Методологические аспекты разработки прогноза развития пищевой промышленности
Автор: Емелина Татьяна Анатольевна
Рубрика: 1. Экономическая теория
Опубликовано в
III международная научная конференция «Экономика, управление, финансы» (Пермь, февраль 2014)
Дата публикации: 05.02.2014
Статья просмотрена: 804 раза
Библиографическое описание:
Емелина, Т. А. Методологические аспекты разработки прогноза развития пищевой промышленности / Т. А. Емелина. — Текст : непосредственный // Экономика, управление, финансы : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Пермь, февраль 2014 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2014. — С. 7-9. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/93/5076/ (дата обращения: 15.11.2024).
Экономическое прогнозирование является необходимой основой для определения основных приоритетов экономической политики, для принятия соответствующих хозяйственных решений обеспечивающих развитие общественного производства в желаемом направлении, улучшении конечных результатов.
Прогнозирование развития пищевой промышленности на современном этапе не должно выходить из-под наблюдения государства, так как продовольственный рынок должен быть насыщен качественными продуктами и по доступным ценам, что, в свою очередь, характеризует эффективность предприятий. Прогнозирование развития пищевой промышленности может существенно способствовать выполнению социальных задач путем определения на основе выработанных прогнозов перспектив ее развития, способных удовлетворить население продуктами питания.
В современных условиях, условиях глобализации методы прогнозирования предполагают учитывать в наиболее полной мере меняющиеся условия внешней среды, изменения которой во многом определяет межстрановая интеграция, в частности вступление в ВТО.
Процесс разработки прогноза развития пищевой промышленности может включать несколько этапов (число этапов зависит от сложности проблемы).
1. Определение цели и задач прогнозирования. Необходимым условием для разработки прогноза в пищевой промышленности является получение информации. Поскольку процесс прогнозирования предшествует планированию, то данная информация будет необходима при разработке планов, программ, установления приоритетов государственного регулирования.
2. Определение состава прогнозных показателей. В каждом конкретном случае прогноз будет иметь свои особенности. Состав прогнозируемых показателей будет определяться потребностями в конкретных результатах прогнозирования.
3. Определение срока прогнозирования. Временной горизонт прогнозов может быть различным. Как правило, это связано с уровнем прогноза (для конкретного предприятия, предприятий областного или федерального уровня) и конкретных целей заказчика.
4. Далее необходимо провести анализ объекта прогнозирования. Изучить его главные факторы, зависимости, тенденции развития и т. д.
5. Предварительное определение типа и метода прогнозирования.
6. Выполнение проверочных прогнозных расчетов, что позволит определить адекватность выбранных методов, достаточность исходной информации.
7. Корректировка методов прогнозирования. Этап выполняется при необходимости и до тех пор, пока результаты прогнозирования не будут отвечать требованиям надежности и точности.
8. Выполнение прогнозных расчетов, их анализ.
9. Мониторинг спрогнозированного процесса. Прогноз должен постоянно отслеживаться и при необходимости обновляться, так как изменившаяся ситуация может потребовать изменений в выводах.
При осуществлении процесса прогнозирования необходимо учитывать различные факторы, оказывающие влияние на объект исследования. И чем большее число факторов будет учтено, тем точнее будет прогноз.
Спрос населения на продукты питания, его формирование — это одна из главных проблем прогнозирования развития пищевой промышленности, который находится под воздействием ряда факторов — экономических, демографических, социальных и др. К числу основных экономических факторов следует отнести денежный доход населения, уровень розничных цен. С ростом дохода повышается потребление более качественных товаров и следовательно, средняя цена покупки. Для большинства продовольственных товаров денежный доход является основным фактором, определяющим объем и структуру спроса. На объем спроса влияет изменение общего индекса розничных цен, а на структуру спроса в основном влияет изменение цен на отдельные товары. При изменении цены на данный товар изменяется в первую очередь, спрос на данный товар, а также на взаимозаменяемые и сопряженные товары. Интенсивность влияния на спрос изменений розничных цен зависит от степени удовлетворенности в них. Чем полнее удовлетворена потребность в том или ином товаре и чем насущнее эта потребность, тем менее интенсивно влияет изменение цены данного товара на величину спроса.
Демографические факторы — численность населения, его половозрастной состав, число семей, и т. д. Однако наиболее существенное влияние на величину спроса на продовольственные товары оказывают все же денежные доходы населения и уровень цен.
Факторы, влияющие на обеспечение предприятий пищевой промышленности сельскохозяйственным сырьем, топливно-энергетическими ресурсами и рабочей силой также должны быть учтены при прогнозировании. От достигнутого уровня использования ресурсов зависит эффективность производства, темпы экономического и социального развития отрасли.
Важным, при осуществлении процесса прогнозирования является выбор метода прогнозирования. Существуют различные классификации методов прогнозирования и каждый исследователь руководствуется своими признаками, подходами и критериями.
По степени формализации все методы прогнозирования условно делятся на две большие группы: интуитивные и формализованные. Интуитивные методы применяются в основном в тех случаях, когда экономическое явление не поддается математическому описанию, отсутствует необходимая статистическая выборка, отсутствуют квалифицированные кадры, возникли экстремальные ситуации и требуется принятие быстрых решений (рис.1).
Рис. 1. Классификация интуитивных методов прогнозирования
Формализованные методы применяются в тех случаях, когда имеется достаточная количественная информация об объекте прогнозирования и воздействие факторов можно описать математически. Формализованные методы делятся на две группы: методы экстраполяции и методы моделирования (рис. 2).
В силу многообразия факторов, влияющих на развитие пищевой промышленности, прогнозирование ее развития может осуществляться с помощью комплекса методов. Например, из наиболее распространенных методов прогнозирования спроса на продукты питания следует выделить методы экстраполяции. Экстраполяция позволяет определить устойчивые тенденции на основе прошлого опыта, и перенести их в будущее.
Рис. 2. Классификация формализованных методов прогнозирования
Таким образом, пищевая промышленность представляет собой самостоятельный объект прогнозирования, имеющий свои отличительные черты, что позволяет использовать различные методы прогнозирования. Что, с одной стороны, повышает возможность достижения поставленных целей, в силу большого числа инструментов, а с другой стороны, затрудняет выбор метода прогнозирования. Дать однозначного ответа на вопрос, какой метод лучше, нельзя. Это зависит от цели прогнозирования, характеристики объекта, типа прогноза. Осуществляя процесс прогнозирования необходимо понимать сущность прогнозируемых процессов. Метод прогнозирования следует выбирать после анализа ситуации, ее закономерностей, определения тенденций. В некоторых случаях возможна комбинация различных методов.
В настоящее время необходимо уделять большое внимание системе прогнозирования, что позволит найти наиболее эффективные направления развития экономики, как в целом, так и в отдельных её отраслях.