Проблемы совершенствования пенсионной системы в современных условиях
Автор: Мамиёк Людмила Алиевна
Рубрика: 15. Региональная экономика
Опубликовано в
III международная научная конференция «Экономика, управление, финансы» (Пермь, февраль 2014)
Дата публикации: 05.02.2014
Статья просмотрена: 2977 раз
Библиографическое описание:
Мамиёк, Л. А. Проблемы совершенствования пенсионной системы в современных условиях / Л. А. Мамиёк. — Текст : непосредственный // Экономика, управление, финансы : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Пермь, февраль 2014 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2014. — С. 157-160. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/93/4989/ (дата обращения: 15.11.2024).
Главная проблема любой пенсионной системы, как правило, — несбалансированность доходной и расходной частей пенсионного бюджета. Помимо причин экономического характера, важной является тенденция старения населения. В нашей стране в настоящее время наблюдается сочетание не самых благоприятных факторов для развития и совершенствования системы пенсионного обеспечения.
Ключевые слова:пенсионная система, пенсионное страхование и обеспечение, численность пенсионеров, доходы и расходы пенсионного бюджета.
Во всех цивилизованных странах, где сложились традиции социальной ответственности государства перед пожилыми людьми, в настоящее время ведутся исследования по оптимизации моделей пенсионной системы.
Главная проблема любой пенсионной системы, как правило, — несбалансированность доходной и расходной частей пенсионного бюджета. Помимо причин экономического характера, важной является тенденция старения населения. В нашей стране в настоящее время наблюдается сочетание не самых благоприятных факторов для развития и совершенствования системы пенсионного обеспечения. Реформирование российской экономики и пенсионной системы продолжается на фоне экономической и финансовой нестабильности в стране и в мире.
Пенсионное страхование и обеспечение занимают наибольшую часть в объеме всех социальных выплат, так как они покрывают социальные риски, связанные с постоянной нетрудоспособностью и утратой трудового дохода в результате наступления преклонного возраста, инвалидности или смерти кормильца семьи. Реализация этих социальных рисков приводит к противоречиям, несоответствию параметров уровня жизни отдельного человека с общественными нормами и стандартами жизни.
Проанализируем основные показатели деятельности Отделения ПФР по Республике Адыгея, характеризующие состояние пенсионного обеспечения.
Отделение Пенсионного фонда РФ по РА — лучшее региональное отделение, добившиеся наиболее выдающихся результатов в своей работе в 2012 году. Отделению Пенсионного фонда РФ по Республике Адыгея присвоено звание «Лучшее Отделение ПФР в Южном федеральном округе за 2012 год». В общем зачете по всем направлениям деятельности Отделение ПФР по Республике Адыгея заняло 6 место среди 82-х региональных отделений ПФР в субъектах Российской Федерации. При подведении итогов конкурса учитывались такие показатели эффективности работы с клиентами, как своевременность назначения пенсий, оперативность работы по приему и обработке заявлений граждан, использование современных электронных технологий работы с информацией. Высокая оценка, данная работе регионального пенсионного ведомства Адыгеи — следствие большой кропотливой работы, проделанной сотрудниками Отделения и управлений (Отдела) ПФР в городах и районах республики в 2012 году.
В результате данной работы средний размер трудовых пенсий за 2012 год возрос на 10,1 % и составил 8 316,38 руб., по старости — на 10,0 % и достиг 8 672,17 руб. Ещё существеннее оказался — и в абсолютном, и в относительном измерении — рост доходов получателей двух пенсий: инвалидов вследствие военной травмы, участников Великой Отечественной войны (см. табл.1)
Таблица 1
Средний размер назначенных месячных пенсий (рублей на конец года)
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
|
Все пенсионеры |
1835,7 |
2302,2 |
2567,0 |
3347,6 |
4096,8 |
5562,0 |
6786,1 |
7358,6 |
8115,4 |
в том числе получающие пенсии: |
|||||||||
по старости |
2000,0 |
2496,7 |
2780,3 |
3592,4 |
4400,4 |
5948,0 |
7283,0 |
7887,3 |
8672,2 |
по инвалидности |
1444,1 |
1829,6 |
2016,3 |
2663,7 |
3224,4 |
4468,3 |
4737,8 |
5103,9 |
5611,7 |
по случаю потери кормильца (на каждого нетрудоспособного члена семьи) |
1231,5 |
1516,6 |
1739,3 |
2167,7 |
2803,3 |
3784,8 |
4999,6 |
5465,0 |
6081,6 |
cоциальные |
1166,5 |
1622,8 |
1673,6 |
2442,2 |
2706,7 |
3796,0 |
4246,3 |
4648,7 |
5329,2 |
Размеры ежемесячных денежных выплат (ЕДВ) отдельным категориям граждан (федеральным льготникам) возросли (проиндексированы) на 6,0 %. Средний размер ЕДВ составил 1 833,77 руб. По удельному весу недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование ОПФР по РА вошло в число региональных отделений ПФР, имеющих лучший результат в Российской Федерации: доля недоимки по страховым взносам обязательное пенсионное страхование составила 0,83 % от суммы начисленных страховых взносов за 2010–2012 годы, что ниже аналогичного показателя 2011 года в 3,25 раза. Продолженная в 2013 году работа по развитию системы электронного документооборота со страхователями позволила достичь территориальным органам ПФР в республике практически 100 %-ного представления отчетности по персонифицированному учету пенсионных прав работающих граждан по телекоммуникационным каналам связи с электронной подписью. Так, по итогам 2012 года ОПФР по РА по организации и ведению персонифицированного учета заняло второе место среди региональных отделений Российской Федерации.
Отделение Пенсионного Фонда по Республике Адыгея не только занимает ведущие позиции в Южном Федеральном округе, но и входит в число лучших в Российской Федерации. В Адыгее 24,5 % населения трудоспособно, остальная его часть — это дети и пенсионеры. То есть основная часть жителей республики нуждается в социальной поддержке государства.
Оценить социальную значимость регионального Отделения Пенсионного фонда РФ для республики можно, в частности, исходя из следующего экономического показателя: общие расходы из бюджета ПФР на пенсионное обеспечение, на осуществление различного рода доплат и выплат, на улучшение материального положения отдельных категорий граждан, реализацию региональных социальных программ составили по Республике Адыгея в 2012 году 13 млрд. 378,8 млн. руб., что существенно выше доходной части регионального бюджета на 2012 год.
Назначение и выплата пенсий, оказание государственной социальной помощи по линии ПФР в 2013 году проходило по всей территории Российской Федерации своевременно и без сбоев. По итогам 2013 года расходы ПФР на пенсионное обеспечение превысят 5,1 трлн. рублей. Это почти на 600 млрд. рублей 689 больше, чем в 2012 году. Общая численность пенсионеров, получающих пенсии по линии ПФР, составляет 40,8 млн. человек. [1] Из них 33,8 млн. — получатели трудовой пенсии по старости, 2,38 млн. — получатели трудовой пенсии по инвалидности, 1,3 млн. чел — получатели трудовой пенсии по случаю потери кормильца, почти 3,4 млн. — получатели пенсии по государственному пенсионному обеспечению. Нужно отметить, что численность пенсионеров в Республике Адыгея на 01.01.2013 года составила 122 564 человека, или 27,7 % от численности населения (см. таблицу 2). Наибольшее количество пенсионеров Республики Адыгея проживает в г. Майкопе — 38,6 % от общей численности, наименьшее — в Шовгеновском районе — 3,9 % и в г. Адыгейске — 3,3 %. [2]
Таблица 2
Численность пенсионеров и средний размер назначенных месячных пенсий пенсионеров, состоящих на учете в органах социальной защиты населения по видам пенсионного обеспечения по Республике Адыгея
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
|
Численность пенсионеров, тысяч человек |
|||||||||
Все пенсионеры |
122,2 |
121,2 |
119,0 |
117,9 |
117,6 |
118,3 |
121,2 |
121,9 |
122,6 |
в том числе получающие пенсии: |
|||||||||
по старости |
92,1 |
91,3 |
91,0 |
91,4 |
92,0 |
92,8 |
97,8 |
98,3 |
99,1 |
по инвалидности |
14,3 |
13,9 |
12,4 |
11,4 |
10,9 |
11,0 |
8,3 |
8,3 |
8,2 |
по случаю потери кормильца (на каждого нетрудоспособного члена семьи) |
9,7 |
9,4 |
8,7 |
7,8 |
6,6 |
5,9 |
5,9 |
5,9 |
5,8 |
cоциальные |
5,5 |
6,0 |
6,4 |
6,7 |
7,6 |
8,0 |
8,6 |
8,7 |
8,8 |
В 2012 году ПФР обеспечил выполнение всех мероприятий по повышению уровня пенсионного обеспечения граждан. Повышен уровень пенсионного обеспечения 40,6 млн. пенсионеров.
Трудовые пенсии были с 1 февраля 2013 года проиндексированы на 6,6 % и с 1 апреля — на 3,3 %. Также с 1 апреля на 1,81 % были проиндексированы пенсии по государственному пенсионному обеспечению. В результате всех произведенных повышений средний размер трудовой пенсии по старости в 2013 году составил 9 790 рублей. Средний размер пенсионного обеспечения инвалидов вследствие военной травмы и участников Великой Отечественной войны — 24 280 рублей и 25 283 рубля соответственно. Средний размер социальной пенсии составил 5 919 рублей. В 2013 году была увеличена социальная пенсия детям-инвалидам и инвалидам с детства I группы. С учетом проведенной 1 апреля индексации ее размер составляет 8 861,54 рубля (см. таблицу 3).
Таблицу 3
Динамика средних размеров пенсий в Российской Федерации (руб.)
за 2011 год |
за 2012 год |
абс. прирост,чел. |
прирост, % |
|
Средний размер пенсии в РФ |
8 273 |
9 154 |
881 |
10,6 |
Средний размер трудовой пенсии: |
8 510 |
9 405 |
895 |
10,5 |
- по старости |
8 876 |
9 790 |
914 |
10,3 |
- по инвалидности |
5 497 |
6 053 |
556 |
10,1 |
- по случаю потери кормильца |
5 323 |
5 948 |
625 |
11,7 |
Средний размер пенсии по гос. пенсионному обеспечению (соц. пенсии) |
5 207 |
5 919 |
712 |
13,7 |
Если провести анализ численности получателей ежемесячных денежных выплат по Республике Адыгея, то за 2012 год он составил 45478 человек. А численность получателей федеральной социальной доплаты к пенсии в Республике Адыгея на 01.01.2013 г. составила 14317 человек (11,7 % от общей численности пенсионеров), средний размер доплаты — 837,08 руб.
Средний размер пенсии в республике за 2012 год увеличился на 756,80 руб., или на 10,3 %, и составил 8115,44 руб. (см. таблицу 4)
Средний размер трудовых пенсий: по состоянию на 01.01.2013 г. возрос по сравнению с 01.01.2012 г. на 10,1 % и составил 8316,38 руб. (на 01.01.2012 г. средний размер трудовых пенсий составлял 7554,80 руб.), по старости — на 10,0 % и составил 8672,17 руб. (на 01.01.2012 средний размер пенсии по старости составлял 7887,26 руб.), что на 4034,17 руб., или на 53,4 % выше прожиточного минимума пенсионера, утвержденного Кабинетом министров Республики Адыгея на IV квартал 2012 года в размере 4 638 рублей. [3]
Таблица 4
Средний размер назначенных пенсий и его соотношение со средним размером начисленной заработной платы и величиной прожиточного минимума пенсионера по Республике Адыгея
Средний размер назначенных месячных пенсий, руб. |
Средний размер пенсии в процентах к |
Средний размер пенсии, в реальном выражении (с учетом индекса потребительских цен), в процентах к предыдущему году |
||
среднему размеру начисленной заработной платы |
величине прожиточного минимума пенсионера 1) |
|||
2004 |
1835,7 |
43,0 |
111,9 |
100,7 |
2005 |
2302,2 |
44,9 |
114,7 |
112,3 |
2006 |
2567,0 |
40,0 |
106,1 |
102,8 |
2007 |
3347,6 |
41,6 |
113,5 |
117,2 |
2008 |
4096,8 |
40,6 |
120,5 |
106,4 |
2009 |
5562,0 |
48,2 |
150,5 |
125,1 |
2010 |
6786,1 |
51,0 |
165,1 |
109,5 |
2011 |
7358,6 |
46,7 |
172,3 |
104,5 |
2012 |
8115,4 |
48,6 |
175,0 |
102,8 |
1) Величина прожиточного минимума пенсионера за IV квартал соответствующего года |
В целом по республике назначение пенсий и иных выплат осуществляется в установленные законом сроки на 100 %, т. е. в 10-дневный срок с даты представления последнего документа заявителем. За 2012 год вынесено 7389 решений о назначении (отказе) пенсий в установленные законом сроки, осуществлен перерасчет пенсий по различным основаниям 4 077 пенсионерам, назначена ежемесячная компенсационная выплата неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами к пенсии 3792 получателям.
Таким образом, важными условиями достижения успеха в проведении модернизации пенсионной системы являются:
- разработка государственной программы вовлечения в трудовую деятельность лиц старших возрастов путем формирования рабочих мест для старших возрастных групп;
- разработка государственной программы, нацеленной на формирование страхования лекарственного обеспечения и социального обслуживания пожилого населения;
- нормативные (законодательные) и договорные формы повышения заработной платы у работников с низкими ее уровнями, а также поэтапное повышения МРОТ до соотношения 40–50 % от средней ее величины.
В качестве стратегических направлений деятельности Фонда в 2014 году Правлением ПФР признаны: проведение мероприятий по реализации новой пенсионной формулы, совершенствование накопительного компонента, трансформация института досрочных пенсий. Основными целями стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации должны стать — повышение уровня пенсионного обеспечения граждан, достижение долгосрочной финансовой устойчивости обязательного пенсионного страхования и сбалансированности бюджета Пенсионного фонда РФ.
Литература:
1. Итоги пенсионной реформы и долгосрочные перспективы развития пенсионной системы РФ с учетом влияния мирового финансового кризиса [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://www.minzdravsoc.ru.
Ключевые слова
пенсионная система, пенсионное страхование и обеспечение, численность пенсионеров, доходы и расходы пенсионного бюджета., доходы и расходы пенсионного бюджетаПохожие статьи
Пенсионная система в РФ: проблемы и пути решения
Проблема пенсионного обеспечения населения в России с каждым годом становится все актуальнее. Быстрое старение населения является основной угрозой надвигающегося кризиса системы государственного пенсионного обеспечения, статья посвящена основным проб...
Дифференциация причин дефицита трудовых ресурсов: региональный аспект
Основной причиной системного кризиса в России является потеря человеческого и трудового потенциала и невозможность его реализовать ввиду сложившейся структуры экономики, отсутствия необходимых механизмов привлечения высококвалифицированных специалист...
Статистическое изучение доходов населения Московской области
Одним из основных ключевых факторов уровня безопасности и благосостояния является наличие постоянного источника доходов у населения. Когда неравенство доходов населения любой страны находится в определённых границах, оно может генерировать положитель...
Реформирование пенсионной системы РФ
В данной статье рассматриваются особенности и этапы реформирования пенсионной системы в Российской Федерации. Автор рассматривает вопросы, связанные с реализацией пенсионной реформы на различных этапах, в частности, особенности расчета страховых пенс...
Совершенствование механизма финансовой сбалансированности бюджета Пенсионного фонда России
В данной статье будет предложен способ совершенствования механизма финансовой сбалансированности бюджета Пенсионного фонда России (ПФР). Тема работы актуальна, так как настоящий механизм, вследствие отсутствия учета ключевых социально-экономических т...
Сравнительная характеристика пенсионных систем разных стран
В данной статье рассматривается вопрос реформирования систем пенсионных выплат, проведен сравнительный анализ основных характеристик систем пенсионных выплат Германии, Великобритании, Франции и США, даются предложения для проведения эффективных рефор...
Социальная защита населения в муниципальных образованиях Хабаровского края
Нынешняя социально-экономическая ситуация в России крайне противоречива и многогранна. В экономике присутствует нестабильность. Нынешняя ситуация требует от государственных и общественных объединений принятия адекватных мер, в первую очередь, в разви...
Угрозы ухудшения уровня жизни пенсионеров в условиях социально-экономического кризиса
Рассматривается проблема низкого уровня жизни и благосостояния пенсионеров в России. Основным показателем, характеризующим уровень жизни пенсионеров, является размер пенсий, обеспечиваемый пенсионной системой. Пожилые люди встревожены своим материаль...
Проблемы и противоречия, обуславливающие снижение эффективности функционирования системы обязательного медицинского страхования
В статье представляются вниманию противоречия, существующие в системе предоставления услуг, связанных с реализацией социальных потребностей населения в целом и в системе обязательного медицинского страхования в частности. Рассматривается проект рефор...
Анализ состояния основных средств российских предприятий
Высокая степь физического и морального износа оборудования является главной причиной неконкурентоспособности российских предприятий. Ключевую роль в производительности труда российских предприятий играет его обеспеченность средствами производства, ко...
Похожие статьи
Пенсионная система в РФ: проблемы и пути решения
Проблема пенсионного обеспечения населения в России с каждым годом становится все актуальнее. Быстрое старение населения является основной угрозой надвигающегося кризиса системы государственного пенсионного обеспечения, статья посвящена основным проб...
Дифференциация причин дефицита трудовых ресурсов: региональный аспект
Основной причиной системного кризиса в России является потеря человеческого и трудового потенциала и невозможность его реализовать ввиду сложившейся структуры экономики, отсутствия необходимых механизмов привлечения высококвалифицированных специалист...
Статистическое изучение доходов населения Московской области
Одним из основных ключевых факторов уровня безопасности и благосостояния является наличие постоянного источника доходов у населения. Когда неравенство доходов населения любой страны находится в определённых границах, оно может генерировать положитель...
Реформирование пенсионной системы РФ
В данной статье рассматриваются особенности и этапы реформирования пенсионной системы в Российской Федерации. Автор рассматривает вопросы, связанные с реализацией пенсионной реформы на различных этапах, в частности, особенности расчета страховых пенс...
Совершенствование механизма финансовой сбалансированности бюджета Пенсионного фонда России
В данной статье будет предложен способ совершенствования механизма финансовой сбалансированности бюджета Пенсионного фонда России (ПФР). Тема работы актуальна, так как настоящий механизм, вследствие отсутствия учета ключевых социально-экономических т...
Сравнительная характеристика пенсионных систем разных стран
В данной статье рассматривается вопрос реформирования систем пенсионных выплат, проведен сравнительный анализ основных характеристик систем пенсионных выплат Германии, Великобритании, Франции и США, даются предложения для проведения эффективных рефор...
Социальная защита населения в муниципальных образованиях Хабаровского края
Нынешняя социально-экономическая ситуация в России крайне противоречива и многогранна. В экономике присутствует нестабильность. Нынешняя ситуация требует от государственных и общественных объединений принятия адекватных мер, в первую очередь, в разви...
Угрозы ухудшения уровня жизни пенсионеров в условиях социально-экономического кризиса
Рассматривается проблема низкого уровня жизни и благосостояния пенсионеров в России. Основным показателем, характеризующим уровень жизни пенсионеров, является размер пенсий, обеспечиваемый пенсионной системой. Пожилые люди встревожены своим материаль...
Проблемы и противоречия, обуславливающие снижение эффективности функционирования системы обязательного медицинского страхования
В статье представляются вниманию противоречия, существующие в системе предоставления услуг, связанных с реализацией социальных потребностей населения в целом и в системе обязательного медицинского страхования в частности. Рассматривается проект рефор...
Анализ состояния основных средств российских предприятий
Высокая степь физического и морального износа оборудования является главной причиной неконкурентоспособности российских предприятий. Ключевую роль в производительности труда российских предприятий играет его обеспеченность средствами производства, ко...