К вопросу определения понятия «устойчивое развитие муниципального образования» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 15. Региональная экономика

Опубликовано в

III международная научная конференция «Актуальные вопросы экономических наук» (Уфа, июнь 2014)

Дата публикации: 08.06.2014

Статья просмотрена: 1854 раза

Библиографическое описание:

Шевелева, Р. Н. К вопросу определения понятия «устойчивое развитие муниципального образования» / Р. Н. Шевелева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы экономических наук : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2014 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2014. — С. 160-162. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/95/5534/ (дата обращения: 17.10.2024).

В статье рассматривается несколько подходов к определению понятия «устойчивое развитие», подчеркивается необходимость научной проработки проблемы устойчивого развития муниципальных образований, предложено определение понятия «устойчивое развитие муниципального образования».

Ключевые слова: устойчивое развитие, муниципальное образование, устойчивое развитие муниципального образования.

Устойчивое развитие является основной целевой установкой каждого муниципального образования как социально-экономической системы. Градостроительный кодекс РФ характеризует устойчивое развитие территорий как развитие, при котором обеспечиваются безопасность и благоприятные условия жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, охрана и рациональное использование природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений [1].

Важно подчеркнуть, что устойчивое развитие предполагает, во-первых, достижение баланса между хозяйственной деятельностью людей и состоянием окружающей среды. Во-вторых, учет интересов не только настоящего, но и будущих поколений. Поэтому, например, чрезмерная интенсивность изъятия природных ресурсов (даже обещающая мощное разовое обогащение территории) никак не укладывается в концепцию устойчивого развития.

На современном этапе развития общественно-историческому процессу присущи глобализация и динамизм, которые, с одной стороны, способствуют увеличению темпов экономического роста и тем самым обеспечивают возможность удовлетворять возрастающие потребности все большего числа населения планеты, а с другой — влекут за собой неопределенность и неустойчивость развития, выступают дестабилизирующим фактором, существенно осложняющим управление социально-экономическими системами. Усиление влияния глобализации придает проблеме перехода социально-экономических систем на модель устойчивого развития особую остроту, вызывая повышенный интерес к ней как отечественных, так и зарубежных ученых.

Так, проблемы устойчивого развития мировой системы нашли отражение в трудах Х. Босселя, В. И. Вернадского, В. И. Данилова-Данильяна, О. К. Дрейера, Д. Медоуза, Н. Н. Моисеева, В. В. Новожилова, Дж. Форрестера и др.

Устойчивость национальных социально-экономических систем рассмотрена в трудах Н. П. Ващекина, В. А. Лося, А. Д. Урсула, Н. Т. Агафонова, Р. А. Исляева, В. А. Коптюга, В. К. Левашова, В. М. Матросова, В. В. Попкова, Б. С. Большакова, А. С. Щеулина и др.

Исследованию различных аспектов региональных социально-экономических систем и переводу их на модель устойчивого развития особое внимание уделяется в работах И. Я. Блехцина, М. Г. Ганопольского, А. Г. Гранберга, Б. М. Гринчеля, М. А. Гусакова, В. А. Ильина, О. В. Коломийченко, С. В. Кузнецова, В. Н. Лаженцева, В. Н. Лексина, В. В. Окрепилова, О. П. Пчелинцева, В. Е. Рохчина, А. А. Румянцева, В. С. Селина, А. И. Татаркина, А. Н. Швецова, А. И. Шишкина и др.

Проблемы устойчивости социально-экономических систем микроуровня, а также отдельных подсистем отражены в работах Т. М. Конопляник, Е. В. Макаровой и др. [9].

Следует отметить, что научные исследования проблем устойчивого развития социально-экономических систем в основном касаются мирового, национального и регионального уровней. Поэтому проблемы устойчивого развития муниципальных образований также требуют научной проработки.

Понятие «устойчивое развитие» оказалось в центре внимания мирового научного сообщества с 1987 года после публикации доклада «Наше общее будущее», подготовленного Международной комиссией по окружающей среде и развитию. В докладе указывалось на необходимость изменения деловой активности и образа жизни человечества, ориентации экономики на удовлетворение нужд и законных желаний людей, но при этом отмечалось, что следует учитывать пределы экологических возможностей планеты [5].

В настоящее время в России и за рубежом единой трактовки устойчивого развития нет. Анализ отечественной научной литературы позволил выделить следующие подходы к определению сущности понятия «устойчивое развитие» (таблица 1).

Таблица 1

Основные подходы к определению понятия устойчивое развитие

Подходы к пониманию сущности понятия

Авторы

Примечание

Стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы [8].

А. И. Татаркин, Д. С. Львов, А. А. Куклин, А. Л. Мызин, Л. Л. Богатырев, Б. А. Коробицын, В. И. Яковлев.

Стабильность не является синонимом устойчивости. Стабильность развития системы определяется динамикой показателей — система может иметь стабильно неустойчивое положение и проявлять стабильность основных тенденций своего развития.

Стабильное улучшение качества жизни населения в тех пределах хозяйственной емкости биосферы, превышение которых приводит к разрушению естественного механизма регуляции окружающей среды и ее глобальному изменению [10].

Шургалина И. Н.

Процесс гармонизации производительных сил, удовлетворения необходимых потребностей всех членов общества при условии сохранения целостности окружающей природной среды и создания возможностей для равновесия между экономическим потенциалом и требованиями людей всех поколений [6].

Р. М. Нуреев

Понятие «равновесие» — одно из самых универсальных в естественных науках, оно применимо к любой системе. Однако равновесие может быть устойчивым, неустойчивым и безразличным.

Экономический рост, обеспечивающий удовлетворение материальных и духовных потребностей настоящих и будущих поколений при сохранении равновесия исторически сложившихся экосистем [4].

В. А. Лось, А. Д. Урсул.

Не просматривается требование внутреннего сопряженного, сбалансированного развития природы, населения, экономики.

Тип экономического развития, обеспечивающий воспроизводимость ограниченных ресурсов и качество экономического роста [9].

Т. В. Ускова

Не учитывается социальная ориентация развития

Непрерывный процесс удовлетворения потребностей настоящего и будущих поколений [3].

О. Л. Кузнецов, Б. Е. Большаков. Н. П. Кузнецова.

Непрерывность процесса рассматривается как неубывающий темп роста возможностей удовлетворять потребности в длительной перспективе, что возможно лишь в том случае, если будет достигнут баланс интересов, гармония между всеми подсистемами социально-экономической системы.

В соответствии с Конституцией, Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты [2].

Следовательно, рассматривать устойчивое развитие без учета социальных вопросов невозможно, так как в противном случае социальная напряженность разрушит не только экономику, но и весь «организм» общества. Поэтому социальная и экономическая сферы должны рассматриваться в комплексе, как социально-экономическая система. Говоря о проблемах устойчивого развития муниципальных социально-экономических систем, необходимо учитывать следующие особенности:

1.                  Муниципальные образования преследуют социальные цели, поэтому критерием их эффективности не может быть максимум доходов бюджета или максимум прибыли.

2.                  Население в муниципальном управлении одновременно выступает как цель, объект и субъект управления.

3.                  Население — главный местный ресурс. Желания, потребности, энергия, воля, интеллект и труд людей — основная опора местного самоуправления.

4.                  Муниципальное управление основано на ценностях, ресурсах, задачах и возможностях, связанных с местом проживания человека.

5.                  Множество одновременно решаемых проблем, каждая из которых носит локальный, частный характер [7].

Таким образом, учитывая вышеизложенные подходы к определению устойчивого развития, а также особенности муниципальных социально-экономических систем, в настоящей работе предлагается следующая трактовка устойчивого развития: «устойчивое развитие муниципального образования — способность муниципальной социально-экономической системы в ходе качественных изменений ее функционирования переходить из одного неравновесного состояния в другое, достигая более высокого уровня и качества жизни населения, обеспеченная устойчивым, сбалансированным и взаимонеразрушающим воспроизводством социально-экономического и экологического потенциалов муниципального образования».

Литература:

1.                  Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 02.07.2013)

2.                  Конституция Российской Федерации. Официальное издание. — М.: Юрид. лит., 2009. — 64 с.

3.                  Кузнецов, О. Л. Устойчивое развитие: научные основы проектирования в системе природа-общество-человек [Текст]: учебник / О. Л. Кузнецов, Б. Е. Большаков. — СПб.; М.; Дубна, 2001. — 616 с.

4.                  Лось, В. А. Устойчивое развитие [Текст]: учеб. пособие / В. А. Лось, А. Д. Урсул. — М.: Агар, 2000. — 253 с.

5.                  Наше общее будущее. Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР). Перевод с английского под редакцией С. А. Евтеева и Р. А. Перелета. [Электронный ресурс]. URL: http://www.устойчивоеразвитие.рф/files/monographs/OurCommonFuture-introduction.pdf (дата обращения 23.01.2014)

6.                  Нуреев, Р. М. Экономика развития: модели становления рыночной экономики [Текст]: учеб. пособие / Р. М. Нуреев. — М.: ИНФРА-М, 2001. — 240 с.

7.                  Система муниципального управления/ Под ред. В. Б. Зотова.– СПб.: Питер, 2010. — 560 с.

8.                  Татаркин, А. И. Моделирование устойчивого развития как условие повышения экономической безопасности территории [Текст] / А. И. Татаркин, Д. С. Львов, А. А. Куклин, А. Л. Мызин, Л. Л. Богатырев, Б. А. Коробицын, В. И. Яковлев. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1999. — 276 с.

9.                  Ускова, Т. В. Управление устойчивым развитием региона [Текст]: монография / Т. В. Ускова. — Вологда: ИСЭРТ РАН, 2009. — 355 с.

10.              Шургалина, И. Н. Реформирование российской экономики. Опыт анализа в свете теории катастроф [Текст] / И. Н. Шургалина.- М.: Российская политическая энциклопедия, 1997. — 221 с.

Основные термины (генерируются автоматически): устойчивое развитие, муниципальное образование, окружающая среда, система, социально-экономическая система, экономический рост, Муниципальное управление, подход, проблема, Российская Федерация.

Ключевые слова

устойчивое развитие, муниципальное образование, устойчивое развитие муниципального образования., устойчивое развитие муниципального образования

Похожие статьи

Стандартизация качества высшего образования

В статье рассмотрены системные подходы к определению качества высшего образования, сформулированы основные характеристики понятия «качество образования».

Концепция устойчивого развития применительно к территории образовательной организации

Данная статья посвящена теоретической модели управления территорией образовательной организации, через призму концепции устойчивого развития территории. Автор определяет базовые принципы, на которых может строится развитие территории образовательной ...

К вопросу об учебной коммуникации в педагогическом взаимодействии участников образовательного процесса

В статье рассматривается значение специально организованной учебной коммуникации, определены приоритетные моменты в учебном взаимодействии, рассмотрены подходы к соотношению понятий «общение» и «коммуникация», а также на основе анализа данных понятий...

Философский анализ содержания понятий «культура», «инновация» и «инновационная культура»

В статье рассмотрены наиболее распространенные трактовки понятий «культура», «инновация», «инновационная культура», проанализированы различные подходы к определению данных понятий и проведена демаркация употребление данных терминов. Также в статье бы...

Профилизация образовательной среды как способ обеспечения нового качества образования

В статье рассматривается процесс профилизации образовательной среды как способ обеспечения нового качества образования. Выделяются основные составляющие понятия «качество». Анализируются характеристики и совокупность свойств, определяющих качество со...

К вопросу о социальном становлении курсантов образовательного учреждения ФСИН России

В данной статье анализируется категория «социальное становление», основные подходы к характеристике данного явления, обосновывается модель исследуемого феномена в образовательных учреждениях ФСИН России.

Социальное развитие персонала организации

В данной статье рассматривается вопрос социального развития персонала организации. Рассмотрена технология управления проектами социального развития в организации, которая представляет собой алгоритм действий для достижения целей организации в сфере с...

К вопросу о понятии «эффективность управления» и его соотношении с категорией «результативность управления»

В статье проанализированы различные закрепленные в законодательстве и высказанные в науке подходы к определению понятия «эффективность» и его соотношению с категорией «результативность». Сделан вывод о противоречивости взглядов на этот счет. Сформули...

К проблеме определения понятия «лингвокультурологический концепт»: теоретический обзор

Статья посвящена описанию основных подходов к определению термина «концепт» в лингвистике и культурологической лингвистике; рассматриваются основные теоретические положения при определении структуры и содержания концепта, уточняется понятие «лингвоку...

Определение термина «гибкая система обучения» в условиях высшего профессионального образования

В данной статье автор исследует гибкую модель образования, а именно специфику определения разными экспертами термина «гибкая система образования», с целью выработки наиболее подходящего определения термина «гибкая система обучения» в условиях высшего...

Похожие статьи

Стандартизация качества высшего образования

В статье рассмотрены системные подходы к определению качества высшего образования, сформулированы основные характеристики понятия «качество образования».

Концепция устойчивого развития применительно к территории образовательной организации

Данная статья посвящена теоретической модели управления территорией образовательной организации, через призму концепции устойчивого развития территории. Автор определяет базовые принципы, на которых может строится развитие территории образовательной ...

К вопросу об учебной коммуникации в педагогическом взаимодействии участников образовательного процесса

В статье рассматривается значение специально организованной учебной коммуникации, определены приоритетные моменты в учебном взаимодействии, рассмотрены подходы к соотношению понятий «общение» и «коммуникация», а также на основе анализа данных понятий...

Философский анализ содержания понятий «культура», «инновация» и «инновационная культура»

В статье рассмотрены наиболее распространенные трактовки понятий «культура», «инновация», «инновационная культура», проанализированы различные подходы к определению данных понятий и проведена демаркация употребление данных терминов. Также в статье бы...

Профилизация образовательной среды как способ обеспечения нового качества образования

В статье рассматривается процесс профилизации образовательной среды как способ обеспечения нового качества образования. Выделяются основные составляющие понятия «качество». Анализируются характеристики и совокупность свойств, определяющих качество со...

К вопросу о социальном становлении курсантов образовательного учреждения ФСИН России

В данной статье анализируется категория «социальное становление», основные подходы к характеристике данного явления, обосновывается модель исследуемого феномена в образовательных учреждениях ФСИН России.

Социальное развитие персонала организации

В данной статье рассматривается вопрос социального развития персонала организации. Рассмотрена технология управления проектами социального развития в организации, которая представляет собой алгоритм действий для достижения целей организации в сфере с...

К вопросу о понятии «эффективность управления» и его соотношении с категорией «результативность управления»

В статье проанализированы различные закрепленные в законодательстве и высказанные в науке подходы к определению понятия «эффективность» и его соотношению с категорией «результативность». Сделан вывод о противоречивости взглядов на этот счет. Сформули...

К проблеме определения понятия «лингвокультурологический концепт»: теоретический обзор

Статья посвящена описанию основных подходов к определению термина «концепт» в лингвистике и культурологической лингвистике; рассматриваются основные теоретические положения при определении структуры и содержания концепта, уточняется понятие «лингвоку...

Определение термина «гибкая система обучения» в условиях высшего профессионального образования

В данной статье автор исследует гибкую модель образования, а именно специфику определения разными экспертами термина «гибкая система образования», с целью выработки наиболее подходящего определения термина «гибкая система обучения» в условиях высшего...