Проблемы совершенствования пенсионной системы в современных условиях | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 15. Региональная экономика

Опубликовано в

III международная научная конференция «Экономика, управление, финансы» (Пермь, февраль 2014)

Дата публикации: 05.02.2014

Статья просмотрена: 2977 раз

Библиографическое описание:

Мамиёк, Л. А. Проблемы совершенствования пенсионной системы в современных условиях / Л. А. Мамиёк. — Текст : непосредственный // Экономика, управление, финансы : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Пермь, февраль 2014 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2014. — С. 157-160. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/93/4989/ (дата обращения: 15.11.2024).

Главная проблема любой пенсионной системы, как правило, — несбалансированность доходной и расходной частей пенсионного бюджета. Помимо причин экономического характера, важной является тенденция старения населения. В нашей стране в настоящее время наблюдается сочетание не самых благоприятных факторов для развития и совершенствования системы пенсионного обеспечения.

Ключевые слова:пенсионная система, пенсионное страхование и обеспечение, численность пенсионеров, доходы и расходы пенсионного бюджета.

Во всех цивилизованных странах, где сложились традиции социальной ответственности государства перед пожилыми людьми, в настоящее время ведутся исследования по оптимизации моделей пенсионной системы.

Главная проблема любой пенсионной системы, как правило, — несбалансированность доходной и расходной частей пенсионного бюджета. Помимо причин экономического характера, важной является тенденция старения населения. В нашей стране в настоящее время наблюдается сочетание не самых благоприятных факторов для развития и совершенствования системы пенсионного обеспечения. Реформирование российской экономики и пенсионной системы продолжается на фоне экономической и финансовой нестабильности в стране и в мире.

Пенсионное страхование и обеспечение занимают наибольшую часть в объеме всех социальных выплат, так как они покрывают социальные риски, связанные с постоянной нетрудоспособностью и утратой трудового дохода в результате наступления преклонного возраста, инвалидности или смерти кормильца семьи. Реализация этих социальных рисков приводит к противоречиям, несоответствию параметров уровня жизни отдельного человека с общественными нормами и стандартами жизни.

Проанализируем основные показатели деятельности Отделения ПФР по Республике Адыгея, характеризующие состояние пенсионного обеспечения.

Отделение Пенсионного фонда РФ по РА — лучшее региональное отделение, добившиеся наиболее выдающихся результатов в своей работе в 2012 году. Отделению Пенсионного фонда РФ по Республике Адыгея присвоено звание «Лучшее Отделение ПФР в Южном федеральном округе за 2012 год». В общем зачете по всем направлениям деятельности Отделение ПФР по Республике Адыгея заняло 6 место среди 82-х региональных отделений ПФР в субъектах Российской Федерации. При подведении итогов конкурса учитывались такие показатели эффективности работы с клиентами, как своевременность назначения пенсий, оперативность работы по приему и обработке заявлений граждан, использование современных электронных технологий работы с информацией. Высокая оценка, данная работе регионального пенсионного ведомства Адыгеи — следствие большой кропотливой работы, проделанной сотрудниками Отделения и управлений (Отдела) ПФР в городах и районах республики в 2012 году.

В результате данной работы средний размер трудовых пенсий за 2012 год возрос на 10,1 % и составил 8 316,38 руб., по старости — на 10,0 % и достиг 8 672,17 руб. Ещё существеннее оказался — и в абсолютном, и в относительном измерении — рост доходов получателей двух пенсий: инвалидов вследствие военной травмы, участников Великой Отечественной войны (см. табл.1)

Таблица 1

Средний размер назначенных месячных пенсий (рублей на конец года)

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Все пенсионеры

1835,7

2302,2

2567,0

3347,6

4096,8

5562,0

6786,1

7358,6

8115,4

в том числе получающие пенсии:

по старости

2000,0

2496,7

2780,3

3592,4

4400,4

5948,0

7283,0

7887,3

8672,2

по инвалидности

1444,1

1829,6

2016,3

2663,7

3224,4

4468,3

4737,8

5103,9

5611,7

по случаю потери кормильца (на каждого нетрудоспособного члена семьи)

1231,5

1516,6

1739,3

2167,7

2803,3

3784,8

4999,6

5465,0

6081,6

cоциальные

1166,5

1622,8

1673,6

2442,2

2706,7

3796,0

4246,3

4648,7

5329,2

Размеры ежемесячных денежных выплат (ЕДВ) отдельным категориям граждан (федеральным льготникам) возросли (проиндексированы) на 6,0 %. Средний размер ЕДВ составил 1 833,77 руб. По удельному весу недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование ОПФР по РА вошло в число региональных отделений ПФР, имеющих лучший результат в Российской Федерации: доля недоимки по страховым взносам обязательное пенсионное страхование составила 0,83 % от суммы начисленных страховых взносов за 2010–2012 годы, что ниже аналогичного показателя 2011 года в 3,25 раза. Продолженная в 2013 году работа по развитию системы электронного документооборота со страхователями позволила достичь территориальным органам ПФР в республике практически 100 %-ного представления отчетности по персонифицированному учету пенсионных прав работающих граждан по телекоммуникационным каналам связи с электронной подписью. Так, по итогам 2012 года ОПФР по РА по организации и ведению персонифицированного учета заняло второе место среди региональных отделений Российской Федерации.

Отделение Пенсионного Фонда по Республике Адыгея не только занимает ведущие позиции в Южном Федеральном округе, но и входит в число лучших в Российской Федерации. В Адыгее 24,5 % населения трудоспособно, остальная его часть — это дети и пенсионеры. То есть основная часть жителей республики нуждается в социальной поддержке государства.

Оценить социальную значимость регионального Отделения Пенсионного фонда РФ для республики можно, в частности, исходя из следующего экономического показателя: общие расходы из бюджета ПФР на пенсионное обеспечение, на осуществление различного рода доплат и выплат, на улучшение материального положения отдельных категорий граждан, реализацию региональных социальных программ составили по Республике Адыгея в 2012 году 13 млрд. 378,8 млн. руб., что существенно выше доходной части регионального бюджета на 2012 год.

Назначение и выплата пенсий, оказание государственной социальной помощи по линии ПФР в 2013 году проходило по всей территории Российской Федерации своевременно и без сбоев. По итогам 2013 года расходы ПФР на пенсионное обеспечение превысят 5,1 трлн. рублей. Это почти на 600 млрд. рублей 689 больше, чем в 2012 году. Общая численность пенсионеров, получающих пенсии по линии ПФР, составляет 40,8 млн. человек. [1] Из них 33,8 млн. — получатели трудовой пенсии по старости, 2,38 млн. — получатели трудовой пенсии по инвалидности, 1,3 млн. чел — получатели трудовой пенсии по случаю потери кормильца, почти 3,4 млн. — получатели пенсии по государственному пенсионному обеспечению. Нужно отметить, что численность пенсионеров в Республике Адыгея на 01.01.2013 года составила 122 564 человека, или 27,7 % от численности населения (см. таблицу 2). Наибольшее количество пенсионеров Республики Адыгея проживает в г. Майкопе — 38,6 % от общей численности, наименьшее — в Шовгеновском районе — 3,9 % и в г. Адыгейске — 3,3 %. [2]

Таблица 2

Численность пенсионеров и средний размер назначенных месячных пенсий пенсионеров, состоящих на учете в органах социальной защиты населения по видам пенсионного обеспечения по Республике Адыгея

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Численность пенсионеров, тысяч человек

Все пенсионеры

122,2

121,2

119,0

117,9

117,6

118,3

121,2

121,9

122,6

в том числе получающие пенсии:

по старости

92,1

91,3

91,0

91,4

92,0

92,8

97,8

98,3

99,1

по инвалидности

14,3

13,9

12,4

11,4

10,9

11,0

8,3

8,3

8,2

по случаю потери кормильца (на каждого нетрудоспособного члена семьи)

9,7

9,4

8,7

7,8

6,6

5,9

5,9

5,9

5,8

cоциальные

5,5

6,0

6,4

6,7

7,6

8,0

8,6

8,7

8,8

В 2012 году ПФР обеспечил выполнение всех мероприятий по повышению уровня пенсионного обеспечения граждан. Повышен уровень пенсионного обеспечения 40,6 млн. пенсионеров.

Трудовые пенсии были с 1 февраля 2013 года проиндексированы на 6,6 % и с 1 апреля — на 3,3 %. Также с 1 апреля на 1,81 % были проиндексированы пенсии по государственному пенсионному обеспечению. В результате всех произведенных повышений средний размер трудовой пенсии по старости в 2013 году составил 9 790 рублей. Средний размер пенсионного обеспечения инвалидов вследствие военной травмы и участников Великой Отечественной войны — 24 280 рублей и 25 283 рубля соответственно. Средний размер социальной пенсии составил 5 919 рублей. В 2013 году была увеличена социальная пенсия детям-инвалидам и инвалидам с детства I группы. С учетом проведенной 1 апреля индексации ее размер составляет 8 861,54 рубля (см. таблицу 3).

Таблицу 3

Динамика средних размеров пенсий в Российской Федерации (руб.)

за 2011 год

за 2012 год

абс. прирост,чел.

прирост, %

Средний размер пенсии в РФ

8 273

9 154

881

10,6

Средний размер трудовой пенсии:

8 510

9 405

895

10,5

- по старости

8 876

9 790

914

10,3

- по инвалидности

5 497

6 053

556

10,1

- по случаю потери кормильца

5 323

5 948

625

11,7

Средний размер пенсии по гос. пенсионному обеспечению (соц. пенсии)

5 207

5 919

712

13,7

Если провести анализ численности получателей ежемесячных денежных выплат по Республике Адыгея, то за 2012 год он составил 45478 человек. А численность получателей федеральной социальной доплаты к пенсии в Республике Адыгея на 01.01.2013 г. составила 14317 человек (11,7 % от общей численности пенсионеров), средний размер доплаты — 837,08 руб.

Средний размер пенсии в республике за 2012 год увеличился на 756,80 руб., или на 10,3 %, и составил 8115,44 руб. (см. таблицу 4)

Средний размер трудовых пенсий: по состоянию на 01.01.2013 г. возрос по сравнению с 01.01.2012 г. на 10,1 % и составил 8316,38 руб. (на 01.01.2012 г. средний размер трудовых пенсий составлял 7554,80 руб.), по старости — на 10,0 % и составил 8672,17 руб. (на 01.01.2012 средний размер пенсии по старости составлял 7887,26 руб.), что на 4034,17 руб., или на 53,4 % выше прожиточного минимума пенсионера, утвержденного Кабинетом министров Республики Адыгея на IV квартал 2012 года в размере 4 638 рублей. [3]

Таблица 4

Средний размер назначенных пенсий и его соотношение со средним размером начисленной заработной платы и величиной прожиточного минимума пенсионера по Республике Адыгея

Средний размер назначенных месячных пенсий, руб.

Средний размер пенсии в процентах к

Средний размер пенсии, в реальном выражении (с учетом индекса потребительских цен), в процентах к предыдущему году

среднему размеру начисленной заработной платы

величине прожиточного минимума пенсионера 1)

2004

1835,7

43,0

111,9

100,7

2005

2302,2

44,9

114,7

112,3

2006

2567,0

40,0

106,1

102,8

2007

3347,6

41,6

113,5

117,2

2008

4096,8

40,6

120,5

106,4

2009

5562,0

48,2

150,5

125,1

2010

6786,1

51,0

165,1

109,5

2011

7358,6

46,7

172,3

104,5

2012

8115,4

48,6

175,0

102,8

1) Величина прожиточного минимума пенсионера за IV квартал соответствующего года

В целом по республике назначение пенсий и иных выплат осуществляется в установленные законом сроки на 100 %, т. е. в 10-дневный срок с даты представления последнего документа заявителем. За 2012 год вынесено 7389 решений о назначении (отказе) пенсий в установленные законом сроки, осуществлен перерасчет пенсий по различным основаниям 4 077 пенсионерам, назначена ежемесячная компенсационная выплата неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами к пенсии 3792 получателям.

Таким образом, важными условиями достижения успеха в проведении модернизации пенсионной системы являются:

-          разработка государственной программы вовлечения в трудовую деятельность лиц старших возрастов путем формирования рабочих мест для старших возрастных групп;

-          разработка государственной программы, нацеленной на формирование страхования лекарственного обеспечения и социального обслуживания пожилого населения;

-          нормативные (законодательные) и договорные формы повышения заработной платы у работников с низкими ее уровнями, а также поэтапное повышения МРОТ до соотношения 40–50 % от средней ее величины.

В качестве стратегических направлений деятельности Фонда в 2014 году Правлением ПФР признаны: проведение мероприятий по реализации новой пенсионной формулы, совершенствование накопительного компонента, трансформация института досрочных пенсий. Основными целями стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации должны стать — повышение уровня пенсионного обеспечения граждан, достижение долгосрочной финансовой устойчивости обязательного пенсионного страхования и сбалансированности бюджета Пенсионного фонда РФ.

Литература:

1.                  Итоги пенсионной реформы и долгосрочные перспективы развития пенсионной системы РФ с учетом влияния мирового финансового кризиса [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://www.minzdravsoc.ru.

2.                  http://www.01pfr.ru/

3.                  http://www.pfrf.ru/ot adigeya/

Основные термины (генерируются автоматически): Адыгея, пенсионное обеспечение, Российская Федерация, пенсионная система, размер пенсии, пенсия, республика, трудовая пенсия, Пенсионный фонд РФ, прожиточный минимум пенсионера.

Ключевые слова

пенсионная система, пенсионное страхование и обеспечение, численность пенсионеров, доходы и расходы пенсионного бюджета., доходы и расходы пенсионного бюджета

Похожие статьи

Пенсионная система в РФ: проблемы и пути решения

Проблема пенсионного обеспечения населения в России с каждым годом становится все актуальнее. Быстрое старение населения является основной угрозой надвигающегося кризиса системы государственного пенсионного обеспечения, статья посвящена основным проб...

Дифференциация причин дефицита трудовых ресурсов: региональный аспект

Основной причиной системного кризиса в России является потеря человеческого и трудового потенциала и невозможность его реализовать ввиду сложившейся структуры экономики, отсутствия необходимых механизмов привлечения высококвалифицированных специалист...

Статистическое изучение доходов населения Московской области

Одним из основных ключевых факторов уровня безопасности и благосостояния является наличие постоянного источника доходов у населения. Когда неравенство доходов населения любой страны находится в определённых границах, оно может генерировать положитель...

Реформирование пенсионной системы РФ

В данной статье рассматриваются особенности и этапы реформирования пенсионной системы в Российской Федерации. Автор рассматривает вопросы, связанные с реализацией пенсионной реформы на различных этапах, в частности, особенности расчета страховых пенс...

Совершенствование механизма финансовой сбалансированности бюджета Пенсионного фонда России

В данной статье будет предложен способ совершенствования механизма финансовой сбалансированности бюджета Пенсионного фонда России (ПФР). Тема работы актуальна, так как настоящий механизм, вследствие отсутствия учета ключевых социально-экономических т...

Сравнительная характеристика пенсионных систем разных стран

В данной статье рассматривается вопрос реформирования систем пенсионных выплат, проведен сравнительный анализ основных характеристик систем пенсионных выплат Германии, Великобритании, Франции и США, даются предложения для проведения эффективных рефор...

Социальная защита населения в муниципальных образованиях Хабаровского края

Нынешняя социально-экономическая ситуация в России крайне противоречива и многогранна. В экономике присутствует нестабильность. Нынешняя ситуация требует от государственных и общественных объединений принятия адекватных мер, в первую очередь, в разви...

Угрозы ухудшения уровня жизни пенсионеров в условиях социально-экономического кризиса

Рассматривается проблема низкого уровня жизни и благосостояния пенсионеров в России. Основным показателем, характеризующим уровень жизни пенсионеров, является размер пенсий, обеспечиваемый пенсионной системой. Пожилые люди встревожены своим материаль...

Проблемы и противоречия, обуславливающие снижение эффективности функционирования системы обязательного медицинского страхования

В статье представляются вниманию противоречия, существующие в системе предоставления услуг, связанных с реализацией социальных потребностей населения в целом и в системе обязательного медицинского страхования в частности. Рассматривается проект рефор...

Анализ состояния основных средств российских предприятий

Высокая степь физического и морального износа оборудования является главной причиной неконкурентоспособности российских предприятий. Ключевую роль в производительности труда российских предприятий играет его обеспеченность средствами производства, ко...

Похожие статьи

Пенсионная система в РФ: проблемы и пути решения

Проблема пенсионного обеспечения населения в России с каждым годом становится все актуальнее. Быстрое старение населения является основной угрозой надвигающегося кризиса системы государственного пенсионного обеспечения, статья посвящена основным проб...

Дифференциация причин дефицита трудовых ресурсов: региональный аспект

Основной причиной системного кризиса в России является потеря человеческого и трудового потенциала и невозможность его реализовать ввиду сложившейся структуры экономики, отсутствия необходимых механизмов привлечения высококвалифицированных специалист...

Статистическое изучение доходов населения Московской области

Одним из основных ключевых факторов уровня безопасности и благосостояния является наличие постоянного источника доходов у населения. Когда неравенство доходов населения любой страны находится в определённых границах, оно может генерировать положитель...

Реформирование пенсионной системы РФ

В данной статье рассматриваются особенности и этапы реформирования пенсионной системы в Российской Федерации. Автор рассматривает вопросы, связанные с реализацией пенсионной реформы на различных этапах, в частности, особенности расчета страховых пенс...

Совершенствование механизма финансовой сбалансированности бюджета Пенсионного фонда России

В данной статье будет предложен способ совершенствования механизма финансовой сбалансированности бюджета Пенсионного фонда России (ПФР). Тема работы актуальна, так как настоящий механизм, вследствие отсутствия учета ключевых социально-экономических т...

Сравнительная характеристика пенсионных систем разных стран

В данной статье рассматривается вопрос реформирования систем пенсионных выплат, проведен сравнительный анализ основных характеристик систем пенсионных выплат Германии, Великобритании, Франции и США, даются предложения для проведения эффективных рефор...

Социальная защита населения в муниципальных образованиях Хабаровского края

Нынешняя социально-экономическая ситуация в России крайне противоречива и многогранна. В экономике присутствует нестабильность. Нынешняя ситуация требует от государственных и общественных объединений принятия адекватных мер, в первую очередь, в разви...

Угрозы ухудшения уровня жизни пенсионеров в условиях социально-экономического кризиса

Рассматривается проблема низкого уровня жизни и благосостояния пенсионеров в России. Основным показателем, характеризующим уровень жизни пенсионеров, является размер пенсий, обеспечиваемый пенсионной системой. Пожилые люди встревожены своим материаль...

Проблемы и противоречия, обуславливающие снижение эффективности функционирования системы обязательного медицинского страхования

В статье представляются вниманию противоречия, существующие в системе предоставления услуг, связанных с реализацией социальных потребностей населения в целом и в системе обязательного медицинского страхования в частности. Рассматривается проект рефор...

Анализ состояния основных средств российских предприятий

Высокая степь физического и морального износа оборудования является главной причиной неконкурентоспособности российских предприятий. Ключевую роль в производительности труда российских предприятий играет его обеспеченность средствами производства, ко...