие малого бизнеса происходит сейчас в основном в посреднической сфере и в отраслях, не требующих значительных капитальных вложений: в торговле, общественном питании, в строительстве гражданских объектов, мелком ремонте техники и машин, а сельском хозяйстве. Между тем такой мощный рынок, как сфера научно-технических новшеств и информации, не осваивается.

Тем не менее отечественный малый бизнес имеет перспективы развития. Как ведущий сектор рыночной экономики предприятия малого бизнеса определяют темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта, благодаря чему абсолютное большинство развитых стран всемерно поощряют деятельность малого бизнеса. [1]

В Казахстане в последнее время проводится много программ по поддержке и развитию малого сектора экономики. В настоящее время существуют различные формы финансирования поддержки малого бизнеса: финансовая, имущественная, поддержка внешнеэкономической деятельности предприятия, информационное обеспечение, подготовкам кадров.

Для поддержки малого бизнеса создана разветвленная инфраструктура, включающая: банки, страховые, лизинговые, факторинговые компании, консалтинговые фирмы, венчурные фонды, аудиторские фирмы, арбитражные суды, технопарки, бизнес — инкубаторы, производственно-технологические и учебные центры и т. д. Новым направлением банковского кредитования является пользование проектного кредитования малого предпринимательства, в основе которого заложена идея финансирования инновационных проектов за счет полученных доходов в будущем. [2]

Для реализации Программы семи банках второго уровня, определенным соответствующим решением Государственной комиссии по модернизации экономики при Президенте Республики Казахстан, было выделено 48,8 млрд. тенге.

Таблица 1
Структура средств, выделенных банкам второго уровня, для реализации Программы

Банк

Выделенная сумма, млн. тенге

Доля БВУ

1

АО Банк ТуранАлем

12 200

25 %

2

АО Казкоммерцбанк

12 200

25 %

3

АО Банк ЦентрКредит

6 100

12,5 %

4

АО Каспийский Банк

6 100

12,5 %

5

АО Альянс Банк

6 100

12,5 %

6

АО Евразийский Банк

3 050

6,3 %

7

АО Цесна Банк

3 050

6,3 %

ИТОГО

48 800

100 %

За положенный срок полностью освоили выделенные им средства АО Банк ЦентрКредит, АО Каспийский Банк, АО Евразийский Банк и АО ЦеснаБанк. АО Казкоммерцбанк освоило 11 467,5 млн. тенге (94 %), АО Банк ТуранАлем — 9 965,9 млн. тенге (81,7 %). АО Альянс Банк освоило лишь 38,6 % выделенных средств, что составляет 2 353,3 млн. тенге. В соответствии с требованиями кредитного соглашения у банках второго уровня неосвоивших полностью своевременно выделенные им средства остаток неосвоенных сумм были отозваны и перераспределены среди остальных четырех БВУ освоивших своевременно полную сумму выделенных средств. [3]

Наибольшее количество активных индивидуальных предпринимателей по данным НК МФ сосредоточено в Южно-Казахстанской — 47 992 (10,2 % от общего количества), Алматинской — 47 104 (10,0 %), Восточно-Казахстанской — 44 323 (9,4 %) областях и в г.Алматы — 62 121 (13,2 %).

Значительное количество активно работающих крестьянских (фермерских) хозяйств зафиксировано в ЮКО — 56 230 (33,6 %), Алматинской — 49 562 (29,6 %), Жамбылской — 15 350 (9,2 %) и Восточно-Казахстанской — 14 512 (8,7 %) областях.

В большинстве регионов республики наблюдалось увеличение количества активных субъектов МСП. Так, по областям их количество выросло: в Актюбинской — на 3,5 %, Алматинской — на 9,6 %, Атырауской — на 2,8 Западно-Казахстанской — на 1,3 %, Жамбылской- на 1,5 %, Карагандинской — на 0,4 %, Кызылординской — на 3,8 %, Мангистауской — на 2,3 %, Павлодарской — на 1,4 %, Восточно-Казахстанской — на 2,2 %. В городах Астана и Алматы рост составил на 5,7 % и 0,7 % соответственно. [4]

Отмечено снижение количества активных субъектов МСП по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в Акмолинской — на 4,1 %, Костанайской — на 2,0 %, Южно-Казахстанской — на 2,2 %, иСеверо-Казахстанской — на 1,3 % (График 1).

Рис. 1. В % к соответствующему периоду предыдущего года

Агентство Республики Казахстан по статистике

На основании проведенного исследования мы пришли к следующему выводу, что развитие малого бизнеса остается важной проблемой, которая находится лично под контролем Президента РК.

Сегодня назрела ситуация, когда малое и среднее предпринимательство должно использовать свою гибкость, мобильность, рыночную объективность для ускоренного поиска своего места в инновационной экономике.

Предполагается решение следующих задач:

-        создание максимально прозрачной законодательной основы для развития малого и среднего предпринимательства;

-        дебюрократизация экономики и устранение административных барьеров;

-        сокращение теневого оборота в малом и среднем предпринимательстве;

-        передача непрофильных государству функций в рыночную среду, в первую очередь, малому и среднему предпринимательству;

-        создание и обеспечение жизнеспособных инфраструктурных систем на основе кластерно-сетевого подхода;

-        участие предпринимательства в инновационной экономике.

В настоящее время упрощен порядок регистрации субъектов малого предпринимательства — введены типовые уставы, размер регистрационного сбора уменьшен в 4 раза; упрощена процедура сертификации продукции для субъектов малого предпринимательства; введены льготы по регистрации недвижимости и права на землю; сокращено число контролирующих и инспектирующих государственных органов и платных услуг, осуществляемых ими; проводятся тендеры по передаче субъектам малого предпринимательства, занимающимся производственной деятельностью, неиспользуемых площадей и земель, а также объектов незавершенного строительства; введена система упрощенного бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства.

Таким образом, в настоящее время в области поддержки предпринимательства существует большое количество различных институтов, сформированы базовые принципы, формы и механизмы поддержки.

Литература:

1.         Доклад Председателя Правления АО «Фонд развития малого предпринимательства» Амрина Г. К. 03.03.2008, www.mit.kz

2.         Кубаев Е., Кырбасов Е., Бордоусов О. Состояние и направления развития малого бизнеса и предпринимательства в Казахстане. Журнал «Экономика и статистика». № 4, 2006 г., стр. 56–60

3.         Анализ состояния развития малого и среднего бизнеса 2012 года. www.mit.kz

4.         Аналитическое обозрение Агентства Республики Казахстан по статистике www.stat.kz

Основные термины (генерируются автоматически): малый бизнес, Казахстан, Банк, банк второго уровня, малое предпринимательство, предприятие, государственная поддержка, Евразийский Банк, инновационная экономика, Каспийский Банк.