Внедрение системы оценки кадрового потенциала
Автор: Купоров Юрий Юрьевич
Рубрика: 14. Экономика и организация предприятия, управление предприятием
Опубликовано в
III международная научная конференция «Экономическая наука и практика» (Чита, апрель 2014)
Дата публикации: 01.04.2014
Статья просмотрена: 1768 раз
Библиографическое описание:
Купоров, Ю. Ю. Внедрение системы оценки кадрового потенциала / Ю. Ю. Купоров. — Текст : непосредственный // Экономическая наука и практика : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 133-139. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/94/5448/ (дата обращения: 15.11.2024).
Вопросы оценки кадрового потенциала с позиций формирования и развития человеческого капитала в регионе, через призму институционального подхода в своих трудах рассматривает российский экономист О. В. Заборовская [1]. Родионов Д. Г., Дегтерева В. А. и Баранова И. В. [2–3] в многочисленных работах кадровый потенциал увязывают с оценкой уровня жизни населения и преодолением бедности, как основным условием повышения уровня жизни населения.
Оценки кадрового потенциала в пореформенный период российской экономики, получили активное развитие. Процессы интеграции и унификации в сфере высшего профессионального образования внесли свои особенности в данный процесс, что отмечалось в трудах российских экономистов Родионова Д. Г., Рудской И. А., Кушневой О. А. [4].
Особенности анализа эффективности инвестиционных проектов в человеческий капитал и как следствие, их влияние на кадровый потенциал предприятий машиностроительного профиля рассматривался автором ранее, в работе посвященной особенностям анализа эффективности инвестиционных проектов [5].
Кадровый потенциал, и соответственно система его оценки, правомочно рассматривается, как общественное благо. Вследствие чего, возможны бюджетные расходы, которые, в свою очередь, должны быть оптимальными. На контроль качества общественных благ, финансируемых посредством бюджетных расходов обратили свое внимание Демиденко Д. С., Бабкин А. В., Кудрявцева Т. Ю. [6]
Система оценки кадровым потенциалом является эффективным инструментом, позволяющим, с одной стороны, добиться качественно нового уровня в управлении человеческими ресурсами, с другой — преодолеть проблемы «отсталого» развития. Но мало выбрать какой-либо метод оценки и начать его использовать. Необходимо, чтобы система оценки кадрового потенциала была частью комплексной системы управления организацией. В условиях инновационного развития такой системой может стать концепция бережливого производства. Рассмотрим основные положения этой концепции.
1) Бережливое производство: идеология и основные принципы
Бережливое производство в общем смысле — концепция управления производственным предприятием, направленная на устранение всех видов потерь. Концепция основана Тайити Оно, одним из создателей производственной системы «Тойоты» в 1950-е годы. В дальнейшем концепция была проанализирована американскими экономистами и была обозначена как lean production. Основные принципы были изложены в книге Джима Вумека и Дэниела Джонса «Бережливое производство: Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании».
Ключевым понятием в концепции бережливого производства является понятие ценности: ценность — то, за что потребитель готов заплатить. В соответствии с этим, вся деятельность предприятия может быть разделена так: операции и процессы, добавляющие ценность для потребителя, и операции и процессы, не добавляющие ценность для потребителя. Соответственно, всё, что ценности не добавляет, согласно бережливому производству, рассматривается как потери и должно быть устранено. [7]
Концептуально, процесс бережливого производства включает 5 этапов: [7]
- определение ценности продукта;
- определение потока создания ценности для этого продукта;
- обеспечение непрерывности этого потока;
- позволение потребителю «вытягивать» продукт посредством внедрения системы пулов;
- стремление к совершенству.
В концепции бережливого производства выделен ряд инструментов, посредством которых обозначенные выше 5 этапов могут быть реализованы: [8]
- Постоянный поток — методология для устранения застоев в течение рабочего процесса, которые ведут к временным потерям, включает: упрощения взаимодействия сотрудников, сокращение времени, благодаря упрощению производства, устранение дефектов, улучшение способности использовать эффективность многофункциональных сотрудников и др.
- Кайдзен — система устранения простоев и потерь, а также видов деятельности, добавляющих издержки, но не ценность; налаживание своевременных поставок, «выравнивание» производственной загрузки по количеству и типам продукции, стандартизация работы, обеспеченность соответствующим оборудованием. В своей основе Кайзен берет процесс, системы, продукты и услуги по отдельности, а затем перегруппировывает и перестраивает их в более боеспособный вариант. Кайзен идёт рука об руку с циклами контроля качества, хотя его сущность далеко не ограничивается только обеспечением гарантии качества.
- Канбан — техника эффективного мониторинга запасов для удовлетворения спроса потребителей, является частью системы визуального менеджмента. Посредством специальных карточек, используемых техникой, устанавливается: сколько материалов необходимо, откуда их заказать и куда нужно доставить.
- Система 5 С — систематическая методология для организации и стандартизации рабочего места, включает 5 элементов: сортировка, соблюдение порядка, содержание в чистоте, стандартизация, совершенствование.
- Быстрая переналадка (система SMED) — техника сокращения времени на перетекание процесса с одного вида на другой посредством повышения производственной гибкости.
- Защита от ошибок («poka-yoke) — создание системы мониторинга, оценки и обратной связи для того, чтобы немедленно определить и проконтролировать малейшее изменение.
Следует сказать, что каждый инструмент может рассматриваться как автономно, так и комплексно вместе с другими инструментами, ведь смысловое ядро каждой из представленных техник — устранение всех видов потерь. Так, с течением времени отдельные инструменты превратились в самостоятельные концепции (к примеру, Кайдзен).
Концентрируясь на снижении потерь, модель бережливого производства позволит, в конечном итоге, увеличить добавленную рыночную стоимость компании:
оптимизация оборотного капитала → снижение потребности в оборотном капитале → отсутствие необходимости в привлекаемых финансовых ресурсах (заемный капитал) → снижение стоимости капитала (WACC) → увеличение рыночной добавленной стоимости (EVA).
Обобщая всё выше изложенное, можно сказать, что при практическом внедрении системы бережливого производства предполагается ввод следующих подсистем: [9]
- стратегическое управление;
- процессы;
- персонал.
Рис.1. Системы бережливого производства
Подсистемы формируют инновационный базис управления, который направлен на повышение производительности труда и конкурентоспособности продукции. Более наглядным образом это представлено на рис.1.
Представленная схема ещё раз обосновывает исключительную важность человеческих ресурсов в системе бережливого производства: именно персонал, его качественные и количественные характеристики (несоответствие уровня квалификации, отсутствие понимания общих целей и др.), влияет на наличие потерь на предприятии, поэтому именно посредством управления кадровым потенциалом и соответствующим применением инструментов бережливого производства можно стремиться их ликвидировать. Поэтому выбор человеческого ресурса в качестве основного фактора, влияющего на конечный результат — в нашем случае увеличение рыночной добавленной стоимости — является в данном случае обоснованным.
2) Модель компетенций как основа системы оценки кадрового потенциала при бережливом производстве
Практическое внедрение любой системы, в том числе и системы бережливого производства, предполагает первоначальную оценку фактического состояния организации для того, чтобы разработать дальнейшую стратегию использования соответствующих инструментов. В нашем случае выбора в качестве основного ресурса, — персонала — это предполагает именно оценку кадрового потенциала предприятия.
Основа любой модели оценки, исходя из проведенного анализа имеющихся методов оценки в разделе 3, — выбор и установление признаков качества кадрового потенциала, по которым и будет происходить оценка.
Комплексно разработать и увязать признаки, значимые для оценки качества персонала инновационной организации, позволяет модель компетенций.
По определению, [10] компетенции — характеристики личности, которые важны для эффективного выполнения работы на соответствующей позиции и которые могут быть измерены через наблюдаемое поведение. Ключевым в этом определении является «позиция», т. е. фактически, компетенции характеризуют рабочее место и соотносят качества личности с требуемыми параметрами рабочего места. Однако следует заметить, что зачастую человек обладает большим набором компетенций, чем требуется в соответствии с занимаемой им позицией. И бывает так, что дополнительные компетенции, которыми обладает человек, но не требуются для выполнения обязанностей на рабочем месте, имеют большую важность для компании в целом. Кроме того, на наш взгляд, именно эти «дополнительные» компетенции могут стать источником формирования кадрового резерва.
Исходя из этих соображений, представляется логичным выделить несколько моделей компетенций: те, которые соответствуют рабочему месту, и те, которые представляют стратегическую важность для компании.
Но т. к. данная работа не привязана к какому-либо конкретному производственному предприятию, представляется невозможным выделить модели компетенций каких-либо должностей. Однако т. к. мы рассматриваем внедрение системы бережливого производства, — инновационный базис управления организацией — то мы можем выделить компетенции, существенные как для построения системы бережливого производства, так и для инновационной организации.
Бесспорно, ключевой тип работника, необходимый любой инновационной организации, — это тип новатора.
Наиболее проработанной и комплексной моделью новаторских компетенции является модель О.Бардадым, основанной на методах статистического наблюдения и экспертных оценок по предприятиям Научно-технологического объединения «Институт Монокристаллов НАН Украины» (г. Харьков). [11] По этой модели компетенций, все компетенции разделяются на следующие кластеры:
1. Кластер «Ориентация на достижение» — намерение качественно работать и соревноваться со стандартами совершенства, состоит из следующих компетенций: преданность делу; стремление совершить значимое; постановка сложных целей; инициирование действия; производительность труда; умение доводить дело до результата.
2. Кластер «Личная эффективность» — разные аспекты отношения индивидуума к другим работникам, позволяет контролировать эффективность выполнения работы: вера в себя; амбициозность; самомотивация; гибкость; решительность; настойчивость; осмысленность работы; дисциплинированность.
3. Кластер «Когнитивные компетенции»: жажда знаний; способность учиться; эрудиция; концептуальное мышление; аналитическое мышление; практические навыки; поиск информации.
4. Кластер «Креативные компетенции» — нестандартный подход к выполнению рабочих заданий: генерирование новых идей; оригинальность мышления; смекалка.
5. Кластер «Менеджерские компетенции» — менеджерские качества, способствующие внедрению научных разработок, и способствующие созданию кросс-функциональных групп в организации: дальновидность; ответственность; автономность; передача опыта; построение команды; командное лидерство; планирование.
6. Кластер «Коммуникативные компетенции» — умение завязывать контакты и налаживать отношения для рабочих целей: коммуникабельность; построение отношений; умение объяснять.
Оценивать выраженность данных компетенций предполагается по следующей шкале (на примере компетенции «производительность труда»:
—1 — создает видимость работы, занимается посторонними делами;
0 — выполняет минимально необходимую работу, часто отвлекаясь на несущественные или посторонние задачи; не способен сконцентрироваться и глубоко вникнуть в проблему;
+ 1 — качественно выполняет большую часть необходимой работы, однако не совсем умело распределяет свое рабочее время, быстро устает;
+ 2 — работает много и производительно, руководствуясь правилами тайм-менеджмента и в совершенстве владея его техникой;
+ 3 — работает восторженно, намного больше других, от работы ощущает не усталость, а вдохновение.
Таким образом, приведенная модель наиболее полно описывает компетенции, существенные для работников инновационной организации. Разумеется, что эти компетенции могут дублировать другие, которые необходимы для выполнения обязанностей в соответствии с рабочим местом. Однако значимость каждой приведённой компетенции для должности и для организации в целом может быть разной.
Теперь мы можем перейти к разработке рекомендаций по оценке кадрового потенциала организации, внедряющей систему бережливого производства.
3) Рекомендации по оценке кадрового потенциала инновационной организации
Систему оценки можно построить следующим образом:
- Определение значимых для организации должностей — наиболее адекватными для оценки нам представляются менеджеры и руководители.
- Моделирование качественных признаков в качестве критериев оценки — построение модели компетенций как по отдельным рабочим местам, так и компетенций, стратегически-значимых для организации в целом. Разработка балльной шкалы их оценки: — максимально возможное количество баллов по каждому признаку.
- Установление значимости каждого признака как для отдельной должности, так и для организации в целом — либо по методу экспертных оценок, либо по регрессионному анализу: и — значимости (в процентах) для рабочего места и для организации каждого признака (компетенции).
- Проведение необходимых расчётов. В качестве формул, используемых для получения результата, представляется логичным воспользоваться формулами из методики Л.Миляевой, несколько их модифицировав и дополнив:
определение суммы баллов оптимальной модели специалиста j-ой профессиональной группы по формуле:
Расчёт суммы баллов, набранных конкретным специалистом по оценке значимости для рабочего места:
Расчёт суммы баллов, набранных конкретным специалистом, исходя из имеющихся у него качеств, значимых для организации, но не характеризующих рабочее место, по оценке значимости для организации в целом:
Расчёт индивидуального уровня конкурентоспособности:
Оценка уровня качества по шкале:
- низкий ;
- средний ;
- высокий .
Расчёт кадрового потенциала работника для организации:
Расчёт кадрового потенциала для организации в целом:
Анализ полученных данных. Анализ можно проводить, к примеру, с помощью построения графиков соответствия (рис.2). График показывает уровень компетенции, необходимый для занятия конкретной должности, и фактический уровень работника.
Рис. 2. Графическое представление кадрового потенциала работника
Исходя из рис.2. видно, что оцениваемый работник в достаточной степени обладает компетенциями 2 и 4, уровень компетенций 1 и 4 чуть ниже требуемого. Кроме того, оцениваемый обладает компетенцией 5, которая не является необходимой при занятии данной должности. В график также можно включать уровень допустимого отклонения, который показывает, насколько допустимо снижение уровня каждой компетенции для данной должности. Эта процедура незаменима, если подобную методику применять для принятия решения о приёме на работу будущего сотрудника. Представленный график наглядным образомиллюстрирует кадровый потенциал: он может быть получен вычитанием из фактического уровня компетенций работника требуемого уровня для конкретного рабочего места. Такие графики могут быть построены для работника, подразделения или предприятия в целом. Пожалуй, единственным его недостатком является тот факт, что график не учитывает коэффициенты значимости каждой компетенции как для рабочего места, так и для организации в целом. Поэтому кроме построения графического представления следует анализировать и данные, полученные в результате расчётов.
Таким образом, с учётом всего вышеизложенного, нами были предложены рекомендации, которые могут быть использованы при оценке кадрового потенциала инновационной организации, т. к. в этих рекомендациях учитывается не только требования рабочего места, но и интерес организации, выраженный в коэффициентах значимости, а также личность работника, уровень его развития.
Если говорить о предложенных рекомендациях в рамках внедрения концепции бережливого производства, то после проведения оценки кадрового потенциала могут быть предприняты следующие шаги:
- соизмерение отклонений полученных результатов от требуемого уровня: предположим, если уровень конкурентоспособности ниже среднего (по шкале), то может быть принято решение о дополнительном обучении персонала — в этом случае следует оценить величину планируемых затрат и ожидаемого эффекта;
- выделение группы работников, которые в большей степени обладают новаторскими компетенциями, чем другие, и в случае, если число таких работников окажется достаточным, формировать из них функциональные группы для налаживания более эффективного сотрудничества — таким образом будет обеспечено свободное, не ограниченное организационной структурой, внутрифирменная циркуляция знания. Это позволит сократить, в первую очередь, временные потери, а также повысить эффективность принимаемых управленческих решений. А как известно, сокращение любых видов потерь — основная предпосылка концепции бережливого производства;
- также из групп наиболее одаренных работников может быть сформирован кадровый резерв на дальнейшее замещение более высоких должностей.
Если же внедрять эти рекомендации в систему постоянной оценки кадрового потенциала, то это может быть использовано по следующим направлениям:
- совершенствование процедур оценки при отборе и найме на работу;
- периодическая аттестация персонала;
- планирование профессионального обучения и развития;
- повышения уровня мотивации — использование методики оценки кадрового потенциала позволит получить реальную картину не только руководителям, но и менеджерам среднего звена об уровне своей компетенции, таким образом, повышение имеющегося уровня компетенции будет служить мотивационным фактором для сотрудника без использования механизмов денежного вознаграждения;
- формирование резерва на руководящие должности более высокого уровня.
В целом, в качестве вывода по разделу можно сказать следующее: наиболее эффективным, на наш взгляд, является не просто внедрение системы оценки как автономную систему, а внедрение её в качестве составного звена более комплексной системы. В инновационных условиях такой системой может быть концепция бережливого производства. Важно понимать, что упомянутая концепция — это не просто набор инструментов и методов, позволяющий в короткие сроки получить отдачу, но это — в первую очередь, внутрифирменная философия.
Проведение оценки кадрового потенциала на начальном этапе привлечет к деятельности всех сотрудников организации, поможет выявить потенциал и способности каждого, а значит — понять значимость каждой единицы человеческих ресурсов организации. В дальнейшем, именно это будет способствовать формированию корпоративной культуры, преодолению противоречий, сложившихся в российском менталитете в результате историко-экономического развития нашей страны. А значит, могут быть преодолены 9 признаков отсталых организаций и сформированы признаки инновационной организации: восприимчивость к идеям, множественность процедур координации, способность превращать любые изменения в новые возможности в результате систематической инновационной деятельности; способность изменять внутренние правила игры в предельно сжатые сроки, использовать все возможные механизмы приспособления; автономия и децентрализация; командная организация деятельности; привлечение к инновационной деятельности всех сотрудников организации; инновационная организационная культура.
Литература:
1. Заборовская О. В. Формирование и развитие человеческого капитала в регионе: институциональный подход: Автореф. дис. докт. экон. наук // ИПРЭ РАН. СПб, 2005. 38 с
2. Дегтерева В. А., Родионов Д. Г. Формирование системы показателей для оценки уровня жизни населения.// Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки = St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Economics. 2008. Т. 2. № 54. С. 15–18.
3. Родионов Д. Г., Дегтерева В. А., Баранова И. В. Преодоление бедности как основное условие повышения уровня жизни населения региона// Известия иркутской государственной экономической академии. 2008. № 3. с. 132–137.
4. Родионов Д. Г., Рудская И. А., Кушнева О. А. Рейтинг университетов как инструмент в конкурентной борьбе на мировом рынке образовательных услуг. Инновации, № 11(181), ноябрь, 2013.
5. Купоров Ю. Ю. Особенности анализа эффективности инвестиционных проектов на несовершенных рынках. Научно-технические ведомости С-ПбГПУ / Экономические науки № 1 (187) 2014, стр. 133–138
6. Демиденко Д. С., Бабкин А. В., Кудрявцева Т. Ю. Оптимизация бюджетных расходов на контроль качества общественных благ.// Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки = st. petersburg state polytechnical university journal. economics. 2010. т. 6. № 112. с. 204–208.
7. Джеймс П. Вумек, Дэниел Т. Джонс «Бережливое производство. Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании». — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. — стр.473.
8. http://www.thomasgroup.ru — сайт консалтинговой компании «Томас Групп», занимающейся внедрением систем операционного менеджмента
9. Клочков Ю. П. «Бережливое производство»: понятие, принципы, механизмы // Инженерный Вестник Дона. — 2012. — № 2. — с.429–437
10. http://www.kadrovik.ru — данные с официального сайта Национального союза кадровиков
11. Бардадым О. «Инновационно-активное предприятие: модель новаторских компетенций персонала»// Проблемы практики управления. — № 12, 2009.