Изучение практики существующей оценки деятельности исполнительной власти субъектов РФ | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 15. Региональная экономика

Опубликовано в

III международная научная конференция «Актуальные вопросы экономических наук» (Уфа, июнь 2014)

Дата публикации: 26.04.2014

Статья просмотрена: 3401 раз

Библиографическое описание:

Спатарь, А. В. Изучение практики существующей оценки деятельности исполнительной власти субъектов РФ / А. В. Спатарь. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы экономических наук : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2014 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2014. — С. 156-159. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/95/5569/ (дата обращения: 16.11.2024).

Об оценке деятельности исполнительной власти субъектов РФ в лоне правительства начали задумываться с тех пор, когда были ликвидированы выборы глав регионов и их стал назначать Президент России. Перед высшим руководством страны встал острый вопрос, каким образом оценивать назначенных ими людей на местах. После долгих обсуждений в 2007 году был принят Указ президента № 825 от 28 июня 2007 года, который в целях реализации положений Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» определил следующее:

1) Утвердить показатели, на основе которых оценивается исполнительная власть субъекта РФ. Первоначально их было 43 основных и около 100 дополнительных, но каждый год данные показатели претерпевают некоторого рода изменения для более лучшей оценки власти в регионе.

Оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации производится на основе анализа и сопоставления показателей, характеризующих:

— Конечные результаты деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по сферам.

Под конечными результатами деятельности понимаются достигнутый уровень социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, а именно — уровень реализации основных целей деятельности региональных властей в различных сферах, удовлетворенность населения качеством предоставляемых государственных услуг и деятельностью органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

— Эффективность использования бюджетных ресурсов в субъекте Российской Федерации по сферам.

Объем неэффективных расходов региональных бюджетов определяется на основе показателей (в соответствии с нормативными или среднероссийскими значениями), характеризующих бюджетную сеть в регионе и ее использование.

— Ход реализации институциональных реформ в субъекте Российской Федерации по сферам.

Под ходом реализации институциональных реформ понимается внедрение новых механизмов управления в различных сферах и их эффективность.

Все выше обозначенные показатели взаимосвязаны между собой и рассматриваются в едином контексте.

Анализ показателей проводится по каждой установленной сфере на основании достигнутого уровня и динамики за период нескольких лет предшествующих отчетному году. Кроме этого проводится сравнение значений ряда показателей со среднероссийским уровнем, с нормативным значением показателя, установленным или рекомендованным в соответствии с нормативными правовыми и иными актами.

2) Высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации ежегодно, до 1 мая года, следующего за отчетным, представлять в Правительство Российской Федерации доклады о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе дополнительных показателей, утверждение которых предусмотрено настоящим Указом, и их планируемых значениях на 3-летний период.

3) Была разработана методика оценки, которая была одобрена постановлением правительства РФ от 15 апреля 2009 г. N 322.

По результатам оценки органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации направляются рекомендации по повышению качества управления в субъектах Российской Федерации, а федеральным органам исполнительной власти — рекомендации по обеспечению достижения на региональном уровне общефедеральных приоритетов в различных сферах.

Предметом оценки являются результаты деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сферах:

а) экономического развития;

б) здравоохранения и здоровья населения;

в) общего образования;

г) начального и среднего профессионального образования;

е) жилищного строительства и обеспечения граждан жильем;

ж) жилищно-коммунального хозяйства;

з) дорожного хозяйства;

о) обеспечения безопасности граждан;

м) организации государственного и муниципального управления.

Оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации производится на основе анализа и сопоставления показателей, характеризующих:

а) социально-экономическое развитие субъекта Российской Федерации, в том числе удовлетворенность населения качеством предоставляемых государственных услуг и деятельностью органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

б) конечные результаты деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

в) эффективность использования бюджетных ресурсов в субъекте Российской Федерации;

г) ход реализации институциональных реформ в субъекте Российской Федерации.

Министерство регионального развития Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти определяет методику расчета интегральных рейтингов оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в установленной сфере.

4) На основе анализа поступивших докладов субъектов Российской Федерации Минрегионом России совместно с заинтересованными органами исполнительной власти формируется проект доклада Правительства Российской Федерации Президенту Российской Федерации об оценке эффективности деятельности субъектов Российской Федерации по итогам отчетного года, включающий следующие разделы:

-       экономическое развитие;

-       здравоохранение и здоровье населения;

-       общее образование;

-       начальное и среднее профессиональное образование;

-       жилищное строительство и обеспечение граждан жильем;

-       жилищно-коммунальное хозяйство;

-       дорожное хозяйство;

-       обеспечение безопасности граждан;

-       организация государственного и муниципального управления;

-       общая оценка эффективности расходования бюджетных средств (по достигнутому уровню и динамике).

5) Распределение грантов субъектам Российской Федерации, достигшим наилучших значений показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Формирование рейтингов регионов России по достигнутому общему уровню эффективности и по достигнутой динамике эффективности в сфере государственного управления, здравоохранения, образования и жилищно-коммунального хозяйства производится в соответствии с методикой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 2008 г. № 608 «Об утверждении правил выделения грантов субъектам Российской Федерации в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» (далее — постановление Правительства Российской Федерации № 608).

Рейтинги субъектов Российской Федерации формируются в сферах здравоохранение, образование, жилищно-коммунальное хозяйство, организация государственного и муниципального управления, в которых рассчитываются неэффективные расходы.

Гранты выделяются в форме дотаций из федерального бюджета.

Размер гранта для субъекта Российской Федерации определяется по формуле:

Г1 = (Оi — О21) / (SUM1 (Оi — О21)) x V,

где:

Оi — оценка значений показателей деятельности органов исполнительной

власти субъекта Российской Федерации по уровню эффективности или динамике

эффективности по субъекту Российской Федерации, определяемая в порядке,

предусмотренном соответственно пунктами 7–17 и 33 или 18–21 и 34

настоящих Правил;

О21 — оценка значений показателей деятельности органов исполнительной

власти субъектов Российской Федерации по уровню эффективности или динамике

эффективности по субъекту Российской Федерации, которому присвоена

категория 21;

V — общий объем грантов, предусмотренный на соответствующий финансовый год федеральным законом о федеральном бюджете;

i — категория субъекта Российской Федерации.

Для выделения грантов субъекты Российской Федерации распределяются в соответствии с оценкой значений показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по динамике уровня эффективности (с учетом корректировки по результатам экспертизы), при этом субъекту Российской Федерации, имеющему наибольшую оценку, присваивается категория 1.

Гранты выделяются 20 субъектам Российской Федерации, которым с учетом оценки значений показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации присвоены категории с 1 по 20.

Таким образом современная система оценки региональной власти субъектов РФ достаточно хорошо законодательно утверждена и проработана. Прослеживается четкая система менеджмента, но порой кажется, что существующая система громоздка.

Рис. 1. Схема оценки эффективности деятельности власти субъекта РФ

Анализируя оценку эффективности деятельности управления регионами, следует заметить, что эта оценка состоит из трех субъектов оценки, которые связаны между собой взаимно и поочередно. Так или иначе, целью оценки является поощрение или наоборот наказание властей региона за достижение или не достижения контрольных показателей.

Данную законодательно утвержденную систему можно назвать не столько важной для оценки власти региона, сколько для оперативного контроля за социально-экономическим развитием регионов, которое не всегда и зависит от уровня компетентности властей или их эффективной или не эффективной работы. Большинство показателей перечисленных в постановлении правительства РФ, просто порой не подвластны главам регионов и никакие решения не смогут изменить показатели в определенных отраслях общественно-экономической жизни в лучшую сторону.

Стратегия развития многих сфер жизни исходит в основном от Федеральной власти, которая наделяет свои органы на местах, в частности региональные власти ресурсами для приведения в жизнь стратегических планов главы страны. Данная оценка является односторонней и выявляет плюсы или минусы развития лишь на основе сухих статистических цифр, которые могут не давать точной картины развития региона и даже наоборот скрывать реальное положение дел в нем.

В разработанной системе оценки совершенно забывают о том, что государство — это институт, который предоставляет населению услуги и обеспечивает устойчивое развитие с точки зрения видения своего будущего самим народом той или иной страны. Главный оценщик — население в оценке практически никак не представлена, а именно от должен принимать решения по поводу того, на сколько качественно государство выполняет возложенные на него обязанности.

Положение дел в конкретном регионе определяется, конечно же, далеко не только наличием минеральных ресурсов или помощью из федерального центра, а, конечно, в значительной степени определяется и активностью самого регионального руководства. Государство выработало эту систему критериев, систему оценок эффективности работы регионального уровня руководства России, и эта система функционирует. Но, судя по тому, что мы видим в жизни и на бумаге, функционирует она не так уж и эффективно. Более того, часто звучит критика этой системы оценок, многие говорят о том, что она является несовершенной. И сегодня следует изучать это. Даже при одинаковом уровне бюджетной обеспеченности, при сопоставимых объёмах федеральной поддержки, в одних регионах коллеги добиваются положительных результатов, причём очевидных положительных результатов, в других, к сожалению, можно увидеть совершенно другую картину, и часто весьма неблагоприятную.

Правительство сделало ряд шагов, направленных на изменение принципов оценки эффективности региональных властей, в том числе ввели такие критерии, как привлечение инвестиций, укрепление собственного налогового потенциала, предусмотрели дополнительную финансовую поддержку для тех, кто реализует проекты развития. Формируется ядро сильных регионов. Важно, что к ним подтягиваются новые успешные регионы. Государству следует ускорить разработку новых критериев, методики оценки деятельности регионов для более эффективного функционирования государства.

Развитие экономического потенциала региона должно, прежде всего, иметь человеческое измерение. Более четкие, понятные критерии должны позволить объективно оценивать работу субъектов федерации, поддерживать лидеров и тех, кто стремится войти в число лучших. Поэтому следует говорить о том, что необходимо сделать более справедливой и рациональной межбюджетную систему, совершенствовать механизм оказания финансовой помощи регионам.

Развитие страны, повышение качества жизни людей зависит от слаженной работы всех уровней власти, которые должны действовать вместе и последовательно выполнять те планы и те мероприятия которые стратегически намечены.

Следует добиваться того, чтобы результаты работы, экономическая эффективность деятельности той или иной региональной команды напрямую отражались на уровне жизни граждан, проживающих на той или другой территории, чтобы не было разрыва между бумажными отчётами и социальным самочувствием граждан. И это должно быть основным приоритетом в построении системы эффективного управления.

Литература:

1.                  Указ Президента Российской Федерации от 28.06.2007г. № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» // http://www.minregion.ru

2.                  Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2009 г. № 322 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2010 г. № 212) // http://www.minregion.ru

3.                  Постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2008г. № 608 «Об утверждении правил выделения грантов субъектам Российской Федерации в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации // http://www.minregion.ru

4.                  Перечень показателей, используемых для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в 2009 году (в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2010 г. № 212) // http://www.minregion.ru

5.                  Информация по показателям, использовавшаяся для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации за отчетный период 2010 г. // http://www.minregion.ru

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, исполнительная власть субъектов, жилищно-коммунальное хозяйство, достигнутый уровень, исполнительная власть, исполнительная власть субъекта, муниципальное управление, оценка эффективности деятельности органов, субъект, сфера.

Похожие статьи

Актуальные проблемы взаимосвязи региональной экономики и региональной политики на уровне субъекта Федерации

Проблемы развития организационной культуры в органах государственной власти субъектов РФ

Современные механизмы функционирования кадровой деятельности в органах государственного управления субъектов Российской Федерации

Направления и технология оценки деятельности педагогов общеобразовательной школы в условиях реформирования образования

Проблемные аспекты подготовки и принятия нормативных правовых актов в субъектах Российской Федерации

Исследование проблем и перспектив реформирования и развития государственной гражданской службы на региональном уровне

К вопросу об эффективности финансового контроля в субъектах Российской Федерации

Анализ современного состояния и тенденции развития налогового контроля в Российской Федерации

Проблемы разграничения полномочий в сфере правового регулирования местного самоуправления Российской Федерации и субъектов Российской Федерации

Проблемы и перспективы развития конституционного судопроизводства в субъектах Российской Федерации

Похожие статьи

Актуальные проблемы взаимосвязи региональной экономики и региональной политики на уровне субъекта Федерации

Проблемы развития организационной культуры в органах государственной власти субъектов РФ

Современные механизмы функционирования кадровой деятельности в органах государственного управления субъектов Российской Федерации

Направления и технология оценки деятельности педагогов общеобразовательной школы в условиях реформирования образования

Проблемные аспекты подготовки и принятия нормативных правовых актов в субъектах Российской Федерации

Исследование проблем и перспектив реформирования и развития государственной гражданской службы на региональном уровне

К вопросу об эффективности финансового контроля в субъектах Российской Федерации

Анализ современного состояния и тенденции развития налогового контроля в Российской Федерации

Проблемы разграничения полномочий в сфере правового регулирования местного самоуправления Российской Федерации и субъектов Российской Федерации

Проблемы и перспективы развития конституционного судопроизводства в субъектах Российской Федерации