Проблемы и пути решения миграции рабочей силы в РФ и РС(Я)
Авторы: Лисагор Мария Владимировна, Лунгу Карина Дмитриевна
Рубрика: 5. Общественно-экономическая структура
Опубликовано в
III международная научная конференция «Экономика, управление, финансы» (Пермь, февраль 2014)
Статья просмотрена: 9384 раза
Библиографическое описание:
Лисагор, М. В. Проблемы и пути решения миграции рабочей силы в РФ и РС(Я) / М. В. Лисагор, К. Д. Лунгу. — Текст : непосредственный // Экономика, управление, финансы : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Пермь, февраль 2014 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2014. — С. 31-32. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/93/4850/ (дата обращения: 15.11.2024).
Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова (г. Якутск)
Актуальность темы исследования весьма значительна в современной России. В связи с экономическими кризисами возникает перемещение трудоспособного населения, что за собой влечет необходимость реформ в миграционной политике. На сегодняшний день миграция является актуальной проблемой России, как на примере недавнего трагического случая в Бирюлево, также случай с рынком «Садовод» в Москве. Считается что, каждое седьмое убийство и почти половину изнасилований в столице в первом полугодии нынешнего года совершили мигранты.
Россия стала крупнейшим центром миграции в Восточном полушарии. Порядка четырех миллионов иностранных граждан работают в России, как нелегально, так и по патентам. В РФ находятся 9,5 миллионов иностранцев. Из них 5,1 млн находятся легально, а 4,4 миллиона — группа риска. 3,5 миллиона человек находятся в РФ более трех месяцев и могут трудиться незаконно.
В 2013 году квота на привлечение иностранной рабочей силы в Москве составляет 3,2 %, то есть 215 тыс. человек. В Москве в следующем году квота на иностранную рабочую силу будет снижена до 3,1 % экономически активного населения, это около 200 тыс. человек. Также планируется, что в 2013–2015 годах доля иностранных работников не будет превышать 3,2 % от общего числа всех, кто трудится в Москве. Квота не учитывает рабочую силу из Белоруссии и Казахстана, так как гражданам этих стран нет необходимости получать разрешения на работу в России. [сайт: http://www.finmarket.ru/database/news]
Департамент труда и занятости населения города Москвы беспокоит подавляющий спрос на мигрантов из безвизовых стран, прежде всего из СНГ. Их отличает устойчивая тенденция к снижению профессиональной квалификации, уровня владения русским языком, а также отсутствие социально-трудовых навыков. [сайт: http://ria.ru/society.html]
По Республике Саха (Якутия) за 2012 и за 9 месяцев 2013 гг.
Миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства
В Якутии нарастают проблемы, связанные с ростом миграционного потока из стран ближнего зарубежья. Таковы мигранты из стран центрально-азиатского региона.
По итогам 2012 года на миграционный учет поставлено 51364 иностранных граждан и лиц без гражданства, из них: по месту пребывания — 48356, в том числе продление — 10902; по месту жительства — 3008.При этом отмечается увеличение на 10,4 % количества иностранных граждан и лиц без гражданства поставленных на миграционный учет по месту пребывания, в том числе граждан прибывших из стран ближнего зарубежья — 37990, из стран дальнего зарубежья — 10366.
Снято с миграционного учета 17229 иностранных граждан, что в 2,2 раза больше АППГ (7914). В показателях миграционного учета иностранных граждан одновременно наметилась тенденция в сторону увеличения миграции из дальнего зарубежья на 12,7 % и миграционного притока из стран ближнего зарубежья — на 9,8 %.
Основную долю миграционного притока из ближнего зарубежья в Республику Саха (Якутия) составили мигранты из Кыргызстана — 22,9 %, Армении — 19,0 %, Таджикистана — 18,4 % и Узбекистана — 17,0 %.
Дальнее зарубежье в основном представлено гражданами Китая, которые составляют 40,4 % от общего числа иностранных граждан прибывших в визовом порядке. На втором месте граждане Сербии, прибывшие на территорию республики с целью осуществления трудовой деятельности — 21,4 %
По итогам 9 месяцев 2013 года на миграционный учет поставлено 48852 иностранных граждан и лиц без гражданства, что на 17,0 % больше чем за аналогичный период прошлого года (41746), из них: поставлено по месту пребывания — 46767, в том числе: первично — 28205, продление — 18562; на основании почтовых уведомлений — 10286, на основании уведомлений, поступивших из гостиниц — 2700. Зарегистрировано по месту жительства — 2085. Следует отметить, что на миграционный учет по месту пребывания поставлено на 18,4 % больше иностранных граждан и лиц без гражданства, чем в прошлом году, в том числе граждан прибывших из стран ближнего зарубежья — 39639, из стран дальнего зарубежья — 7129.
Как и в предыдущих периодах, наибольшее количество иностранных граждан на территорию Республики Саха (Якутия) прибывает из стран СНГ, из них первую тройку занимают граждане Армении (21,1 %) от общего числа въехавших на территорию Российской Федерации из стран ближнего зарубежья, Таджикистана (21,1 %) и Кыргызстана (20,3 %).
Из стран с визовым режимом в число первых трех традиционно входят граждане Китая (42,0 %), Сербии (22,4 %), на третьем месте граждане Германии (4,8 %).
Пути совершенствования миграционной политики в РФ
- Подготовить и подписать двусторонние протоколы (соглашения) между российскими регионами, и странами СНГ, располагающими избыточными трудовыми ресурсами — об организованном привлечении на работу трудовых мигрантов на временной основе.
- Целесообразно создать рекрутинговые компании с участием государства и частного капитала по поиску, приему, оформлению и временному трудоустройству мигрантов в отраслях российской экономики, распространению оперативной информации о вакансиях и потребностях работодателей в регионах.
- Важно упростить и ускорить для работодателя процедуру оформления на работу трудовых мигрантов на временной основе. Такая процедура должна быть уведомительной, осуществляться через службу занятости населения и строго ограниченной по времени (занимать не более 15 дней)
- Создать систему консультационной поддержки мигрантов в вопросах обеспечения их прав и соблюдения условий проживания в России на основе организации сети доступных консультационных пунктов в разных регионах.
- Увеличить штатную численность и улучшить материально-техническое обеспечение территориальных подразделений ФМС России в соответствии с реальным объемом работ. По данным ФМС, около 90 % сотрудников службы занимаются паспортно-визовой работой и только 10 % — непосредственно миграцией.
- Ужесточение прохождения таможенного контроля, заполнение документаций, возможность давать визу на определенный срок и по определенным требованиям. Также создание определенных требований для трудоустройства.
- Для обеспечения устойчивого роста экономики и сбалансированного развития страны необходимо эффективное регулирование миграционных потоков, создание условий для привлечения востребованных высококвалифицированных иностранных специалистов.
«Противодействие незаконной миграции».
В целях снижения и противодействия незаконной миграции Республика Саха (Якутия) планирует:
- противодействие организации каналов незаконной миграции;
- совершенствование межведомственного взаимодействия с органами исполнительной государственной власти Республики Саха (Якутия), в том числе обмена информацией по вопросам противодействия незаконной миграции;
- усиление информационной и разъяснительной работы с гражданами, работодателями в целях предупреждения нарушений миграционного законодательства Российской Федерации;
- организация более плотного взаимодействия с УФССП России по Республике Саха (Якутия) по вопросам увеличения доли взысканных штрафов от общего количества наложенных штрафов;
- проведения учебно-методических сборов с сотрудниками структурных территориальных подразделений Управления осуществляющими функции по выявлению нелегальных мигрантов;
- организация взаимодействия с УФСИН России по Республике Саха (Якутия) по выявлению иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международными договорами о реадмиссии. [http://www.ufms14.ru/files/pdf/statistics/drond2012.pdf]