Современный подход к формированию и реализации стратегии управления знаниями на предприятии | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 14. Экономика и организация предприятия, управление предприятием

Опубликовано в

III международная научная конференция «Актуальные вопросы экономических наук» (Уфа, июнь 2014)

Дата публикации: 22.05.2014

Статья просмотрена: 1239 раз

Библиографическое описание:

Стороженко, В. В. Современный подход к формированию и реализации стратегии управления знаниями на предприятии / В. В. Стороженко. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы экономических наук : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2014 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2014. — С. 131-134. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/95/5683/ (дата обращения: 19.12.2024).

Рассматриваются общие цели в области управления знаниями, этапы реализации стратегии управления знаниями на предприятии, задачи директора по управления знаниями.

Ключевые слова: стратегия управления знаниями на предприятии, современный подход к управлению знаниями на предприятии.

В восьмидесятых годах двадцатого века информационная революция, начавшаяся в США, привела к быстрому развитию информационных технологий во всем мире. К началу двадцать первого века информационные ресурсы и знания стали более ценными, чем материальные ресурсы. Сегодня развитые страны представляют собой основную часть научно-технического потенциала мира. Государственная политика этих стран направлена на создание максимально привлекательных условий для развития науки. В результате такой политики в современном мировом разделении труда развитые страны экспортируют технологии, высокотехнологичную продукцию, услуги по проектированию, разработке, консалтингу, образовательные услуги. Высокий уровень развития науки позволяет производить продукцию с высокой добавленной стоимостью и обеспечивает процесс постоянного получения новых знаний, что предоставляет развитым странам конкурентные преимущества на мировом рынке высокотехнологичных товаров и услуг.

В различных учебных заведениях западных стран предлагаются образовательные программы и специализации в области управления знаниями. Можно выделить два подхода к формированию образовательных программ в этой сфере: подход, основанный на изучении технологий управления знаниями, и подход, который рассматривает управление знаниями как часть образовательного процесса в обществе. Примером первого подхода в этой сфере является колледж Salt Lake Community College в США. В данном колледже образовательная программа по управлению знаниями представлена тремя уровнями (начальный, средний и продвинутый), каждый из которых включает в себя по три курса [1]. На начальном уровне дается общая характеристика теории, практики, технологий, моделей, концепций и стратегий в области управления знаниями. Курс затрагивает перспективы использования методов управления знаниями в бизнесе и особенности управления человеческим капиталом. На среднем уровне раскрываются научные методы получения, управления и использования знаний. Изучается жизненный цикл управления знаниями, основы семантики информационных технологий, интеллектуальный анализ данных (data mining), процесс авторского создания метаданных (характеристики описываемых данных для целей их идентификации, поиска, оценки, управления). На продвинутом уровне изучается мировой опыт и практика применения методов поиска полезных знаний в базах данных (knowledge discovery), методов получения и публикации данных, создание хранилищ данных, использование языка разметки XML.

Примером второго подхода является университет RWTH Aachen University в Германии. В данном университете управление знаниями изучается в рамках курса «Обучение и управление знаниями» на факультете искусств и гуманитарных наук [2].

Инновации и управление знаниями являются приоритетными направлениями в образовании в западных странах. Хорошим примером является Haas School of Business, девизом которой с 2010 года является «Лидерство через инновации» [3].

На мировом уровне сотрудничество в области управления знаниями осуществляется в рамках образовательного сектора ЮНЕСКО, который включает в себя сервисы по управлению знаниями (Knowledge Management Services) [4]. Также международная деятельность в этой области представлена в международном институте управления знаниями (International Knowledge Management Institute) [5], который осуществляет обучение и сертификацию специалистов по всему миру. Международный институт управления знаниями ведет деятельность в США, Бразилии, Канаде, Малайзии, Швейцарии, Индии, ОАЭ, Турции и других странах.

На национальном уровне в США действует некоммерческая организация — институт изучения управления знаниями в образовательной сфере (Institute for the Study of Knowledge Management in Education) [6], которая способствует обмену опытом между студентами, преподавателями и обществом в области управления знаниями. Постоянным участником международных конференций в области управления знаниями является ассоциация Knowledge Associates Cambridge из Великобритании.

В Российской Федерации научную деятельность в области управления знаниями осуществляет научно-исследовательский институт управления знаниями (НИИ УЗ) [7], который является структурным подразделением Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ). Институт проводит исследования в области управления знаниями, занимается развитием технологий и методик электронного обучения. В ноябре 2013 года в Москве состоялся IV Международный бизнес форум «KM RUSSIA 2013», где обсуждался опыт внедрения системы управления знаниями и превращения знаний компании в инновации.

Теоретические и методологические основы формирования стратегии в области управления знаниями на предприятии представлены в работах российских и зарубежных ученых и специалистов: А. Гапоненко, В. Иноземцева, Б. Мильнера, К. Фигелло, Н. Райн, Д. Кортни, Д. Парадайз, А. Тивеуна, К. Джанетто, Й. Вотсона, Д. Шварца и других.

Не смотря на актуальность этой проблемы, не хватает успешно работающих в России методик управления знаниями и национальных стандартов в этой сфере, дающих четкие рекомендации по внедрению системы управления знаниями.

Для разработки стратегии управления знаниями вначале необходимо определиться с тем, что является объектом управления. Для этого знания на предприятии можно разделить на две группы:

1.      Формализованные знания (бумажные и электронные документы, разные виды данных).

2.      Неформализованные знания (профессиональный опыт, навыки и умения, идеи, отношение к корпоративной культуре).

Т. Кулопулос и К. Фраппаоло [8], определяя знания как интеллектуальный капитал, разделяют их на:

1.      Интеллектуальный капитал.

2.      Клиентский капитал.

3.      Структурированный капитал (превращение интеллектуального и клиентского капитала в продукты и услуги).

Формирование стратегии управления знаниями должно осуществляться в рамках общей стратегии предприятия с определением общих целей в области управления знаниями:

1.      Создание базы знаний предприятия.

2.      Обслуживание базы знаний предприятия (обновление, обеспечение доступности, обеспечение защиты знаний).

3.      Использование базы знаний предприятия наиболее эффективным образом.

Практическая работа по реализации стратегии управления знаниями начинается с определения исходной точки — состояние предприятия на начальном этапе. Для этого проводится аудит состояния системы управления знаниями на предприятии. Аудит позволит определить:

-        Внутренние и внешние источники знаний.

-        Внутренних и внешних потребителей знаний.

-        Методы и технологии получений, систематизации, использования, идентификации, хранения, передачи и обеспечения безопасности знаний.

-        Степень достаточности и качества знаний.

-        Возможности для повышения управления знаниями.

-        Степень мотивации персонала к получению новых знаний.

Результаты аудита могут быть использованы для контроля изменений в процессе реализации стратегии управления знаниями организации.

Типичными недостатками в системе управления знаниями, выявляемыми в процессе такого аудита, являются:

1.      Неверное определение потребностей сотрудников в обучении (без учета уже имеющегося опыта).

2.      Отсутствие системы наставничества (сопровождения).

3.      Отсутствие мотивации у сотрудников к обучению из-за непонимания возможностей практической применимости новых знаний.

4.      Отсутствие четкого определения объема знаний и умений для конкретного сотрудника.

5.      Сотрудникам не известна их роль в реализации общей стратегии компании.

Для реализации стратегии управления знаниями на предприятии можно выделить несколько этапов:

В таблице 1 предложены этапы реализации стратегии управления знаниями на предприятии.

Таблица 1

Этапы реализации стратегии управления знаниями на предприятии

№ п/п

Название этапа

Описание этапа

1

Аудит знаний

Определение источников знаний.

Определение потребителей знаний.

Определения необходимого объема знаний для каждого сотрудника.

Определение методов управления знаниями.

2

Классификация знаний

Определение, что является знаниями на предприятии.

Выбор критериев для классификации знаний.

Классификация знаний.

3

Консолидация знаний

Извлечение знаний из внешних и внутренних источников.

Определение соответствия знаний необходимому уровню информативности.

Преобразование знаний в единый формат для каждого класса.

4

Хранение знаний

Выбор программного обеспечения для хранения знаний.

Выбор программного обеспечения для осуществления аналитических операций с сохраненными знаниями.

Создание базы знаний предприятия.

5

Обновление знания

Назначение сотрудников, ответственных за обновление базы знаний предприятия.

Определение соответствия существующих знаний необходимому уровню информативности.

Определение периодичности обновлений.

6

Мотивация и обучение сотрудников

Создание структурного подразделения для выявления потребностей сотрудников в дополнительных знаниях и организации обучения сотрудников (учебный центр).

Создание системы наставничества (сопровождения).

Создание корпоративной культуры, поощряющей активное обновление знаний сотрудников.

Создание системы вознаграждения за создание новых знаний для достижения целей предприятия.

Для управления знаниями целесообразно назначить руководителя, ответственного за данное направление. В западных компаниях таким руководителем часто является директор по стратегическому развитию. В России управлением знаниями обычно занимается директор по информационным технологиям, иногда эти функции возлагаются на директора по персоналу.

В таблице 2 предложены задачи директора по управления знаниями.

Таблица 2

Задачи директора по управления знаниями

№ п/п

Название задачи

Описание задачи

1

Создание стратегии управления знаниями на предприятии

Разработка и реализация стратегии управления знаниями на предприятии.

2

Создание корпоративной культуры

Создание и развитие корпоративной культуры, в которой знания являются корпоративной ценностью.

3

Определение ключевых знаний предприятия

Определение знаний, которые играют ключевую роль в достижении стратегических целей предприятия.

4

Построение системы управления знаниями

Определение методов управления знаниями.

Выбор программного обеспечения для управления знаниями.

Создание структурного подразделения для управления знаниями.

5

Создание системы мотивация сотрудников

Разработка и внедрение системы мотивация сотрудников, направленной на создание новых знаний и эффективное использование имеющихся знаний.

Директор по управлению знаниями должен обладать развитыми коммуникативными навыками, так как ему придется постоянно общаться с руководителями и сотрудниками компании.

Целесообразно направить директора по управлению знаниями на обучение в одно из учебных заведений западных стран для изучения современного мирового опыта в этой области.

Предприятие может хранить огромное количество информации, но этого недостаточно для получения конкурентных преимуществ. На современном уровне развития технологий получить информацию может любое предприятие. Эффективное управление знаниями на основе созданной на предприятии системы управления знаниями позволит ему получить необходимые конкурентные преимущества: более передовые технологии, высокую скорость реагирования на изменение потребностей рынка, своевременные управленческие решения на основе оперативной информации. Будущее компании зависит от наличия механизмов создания и использования новых знаний. Поэтому все большее число компаний начинает относить знания к нематериальным активам, которые оцениваются выше, чем материальные активы. Знания постепенно становятся стратегическим активом компаний.

В ближайшем будущем возможность работы с большими объёмами данных, способность извлечь из них знания и визуализировать для получения воспринимаемых человеком результатов будет чрезвычайно важным качеством для всех участников рынка. Научные разработки в области баз знаний и интеллектуальных компьютерных систем должны значительно повлиять на автоматизацию системы управления знаниями. Сегодня международное сотрудничество в области технологий искусственного интеллекта осуществляется в рамках специальной группы по проблемам искусственного интеллекта SIGART (Special Interest Group for Artificial Intelligence) [9].

Литература:

1.                   Официальный сайт «Salt Lake Community College». Режим доступа: http://www.slcccontinuinged.com/knowmgt (дата обращения: 10.05.2014).

2.                   Официальный сайт «RWTH Aachen University». Режим доступа: https://www.rwth-aachen.de/go/id/botu/?lidx=1#aaaaaaaaaaabotv (дата обращения: 10.05.2014).

3.                   Официальный сайт «Haas School of Business». Режим доступа: http://www.haas.berkeley.edu/ (дата обращения: 10.05.2014).

4.                   Официальный сайт организации «ЮНЕСКО». Режим доступа: http://www.unesco.org/new/en/education/about-us/how-we-work/knowledge-management-services/ (дата обращения: 10.05.2014).

5.                   Официальный сайт института «International Knowledge Management Institute Режим доступа: http://www.kminstitute.org (дата обращения: 11.05.2014).

6.                   Официальный сайт института «Institute for the Study of Knowledge Management in Education». Режим доступа: http://www.iskme.org/ (дата обращения: 11.05.2014).

7.                   Официальный сайт научно-исследовательского института управления знаниями. Режим доступа: http://www.mesi.ru/about/structure/nii/ (дата обращения: 11.05.2014).

8.                   Коулопоулос Т., Фраппаоло К., Управление знаниями — что это такое. М.: ЗАО «Документум Сервисиз», 2001. 120 с.

9.                   Официальный сайт группы по проблемам искусственного интеллекта Special Interest Group for Artificial Intelligence. Режим доступа: http://www.sigart.acm.org/ (дата обращения: 11.05.2014).

10.               Мариничева М., Управление знаниями на 100 %. Путеводитель для практиков. М.: Альпина Паблишер, 2008. 320 с.

11.               Джанетто К., Уилер Э., Управление знаниями: Руководство по разработке и внедрению корпоративной системы управлению знаниями. М.: Добрая книга, 2005. 192 с.

Основные термины (генерируются автоматически): знание, управление знаниями, область управления, предприятие, корпоративная культура, США, Задача директора, программное обеспечение, структурное подразделение, Этап реализации стратегии управления.

Ключевые слова

стратегия управления знаниями на предприятии, современный подход к управлению знаниями на предприятии

Похожие статьи

Инновации в формировании стратегии информационного менеджмента на предприятии

Рассматриваются инновационные параметры, формирующие стратегию информационного менеджмента на предприятии.

Совершенствование кадровой политики коммерческого предприятия

В статье рассмотрены понятия, цели, задачи, условия и механизм реализации и оценки кадровой политики, состояние кадровой политики на примере коммерческой организации. Разработаны предложения по совершенствованию кадровой политики на коммерческом пред...

Роль и место системы управления человеческими ресурсами в профессиональной деятельности организации

Анализируется современная концепция управления человеческими ресурсами на предприятии, изучена теоретическая база по данному вопросу. Рассмотрены особенности современного подхода к управлению человеческими ресурсами, показана сравнительная характерис...

Интегрированный подход к формированию стратегии управления персоналом

В статье проанализированы интегрированный и эволюционный подходы к управлению персоналом. Сделан вывод о необходимости формирования новой философии управления персоналом на основе интегрированного подхода к кадровому менеджменту.

Анализ проблем управления человеческими ресурсами и методов их эффективного решения на примере ОАО «РЖД»

В статье анализируются методы управления человеческими ресурсами на примере ОАО «Российские железные дороги». Сделан вывод о необходимости совершенствования методов управления персоналом на основе внедрения системного подхода к формированию кадровой ...

К вопросу о необходимости внедрения стратегического менеджмента в систему управления малым предприятием

Отражены результаты исследования по возможности применения системы стратегического менеджмента в рамках управления малым предприятием. Показаны возможности и факторы ограничения внедрения данной системы.

Оптимизация процесса адаптации персонала в организациях сферы услуг

В данной статье рассматривается оптимизация процесса адаптации новых сотрудников, проблемы адаптации, а также рекомендации по совершенствованию и повышению уровня адаптации новых сотрудников на предприятиях ИП Черепанова Е. В., ООО «Форсаж».

Бизнес-планирование как основа эффективного управления персоналом предприятия

В статье проанализированы методики разработки бизнес-планов и их применение на практике. Сделан вывод о необходимости синхронизации и сбалансированности по срокам, ресурсам, исполнителям и результатам всех планов и решений в рамках предприятия.

Стратегическое планирование ООО «Красотинское»

В статье обоснована актуальность проблемы формирования системы стратегического планирования на предприятиях РФ, доказана важность реализации стратегии для целей управления. Проведен обзор теоретических подходов к формированию стратегии в компании. Пр...

Управление качеством на промышленных предприятиях на основе процессного подхода

В данной статье рассматривается роль управления качеством на промышленных предприятиях на основе процессного подхода, предложены перспективные рекомендации по повышению эффективности системы управления качеством.

Похожие статьи

Инновации в формировании стратегии информационного менеджмента на предприятии

Рассматриваются инновационные параметры, формирующие стратегию информационного менеджмента на предприятии.

Совершенствование кадровой политики коммерческого предприятия

В статье рассмотрены понятия, цели, задачи, условия и механизм реализации и оценки кадровой политики, состояние кадровой политики на примере коммерческой организации. Разработаны предложения по совершенствованию кадровой политики на коммерческом пред...

Роль и место системы управления человеческими ресурсами в профессиональной деятельности организации

Анализируется современная концепция управления человеческими ресурсами на предприятии, изучена теоретическая база по данному вопросу. Рассмотрены особенности современного подхода к управлению человеческими ресурсами, показана сравнительная характерис...

Интегрированный подход к формированию стратегии управления персоналом

В статье проанализированы интегрированный и эволюционный подходы к управлению персоналом. Сделан вывод о необходимости формирования новой философии управления персоналом на основе интегрированного подхода к кадровому менеджменту.

Анализ проблем управления человеческими ресурсами и методов их эффективного решения на примере ОАО «РЖД»

В статье анализируются методы управления человеческими ресурсами на примере ОАО «Российские железные дороги». Сделан вывод о необходимости совершенствования методов управления персоналом на основе внедрения системного подхода к формированию кадровой ...

К вопросу о необходимости внедрения стратегического менеджмента в систему управления малым предприятием

Отражены результаты исследования по возможности применения системы стратегического менеджмента в рамках управления малым предприятием. Показаны возможности и факторы ограничения внедрения данной системы.

Оптимизация процесса адаптации персонала в организациях сферы услуг

В данной статье рассматривается оптимизация процесса адаптации новых сотрудников, проблемы адаптации, а также рекомендации по совершенствованию и повышению уровня адаптации новых сотрудников на предприятиях ИП Черепанова Е. В., ООО «Форсаж».

Бизнес-планирование как основа эффективного управления персоналом предприятия

В статье проанализированы методики разработки бизнес-планов и их применение на практике. Сделан вывод о необходимости синхронизации и сбалансированности по срокам, ресурсам, исполнителям и результатам всех планов и решений в рамках предприятия.

Стратегическое планирование ООО «Красотинское»

В статье обоснована актуальность проблемы формирования системы стратегического планирования на предприятиях РФ, доказана важность реализации стратегии для целей управления. Проведен обзор теоретических подходов к формированию стратегии в компании. Пр...

Управление качеством на промышленных предприятиях на основе процессного подхода

В данной статье рассматривается роль управления качеством на промышленных предприятиях на основе процессного подхода, предложены перспективные рекомендации по повышению эффективности системы управления качеством.