Россия на международном рынке образовательных услуг
Авторы: Есипова Ольга Васильевна, Аникина Татьяна Владимировна, Варламова Елена Вячеславовна
Рубрика: 8. Мировая экономика
Опубликовано в
III международная научная конференция «Актуальные вопросы экономических наук» (Уфа, июнь 2014)
Дата публикации: 06.06.2014
Статья просмотрена: 786 раз
Библиографическое описание:
Есипова, О. В. Россия на международном рынке образовательных услуг / О. В. Есипова, Т. В. Аникина, Е. В. Варламова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы экономических наук : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2014 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2014. — С. 48-50. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/95/5756/ (дата обращения: 15.11.2024).
Соревнование национальных систем образования это один из основных элементов глобальной конкуренции. Последнее время активнее стала вовлекаться в этот процесс и отечественная высшая школа.
На совместном заседании Государственного совета и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России, которое проходило 31 августа 2010 г говорилось: “Мы должны признать очевидную вещь: несмотря на то, что мы тратим большие деньги на наше образование, несмотря на то, что мы привыкли гордиться хорошими основами, которые были заложены много лет назад в систему государственного образования в нашей стране, наша система образования слабо конкурентоспособна”.
Распад СССР разрушил сложившуюся в стране эффективную систему обучения иностранных студентов. Россия фактически потеряла экономические и научно-технические связи с другими странами, стало наблюдаться резкое ослабление взаимосвязей в сфере образования.
Происходящие в России реформы имели отрицательные воздействия для образовательной системы. Значительно ослабились позиции российских вузов во всем мире. В совокупность лидеров международного образования попали Австралия, Англия, Канада, Германия (см. рисунок 1) [1].
Рис. 1. Распределение иностранных студентов, занимавшихся по программам третичного уровня, по странам обучения в 2010/2011 академическом году
Внимание в мире к культуре, языку, образованию в России, которое достигло максимума в 1980–1990-х годах в период перестройки, сопровождался ощутимым спадом: количество граждан, которые владеющих русским языком за несколько лет уменьшилось более чем на 50 миллионов человек [2].
Рис. 2. Общая численность иностранных студентов, обучающихся очно в вузах России и прогноз до 2030 года, тыс. человек
Прогноз основан на принципе «грубой прикидки», который основан на предположении, что средние темпы ежегодного прироста численности иностранных граждан, обучающихся в российских вузах, составляет около 6 % (см. рисунок 3). Таким образом, можно прогнозировать, что эти темпы сохранятся также и до 2030 года [3].
Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С. П. Королева занимает ведущее место в регионе по общему числу обучавшихся иностранных граждан, их число составляет 221 человек, что составляет всего 3,3 % от общего числа студентов, из которых преобладают студенты из стран СНГ (см. рисунок 3).
Рис. 3. Численность иностранных граждан, обучавшихся по очной форме в СГАУ им. С. П. Королева в 2011/2012 академическом году
Повышение конкурентоспособности российских вузов на международном рынке, в том число и Самарского государственного аэрокосмического университета имени академика С. П. Королева, предполагает в первую очередь проведение следующих качественных изменений.
- Популяризировать российское образование с помощью следующих мер:
1) Введение специального сервера в сети Интернет о системе образования в России с практической информацией для иностранных граждан и с возможностью подачи документов для поступления в «online» режиме;
2) Проведение информационных брифингов по актуальным для иностранных студентов вопросам, а также семинаров об образовании в России и работа приемных комиссий в странах, где проживают иностранные студенты;
3) Осуществление деятельности представительств отечественных вузов заграницей, которым отведена роль как информационных, так и консультационных систем;
- Создание такого имиджа, который смог бы привлечь иностранных студентов с помощью рекламы в специальных изданиях и средствах массовой информации за рубежом;
- Создание благоприятной атмосферы для адаптации иностранных студентов с помощью создания системы размещения иностранных студентов в российских семьях и организации качественного сервиса для студентов в России;
- Повышение квалификации российского профессорско-преподавательского состава с помощью их обучения на международных выставках и ярмарках образовательных услуг, а также информационных и образовательных центрах;
- Введение таких механизмов государственного регулирования, с помощью которых мы сможем достичь международного признания образовательных документов, полученных в России.
- Для достижения высокого уровня интернационализации образования в российских вузах необходимо вести такую политику, которая сможет укрепить взаимоотношения с высшими учебными заведениями, совершенствовать нормативно-правовую базу международного сотрудничества в сфере образования.
- Введение таких мер в сфере иммиграционной политики, которые смогли бы привлечь специалистов с высокой квалификацией из числа иностранных выпускников российских учебных заведений на работу в российских компаниях.
- Необходимо усовершенствовать меры по борьбе с «утечкой мозгов». Открытие научно-исследовательских и инновационных центров, которые смогут дать выпускникам российских вузов самореализацию в своей стране
Представления о подходе привлечения иностранных студентов основываются на анализе деятельности таких национальных организаций как: фонд международного образования в Австралии, Британский совет, служба академических обменов в Германии. Особенно успешно действующая на международном рынке образовательных услуг организация — Британский Совет, он регулярно привлекает тысячи студентов для обучения в университетах Британии с помощью высокой квалификации профессорско-преподавательского состава, международного признания образовательных документов. По анализу данных, студенты приносят Британии доход более 1 миллиарда фунтов стерлингов в год.
Итак, можно сделать вывод, что Российская Федерация участвует в международном рынке образовательных услуг, но ее роль за последние десятилетия на этом рынке изменилась. Она стала поставщиком наших студентов на американский и европейский образовательные рынки. Однако у России есть реальная возможность достичь высокого уровня конкурентоспособности образования с помощью достижения европейского качества.
Литература:
1. Составлено по данным ЮНЕСКО, Института международного образования (США), национальных статистических служб и ЦСИ Минобрнауки России.
2. Арефьев, А. Л. Формирование контингента иностранных студентов для российских вузов: электронный ресурс /А. Л. Арефьев, Ф. Э. Шереги. — М.: Центр социологических исследований. — 2012. — 228 с.
3. Шереги Ф. Э., Численность учащихся и персонала образовательных учреждений Российской Федерации. (Прогноз до 2020 года и оценка тенденций до 2030 года) / Ф. Э. Шереги, Л. Л. Рыбаковский, А. Л. Арефьев, В. И. Савинков. — М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга. — 2013, 164 c.