Архитектурные ценности как память вечности
Авторы: Степанчук Оксана Александровна, Стафоркин Анатолий Евгеньевич
Рубрика: 4. История отдельных процессов, сторон и явлений человеческой деятельности
Опубликовано в
II международная научная конференция «Исторические исследования» (Чита, декабрь 2013)
Дата публикации: 13.11.2013
Статья просмотрена: 732 раза
Библиографическое описание:
Степанчук, О. А. Архитектурные ценности как память вечности / О. А. Степанчук, А. Е. Стафоркин. — Текст : непосредственный // Исторические исследования : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2013 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 27-29. — URL: https://moluch.ru/conf/hist/archive/116/4502/ (дата обращения: 19.12.2024).
Глобальные изменения, происходящие в современном сообществе, сопровождаются не только конструктивными, но и деструктивными явлениями в разных сферах деятельности человека. В данный период подобных событий, в самом сложном положении оказывается молодежь, поскольку она вырастает на опыте прошлых поколений, а кризисные изменения ставят под угрозу смысл и механизм этой передачи. На это же и указывает Лавриненко В. Н., каковы ценности, таковы и общество, и личность. Не случайно, что проблема ценностей всегда выступает на первое место в переходные периоды общественного развития. Именно такое время переживает сегодня наше общество, с его нестабильностью, резкими социальными сдвигами, дезориентацией и дезидентификацией личности. Все это находит свое выражение в процессе переоценки ценностей. При этом следует иметь в виду, что за отрицанием старых ценностей скрывается отрицание старых форм жизни общества и личности [1].
Передача опыта прошлыми поколениями зависят от ценностей, ценностных координат сегодняшнего времени и устоев общества. Естественно, что современные ценности и устои зависит то нас с вами. К таким ценностям относятся утраченные архитектурные достопримечательности и памятники.
Нехватка ценностей современного общества, требует от всех структур власти пересмотра и духовных и материальных ценностей. Так, например, если обратиться к материальным ценностям — это архитектура, памятники архитектуры и облик города, его внешний вид, исторические и памятные места. В нашем исследовании мы рассматриваем облик города-героя Сталинграда, ныне Волгограда. Города, с незабываемым, поистине, богатым героическим прошлым. И вопрос, который, мы рассматриваем, касается, что же делается для сохранения тех ценностей, которыми богат город, и которые еще можно спасти.
К утраченным ценностям города относятся: Дом Миллера в пойме реки Царица; Никольская церковь; Собор Александра Невского; Свято-Духов монастырь; фонтан «Бармалей» или «Детский хоровод»; ресторан «Шанхай»; уничтожен Ботанический сад ВНИАЛМИ у ВОЛГУ/бывший сад купца Лапшина, заложенный в 1913 году.
Для рассмотрения данного вопроса обратимся к информационной и исторической справке о городе. Волгоград, именовался как Сталинград с 10 апреля 1925 года до 10 ноября 1961 года (от «Сталин» и старославянского «град» — город). До переименования назывался Царицын. Назван в честь Генерального секретаря ЦК ВКП(б) Иосифа Сталина, занимавшего эту партийную должность с апреля 1922 года по 1934 год.
Волгоград располагается на юго-востоке европейской части России и является административным центром одноименной области. Этот крупный город лежит на западном берегу реки Волги, имеет богатую и насыщенную событиями историю, а также обладает массой интересных исторических и культурных достопримечательностей, ежегодно принимая сотни тысяч туристов.
Имея выгодное географическое месторасположение, Волгоград играет важную роль в социально-экономическом развитии южного региона страны. Сегодня, тут процветают топливная, пищевая, химическая и деревообрабатывающая промышленность, а также машиностроение, металлургия, электро- и теплоэнергетика. Как и во многих мегаполисах России, в последние годы в Волгограде стало значительно больше новых домов и современных архитектурных сооружений. Торговля и бизнес представлены здесь множеством крупных торговых комплексов и офисами авторитетных финансовых компаний международного значения. Значительное внимание уделяется городскими властями развитию образования, культуры и спорта, выраженное обилием учебных заведений, театров, музеев и спортивных сооружений. Гостиницы Волгограда по-волжски гостеприимно встречают гостей, предлагая им различные условия для проживания, в зависимости от финансовых возможностей. Развитая инфраструктура и неплохо налаженное транспортное сообщение тоже являются важными особенностями мегаполиса, делая его максимально удобным в плане пользования [2].
Внешний облик Волгограда во многом формируют его набережные, чередующиеся как с красивыми современными постройками, так и с довольно мрачными зданиями промышленных предприятий советской эпохи. В роли символа города-героя выступает знаменитый Мамаев курган, на котором красуется памятник героям Сталинградской битвы с известной скульптурой, символизирующей призыв матери-Родины к своим защитникам. Вообще, военная тематика является одной из основ скульптурных композиций бывшего Сталинграда, что не удивительно, учитывая то историческое значение, которое город сыграл во времена Великой Отечественной войны. Так же в городе много памятников войны: Государственный музей-панорама «Сталинградская битва»; Дом Павлова — останки 4-этажного жилого дома в центре Волгограда; музей «Память», где был пленен немецкий фельдмаршал Паулюс, в Центральном универмаге Волгограда. Руины старой мельницы — полуразрушенное здание из красного кирпича. Была построена в 1904 году немцем Гергардтом. При восстановлении города после войны мельницу решили оставить как есть в качестве живого свидетельства разрушительной Сталинградской битвы. Бронекатер «БК-13" катер-памятник, посвящённый морякам Волжской военной флотилии, павшим во время Великой отечественной войны и многие, многие другие памятники истории [2].
В настоящее время облик города меняется. Это в первую очередь связано с тем, что обращение к его внешнему виду и главное к историческому прошлому, является хорошим знаком проявления властей к памяти всех героев Великой Отечественной войны 1941–1945 годов. Это естественно связано с историческим прошлым города. Помимо тех сохранившихся мест боевой славы, которые имеются в городе, теперь копия фонтана, ставшего одним из символов военной истории города, и победы, сегодня украшает привокзальную площадь.
Совсем недавно облик города украсил знаменитый фонтан «Детский хоровод» — символ непобежденного города. Эта типовая для своего времени скульптурная группа была установлена в тридцатые годы сразу в нескольких городах, но в памяти остался лишь один фонтан, запечатленный фотографом Эммануилом Евзерихиным 23 августа 1942 года, после массированной немецкой бомбардировки. Тогда погибло 40 тысяч мирных жителей.
На фоне разрушенного гитлеровской авиацией вокзала вокруг крокодила танцуют дети. Их шестеро — три мальчика и три девочки — они крепко держатся за руки, вокруг них сидят лягушки, из которых бьют струи воды. Фонтан — аллегория на сказку Корнея Чуковского «Краденое солнце», поэтому его и называли «Детский хоровод», «Крокодил» и даже «Бармалей» — стал символом военной истории Сталинграда после фотокарточки, растиражированной на весь мир [2].
Но после войны «Детский хоровод» был уже отреставрирован, но простоял недолго: он был демонтирован в 1950-х годах. После войны во дворах Центрального района действовало несколько небольших фонтанов с лягушками, сидящими по кругу, которые постепенно разрушились к концу 1960-х годов.
На открытие памятника прибыл президент государства В. В. Путин. Поблагодарив всех, кто вернул городу этот символ, Владимир Путин обещал: «Мы всегда будем, глядя на этот памятник, на эту скульптурную группу, вспоминать и живых, и павших, помнить о том, кому мы обязаны этой победой. Будем всегда думать о том, что правда всегда выше, чем ненависть, вражда и варварство. Низкий поклон ветеранам!".
На церемонии открытия присутствовали и ветераны, и байкеры, и все желающие жители города. Восстановить фонтан предложил их лидер Хирург (Александр Залдостанов), возглавляющий мотоклуб «Ночные волки». Он помог приехать и в Волгоград и фронтовикам из Севастополя. А. Залдостанов неоднократно участвовал как в официальных, так и в неофициальных мероприятиях президента. Именно движение «Ночные волки», помогли осуществиться этому проекту.
Вечером того же дня «Ночные волки» провели международное байк-шоу в Волгограде. Правда, в этот раз глава государства на него не остался.
Над копией фонтана работал скульптор Александр Бурганов. Воссозданную в довоенном виде скульптурную группу разместили у железнодорожного вокзала. Уменьшенный вариант фонтана теперь находится рядом с панорамой Сталинградской битвы — уже со следами от бомбежки. Это еще один подарок городу.
Ценность и уникальность данного фонтана «Детский хоровод» отражается и в современном искусстве. Сталинградский фонтан можно увидеть в фильмах «Враг у ворот» и «V — значит вендетта», «Заводной апельсин». В фильме Ф. Бондарчука Сталинград (фильм, 2013) фонтан включен в композицию прототипов объектов — универмага, театра, дома Павлова (прообраз дома Громова) и площади Борьбы. В реальности эти объекты находились в разных частях Сталинграда, но по сценарию оказались рядом [3].
Теперь облик города неповторим, именно, этим фонтаном «Детский хоровод», который, является, не просто украшением города, а несет частичку прошлого, частичку нашей истории, частичку наших потерь и побед.
Литература:
1. Лавриненко В. Н. Философия «Философия. Серия: Institutiones»: Юристъ; 1998. — 341 с.
2. Справка о городе Волгограде — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.volgadmin.ru/ (дата обращения 01.11.2013).
3. Информация о фонтане — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Бармалей_(фонтан)/ (дата обращения 03.11.2013).