Основные проблемы внедрения МСФО для субъектов малого бизнеса в РФ
Автор: Каныгина Ольга Игоревна
Рубрика: 10. Учет, анализ и аудит
Опубликовано в
III международная научная конференция «Актуальные вопросы экономических наук» (Уфа, июнь 2014)
Дата публикации: 25.05.2014
Статья просмотрена: 1308 раз
Библиографическое описание:
Каныгина, О. И. Основные проблемы внедрения МСФО для субъектов малого бизнеса в РФ / О. И. Каныгина. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы экономических наук : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2014 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2014. — С. 101-103. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/95/5701/ (дата обращения: 15.11.2024).
Одной из характерных черт современных условий хозяйствования экономически развитых стран является увеличение количества малых предприятий. В Российской Федерации доля малых предприятий все еще невелика, однако развитие данного сектора экономики признано наиболее перспективным.
Существенным препятствием на пути выхода российских предприятий на мировую экономическую арену является несовершенство и значительная несогласованность национального законодательства в отношении организации и ведения бухгалтерского учета и подготовки финансовой отчетности, тогда как соответствие принципам и качественным характеристикам финансовой отчетности невозможно осуществить без наличия эффективной системы регулирования бухгалтерского учета. С целью минимизации различий в национальных системах бухгалтерского учета разных стран в июле 2009г. Совет по Международным стандартам финансовой отчетности утвердил отдельный комплект бухгалтерских стандартов, предназначенных для малых предприятий — «Международные стандарты финансовой отчетности для малых и средних предприятий» (МСФО для МСП), International Financial Reporting Standard for Small and Medium-sized Entities (IFRS for SMEs). Ратификация данного документа Российской Федерацией будет способствовать совершенствованию учетных методик и подготовки финансовой отчетности, соответствующих международным требованиям. Однако для полноценного перехода на МСФО для малых предприятий требуется типизация критериев отнесения предприятий к малому и среднему бизнесу, разработка специальных концептуальных подходов, направленных на конвергенцию требований российских бухгалтерских стандартов с требованиями данного документа. Учитывая вышесказанное, проблема разработки специализированных стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности для российских малых и средних предприятий, позволяющих получать независимую и достоверную информацию о соответствующих хозяйствующих субъектах, выходит в разряд первостепенных и актуальных задач, стоящих перед Министерством финансов Российской Федерации и перед российским бухгалтерским сообществом.
Некоторые темы, содержащиеся в МСФО, среди которых промежуточная отчетность, прибыль на акцию, учет внеоборотных активов, предназначенных для продажи, оказались исключенными из МСФО для данных предприятий.
Стандарты определяются как документ, устанавливающий правила признания, оценки, требования представления и раскрытия информации, относящейся к сделкам и событиям, оказывающим влияние на состояние финансовой отчетности. Стандарты также могут устанавливать требования в отношении сделок и событий, имеющих место в определенных отраслях. Международные стандарты финансовой отчетности основываются на Исходных положениях, которые относятся к понятиям, лежащим в основе информации, представляемой в финансовой отчетности. Цель Исходных положений состоит в облегчении понимания последовательной и логичной формулировки стандартов. Также Исходные положения должны являться основой в обосновании суждений и принятии решений, касающихся актуальных проблем бухгалтерского учета и отчетности.
Четкое определение категории малых и средних предприятий, соответствующее требованиям МСФО, играет весьма существенную роль, так как с его помощью Правление может принять решение о возможном способе ведения бухгалтерского учета, относящемся к данному классу предприятий; законодательные, регулирующие органы, отчитывающиеся организации и их аудиторы будут проинформированы о возможности применения МСФО.
Некоторые юридические лица могут предоставлять свои активы в доверительное управление в связи с тем, что осуществляют управление вверенными им клиентами, покупателями или не вовлеченными в управление организацией лицами. Однако если эти действия не предусмотрены в качестве осуществления основной деятельности, организация не обязана публиковать свою финансовую отчетность.
Если предприятие, обязано публиковать свою отчетность, то ее финансовая отчетность не должна быть представлена, как соответствующая МСФО даже в том случае, когда законодательство данной юрисдикции разрешает или требует такого применения.
Филиалам и представительствам организаций, применяющим МСФО для подготовки финансовой отчетности, разрешается использовать данные стандарты для подготовки собственных финансовых отчетов в том случае, если данные филиалы не обязаны публиковать свою финансовую отчетность. Заявление о применении МСФО для малых и средних предприятий должно означать полное соответствие всем принципам и условиям данных стандартов.
Первоначально Правление намеревается исследовать опыт применения МСФО для малых и средних предприятий, после продолжительного периода их использования. Затем оно внесет в стандарты необходимые поправки, исходя из возникших проблем применения. Одновременно будут рассмотрены новые и уже измененные (уточненные) стандарты, которые будут одобрены с момента первой публикации МСФО для предприятий данного типа [5].
После проведения исследования опыта применения стандартов и внесения поправок Правление будет вносить необходимые изменения раз в три года, публикуя проект полного комплекта МСФО для малых и средних предприятий. Предполагается рассматривать новые и исправленные стандарты, которые были одобрены в предшествующие три года, а также специфические вопросы, которые возникли в ходе внесения поправок [3].
Правление рассматривает трехлетний цикл как предварительно планируемый. При возникновении необходимости актуальные вопросы и изменения могут быть рассмотрены ранее. Однако до того момента, пока весь комплект МСФО для малых и средних предприятий не будет исправлен и утвержден в новой редакции, никакие предложения Правления не будут иметь силы.
Правление предполагает, что между формулировкой поправок к стандартам и вступлением изменений в силу потребуется не меньше года.
Подходы, изложенные в Предисловии, свидетельствуют о том, что новые стандарты не являются догмой, они будут учитывать замечания, полученные в ходе их применения, в них будут вноситься нововведения, они будут подвержены инновациям, что должно способствовать повсеместному продвижению внедрения МСФО для малых и средних предприятий.
Однако наряду с очевидными преимуществами, которые несет в себе факт применения компаниями МСФО для предприятий данного типа, по мнению Международной федерации бухгалтеров, а также ряда зарубежных специалистов, данные стандарты недостаточно упрощены по сравнению с полной версией МСФО и, учитывая часто недостаточные профессиональные навыки бухгалтеров и аудиторов малых предприятий, окажутся сложными в применении.
В Российской Федерации, реформирующей систему бухгалтерского учета в соответствии с МСФО, речи о переходе малого и среднего бизнеса на соответствующие стандарты пока не идет. Происходит это по ряду причин. Во-первых, доля малого бизнеса в Российской Федерации составляет всего 10–12 % от общего объема рынка, а внедрение МСФО для малых и средних предприятий потребует значительной модернизации законодательной базы. Во-вторых, часть малых предприятий, ведущих бухгалтерский учет в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06.12.2011 [3], косвенно уже вовлечена в процесс перехода на МСФО. В-третьих, переподготовка кадров, связанная с обучением персонала, будет связана со значительными затратами, что для большинства субъектов малого предпринимательства в настоящее время является трудно выполнимой задачей.
Однако, учитывая мировые тенденции в отношении применения международных норм и МСФО для малых и средних предприятий и меры, предпринимаемые Правительством РФ по развитию сектора малого бизнеса, внедрение данных стандартов в практику организации и ведения бухгалтерского учета российскими субъектами малого предпринимательства не заставит себя долго ждать.
Литература:
1. Российская Федерация. Законы. Налоговый кодекс РФ: Часть первая [Электронный ресурс]: Федеральный закон № 146-ФЗ: принят ГД ФС РФ 16 июля 1998 г. (в редакции от 23.07.2013г.), (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.10.2013)// Консультант Плюс, 2014 // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base= LAW;n=148796
2. Российская Федерация. Законы. Налоговый кодекс РФ: Часть вторая [Электронный ресурс]: Федеральный закон № 117-ФЗ: принят ГД ФС РФ 19 июля 2000 г. (в редакции от 23.07.2013г.), (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.10.2013)// Консультант Плюс,2014// http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base= LAW;n=156940
3. Российская Федерация. Законы. О бухгалтерском учете [Электронный ресурс]: Федеральный Закон № 402-ФЗ: принят ГД ФС РФ 6.12.2011г. (в редакции от 23.07.2013г.) // Консультант Плюс: Высшая школа.- 2014 http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=156037
4. Российская Федерация. Законы. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации [Электронный ресурс] Федеральный закон N 209-ФЗ от 24.07.2007(в редакции от 28.12.2013г.)// Консультант Плюс,2014 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156924/
5. Васильчук, О. И. Бухгалтерский учет и анализ [Текст]: учебное пособие/ О. И. Васильчук, Т. Н. Гуськова и др. — М.: ФОРУМ, 2011. — с. 495
6. Васильчук, О. И. Особенности бухгалтерского учета и экономического анализа предприятий бытового обслуживания населения [Текст]: учебное пособие/ О. И. Васильчук, Т. Н. Гуськова.- М.: ФОРУМ, 2011. — с. 407
7. Дзбоева, Д. П. Актуальные вопросы развития малых и средних форм предпринимательства [Текст] / Д. П. Дзбоева // Международный бухгалтерский учет. — 2010.- № 11 (143) сентябрь. С. 15–21
8. Дзбоева. Д. П. Развитие системы бухгалтерского учета субъектов малого предпринимательства: точка зрения [Текст] / Д. П. Дзбоева, Н. А. Миславская, // Международный бухгалтерский учет.– 2011. — № 21(171) июнь. С. 29–34.
9. Дзбоева, Д. П. Бухгалтерский учет основных средств на предприятиях малого и среднего бизнеса: предпосылки развития [Текст] / Д. П. Дзбоева // Международный бухгалтерский учет. — 2011. — № 37(187) октябрь. С. 23–29.