Привлечение иностранных инвестиций — мощный стимул развития экономики Узбекистана
Автор: Мусурмонкулов Мухаммад Уралович
Рубрика: 4. Экономическое развитие и рост
Опубликовано в
III международная научная конференция «Экономическая наука и практика» (Чита, апрель 2014)
Дата публикации: 07.04.2014
Статья просмотрена: 5476 раз
Библиографическое описание:
Мусурмонкулов, М. У. Привлечение иностранных инвестиций — мощный стимул развития экономики Узбекистана / М. У. Мусурмонкулов. — Текст : непосредственный // Экономическая наука и практика : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 28-31. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/94/5493/ (дата обращения: 16.11.2024).
За годы независимости в Республике Узбекистан создан благоприятный инвестиционный климат, широкая система правовых гарантий и льгот для иностранных инвесторов, разработана целостная система мер по стимулированию деятельности предприятий с иностранными инвестициями. Инвестиционное законодательство Республики Узбекистан является одним из передовых в системе законодательства стран СНГ, вобрав в себя основные положения международного инвестиционного права, в частности, положения о гарантиях прав иностранных инвесторов, предоставлении определенных преференций для инвесторов и другие. Основой правового регулирования в области привлечения иностранных инвестиций в Республики Узбекистан являются Закон «Об иностранных инвестициях», Закон «Об инвестиционной деятельности», Закон «О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов», а также ряд нормативно-правовых актов, принимаемых в форме решений Президента Республики Узбекистан и постановлений правительства.
Иностранные инвестиции на территории Республики Узбекистан могут быть осуществлены и различных формах. В частности:
- долевое участие в уставных фондах и ином имуществе хозяйственных обществ и товариществ, банков, страховых организаций и других предприятий, созданных совместно с юридическими и (или) физическими лицами Республики Узбекистан;
- создание и развитие хозяйственных обществ и товариществ, банков, страховых организаций и других предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам;
- приобретение имущества, акций и других ценных бумаг, включая долговые обязательства, эмитированные резидентами Республики Узбекистан;
- вложение прав на интеллектуальную собственность, включая авторские права, патенты, товарные знаки, полезные модели, промышленные образцы, фирменные наименования и ноу-хау, а также деловую репутацию (гудвилл);
- приобретение концессий, включая концессии на разведку, разработку, добычу либо использование природных ресурсов;
- приобретение права собственности на объекты торговли и сферы обслуживания, на жилые помещения вместе с земельными участками, на которых они размещены, а также права владения и пользования землей (в том числе на основе аренды) и природными ресурсами.
Сегодня стало очевидно, что необходимым условием устойчивого развития республики является высокая инвестиционная активность, которая достигается за счет привлечения и эффективного использования внутренних и внешних ресурсов. Дальнейшая либерализация экономики, расширение экономических свобод хозяйствующих субъектов и масштабов частной собственности во всех сферах народного хозяйства, укрепление международных экономических связей стимулируют успешное осуществление работ по привлечению и использованию иностранных инвестиций. В 2000 году Президент Республики Узбекистан И.Каримов подчеркивал, что в республике «...следует создать еще более благоприятные законодательные условия, гарантии и экономические стимулы для широкого привлечения иностранных инвестиций в экономику страны, прежде всего прямых инвестиций. Необходимо добиваться, чтобы иностранные инвестиции активно участвовали в структурных преобразованиях нашей экономики, ускорении технического перевооружения и модернизации производства» [1].
Собранный за истекший период опыт показывает, что иностранные инвестиции, соединяясь с национальными природными производственными и трудовыми ресурсами, создают высокий совокупный эффект при внедрении прогрессивных технологий, современных методов управления и организации производства, более активном вовлечении в хозяйственный оборот местных, зачастую ранее неиспользованных богатств. Иностранные инвесторы не только вкладывают свои средства в национальные предприятия, реконструируют и технически перевооружают их, но и открывают доступ к мировым рынкам сбыта, что улучшает адаптацию хозяйствующих субъектов к цивилизованным рыночным отношениям, помогая поднять их производственную и финансово-хозяйственную деятельность до соответствующих мировых стандартов. Поэтому стимулирование иностранных инвестиций, повышение эффективности их использования обуславливают их необходимость сохранить и улучшить благоприятные условия и преференциальный рынок в республике.
Мировой опыт достаточно убедительно показывает, что привлечение и использование иностранных инвестиций способствует развитию экономики и служит мощным стимулом социально-экономических реформ. Мысль о том, что инвестиции являются двигателем экономики, обеспечивающим ее движение вперед, — это аксиома любой экономической теории. Каждое государство должно прилагать усилия для привлечения в первую очередь в сферу материального производства как отечественных, так и иностранных инвесторов. С этой целью разрабатывается и реализуется определенная инвестиционная политика, формируется соответствующий инвестиционный климат.
Проведенные за годы независимости в Узбекистане экономические преобразования, на основе собственной модели перехода на рыночную экономику за короткий промежуток времени, несомненно, дали ощутимые положительные результаты. Несмотря на то, что со дня обретения независимости прошло всего 22 года, Узбекистан превратился в страну со стабильной экономикой, устойчивым экономическим ростом, либеральным валютным рынком, низкими темпами инфляции, доминирующим местом готовой продукции не сырьевой направленности в структуре экспорта. Немаловажную роль в достижении этих успехов, несомненно, играют проводимые реформы в сфере собственности, основу которой составляет осуществляемая в стране масштабная приватизация — передача государственной собственности в руки реальных инвесторов.
Сегодня в Узбекистане открываются новые горизонты для вложения инвестиций — созданы самые благоприятные условия для бизнеса, включая политическую и макроэкономическую стабильность, установлены сильные гарантии защиты прав иностранных инвесторов и для них предусмотрена обширная система льгот. Кроме того, иностранных инвесторов привлекают низкие по сравнению с соседними странами цены на жизненно важные для производства сырье, материалы, энергоресурсы, высококвалифицированная рабочая сила.
Правительство Республики Узбекистан проводит активную политику в целях создания наиболее благоприятных условий для иностранных инвесторов. Говоря о формах участия иностранных инвесторов в процессе приватизации в Узбекистане можно отметить следующее. Иностранные инвесторы могут участвовать в процессе приватизации путем приобретения государственной доли собственности, реализуемой вышеперечисленными методами. В основном, инвесторы заинтересованы в создании предприятия с иностранными инвестициями, так как таким предприятиям предоставлены большие налоговые льготы. Предприятие с иностранными инвестициями — это предприятие, в котором доля иностранного инвестора в уставном капитале составляет не менее 30 %, а размер уставного фонда составляет не менее 150 тысяч долл. США. Такую долю в 30 % можно выкупить в приватизированном предприятии из числа тех пакетов акций, которые продаются на фондовом рынке, затем перерегистрировать это предприятие в Министерстве юстиции РУз в качестве предприятия с иностранными инвестициями. Процесс привлечения иностранных инвестиций в экономику республики осуществляется также в форме создания совместных предприятий с участием иностранного капитала (СП). К тому же это является одной из наиболее современных форм организации производства в Узбекистане.
Если подробнее говорить о преимуществах, то те инвестиции, которые осуществляются инвесторами в процессе приватизации в виде ввоза на территорию Республики Узбекистан запасных частей и комплектующих к технологическому оборудованию в счет инвестиционных обязательств иностранных инвесторов для технического перевооружения и модернизации производства, освобождаются от таможенных платежей (за исключением сборов за таможенное оформление) на инвестиционный период с момента принятия инвестором инвестиционных обязательств. В связи с этим, многие инвесторы предпочитают заключать договора с принятием инвестиционных обязательств.
Зарубежный опыт наглядно свидетельствует, что в переходный период инвестиции становятся важнейшим фактором не только реконструкции и обновления, но и создания новых производств и предприятий. Поэтому привлечение и использование зарубежного капитала в экономике Узбекистана представляется существенной закономерностью инвестиционного процесса на современном этапе. При этом привлечение иностранных инвестиций должно осуществляться на основе принципов социально-экономической эффективности, экологической и экономической безопасности, взаимовыгодности и поддержания приоритетности государственной структурной и воспроизводственной политики. Опираясь на эти принципы, следует определить критерии правильного выбора оптимальных форм инвестиционной деятельности. К этим критериям относятся: сфера деятельности и вид продукции (наукоемкие, технически сложные и т. д.); масштабы проекта (мелкий, средний, крупный); стратегическая цель привлечения (от импорта оборудования до использования производственно-управленческого опыта).
Изучение достоинств и недостатков существующих форм привлечения иностранных инвестиций показывает, что наиболее приемлемыми можно считать прямые инвестиции, так как они характеризуются наличием долговременных интересов инвестора в хозяйстве принимающей страны и обусловливают большую выгоду по сравнению с внешними займами [3]. К примеру, Как следует из отчета компании по US GAAP, НК ОАО «ЛУКОЙЛ» в январе-сентябре 2013 года увеличила инвестиции в свои проекты на территории Узбекистана на треть по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — до 444 миллионов долларов. Российская компания в настоящий момент осуществляет добычу газа на промысле Хаузак-Шады в Бухарской области, а также на месторождении блока Джаркудук-Янги Кызылча в Юго-Западном Гиссаре. Кроме того, «ЛУКОЙЛ» проводит геологоразведку узбекской части Аральского моря в составе международного консорциума. В рамках первых двух проектов на условиях СРП «ЛУКОЙЛ» планирует к 2017 году добывать 18 миллиардов кубометров газа, а объем инвестиций довести до 5 миллиардов долларов против почти 2 миллиардов долларов, вложенных на сегодняшний день.
В 2013 году в целом объем инвестирования в экономику страны составил 23 процента к ВВП. Из общего объема освоенных капитальных вложений иностранные инвестиции составили свыше 3 миллиардов долларов, из них более 72 процентов, или 2,2 миллиарда долларов, — это прямые иностранные инвестиции. В 2013 году в рамках Инвестиционной программы за счет всех источников финансирования завершена реализация 150 проектов производственного направления общей стоимостью около 2,7 миллиарда долларов США. В их числе — внедрение когенерационной газотурбинной технологии на Ташкентской ТЭЦ, дообустройство месторождений Самантепе и Южный Уртабулак со строительством дожимной компрессорной станции и газопровода Южный Уртабулак — Мубарекский газоперерабатывающий завод, перевод 1–5 энергоблоков Ново-Ангренской ТЭС на круглогодичное сжигание угля с модернизацией разреза «Ангренский», реконструкция подстанции «Ахангаран» на территории специальной индустриальной зоны «Ангрен», модернизация действующего производства со строительством новой линии по выпуску цемента на ОАО «Бекабадцемент», реконструкция литейного производства на ДП «Литейно-механический завод» и другие. Организованы современные текстильные комплексы в Ташкентской и Наманганской областях, прядильные и вязальные производства в городе Джизаке и Хорезмской области, предприятие по производству спортивной обуви в Самаркандской области.
Как отметил в своем докладе И.Каримов, “устойчивый приток иностранных инвестиций в нашу экономику убедительно свидетельствует об эффективности проводимого нами экономического курса на обновление и модернизацию нашей экономики, и, в первую очередь, создание в нашей стране благоприятного инвестиционного климата и надежных гарантий для зарубежного инвестора” [2].
«Решение поставленных перед собой задач по модернизации и обновлению нашего производственного потенциала, внедрению современных инновационных и высокоэффективных технологий мы связываем и с расширением деятельности созданных в Узбекистане специальных индустриальных зон. Освоение новых высокотехнологичных производств в этих зонах служит мощным импульсом для роста промышленности и эффективного использования сырьевого потенциала регионов нашей страны.
Об этом убедительно свидетельствует накопленный опыт в деятельности специальных индустриальных зон «Навои» и «Ангрен». Так, с момента создания СИЭЗ «Навои» на ее территории введены в эксплуатацию производства по 19 инвестиционным проектам на общую сумму свыше 100 миллионов долларов».
В марте 2013 года в Джизакской области создана специальная индустриальная зона «Джизак» с филиалом в Сырдарьинской области, в которой активно ведутся работы по опережающему развитию транспортной, производственной и инженерно-коммуникационной инфраструктуры. «Уже в истекшем году на территории зоны реализованы первые 3 проекта с участием китайских компаний на общую сумму около 6 миллионов долларов по производству 100 тысяч мобильных телефонов, а также по переработке продуктов животноводства и производству кормов» [2].
Подводя итог сказанному, можно сделать однозначный вывод: осуществление рыночных реформ в Узбекистане, включая углубление процессов приватизации, достижение макроэкономической стабилизации и обеспечение устойчивого экономического роста, коренные структурные преобразования в национальном народнохозяйственном комплексе неразрывно связаны с проведением активной инвестиционной политики. Как правильно отметил в своем докладе Президент И.Каримов, «мы всегда должны помнить простую истину — без инвестиций нет прогресса, нет технического, технологического обновления и модернизации производства и в целом страны» [2].
Литература:
1. Доклад Президента Республики Узбекистан И. А. Каримова на первой сессии Олий Мажлиса Республики Узбекистан второго созыва. // «Народное слово», 23 января 2000 г.
2. «2014 год станет годом развития страны высокими темпами, мобилизации всех возможностей, последовательного продолжения оправдавшей себя стратегии реформ». Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития в 2013 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2014 год. 20 января 2014 г. // Народное слово. 21 января 2014 г.
3. Расулов Н. Прямые иностранные инвестиции в экономике Узбекистана. // Рынок, деньги и кредит, № 6, 2000, с. 46–47.