Выбор бизнес-модели для вузовского бизнес-инкубатора
Авторы: Меркушова Наталья Ивановна, Гаффорова Елена Борисовна, Колпакова Ксения Вадимовна
Рубрика: 14. Экономика и организация предприятия, управление предприятием
Опубликовано в
III международная научная конференция «Экономика, управление, финансы» (Пермь, февраль 2014)
Дата публикации: 06.02.2014
Статья просмотрена: 902 раза
Библиографическое описание:
Меркушова, Н. И. Выбор бизнес-модели для вузовского бизнес-инкубатора / Н. И. Меркушова, Е. Б. Гаффорова, К. В. Колпакова. — Текст : непосредственный // Экономика, управление, финансы : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Пермь, февраль 2014 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2014. — С. 137-139. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/93/5067/ (дата обращения: 19.12.2024).
В современном стратегическом управлении перспективным понятием является понятие «бизнес-модели», которое занимает промежуточное положение между бизнес-идеей и бизнес-планом. Обычно бизнес-модель используется в следующем качестве:
- средство для осмысления основной бизнес-идеи;
- наглядное средство для проектирования организационных инноваций в бизнесе;
- средство для коммуникации и общения сотрудников и партнеров.
В настоящее время понятие «бизнес-модель» активно используется в управлении, в публикациях, посвященных стратегическому управлению. Перспективность использования данного понятия в управлении не подвергается сомнению, в то же время единой общепризнанной структуры, классификации, порядка разработки авторами не предлагается. В данной работе авторами сформирована бизнес-модель деятельности вузовского инкубатора (таблица 1), разработанная на основе исследований, представленных в работе [1]. При этом принципиально важным является то обстоятельство, что стили бизнес-моделирования А. Остервальдера и И. Пинье представляют собой современный подход к стратегическому менеджменту, прослеживаются в реальной практике крупных, эффективных и успешных компаний разных отраслей.
Для определения деятельности бизнес-инкубатора целесообразно использовать модель «Многосторонняя платформа», которая объединяет 2 и более различных, определенных образом связанных групп потребителей. Такие платформы ценны для одной группы потребителей только в том случае, если присутствует и другая группа. Платформа создание ценность, способствуя взаимодействию между группами. Ценность многосторонней платформы возрастает до тех пор, пока они привлекает все большее число клиентов (сетевой эффект) [1]. Разработанная бизнес-модель представлена в таблице 1.
В предлагаемой бизнес-модели на основе многосторонней платформы можно выделить следующие потребительские сегменты:
Таблица 1
Бизнес-модель вузовского бизнес-инкубатора
Ключевые партнеры |
Ключевые виды деятельности |
Ценностные предложения |
Взаимоотношения с клиентами |
Потребительские сегменты |
|
— опытные предприниматели; — венчурные фонды |
— предоставление инфраструктурных, обучающих, консультационных услуг; — предоставление возможности выхода на инвесторов и партнеров |
— услуги для развития бизнеса; — наличие большого количества перспективных бизнесов в одном месте; — «якорные» проекты; — возможность для студентов участвовать в реальных бизнес-проектах |
— через площадку бизнес-инкубатора |
- студенты, молодые предприниматели, которые имеют шанс стать резидентами бизнес-инкубатора, получить помощь в доработке бизнес-идеи, поиске инновационной бизнес-модели для своей продукции /услуги; — инвесторы, которые хотят найти перспективные виды бизнеса для выгодного вложения средств |
|
Ключевые ресурсы — имидж учебного заведения; — перспективы развития учебного заведения; — научный потенциал вуза; — лабораторно-исследовательская база; — размещение и расположение бизнес-инкубатора |
Каналы сбыта — рабочие помещения бизнес-инкубатора; — интернет-сообщество; — информационные источники |
||||
Структура издержек — расходы на содержание бизнес-инкубатора |
Потоки поступления доходов — оплата места в бизнес-инкубаторе со стороны резидентов |
||||
- студенты, молодые предприниматели, которые имеют шанс стать резидентами бизнес-инкубатора, получить помощь в доработке бизнес-идеи, поиске инновационной бизнес-модели для своей продукции/услуги
- инвесторы, которые хотят найти перспективные виды бизнеса для выгодного вложения средств.
Чтобы создавать ценность платформа должна привлекать и обслуживать одновременно все группы, так как ценность платформы для одной группы будет зависеть от количества пользователей с другой стороны платформы.
В соответствии с логикой бизнес-модели на основе многосторонних платформ в бизнес-инкубаторах создается субсидирование одного из потребительских сегментов, а именно работы студентов, молодых предпринимателей.
Ценность для молодых предпринимателей — льготные условия работы, полный комплект консультационных и обучающих услуг; а также наличие значимых проектов («якорные» проекты), вокруг которых может быть создан комплекс услуг
Ценность для инвесторов — в большом выборе реализуемых проектов, а также в наличие доступной информации о проводимых в бизнес-инкубаторе работах.
Ценность для студентов — возможность участвовать в реальных бизнес-проектах, приобретать необходимые компетенции, которые зачастую невозможно сформировать при аудиторных занятиях.
Таким образом, один из важнейших показателей работы бизнес-инкубатора, определяющий его потенциальную результативность и эффективность будут следующие:
- количество заявок / бизнес-идей, поданных на размещение в бизнес-инкубаторе;
- доля компаний, ставших резидентами, относительно поданных заявок.
Данные показатели будут косвенно свидетельствовать о качестве проектов, реализуемых в бизнес-инкубаторе.
Для бизнес-моделей данного типа (реализующих услуги) каналы сбыта обычно представлены местом предоставления услуг. Для бизнес-инкубатора это рабочие помещения/пространства, инфраструктура для консультирования/обучения, а также средства информирования — пресса, интернет
Для бизнес-инкубаторов требуется особый тип взаимоотношений с клиентами:
- особая персональная поддержка (в данном случае представитель компании прикрепляется к конкретному клиенту, такие отношения формируются и развиваются на протяжении длительного количества времени);
- сообщества (создание онлайн и офлайн сообщества для возможности обмениваться опытом, знаниями);
- совместное создание ценностных предложений.
Потоки поступления доходов в бизнес-инкубаторе:
- оплата за предоставляемые рабочие места;
- гранты;
- доходы от участия в деятельности компаний.
Ключевые ресурсы вузовского бизнес-инкубатора состоят в следующем:
- имидж учебного заведения;
- перспективы развития учебного заведения;
- научный потенциал вуза;
- лабораторно-исследовательская база;
- размещение и расположение бизнес-инкубатора;
- интеллектуальный капитал.
В деятельности бизнес-инкубатора можно выделить следующие ключевые виды деятельности:
- разрешение проблем (решаются вопросы помощи предпринимателям в части предоставления льготных условий ведения бизнеса и консультирования);
- поддержание деятельности бизнес-инкубатора как платформы, объединяющей предпринимателей, инвесторов, студентов (как ресурс предпринимательства).
Для вузовского бизнес-инкубатора возможны следующие виды партнерских взаимоотношений:
- стратегическое сотрудничество между неконкурирующими компаниями;
- совместные предприятия для запуска новых бизнес-проектов.
Модель издержек вузовского бизнес-инкубатора должна быть направлена, с одной стороны, на оптимизацию издержке (в силу особенностей финансирования учебных заведений), с другой стороны, должна быть ориентирована на создание ценностей для всех заинтересованных сторон: вуза, предпринимателей, инвесторов, партнеров, студентов и т. д.
В структуре издержек целесообразно ориентироваться не на экономии на масштабе, а на создании синергетического эффекта от взаимодействия ключевых клиентов на созданной платформе.
Таким образом, использование концепции бизнес-модели на основе многосторонней платформы позволит вузу проектировать эффективную систему бизнес-процессов вузовского бизнес-инкубатора, интегрированную в его общую систему управления.
Литература:
1. Остервальд А., Пинье И. Построение бизнес-моделей. М.: Альпина Паблишер, 2012. 288 с.