Роль регионального бюджета в социально-экономическом развитии территории (на примере Московской области)
Авторы: Харитонова Юлия Николаевна, Дремова Елена Сергеевна
Рубрика: 9. Финансы, деньги и кредит
Опубликовано в
III международная научная конференция «Экономическая наука и практика» (Чита, апрель 2014)
Дата публикации: 25.03.2014
Статья просмотрена: 3873 раза
Библиографическое описание:
Харитонова, Ю. Н. Роль регионального бюджета в социально-экономическом развитии территории (на примере Московской области) / Ю. Н. Харитонова, Е. С. Дремова. — Текст : непосредственный // Экономическая наука и практика : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 62-65. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/94/5370/ (дата обращения: 18.12.2024).
Ключевые слова:региональный бюджет, налоги, дефицит, профицит, доходы и расходы бюджета, инвестиции.
Повышение доли территориальных бюджетов в консолидированном бюджете Российской Федерации, произошедшее за время реформ, свидетельствует о росте роли региональных финансов, поскольку именно через их потоки проходит все большая часть финансовых ресурсов, направляемых на социально — экономическое развитие региона. [3]
Региональные бюджеты — это составная часть финансовой системы Российской Федерации. В последние годы роль региональных и местных бюджетов возрастает, расширяется сфера их применения в связи с расширением прав региональных и местных органов власти. [4]
В последнее время органы власти регионов стали выделять бюджетные средства на инвестиции (реальные и финансовые), Такие инвестиции будут формировать государственную собственность в республике, крае, области. Это делается для укрепления позиций государства как хозяйствующего субъекта.
Характеризуя роль региональных бюджетов, нельзя не учитывать, что кризисные явления в экономике страны, инфляция и расстроенность финансовой системы не позволяют региональным бюджетам выполнять в полной мере свое предназначение. К таким негативным факторам можно отнести бюджетный дефицит (превышение расходов над доходами).
Современная российская экономика развивается в сложных условиях, испытывая на себе действие ряда негативных факторов. Данное обстоятельство сразу же находит отражение в налоговой политике. Благодаря проводимой налогово-бюджетной политике государство вмешивается в экономику с целью уменьшения колебаний бизнес-циклов и обеспечения стабильности. Основными инструментами проводимой фискальной политики являются доходы и расходы государственного бюджета, то есть: налоги, трансферты и государственные закупки товаров и услуг.
Таблица 1
Основные федеральные налоги
№ |
Налог |
Основные ставки |
Поступления в 2012г., % |
||
от ВВП |
от доходов БС РФ |
||||
1 |
Налог на добавленную стоимость |
18 % |
5.7 |
15.1 |
|
2 |
Налог на доходы физических лиц |
13 % |
3.6 |
9.6 |
|
3 |
Налог на прибыль |
20 % |
3.8 |
10.0 |
|
4 |
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) |
3.92 |
10.6 |
||
В том числе |
|||||
4.1 |
НДПИ на нефть |
Устанавливаются в определенном разме-ре в расчете на еди-ницу объёма добычи |
3.4 |
9.1 |
|
4.2 |
НДПИ на газ горючий природный |
0.4 |
1.0 |
||
4.3 |
НДПИ на газовый конденсат |
0.02 |
0.14 |
||
Страховые взносы |
30 % |
6.3 |
17.5 |
Таблица 2
Основные региональные и местные бюджеты
№ |
Налог |
Основные ставки |
Поступления в 2012 году, % |
|
от ВВП |
от доходов БС РФ |
|||
Региональный налог |
||||
1. |
Налог на имущество организаций |
Не более 2.2 % от среднегодовой стоимости имущества |
0.9 |
2.3 |
2. |
Транспортный налог |
От 2 до 50 рублей за 1 лошадиную силу |
0.1 |
0.4 |
Местный налог |
||||
3. |
Земельный налог |
В зависимости от вида земельного участка: До 0.03 % — за земли с/х назначения, за земли занятые жилищным фондом, предоставлен-ные для личного подсобного хозяйства; До 1/5 % — за прочие земельные участки |
0.2 |
0.6 |
4. |
Налог на имущество физических лиц |
В зависимости от стоимости объекта налогообложения: До 300тыс.руб. — 0.1 %; От 300 до 500 тыс.руб.- свыше 0.1 % до 0.3 %; Свыше 500 тыс.руб. — свыше 0.3 %до 2.0 % |
0.03 |
0.08 |
Роль региональных бюджетов в социально-экономическом развитии региона может еще больше возрастать при определенных условиях. Такими условиями являются, прежде всего, наделение соответствующими полномочиями органов власти субъектов Российской Федерации по формированию и исполнению их бюджетов. [1]
Московская область является субъектом Российской Федерации, входит в состав Центрального федерального округа. С 2001 по 2010 годы, Московская область стала одним из наиболее привлекательных для инвесторов регионов России; инвестиции за этот период возросли в 28 раз, иностранные инвестиции в 2011 году составили 2,6 млрд. долларов (2-е место в России после Москвы).
На протяжении последних лет увеличение валового регионального продукта в Московской области значительно опережало рост этого показателя по России. Экономика Московской области — третья среди субъектов Российской Федерации по объёму валового регионального продукта. В 2011 году он составил почти 2,3 трлн. рублей. Уступает Подмосковье лишь Москве и Тюменской области. Важно подчеркнуть, что ведущая роль в экономике области принадлежит промышленному производству, а не финансовому, страховому капиталу или нефтегазовому, сырьевому бизнесу.
Численность занятых в экономике на 1 января 2013 года составляла 7106 тыс. человек. Уровень зарегистрированной безработицы за 2012 год составил 2,7 %. Среднемесячная номинальная заработная плата в 2012 году составила 33 тыс. руб. [6]
Одной из ведущих отраслей специализации Московской области является строительство. В субъекте вводится 12–14 % от всего объёма, строящегося в России жилья.
Социальная поддержка населения составляет одну из крупнейших статей расхода бюджета; уровень социальной поддержки граждан зависит от объёма получаемых ими доходов. Ежегодно меры социальной поддержки за счёт бюджета области получает более 2,3 млн. чел.; из бюджета оплачиваются, главным образом, оплата жилого помещения и коммунальных услуг и проезд в общественном транспорте. В период с 2008 по 2012 годы более 1,3 млн. детей и подростков отдохнули в детских оздоровительных учреждениях. В области действует многопрофильная сеть государственных учреждений по социальному обслуживанию населения; обеспеченность населения учреждениями социального обслуживания составляет 14 мест на 10 000 человек. Одна из наиболее значимых тенденций последнего времени в сфере социального обслуживания — оказание учреждениями социального обслуживания платных услуг, в последние три года объём таких услуг был увеличен в 5 раз. [2]
Рис. 1. Динамика выполненных работ по видам деятельности
По состоянию на 01.01.2013 года в бюджетную систему Российской Федерации налогоплательщиками, осуществляющими деятельность на территории Московской области, перечислено 510 452,4 млн. рублей, что на 66 078,6 млн. рублей или 14,9 процента больше поступлений 2011 года. [7]
Кроме того, на 01.11.2013 года в бюджетную систему Российской Федерации налогоплательщиками, осуществляющими деятельность на территории Московской области, перечислено 449 655,3 млн. рублей, что на 23 375,9 млн. рублей или 5,5 процента больше поступлений аналогичного периода 2012 года.
Из общей суммы поступлений в доходы консолидированного бюджета Московской области перечислено 333 206 млн. рублей, что выше уровня 2011 года на 41 814,8 млн. рублей или 14,4 процента. Доля поступлений в доходы консолидированного бюджета Московской области от общей суммы поступлений составила 65,3 процента.
Распределение поступивших доходов между уровнями бюджетной системы Московской области сложилось следующим образом:
- в доходы бюджета Московской области перечислено 253 464,1 млн. рублей — с увеличением к 2011 году на 29 513,7 млн. рублей или 13,2 процента;
- в доходы местных бюджетов перечислено 79 741,9 млн. рублей — с увеличением к 2011 году на 12 301,1 млн. рублей или 18,2 процента. [7]
При этом из общей суммы поступлений в доходы консолидированного бюджета Московской области перечислено 291 188,9 млн. рублей, что выше уровня 2012 года на 12 980,2 млн. рублей или 4,7 процента. Доля поступлений в доходы консолидированного бюджета Московской области от общей суммы поступлений составила 64,8 процента.
Таким образом, изучив основные показатели социально-экономического развития Московской области можно сделать вывод о том, что экономического роста сначала нужно добиваться в производстве и только после ощутимого подъема производства и соответствующего роста налогооблагаемой базы — в области стабилизации бюджета и сбора налогов.
Поэтому методы управления бюджетным процессом должны не только усилить контроль, а главное — качественно повысить эффективность многоцелевого использования государственных финансовых средств.
В связи с вышеизложенным можно заключить, что в последнее время наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Роль региональных бюджетов усиливается. С помощью региональных бюджетов государство проводит экономическую политику, выравнивая уровни экономического и социального развития территорий, которые в силу исторических, географических, военных и других условий отстали в своем экономическом и социальном развитии от других районов страны. Разрабатываются региональные программы, которые финансируются из региональных бюджетов.
Федеральный центр во взаимоотношениях с субъектами Федерации должен придерживаться принципа равенства региональных бюджетов перед федеральным бюджетом, что предполагает установление единых для всех субъектов Федерации нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов в региональные бюджеты и единого порядка уплаты федеральных налогов и сборов.
Литература:
1. Мысляева И. Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2011. (Серия «Высшее образование»).
2. Нефедова Т. Г., Трейвиш А. И. Московская область. Журнал «География» (июнь 2012).
3. http://websurveys.ru/regio/ru
4. http://www.grandars.ru/student/finansy/territorialnye-finansy.html
5. http://www.wikipedia.org/wiki/
6. http://www.gks.ru/bgd/regl/
7. http://mf.mosreg.ru/
Похожие статьи
Проблемы обеспечения сбалансированности регионального бюджета в условиях экономической нестабильности
В статье рассматриваются современные проблемы, препятствующие обеспечению сбалансированности региональных бюджетов на примере бюджета Ставропольского края, и предлагаются основные подходы к их решению.
Анализ формирования и исполнения регионального бюджета по расходам в современных условиях (на примере Уральского федерального округа)
В статье рассматриваются основные характеристики расходной части регионального бюджета на примере УрФО. Анализируются данные исполнения регионального бюджета УрФО с 2018–2019 гг. и сравниваются показатели исполнения расходов субъектами УрФО.
Анализ межбюджетных трансфертов Республики Бурятии
В данной статье анализ консолидированного бюджета на примере Республики Бурятия за три последних года. Рассматривается структура, динамика и исполнение бюджета за анализируемый период.
Роль НДС в формировании доходной части федерального бюджета
В статье анализируется структура доходов федерального бюджета в 2013–2015 годах. Рассматривается роль НДС в формировании доходной части федерального бюджета.
Соотношение налоговых и неналоговых поступлений в РФ в условиях дефицита Федерального бюджета
В данной статье рассмотрена проблема дефицита Федерального бюджета. В качестве способа решения данной проблемы предложено установление правильного соотношения налоговых и неналоговых поступлений в Федеральный бюджет.
Региональные аспекты финансирования здравоохранения
В статье представлены особенности финансирования системы здравоохранения на региональном уровне. Рассмотрена взаимосвязь между величиной расходов субъектов Сибирского федерального округа РФ на здравоохранение и показателями эффективности здравоохране...
Похожие статьи
Проблемы обеспечения сбалансированности регионального бюджета в условиях экономической нестабильности
В статье рассматриваются современные проблемы, препятствующие обеспечению сбалансированности региональных бюджетов на примере бюджета Ставропольского края, и предлагаются основные подходы к их решению.
Анализ формирования и исполнения регионального бюджета по расходам в современных условиях (на примере Уральского федерального округа)
В статье рассматриваются основные характеристики расходной части регионального бюджета на примере УрФО. Анализируются данные исполнения регионального бюджета УрФО с 2018–2019 гг. и сравниваются показатели исполнения расходов субъектами УрФО.
Анализ межбюджетных трансфертов Республики Бурятии
В данной статье анализ консолидированного бюджета на примере Республики Бурятия за три последних года. Рассматривается структура, динамика и исполнение бюджета за анализируемый период.
Роль НДС в формировании доходной части федерального бюджета
В статье анализируется структура доходов федерального бюджета в 2013–2015 годах. Рассматривается роль НДС в формировании доходной части федерального бюджета.
Соотношение налоговых и неналоговых поступлений в РФ в условиях дефицита Федерального бюджета
В данной статье рассмотрена проблема дефицита Федерального бюджета. В качестве способа решения данной проблемы предложено установление правильного соотношения налоговых и неналоговых поступлений в Федеральный бюджет.
Региональные аспекты финансирования здравоохранения
В статье представлены особенности финансирования системы здравоохранения на региональном уровне. Рассмотрена взаимосвязь между величиной расходов субъектов Сибирского федерального округа РФ на здравоохранение и показателями эффективности здравоохране...