Проблемы и перспективы развития сельских территорий
Авторы: Матвеев Данил Максимович, Таланова Анастасия Олеговна
Рубрика: 7. Отраслевая экономика
Опубликовано в
III международная научная конференция «Актуальные вопросы экономических наук» (Уфа, июнь 2014)
Дата публикации: 09.06.2014
Статья просмотрена: 1389 раз
Библиографическое описание:
Матвеев, Д. М. Проблемы и перспективы развития сельских территорий / Д. М. Матвеев, А. О. Таланова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы экономических наук : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2014 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2014. — С. 42-44. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/95/5760/ (дата обращения: 16.11.2024).
Сельские территории занимают большую часть Российской Федерации в которой располагается 140 тыс. населенных пунктов. В них проживает почти 37,2 млн чел. (26 % от общей численности населения страны). При этом в сельском хозяйстве занято 7,7 % от общего числа трудоспособного населения (табл. 1). Ухудшение условий проживания ведёт к ежегодному сокращению численности трудоспособного населения и его старения. Это связано с оттоком молодежи в крупные города, где более высокий уровень качества жизни. От развития социальной инфраструктуры зависит развитие кадрового потенциала на селе и в частности обеспечение квалифицированным персоналом сельскохозяйственные предприятий [1].
Увядание сельских территорий не дает развиваться аграрному сектору и ставит под угрозу продовольственную безопасность страны.
Таблица 1
Динамика численности населения в сельской местности и городе
Показатели |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
Измене- ние, % |
Численность населения, млн чел. |
142,0 |
142,7 |
142,8 |
142,8 |
142,9 |
142,9 |
143,0 |
101 |
из них проживает в сельской местности |
38,1 |
37,9 |
37,8 |
37,6 |
37,5 |
37,3 |
37,2 |
97,6 |
Население трудоспособного возраста, тыс. чел. |
90058 |
89745 |
89342 |
87983 |
87847 |
87055 |
86137 |
95,6 |
из них проживает в сельской местности |
23008 |
22845 |
22729 |
22218 |
22122 |
21780 |
21424 |
94,6 |
Удельный вес населения сельской местности, % |
26,6 |
26,5 |
26,4 |
26,3 |
26,2 |
24,1 |
26,0 |
97,7 |
*По данным федеральной службы государственной статистики. Доступ: http://www.gks.ru/ [2]
Для изменения сложившийся динамики в первую очередь необходимо решить проблему низкого уровня занятости населения и оплаты труда. Помимо этого следует уделить внимание развитию социальной сферы села, рыночной инфраструктуры, обеспечение сельских населенных пунктов дорогами и подъездами с твердым покрытием, заняться обустройством улиц, строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом сетей водоснабжения и водоотведения, системами электроснабжения и т. д.
При вступлении в ВТО Россия взяла ряд обязательств по ограничению объемов государственной поддержки на развитие сельского хозяйства, который нашел свое отражение в Многостороннем торговом соглашении. В рамках этого документа предусматривается сокращение государственной поддержки с 9 млрд до 4,4 в 2018 году [3].
В ВТО принято делить всю внутреннюю поддержку на 3 типа «корзины»:
1. «Желтая» — меры стимулирующие производство и оказывающие искажающее воздействие на внешнюю торговлю. В неё входят: целевая поддержка, компенсация затрат на ГСМ, удобрения, списание долгов и т. д.
2. «Голубая» — меры на компенсацию сокращения уровня доходов сельхозтоваропроизводителей при сокращении объемов производства или ограничения его развития.
3. «Зеленая» — меры поддержки государства, не оказывающие прямого влияния на увеличение производства и ограничения торговли. Она включает: компенсацию потерь от стихийных бедствий, строительство инфраструктуры, развитие ветеринарии, страхования, подготовку кадров, научно-исследовательские разработки, консалтинговое и информационное обеспечение и т. д. [4].
Развитие сельских территорий входит в состав зеленой корзины, то его финансирование может осуществляться в неограниченном объеме. Так как оно направлено не на развитие производства в сельском хозяйстве, а на создание благоприятных условий для его ведения.
До настоящего времени разрыв в уровне социально-экономического развития городских и сельских поселений продолжает оставаться значительным. В частности, по благоустройству жилого фонда сельские населённые пункты практически в разы отстают от городских: по наличию водопровода — в 1,9 раза, канализации — 2,3, отоплению — 1,6, горячему водоснабжению — 3,2 раза [4, 5].
Причём, наращивание социального и инженерного обустройства сельской местности происходит не высокими темпами, а по отдельным позициям и разнонаправлено. За 2005–2009 гг. ввод в действие жилых домов на селе возрос с 11125 до 17466 тыс. м2, в том числе по Федеральной целевой программе (ФЦП) произошло снижение с 1652 до1392 тыс. м2.
В настоящее время началась реализация федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2017 гг. и на период до 2020 г». Её основной целью является: улучшение жилищных условий, обеспечение население газом, питьевой водой и развитие социальной инфраструктуры и т. д. За следующие 6 лет планируется:
- построить 5,4 млн. м2 жилья, из которых более половины молодым специалистам и их семьям.
- ввести в эксплуатацию общеобразовательные учреждения на 22,3 тыс. мест.
- повысить уровень газификации и обеспеченность сельского населения питьевой водой до 61,5 % и 63 %, соответственно (табл. 2).
Таблица 2
Плановые значения целевых показателей при реализации государственной программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2017 годы и на период до 2020 года»
Наименование показателя |
Всего за 2014–2020 гг. |
Ввод (приобретение) жилья, млн. кв. м, всего |
5,4 |
в том числе для молодых семей и молодых специалистов |
3,0 |
Количество семей, улучшивших жилищные условия, тыс., всего |
75,5 |
в том числе молодых семей и молодых специалистов |
42,1 |
Ввод общеобразовательных учреждений, тыс. мест |
22,3 |
Ввод учреждений культурно-досугового типа, тыс. мест |
9,9 |
Уровень газификации жилищного фонда сетевым газом, % |
61,5 |
Уровень обеспеченности сельского населения питьевой водой, % |
63,0 |
Количество созданных рабочих мест на селе, тыс. |
31,8 |
Данный список не ограничен. Он содержит обширный перечень мероприятий по развитию сельских территорий. Реализация Федерально-целевой программы поможет существенно улучшить уровень жизни в сельской местности, что позволит привлечь молодых высококвалифицированных специалистов, готовых использовать последние достижения науки и техники в своей деятельности.
Создание благоприятной условий для ведения сельскохозяйственного производства способствует повышению его конкурентоспособности на внутреннем и международном рынках и создаёт необходимые предпосылки для его ускоренного развития на инновационной основе.
Литература:
1. Matveev D. M. Boosting the Investment Attractiveness of Agricultural Production / A. T. Stadnik, D. M. Matveev, D. V. Menyaykin // World Applied Sciences Journal. — 2014. — № 31(8). — P.1535–1539
2. Официальный сайт федеральной службы государственной статистики. Режим доступа: http://www.gks.ru/
3. Матвеев Д. М. Роль консалтинговой деятельности в технико-технологическом переоснащении сельского хозяйства / А. Т. Стадник, Д. М. Матвеев, М. Г. Крохта, П. П. Холодов; Новосиб. гос. аграр. ун-т. — Новосибирск: Изд-во НГАУ, 2013. — 200 с.
4. Матвеев Д. М. Управление технологическими процессами как основа развития сельскохозяйственных предприятий / Д. М. Матвеев // Вестн. Новосиб. гос. аграр. ун-та. — 2008. № 8. — С. 60–65.
5. Матвеев Д. М. Управление технологическими процессами в сельскохозяйственных организациях / Т. А. Стадник, А. Т. Стадник, Д. М. Матвеев. — Новосибирск, ЭКОР-книга, 2011. — 245 с.