Обучение иностранных граждан как один из приоритетных показателей конкурентоспособности вуза: состояние, проблемы и перспективы развития | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 4. Экономическое развитие и рост

Опубликовано в

III международная научная конференция «Актуальные вопросы экономических наук» (Уфа, июнь 2014)

Дата публикации: 02.06.2014

Статья просмотрена: 1069 раз

Библиографическое описание:

Огнев, Д. В. Обучение иностранных граждан как один из приоритетных показателей конкурентоспособности вуза: состояние, проблемы и перспективы развития / Д. В. Огнев, Я. И. Тулаева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы экономических наук : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2014 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2014. — С. 19-22. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/95/5746/ (дата обращения: 15.11.2024).

При переходе экономики на инновационный путь развития экспорт образовательных услуг поступательно трансформируется в прибыльную отрасль хозяйственной деятельности.

В настоящее время рынок образовательных услуг — один из самых интенсивно развивающихся областей, имеющих перспективное будущее, и наравне с культурной индустрией в широком понимании — слагаемое образа страны. Такой показатель как иностранные учащиеся, является значимым индикатором конкурентоспособности российской высшей школы, как на международном, так и на внутреннем рынке образовательных услуг. Помимо очевидных экономических выгод, обучение иностранных студентов в России имеет стратегические преимущества — через подготовку интеллектуальной элиты и распространение русского языка и культуры международное влияние России на мировом рынке повышается.

Обучение иностранных студентов в российских вузах имеет многовековую историю [2]. Распад СССР разрушил сложившуюся в стране систему обучения иностранных студентов. Фактически были разорваны экономические и научно-технические связи со многими государствами — бывшими многолетними союзниками и партнерами, резко ослабло взаимодействие в области культуры и образования. В связи с этим, перед российскими вузами стала задача занять лидирующее место на международном рынке образовательных услуг. На рис. 1 представлена динамика роста вузов России, которые занимаются профессиональной подготовкой иностранных граждан [1].

Рис. 1. Динамика роста количества российских вузов, обучавших иностранных граждан по очной и заочной форме в 1990/1991–2011/2012 академических годах

Сегодня профессиональной подготовкой иностранных граждан в Российской Федерации занимается более 700 высших учебных заведений [8]. Проанализировав динамику роста количества российских вузов, можно сделать вывод о том, что процесс укрупнения высших учебных заведений и закрытие ряда неэффективных институтов привел к снижению количества вузов, в которых обучаются иностранные граждане.

В условиях «демографической ямы», экспорт образовательных услуг выступает одним из эффективных способов интеграции российской системы высшего образования в мировое образовательное пространство. Обучение иностранных граждан может стать одним из вариантов решения проблемы укомплектованности вузов студентами и получения прямой экономической выгоды от их обучения [4].

В последнее десятилетие резко увеличилось количество иностранных студентов, поступающих в высшие учебные заведения России, в частности из стран СНГ (рис. 2). В связи с таким распределением иностранных студентов по странам, мы можем говорить о значительном изменении национально-странового состава обучающихся в российских вузах в сравнении с 1990 годом.

Рис. 2. Состав иностранных граждан, обучавшихся на очных отделениях российских вузов в 2011/2012 академическом году, по странам происхождения, %

Так, в настоящее время, доминирующими группами студентов, получающих образование в отечественной высшей школе, стали выходцы из бывших стран СНГ (более 47 %) и Азии (более 29 %), в то время как доля представителей стран Северной Европы (0,5 %) и Западной Европы (3,8 %), сократилась до минимума. Тогда как, в 1990 году 78 % всех иностранных студентов составляли выходцы из стран Азии, Африки и Латинской Америки, а около 20 % иностранных студентов были гражданами стран Восточной Европы.

Кроме того, необходимо отметить, что наиболее крупным контингентом, получающим высшее образование на территории Российской Федерации в 2011/2012 академическом году стали граждане Казахстана, тогда как в предшествующие пять лет данную ступень занимали граждане Китая [1].

При детальном рассмотрении федеральных округов по числу иностранных студентов был определен лидер в исследуемой области. К нему был отнесен центральный федеральный округ (47,9 %). Данный округ представлен такими вузами как: РУДН; МГУ им. М. В. Ломоносова и Первый московский государственный университет им. И. М. Сеченова — в совокупности они насчитывают 22,3 % всех иностранных граждан.

Второе место закрепилось за Северо-Западным федеральным округом. К Санкт-Петербургскому государственному университету, Санкт-Петербургскому государственному политехническому университету и Санкт-Петербургскому государственному университету технологии и дизайна, относится 32,7 % всего контингента иностранных учащихся.

С 2001/2002 академического года и по настоящее время третье место удерживает за собой Сибирский федеральный округ. В данном федеральном округе оказывают образовательные услуги иностранным гражданам 82 вуза и составляют 12,2 % от всех вузов России.

Внутри данного округа первенство по обучению иностранных граждан прочно удерживается за томскими вузами — Томский государственный университет, Томский политехнический университет и Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники и составляет 24,1 % всего иностранного контингента вузов данного округа [1].

Иркутский государственный технический университет занимает весомое место среди вузов Сибирского федерального округа для интеграции в международное образовательное, научное, культурное и информационное пространство.

Обучение иностранных студентов ИрГТУ начал в 1961 году, преимущественно для Монголии, с 1989 года обучение прошли граждане более чем из 30 стран мира. За это время дипломы Иркутского государственного технического университета получили свыше 2000 иностранных выпускников из 26 стран мира (рис. 3).

Рис. 3. Общая численность иностранных граждан в ИрГТУ, очной формы обучения в 2004/2005–2011/2012 академически годах

Исходя из представленного рис. 3 [1, 3, 5, 7], наблюдается очевидное увеличение иностранных граждан обучающихся по очной форме обучения. В оценке общего роста численности иностранных студентов значимую роль играет действующий на базе университета международный (подготовительный) факультет, выпускники которого зачастую продолжают обучение в ИрГТУ. Значимым преимуществом явилось и то, что в ИрГТУ осуществляет набор студентов из числа соотечественников.

Ежегодно возрастает популярность и авторитет Иркутского государственного технического университета на мировом рынке образовательных услуг, что является результатом комплексной работы с национальными культурными центрами различных государств, диаспорами, посольствами, администрациями зарубежных вузов и сузов.

Повышение конкурентоспособности российского образования на международном рынке образовательных услуг требует согласованных мер и действий, как со стороны самих образовательных учреждений, их преподавательских коллективов, так и на уровне местных (региональных, муниципальных) и федеральных властей.

Представляется необходимым наладить систему обучения кадров, работающих с иностранцами, включая регулярный обмен опытом, методикой работы, изучения зарубежного опыта. Профессорско-преподавательскому составу, работающему с многонациональным контингентом, помимо языка, необходимо изучить этнопедагогические особенности этнической группы учащихся. Иностранные студенты должны находить у вузовской администрации поддержку и действенную помощь. Правовой статус иностранных учащихся должен быть приведен в соответствие с мировой практикой.

Для привлечения дополнительного числа иностранных студентов из стран дальнего зарубежья российские вузы должны начать осуществлять массовое обучение на иностранных языках (прежде всего английском).

Особое внимание необходимо уделять: во-первых, качеству обучения иностранных граждан языку на подготовительных факультетах, так как обучение зачастую ведется на русском языке; во-вторых, качественной подготовке соотечественников и граждан стран СНГ, часть которых планирует остаться жить и работать в России, ибо в данном случае речь идет о подготовке кадров для отечественной экономики.

Существующая система образования должна коснуться расширения спектра предлагаемых образовательных услуг, особенно по новым приоритетным специальностям, востребованным за рубежом. Установление устойчивой, долговременной ориентации вуза на подготовку специалистов для конкретных стран и по конкретным специальностям может стать залогом его успешности, как и создание за рубежом сети постоянных партнеров. Добиться этого возможно только через создание профессиональных, в том числе и межвузовских маркетинговых структур [2].

Таким образом, каждый вуз, принимая студентов из-за рубежа, преследует свои цели: одни ищут талантливую молодежь, другие заполняют оставшиеся бюджетные места, третьи улучшают своё экономическое положение, предоставляя платные образовательные услуги. Престиж вуза на рынке образовательных услуг, особенно международном, формируется в течение многих лет и даже десятилетий, и его основным индикатором является востребованность выпускников данного высшего образовательного учреждения со стороны российских и зарубежных работодателей.

Литература:

1.                  Иностранные студенты в российских вузах. Раздел первый: Россия на международном рынке образования. Раздел второй: Формирование контингента иностранных студентов для российских вузов [электронный ресурс] / Министерство образования и науки Российской Федерации. — М.: Центр социологических исследований, 2013–227 стр.

2.                  Карелов С. В. Иностранные студенты в российских вузах: мотивы приезда и перспективы трудоустройства // http//courier.com.ru/cour06667/300.htm

3.                  Обучение иностранных граждан в высших учебных заведениях Российской Федерации: статистический сборник. Вып. 9 / авт.-сост. А. Л. Арефьев, Ф. Э. Шереги / Министерство образования и науки Российской Федерации. — М.: РУДН, 2012. — 176 с.

4.                  Подготовка специалистов для зарубежных стран в России: состояние и перспективы. Материалы к VI заседанию Межведомственной комиссии по международному партнерству в области образования 29 апреля 1999г. М., 1999, с. 28

5.                  Состояние и перспективы экспорта российского образования: Монография/ А. Л. Арефьев. — М.: РУДН, 2010. — 112 с.

6.                  Статистический сборник. Выпуск 3. М., Центр социального прогнозирования, 2006

7.                  Экспорт российских образовательных услуг: Статистический сборник. Выпуск 3 / Министерство образования и науки Российской Федерации. — М.: Центр социологических исследований, 2011. — 360 с.

8.                  httр://www.raexpert.ru

9.                  UNESCO Statistical Yearbook. Р. 1990, р. 3.301–3.403

Основные термины (генерируются автоматически): вуз, гражданин, студент, услуга, Иркутский государственный технический университет, обучение, высшее образование, Российская Федерация, Санкт-Петербургский государственный университет, Томский государственный университет.

Похожие статьи

Педагогическое мастерство как важный фактор развития профессиональной компетенции студентов

Основные пути формирования лидерских качеств конкурентоспособного специалиста, выпускника БКПТ, как неотъемлемое условие успешного трудоустройства

Экономическое мышление и финансовая грамотность как составные элементы в рамках профориентационной деятельности и программы привлечения талантливых представителей молодежи на образовательные программы экономического вуза

Развитие гуманитарной культуры студентов вуза в условиях межпредметной интеграции дисциплин гуманитарного цикла

Развитие компетентностей обучающихся в контексте сотрудничества вуза и школы

Роль академической мобильности в повышении мотивации студентов ТПУ в изучении иностранного языка

Профессиональная подготовка студентов вуза как целостная педагогическая система

Инновационный потенциал оценки качества обучения студентов колледжа в контексте реализации ФГОС

Педагогический потенциал иноязычного образования в процессе формирования читательской компетентности студентов вуза

Формирование коммуникативной компетентности как условие профессиональной подготовки студентов в педагогическом вузе

Похожие статьи

Педагогическое мастерство как важный фактор развития профессиональной компетенции студентов

Основные пути формирования лидерских качеств конкурентоспособного специалиста, выпускника БКПТ, как неотъемлемое условие успешного трудоустройства

Экономическое мышление и финансовая грамотность как составные элементы в рамках профориентационной деятельности и программы привлечения талантливых представителей молодежи на образовательные программы экономического вуза

Развитие гуманитарной культуры студентов вуза в условиях межпредметной интеграции дисциплин гуманитарного цикла

Развитие компетентностей обучающихся в контексте сотрудничества вуза и школы

Роль академической мобильности в повышении мотивации студентов ТПУ в изучении иностранного языка

Профессиональная подготовка студентов вуза как целостная педагогическая система

Инновационный потенциал оценки качества обучения студентов колледжа в контексте реализации ФГОС

Педагогический потенциал иноязычного образования в процессе формирования читательской компетентности студентов вуза

Формирование коммуникативной компетентности как условие профессиональной подготовки студентов в педагогическом вузе