Предложения по улучшению занятости населения в Пермском крае
Авторы: Надеева Надежда Анатольевна, Надеева Алевтина Борисовна
Рубрика: 15. Региональная экономика
Опубликовано в
III международная научная конференция «Экономика, управление, финансы» (Пермь, февраль 2014)
Дата публикации: 07.02.2014
Статья просмотрена: 9369 раз
Библиографическое описание:
Надеева, Н. А. Предложения по улучшению занятости населения в Пермском крае / Н. А. Надеева, А. Б. Надеева. — Текст : непосредственный // Экономика, управление, финансы : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Пермь, февраль 2014 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2014. — С. 160-163. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/93/5018/ (дата обращения: 15.11.2024).
В данной статье рассматриваются возможные мероприятия по улучшению занятости населения и представляется расчёт экономического эффекта от внедрения этих мероприятий в действие на примере Пермского края.
В соответствии с действующим законодательством о занятости населения государственная политика Российской Федерации в области содействия занятости населения направлена на:
1) развитие людских ресурсов для труда;
2) обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от факторов (пол, возраст и т. д.) в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;
3) поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, а также содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;
4) обеспечение социальной защиты в области занятости населения, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
5) предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;
6) поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места, прежде всего, для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
7) сочетание самостоятельности органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в обеспечении занятости населения;
8) координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения и контроля за ними и т. д.
Региональный аспект государственной политики занятости реализуется через ежегодно принимаемые субъектами Российской Федерации территориальные программы содействия занятости населения, учитывающие особые факторы и условия, влияющие на состояние рынка труда в регионах.
Государственная политика на региональном уровне реализуется в рамках федеральной программы, путем выполнения региональных и местных программ содействия занятости населения, учитывающих особенности демографического и социально-экономического развития территорий.
Решение проблем трудоустройства на региональном уровне возможно следующим образом:
1) развитие системы подготовки и переподготовки населения (в первую очередь временно незанятого);
2) совершенствование информационного обеспечения;
3) обеспечение приспособленными помещениями и подготовленными кадрами центров занятости;
4) целевая поддержка рабочих мест для сдерживания высвобождения работающих;
5) повышение эффективности регистрации, трудоустройства и социальной поддержки безработных;
6) поддержка на рынке труда беженцев и вынужденных переселенцев, граждан с ограниченной трудоспособностью, длительно безработных, женщин, молодежи и подростков и других социально незащищенных групп населения;
7) организация общественных и временных работ.
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», основными задачами государственной политики в сфере реализации подпрограммы являются:
1) расширение практики стажировок в организациях молодых специалистов с целью их последующего трудоустройства на постоянное рабочее место;
2) стимулирование занятости женщин, имеющих несовершеннолетних детей и детей-инвалидов;
3) создание условий для интеграции в трудовую деятельность лиц с ограниченными физическими возможностями, в частности путем создания специальных рабочих мест для инвалидов;
4) развитие системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения, в том числе профессиональной ориентации школьников, повышение их мотивации к трудовой деятельности по профессиям, специальностям, востребованным на рынке труда;
5) повышение качества предоставления услуг в области содействия занятости населения на основе развития государственной службы занятости населения и частных агентств занятости, их взаимодействия;
6) осуществление комплекса мер по содействию внутренней трудовой миграции, включая совершенствование системы предоставления государственной поддержки гражданам и членам их семей, переселяющимся для работы в другую местность, включая субсидирование затрат на переезд и обустройство;
7) реформирование системы государственной социальной поддержки безработных граждан с целью стимулирования их к активному поиску работы;
8) предоставление на добровольной основе дополнительных мер защиты от безработицы на страховых принципах (возмещение утраченного из-за потери работы заработка, определяемого в соответствии с периодом оплачиваемой занятости и размером страховых отчислений).
В рамках программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Пермском края, нацеленной на реализацию приоритетных задач социальной политики и модернизации экономики в части создания эффективного и цивилизованного рынка труда предусмотрена муниципальная политика в сфере регулированию трудовых отношений.
Например, государство выделит средства из федерального бюджета на помощь по содействию самозанятости безработных граждан, тем самым появятся новые рабочие места. Экономический эффект должен показать следующие результаты:
1) снижение числа безработных граждан;
2) увеличение налоговых отчислений в краевой бюджет;
3) улучшение качества обслуживания, работ и услуг благодаря повышению конкуренции и др.
В таблице 1 приведен примерный расчет экономической эффективности мероприятия по содействию самозанятости безработных граждан на базе муниципальных бизнес-инкубаторов.
Таблица 1
Расчет экономического эффекта от создания бизнес-инкубатора по содействию самозанятости безработных граждан
№ |
Показатель |
Единица измерения |
Показатель |
Источник, способ расчета |
1 |
Численность безработных, создавших собственное дело |
человек |
1 500 |
|
2 |
Средняя продолжительность периода работы в отчетный год |
месяцев |
7 |
(12 мес. -5 мес.=7 мес.), где 5 мес. — средняя продолжительность безработицы в Пермском крае |
3 |
Среднемесячная заработная плата начинающего предпринимателя |
тыс.рублей |
21,47 |
данные Пермьстата о средней зарплате в регионе в феврале 2013 |
4 |
Годовой ФОТ участников мероприятия |
тыс.рублей |
293 065,5 |
стр.1хстр.2хстр.3х1,3 (30 % — отчисления в соц. фонды) |
5 |
Затраты краевого бюджета на выдачу субсидий начинающим предпринимателям |
тыс. рублей |
151 800,00 |
150 000,0 тыс. руб. + 1800 тыс. руб. (обучение и компенсация организационных расходов) |
6 |
Экономический эффект мероприятия |
тыс. рублей |
141 265,5 |
стр.4- стр.5. |
7 |
Окупаемость (экономическая эффективность на 1 руб. затрат) |
рублей |
1,93 |
стр.4/стр.5 |
Расчет показывает, что если Правительство Пермского края примет решение о выделении из краевого бюджета финансовых средств для субсидирования 1500 начинающих предпринимателей из числа безработных в размере 151,8 млн. рублей (1 субсидия в размере годового максимального пособия по безработице составит 100 тыс. рублей), экономический эффект данного мероприятия в виде заработной платы бывших безработных и отчислений с нее в социальные фонды составит 141,26 млн. рублей, а его окупаемость составит 1,93 рубль на 1 рубль затрат.
При этом государство должно обеспечить защиту местного производителя от внешнеэкономической конкуренции, совершенствование нормативно-правовой базы, направленной на стимулирование развития рабочих мест, усиление роли и ответственности участников социально-трудовых отношений в сфере занятости населения, стимулирование работодателя к расширению социальных гарантий для своих подчиненных, совершенствование налогового законодательства, введение налоговых льгот для инновационных проектов, льготное кредитование, государственный заказ, что приведет к экономическому росту страны в целом.
Аналогичный расчёт можно провести по таким проблемным категориям безработных как граждане с ограниченными возможностями и женщины. Эти расчёты приведены в таблицах 2 и 3 соответственно.
Таблица 2
Расчет экономического эффекта по содействию занятости безработных граждан с ограниченными способностями
№ |
Показатель |
Единица измерения |
Показатель |
Источник, способ расчета |
1 |
Численность безработных, устроенных на работу |
человек |
1 000 |
|
2 |
Средняя продолжительность периода работы в отчетный год |
месяцев |
7 |
(12 мес. -5 мес.=7 мес.), где 5 мес.-средняя продолжительность безработицы в Пермском крае |
3 |
Среднемесячная заработная плата работника с ограниченными возможностями (50 % средней по краю) |
тыс.рублей |
10,7 |
данные Пермьстата о средней зарплате в регионе в феврале 2013 |
4 |
Годовой ФОТ участников мероприятия |
тыс.рублей |
97 370,0 |
стр.1хстр.2хстр.3х1,3 (30 % — отчисления в соц. фонды) |
5 |
Затраты краевого бюджета на выдачу пособий безработным |
тыс. рублей |
31 200,0 |
30 000,0 тыс. руб. + 1200 тыс. руб. (обучение и компенсация организационных расходов) |
6 |
Экономический эффект мероприятия |
тыс. рублей |
66 170,0 |
стр.4- стр.5. |
7 |
Окупаемость (экономическая эффективность на 1 руб. затрат) |
рублей |
3,12 |
стр.4/стр.5 |
Данный расчет показывает, что если Правительство Пермского края примет решение о выделении из краевого бюджета финансовых средств для усиления трудоустройства 1000 инвалидов из числа безработных в размере 31,2 млн. рублей (1 субсидия в размере годового максимального пособия по безработице составит 30 тыс. рублей), экономический эффект данного мероприятия в виде заработной платы бывших безработных и отчислений с нее в социальные фонды составит 66,17 млн. рублей, а его окупаемость составит 3,12 рубль на 1 рубль затрат.
Таблица 3
Расчет экономического эффекта по переобучению и содействию занятости безработных женщин
№ |
Показатель |
Единица измерения |
Показатель |
Источник, способ расчета |
1 |
Численность безработных, устроенных на работу |
человек |
1000 |
|
2 |
Средняя продолжительность периода работы в отчетный год |
месяцев |
7 |
(12 мес. -5 мес.=7 мес.), где 5 мес. — средняя продолжительность безработицы в Пермском крае |
3 |
Среднемесячная заработная плата |
тыс.рублей |
21,47 |
данные Пермьстата о средней зарплате в регионе в феврале 2013 |
4 |
Годовой ФОТ участников мероприятия |
тыс.рублей |
195 377,0 |
стр.1хстр.2хстр.3х1,3 (30 % — отчисления в соц. фонды) |
5 |
Затраты краевого бюджета на выдачу пособий безработным |
тыс. рублей |
31 200 |
30 000,0 тыс. руб. + 1200,0 тыс. руб. (обучение и компенсация организационных расходов) |
6 |
Экономический эффект мероприятия |
тыс. рублей |
164 177,0 |
стр.4- стр.5. |
7 |
Окупаемость (экономическая эффективность на 1 руб. затрат) |
рублей |
6,26 |
стр.4/стр.5 |
Данный расчет показывает, что если Правительство Пермского края примет решение о выделении из краевого бюджета финансовых средств для усиления трудоустройства 1000 женщин из числа безработных в размере 31,2 млн. рублей (1 субсидия в размере годового максимального пособия по безработице составит 30 тыс. рублей), экономический эффект данного мероприятия в виде заработной платы бывших безработных и отчислений с нее в социальные фонды составит 164,17 млн. рублей, а его окупаемость составит 6,26 рубль на 1 рубль затрат.
Таким образом, проведённые расчёты экономического эффекта позволяют выявить дополнительные возможности по трудоустройству определённого количества безработных граждан с выгодой, как для бюджетов различных уровней, так и для трудоустроенных граждан, а также для экономики в целом.
Представленные расчёты отражают положительный эффект от расходования бюджетных средств на поддержку организации своего дела и переобучение проблемных категорий безработных.
В целом, повышение занятости населения позволит снизить социальную напряжённость в обществе, увеличить поступления в бюджеты различных уровней за счёт роста фонда оплаты труда, повысить жизненный уровень населения.
Литература:
1. Об утверждении Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р.;
2. Апостолова Т. М. Социальная политика Российской Федерации и правовой механизм ее реализации: учеб.пособие для вузов — М.: ВЛАДОС, 2010. С.478;