Методика прогнозирования предложения на региональном рынке труда | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кухлевский, А. Л. Методика прогнозирования предложения на региональном рынке труда / А. Л. Кухлевский, Ю. Д. Шмидт. — Текст : непосредственный // Экономическая наука и практика : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 103-105. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/94/5468/ (дата обращения: 19.12.2024).

Огромное влияние на предложение на рынке труда оказывают факторы, связанные с рождаемостью и демографическими процессами. С 1975 по 1987 год в России наблюдался достаточно высокий уровень рождаемости — 15–17 человек на тысячу населения. В это время превалировала семья с двумя детьми. Затем, начиная с 1987 года, ситуация начала резко меняться. С 1988 года наблюдается уменьшение рождаемости, которое в 1994 году стабилизировалось на чрезмерно низком уровне. Этот уровень составлял 8 рождений на тысячу населения. Надо отметить, что в мировой практике такой ситуации еще не наблюдалось. Россия находилась в 1999 году в абсолютном минимуме, который когда-либо фиксировался в истории демографии [1]. Эти процессы в ближайшее время будут оказывать значительное влияние на рынок труда.

Для прогнозирования предложения на региональном рынке труда необходимо определить количество людей, впервые предлагающие себя на рынке труда после окончания учреждений системы профессионального образования или окончания общеобразовательной школы (полного курса или 9-го класса).

Рассмотрим методику прогнозирования численности выпускников общеобразовательной школы, появляющихся сразу на региональном рынке труда. Используя прогнозные данные по численности возрастной группы 15–19 летних, определим численность населения в возрасте 15 и 17 лет, так как выпускники 9-го и 11-го классов общеобразовательной школы находятся именно в этом возрасте.

Используя средние доли 15 — летних и 17 — летних в группе населения 15 -19 лет, можно определить общую численность 15 — летних и 17 — летних в регионе в  — году (). Используем статистические данные по численности выпускников 9-го класса в регионе в году  () и выпускников 11-го класса ) для определения доли выпускников 9 — го класса, продолжающих обучение в общеобразовательной школе в году  ():

,

где  — коэффициент выбытия учеников общеобразовательной школы за один год, вычисляемый по статистическим данным. Обозначим через  среднюю долю выпускников 9-го класса, продолжающих обучение в общеобразовательной школе за исследуемый период. Тогда численность выпускников общеобразовательной школы, появляющихся сразу на региональном рынке труда, минуя систему профессионального образования, в -ом году () можно вычислить из следующего балансового соотношения:

,

где  — прогнозируемая численность, поступивших в систему профессионального образования региона в -ом году,  — прогнозируемая численность выпускников 9-го класса общеобразовательных школ региона,  — средняя доля выпускников 9-го класса, продолжающих обучение в общеобразовательных школах региона.

Прогнозируемую численность выпускников 9-го класса образовательных школ региона вычисляем, используя метод передвижек по возрасту, на основе численности учеников соответствующего класса с учетом коэффициентов выбытия.

Распределение выпускников общеобразовательной школы, появляющихся сразу на региональном рынке труда, минуя систему профессионального образования, по сферам экономической деятельности и по профессиям прогнозируется на основе статистических данных и результатов выборочных опросов работодателей.

Изменение экономической ситуации в стране и регионе предъявляет новые требования к рынку рабочей силы, который, в свою очередь, стимулирует спрос на соответствующие образовательные услуги. Однако на сегодняшний день система образования, давая мощный импульс общественному развитию, сама является достаточно инертной, т. к. не успевает своевременно реагировать на стремительные изменения в общественной жизни. В силу этого структура выпускников системы профессионального образования меняется медленно, учитывая в среднем достаточно продолжительное время обучения в учреждениях системы профессионального образования.

В результате анализа влияния экономических, демографических и социальных факторов развития Приморского края на численность приема студентов в учебные заведения начального, среднего и высшего профессионального образования были получены соответствующие модели множественной регрессии. Перспективная численность выпускников по укрупненным группам подготовки рассчитывается на основе данных о приеме студентов в учебные заведения за период 1996–2009 гг. и предположения о сохранении выявленных регрессионных закономерностей на прогнозируемый отрезок времени.

Для расчета перспективной численности выпускников по укрупненным группам подготовки в зависимости от численности приема студентов в учебные заведения СПО и ВПО предлагаются следующие методики.

Прогноз численности выпускников учебных заведений СПО для каждой i-й из 25 укрупненных групп специальностей основан на следующей формуле:

                  (1)

где       — численность выпускников учебных заведений СПОi-специальности в году t,

 — средняя доля i-специальности в структуре приема учебных заведений СПО,

 — средняя доля принятых учащихся в учреждения СПО, имеющих основное общее образование (9 классов),

 — средняя доля принятых учащихся в учреждения СПО, имеющих полное среднее образование (11 классов),

 — общая численность принятых студентов в учебные заведения CПОв (t-4)-году,

 — общая численность принятых студентов в учебные заведения CПОв (t-2)-году,

 — средний коэффициент выбытия (изменения контингента студентов, не связанного с поступлением и выпуском) для i-специальности учебных заведений СПО.

Коэффициенты, , ,   рассчитываются по известным данным следующим образом.

Средние доли учащихся, принятых в средние специальные учреждения, на базе основного общего и полного среднего образования, вычисляются как средние арифметические от соответствующих данных.

Средняя доля каждой i-специальности в структуре приема в учебные заведения среднего профессионального образования рассчитывается как среднее арифметическое по статистическим данным.

Для расчета коэффициента выбытия студентов используем балансовое уравнение:

,                                                                           (2)

где       — численность студентов i-специальности в средних специальных учебных заведениях в (t+1)-году,

 — численность студентов i-специальности в средних специальных учебных заведениях в году t,

 — численность специалистов i-специальности, выпущенных в средних специальных учебных заведениях в году t,

 — численность приема по i-специальности в средних специальных учебных заведениях в году t,

 — изменение контингента студентов i-специальности, не связанное с поступлением и выпуском (выбытие или «миграционный прирост» с положительным или отрицательным знаком).

Величина  будет принимать положительное значение, если численность отчисленных (выбывших) по различным причинам студентов в текущем учебном году больше восстановившихся (прибывших), отрицательное — в обратном случае.

Располагая статистическими данными значений , , , и  за 2005–2009 гг., из формулы (2.10) находим значения

и коэффициент выбытия по каждой i-й группе специальностей в году t:

                                                                                                                       (3)

Таким образом, мы находим средний коэффициент выбытия по каждой группе специальностей:

                                                                                                            (4)

Аналогично прогнозируется численность и структура выпускников системы высшего образования. Прогноз численности выпускников учебных заведений ВПО для каждой (i) из 27 укрупненных групп специальностей основан на следующей формуле:

                                                                      (5)

где       — численность выпускников учебных заведений ВПОi-специальности в году t,              — общая численность принятых студентов в учебные заведения ВПОв (t-5)-году, — средняя доля i-специальности в структуре приема вузов Приморского края, — средний коэффициент выбытия (изменения контингента студентов, не связанного с поступлением и выпуском) для i-специальности вузов.

Коэффициенты   рассчитываются по известным статистическим данным аналогично соответствующим коэффициентам для СПО.

Литература:

1.      Занятость, рынок труда и социально-трудовые отношения / Под ред. Р. П. Колосовой, Г. Г. Меликьяна: Учебно-методическое пособие. — М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2008. — 458 с.

Основные термины (генерируются автоматически): общеобразовательная школа, профессиональное образование, региональный рынок труда, среднее, данные, доля выпускников, заведение, коэффициент выбытия, рынок труда, численность выпускников.