Развитие малого бизнеса в Республике Марий Эл
Автор: Кобитович Константин Ярославович
Рубрика: 15. Региональная экономика
Опубликовано в
III международная научная конференция «Актуальные вопросы экономических наук» (Уфа, июнь 2014)
Дата публикации: 25.05.2014
Статья просмотрена: 1269 раз
Библиографическое описание:
Кобитович, К. Я. Развитие малого бизнеса в Республике Марий Эл / К. Я. Кобитович. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы экономических наук : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2014 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2014. — С. 148-150. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/95/5719/ (дата обращения: 15.11.2024).
Предпринимательские структуры, прежде всего малые, — это наиболее массовая группа рыночных субъектов, которая определяет стабильность общества, формирует рыночную систему отношений и способствует общественному прогрессу.
Информационная эра, переход к которой в наиболее развитых странах мира завершился к середине 80-х гг., характеризуется преимущественным ростом в экономике сферы услуг, особенно отраслей, связанных с переработкой информации и осуществлением всех видов посреднической деятельности. Производство стало гибким, немассовым, ориентированным на индивидуальные запросы потребителей, на небольшие по емкости рынки сбыта и на отдельные сегменты рынка.
Повышение эффективности производства идет за счет снижения издержек по реализации продукции и накладных расходов в целом. На смену крупным корпорациям приходят мелкие и средние предприятия, основанные на деловом партнерстве, кооперативной форме собственности.
В составе экономически активного населения высокоразвитых стран наиболее быстрыми темпами растет доля мелких и средних предпринимателей, работников умственного труда, в том числе управления.
Целью исследования является определение содержания и перспектив развития малого бизнеса в Республике Марий Эл.
Задачи исследования:
1. Определение методов исследования.
2. Анализ имеющейся литературы по данной тематике.
3. Изучение основных направлений государственной поддержки малых предприятий.
Малый бизнес — это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях, конституционирующих сущность этого понятия.
Как показывает мировая практика, основным показателем, на основе которого предприятия различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу, является:
- численность персонала;
- размер уставного капитала;
- величина активов;
- объем оборота (прибыли, дохода).
В статье 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изм. от 8 июля 2013 г.) определены субъекты малого и среднего предпринимательства. Это потребительские кооперативы и коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 %.
Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства.
Роль малого предпринимательства состоит в том, что оно выступает в качестве особого вида экономической активности, ибо его начальный этап связан, как правило, лишь с идеей — результатом мыслительной деятельности, впоследствии принимающей материализованную форму.
Особенностью малого предпринимательства, малого бизнеса является обязательное наличие инновационного момента — будь то производство нового товара, смена профиля деятельности или основание нового предприятия.
Этот сектор экономики создает необходимую атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создавать дополнительные рабочие места. Кроме того, он является основным источником формирования среднего класса, то есть расширяет социальную базу проводимых реформ.
Роль малого бизнеса определяется классическими задачами, которые решает малый бизнес в развитых странах. К ним относятся:
- развитие здоровой конкурентной среды экономики, создающей систему стимулов для более полного использования знаний и умений населения, что в свою очередь позволяет более активно разрабатывать и использовать имеющиеся материальные, кадровые, организационные и технологические ресурсы;
- формирование качественной системы бытовых, организационных и производственных услуг;
- развитие инновационного потенциала экономики, внедрение новых форм организации, производства, сбыта и финансирования.
На протяжении последних лет малое предпринимательство Республики Марий Эл значительно усилило свои позиции в экономике. Правительство республики уделяет этому сектору экономики все большее внимание и создает благоприятные условия для развития бизнеса.
За январь-декабрь 2013 г. Маристатом обследованы 942 малых предприятия, осуществляющих деятельность на территории республики. Из числа обследованных предприятий наибольшую долю составили предприятия обрабатывающих производств — 29,2 %, предприятия оптовой и розничной торговли; ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования — 23,1 %.
На малых предприятиях республики в январе-декабре 2013г. было занято 32,1 тыс. человек, среди них 91,8 % работники, состоящие в штате предприятия (без учета совместителей). Удельный вес малых предприятий в среднесписочной численности работников республики составил 14,7 %.
Фонд заработной платы, начисленной работникам малых предприятий в январе-декабре 2013 г., составил 5078,6 млн. рублей, а среднемесячная заработная плата на предприятиях малого бизнеса — 14378 рублей, или 77,5 % от среднемесячной заработной платы по республике.
Оборот малых предприятий в январе-декабре 2013г. составил 46,6 млрд. рублей, из него отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами на сумму 22,2 млрд. рублей.
Система поддержки малого предпринимательства в республике базируется на нормах федерального и республиканского законодательств и реализуется за счет мероприятий государственной поддержки малого предпринимательства, финансируемых как за счет средств федерального бюджета, так и за счет средств бюджета Республики Марий Эл.
В январе-декабре 2013г. на развитие экономики и социальной сферы малыми предприятиями было направлено 3232,7 млн. рублей, что составило 7,2 % в общем объеме инвестиций крупных, средних и малых предприятий республики.
В 2006 году за счет средств республиканского и федерального бюджетов создан и оснащен Бизнес-инкубатор Республики Марий Эл. Его основной целью является содействие росту предпринимательской активности и предоставление предпринимателям, работающим в инновационной, производственной сферах экономики и сфере услуг, консультаций в области налогообложения, кредитования, права, менеджмента, маркетинга, страхования и пр.
В целях развития предпринимательской деятельности Правительством Республики Марий Эл осуществляется долгосрочное планирование и прогнозирование по показателям развития малого предпринимательства, торговли, общественного питания, сферы бытовых услуг.
Основными задачами по развитию предпринимательства на ближайшую перспективу являются:
1. Осуществление мероприятий по расширению возможности использования государственного и муниципального имущества для развития производственной деятельности субъектов малого бизнеса.
2. Создание условий по привлечению банковских структур к финансированию малых предприятий.
3. Развитие системы микрофинансовых институтов: кредитных кооперативов, обществ взаимного кредитования.
Таким образом, малое предпринимательство должно обеспечить реализацию целей и интересов более высокого порядка: рост общественного благосостояния, обеспечение занятости населения, социально-политическую стабильность.
Правительством Республики Марий Эл был разработан ряд программ, наиболее важными среди которых являются Республиканская целевая программа «Государственная поддержка малого предпринимательства в Республике Марий Эл на 2012–2020 годы», Республиканская целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства на рынке хлебопечения в Республике Марий Эл на 2012–2014 годы», а также согласно распоряжению, подписанному главой российского правительства Дмитрием Медведевым, республика Марий Эл получит в 2014 году 67 млн. 902 тысяч 114 рублей на развитие малого и среднего бизнеса.
Основными задачами по развитию предпринимательства на ближайшую перспективу являются:
1. содействие развитию малого и среднего предпринимательства на уровне муниципальных образований в Республике Марий Эл;
2. развитие организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
3. продвижение продукции малых и средних предприятий на рынок Российской Федерации и (или) рынки иностранных государств;
4. содействие увеличению количества субъектов малого и среднего предпринимательства и количества работающих в сфере малого и среднего предпринимательства;
Изучив литературу, я убедился, что государство поддерживает малое предпринимательство. Однако, на мой взгляд, целью государственной поддержки должно являться не только увеличение количества малых предприятий, но и повышение эффективности их деятельности.
Итак, именно малые предприятия, особенно в случае удовлетворительной разработки новой государственной политики, могут стать основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечить перелив инвестиций в сферы наиболее эффективного приложения ресурсов и тем самым соединить процессы структурной политики и формирование всероссийского рынка.
Малые предприятия не вступают в прямое соперничество с большим бизнесом и не противостоят ему. Они занимают свойственные им ниши рынка и в меру возможности и необходимости взаимодействуют с крупными предприятиями, принимая на себя решение тех задач, выполнение которых затруднительно или экономически невыгодно в большом бизнесе.
Литература:
1. Савкина Р. В. Организация предпринимательской деятельности: учебное пособие / Р. В. Савкина, Е. Г. Мальцева. — М.:КНОРУС, 2011. — 216 с.
2. Республика Марий Эл в цифрах. 2013: краткий статистический сборник/ Маристат — Йошкар-Ола, 2013. — 146 с.
3. Предпринимательство: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, специальности «Коммерция (торговое дело)» / по ред.В. Я. Горфинкеля, Г. Б. Поляка. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010г. — 678 с. — (Серия «Золотой фонд российских учебников»).
4. Предпринимательство в почете / А. Гайдукова // Йошкар-Ола. — 2012. — № 8 (28 февраля). — 21 с.
5. Актуальные вопросы развития малых и средних форм предпринимательства / Д. П. Дзобоева // Международный бухгалтерский учёт. — 2010. — № 11. — 15–21 с.