Практика и перспективы функционирования системы электронных торгов для обеспечения государственных и муниципальных нужд в России
Автор: Мамедова Наталья Александровна
Рубрика: 6. Организация и управление хозяйством страны
Опубликовано в
III международная научная конференция «Актуальные вопросы экономических наук» (Уфа, июнь 2014)
Дата публикации: 14.04.2014
Статья просмотрена: 505 раз
Библиографическое описание:
Мамедова, Н. А. Практика и перспективы функционирования системы электронных торгов для обеспечения государственных и муниципальных нужд в России / Н. А. Мамедова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы экономических наук : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2014 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2014. — С. 32-34. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/95/5503/ (дата обращения: 19.12.2024).
Одним из принципов контрактной системы в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заявлен принцип обеспечения конкурентоспособности. В соответствии с данным принципом, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.
По мнению экспертов, торги в электронной форме являются формой размещения закупок, наиболее соответствующей данному принципу. Среди конкурентных преимуществ торгов в электронной форме следует выделить такие как экономия денежных средств на организацию и проведение закупок; прозрачность и открытость процесса закупок; честная конкуренция, исключающая неценовые методы участия в торгах; равные возможности для всех поставщиков товаров, работ и услуг.
В России статус национальных операторов электронных торгов имеют пять площадок, перечень которых был определен Минэкономразвития РФ совместно с ФАС России к 1 января 2010 года сроком на пять лет. Согласно приказу Минэкономразвития РФ от 26 октября 2009 г. № 428 и приказу Минэкономразвития РФ и ФАС России от 14 ноября 2009 г. № 466/763 к 1 января 2010 года был осуществлен отбор пяти электронных торговых площадок: ЗАО «Сбербанк-АСТ»; ОАО «Единая электронная торговая площадка»; ГУП «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан»; а также площадки ЗАО «Московская межбанковская валютная биржа» и ОАО «РТС».
Интересным представляется тот факт, что из 18 организаций, подававших заявку на участие в процедуре отбора, победителями стали те участники, которые были учреждены кредитными организациями и (или) при участии государства. При этом два победителя к моменту подведения итогов отбора еще не имели опыта и необходимой технологической базы для организации электронных торгов. Площадка ЗАО «Московская межбанковская валютная биржа» и площадка ОАО «РТС» были созданы только в октябре 2010 года.
Одним из требований к участникам отбора было обеспечение максимальной информационной безопасности работы электронных площадок, степень которой можно качественно определить по анализу параметров работы функционирующей площадки. Тем не менее, комиссия по отбору определила, что, «поскольку ООО «Индексное агентство РТС и ЗАО «ММВБ — Информационные технологии» являются дочерними компаниями крупнейших в Российской Федерации биржевых холдингов (группы компаний Московской Межбанковской Валютной Биржи и группы компаний Российская Торговая Система), то они также обладают необходимой технологической базой для организации электронных аукционов» [1].
В соответствии с требованиями Технического задания на функционирование электронных площадок в целях проведения открытых аукционов в электронной форме, утвержденного Минэкономразвития России и ФАС России 21 ноября 2009 г., и с Соглашением о функционировании электронной площадки для проведения открытых аукционов в электронной форме от 4 мая 2010 г. предусмотрено проведение ежегодной обязательной экспертизы (технической аттестации) по требованию организаторов отбора операторов отобранных электронных площадок для проведения открытых аукционов в электронной форме на предмет соответствия оператора электронной площадки требованиям Соглашения. С момента оформления результатов отбора и по состоянию на данный момент все пять отобранных электронных площадок успешно работают притом, что Минэкономразвития РФ уполномочен прекратить функционирование одной или нескольких площадок в течение общего срока функционирования электронных площадок на основании результатов обязательной ежегодной экспертизы.
Согласно рейтингу ведущих электронных площадок России, составленному Некоммерческим партнерством «Национальная ассоциация участников электронной торговли» (НП «НАУЭТ») в 2013 году [2], составленному по авторской методике, лидерами рейтинга со значительным отрывом от своих конкурентов являются электронные площадки «ЕЭТП» и «Сбербанк-АСТ». При этом, по мнению аналитиков рейтинга, высокие позиции «Сбербанк-АСТ» определяются в основном объемами торгов, а площадка «ЕЭТП», достигла результата за счет качества обслуживания клиентов (дополнительные, в том числе и финансовые, сервисы, качество технической поддержки, интерфейса и т. п.). По состоянию на 31 марта 2014 года согласно данным Общероссийского официального сайта, лидером по количеству опубликованных лотов за 2013 год является площадка «Сбербанк-АСТ» — 52,39 % от общего количества лотов по всем электронным площадкам, площадка «ЕЭТП» занимает вторую позицию, ее показатель — 21,59 % [3].
Электронная площадка получает свой доход из двух источников. Во-первых, за счет хранения сумм финансового обеспечения контрактов на счетах в банках, выбранных площадками. Во-вторых, за счет взимания суммы в размере не более 3000 рублей с победителя электронного аукциона (лица, с которым заключается контракт) [4]. Ценовой порог обслуживания постепенно снижался, с 01 августа 2012 года он составлял 2000 рублей в соответствии с трехсторонним соглашением между Минэкономразвития РФ, ФАС России и пятью площадками. Сейчас взимание денежных средств с победителей электронных торгов не происходит, но в регламенты электронных площадок не внесены изменения об отмене взимания платы с участника размещения заказа, с которым заключен контракт по результатам электронного аукциона. Основанием для снижения являлось постоянное увеличение совокупного размера перечисляемого обеспечения заявок на участие в электронных торгах по всем площадкам. Таким образом, в распоряжении операторов остается только один источник дохода от деятельности.
В 2014 году Минэкономразвития РФ совместно с ФАС России проведут новую процедуру отбора площадок, по результатам которой будут заключены соглашения о функционировании электронных площадок для проведения открытых аукционов в электронной форме. К июню 2014 года Минэкономразвития РФ, Минкомсвязи России и ФАС России совместными усилиями разработают и внесут в правительство проект постановления с описанием порядка и условий отбора операторов электронных площадок. После принятия постановления любой оператор электронной площадки будет вправе принять участие в данном отборе. Перечень операторов будет утвержден в сентябре 2014 года, а их деятельность по размещению лотов начнется с 2015 года [5].
В переходный период (с 01 января 2014 года до даты начала функционирования операторов электронных площадок, прошедших отбор) закупки путем проведения электронных аукционов будут осуществляться на электронных площадках текущего отбора. При этом необходимо учитывать, что Минэкономразвития РФ вправе установить особенности прекращения функционирования указанных электронных площадок.
Эксперты выражают надежду, что в этот раз параметры Технического задания отбора будут сформулированы таким образом, чтобы обеспечить открытую, конкурентную процедуру отбора нового состава операторов. Параметры Технического задания отбора операторов электронных площадок в 2009 году были определены следующим образом. При оценке качества предложений участников учитывались предложения:
- по созданию условий для максимальной доступности информации о государственных и муниципальных заказах и, как следствие, расширение возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов;
- по обеспечению конфиденциальности участия физических и юридических лиц в открытых аукционах в электронной форме и, как следствие, исключение административного «давления» на участников размещения государственных и муниципальных заказов, а также сговора между ними;
- по обеспечению гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов, в том числе путем обеспечения максимальной информационной безопасности работы электронных площадок.
В рамках отбора предложения участников оценивались по степени улучшения требований, установленных в Техническом задании, и качеству проработки иных предложений по функционированию электронных площадок [6]. Очевидно, что нестоимостные критерии для оценки предложений участников представлены в таком виде, в котором формализовать качественные, функциональные, технические характеристики предложений участников весьма затруднительно. Таким образом, присвоить определенное количество баллов предложению участника по качеству услуг, полноте и содержанию качественных сведений предложения участника, не представляется возможным. В результате вместо объективной оценки предложений участников в системе критериев, имела место субъективная оценка того, в какой степени в предложении участника были улучшены требования Технического задания.
Для того чтобы процедура нового отбора была признана открытой, конкурентной и результативной, она должна соответствовать базовым принципам контрактной системы.
Во-первых, сама процедура должна быть проведена в форме, установленной Федеральным законом 44-ФЗ. В 2009 году, такая форма размещения заказа как «отбор» не была регламентирована в рамках действующего законодательства, эта практика не должна повториться при проведении нового отбора операторов электронных площадок.
Во-вторых, предложения участников должны соответствовать параметрам Технического задания и оценены в соответствии с установленным Порядком оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельных величин значимости каждого критерия, которое (Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085).
В-третьих, описание порядка и условий отбора операторов электронных площадок должно быть формализовано в системе нестоимостных критериев для оценки квалификационной и технической частей предложений участников. Основными направлениями для определения требований к операторам являются обеспечение информационной безопасности сервисов электронных торгов и обеспечение проведения всех предусмотренных законодательством форм электронных торгов.
Уровень информационной безопасности электронной площадки должен обеспечивать защиту от DOS и DDOS атак на серверы. Параметры работы сервера должны также обеспечивать возможность одновременного ведения большого количества торгов, этого требуют увеличивающиеся масштабы проводимых торгов. Кроме того должно быть декларировано и подтверждено соответствие деятельности оператора электронной площадки требованиям стандартизации информационной безопасности в соответствии с международными стандартами. Достаточность и квалификация технических специалистов, обеспечивающих функционирование электронной площадки и сопровождение торгов, также должно быть подтверждено.
Электронные площадки должны иметь возможность предоставить техническую возможность для проведения в электронной форме государственных и муниципальных закупок, а также приватизации государственного и муниципального имущества и реализации имущества (предприятия) должников при банкротстве. Последние две указанные формы электронных торгов являются специализированными направлениями, и, хотя выказываются предложения о проведении отдельного отбора электронных площадок для проведения торгов по этим направлениям, большинство экспертов едины во мнении, что это излишне. Очевидно, что электронные площадки нового отбора должны обеспечивать весь комплекс электронных торгов.
В-четвертых, важным отличием от практики предыдущего отбора должно стать подтверждение наличия действующего функционала электронных площадок по всем критериям для оценки квалификационной и технической частей предложений участников, а не гипотетических положений о соответствии участника предъявляемым требованиям. Это позволит ограничить участие в отборе тех электронных площадок, функционал которых еще не развит до необходимого уровня.
Соблюдение всех описанных факторов, выраженное в Постановлении Правительства РФ «Об установлении порядка и условий отбора операторов электронных площадок для проведения электронных аукционов», должно обеспечить открытый конкурентный процесс отбора, отвечающий принципам контрактной системы.
Литература:
1. Заключение Правительственной комиссии по проведению административной реформы «Об итогах проведения отбора электронных площадок в целях проведения открытых аукционов в электронной форме», 21 ноября 2009 года.
2. Рейтинг ведущих электронных площадок России / Электронный ресурс — http://etp.roseltorg.ru/about/press-coverage/index.php?article=152 / Источник: НАУЭТ по данным ООС zakupki.gov.ru и сайтов электронных площадок, октябрь 2013. Дата обращения — 28.02.2014г.
3. Информация по закупкам / Электронный ресурс — http://www.zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html / Источник: Общероссийский официальный сайт/ Электронные площадки / Количество опубликованных лотов. Дата обращения — 31.03.2014г.
4. Информационное сообщение Минэкономразвития РФ «О завершении экспертизы операторов электронных площадок», 06 октября 2009 года.
5. План мероприятий по реализации Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ (п.41 и п.47).
6. Протокол «О результатах отбора, проводимого в соответствии с Техническим заданием на функционирование электронных площадок в целях проведения открытых аукционов в электронной форме от 20 ноября 2009 года».