Вопросы социальной справедливости в учении Махдуми Аъзам | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 3. История отдельных стран

Опубликовано в

II международная научная конференция «История и археология» (Пермь, май 2014)

Дата публикации: 20.03.2014

Статья просмотрена: 149 раз

Библиографическое описание:

Нуриддинов, А. О. Вопросы социальной справедливости в учении Махдуми Аъзам / А. О. Нуриддинов. — Текст : непосредственный // История и археология : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2014 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2014. — С. 28-30. — URL: https://moluch.ru/conf/hist/archive/117/5299/ (дата обращения: 16.11.2024).

Мы не ставим перед собой цель просто отобразить жизненный путь и богатое наследие великих мудрецов, а доказать в лице великих представителей прошлого настолько богат и многоцветен духовный мир, соединивший в себе богатый духовный, научный, культурный, религиозный и нравственный мир нашего народа.

И. А. Каримов

Вопросы социальной стабильности и обеспечения мира и согласия в обществе были в центре внимания и творческой деятельности великого продолжателя и видного теоретика суфийского течения Накшбандия Сайид Ахмад ибн Мавлана Джалолуддин Ходжаги Касани — Махдуми Аъзама, о чем свидетельствуют многие историко-литературные источники XV-ХVI веков.

В своих научных трактатах, собранных в сборнике «Маджмуат-ур-расаил» («Сборник посланий-трактатов»), мыслитель, приводя цитаты из Корана и высказывания из хадисов пророка Мохаммеда (благословение Аллаха и приветствие ему), обосновал свое мнение о роли государства и общества, об отношениях между правителями и народом, путях управления страной, справедливом управлении государством правителями, установлении социальной справедливости в обществе. Период жизни и деятельности Махдуми Аъзама (вторая половина XV- начало XVI вв.) был периодом осложнения социально-политической обстановки в Центральной Азии. Также это было время обострения междоусобной борьбы за власть между потомками Тимура, захвата новых территорий, дестабилизации и напряженности общественно-политической ситуации в регионе. Вторжение со стороны Дешт-и-Кыпчака (территория от западного Казахстана до берегов Каспийского моря) захватнических сил Шейбанидов, накалило и без того напряженную социально-политическую обстановку, связанную с междоусобными войнами между различными потомками Тимура. В такой непростой накаленной обстановке, обеспечение мира и спокойствия, стабилизация общественно-политической ситуации были одной из важнейших задач того времени. Внести вклад в решении этих непростых задач пытались и видные представители духовенства и суфийских течений, в первую очередь представители тариката (течения, учения) Накшбандия, особенно Махдуми Аъзам и его соратники. Причем вопросы мира, согласия и спокойствия, установления социальной справедливости в обществе занимали особое место в центре внимания последователей суфийских течений и их практической деятельности.

Особая заслуга Махдуми Аъзама по данному вопросу состоит в том, что он обогатил, новыми идеями и формами, мысли и высказывания своих предшественников исходя из реальной социально-политической ситуации того времени.

«Действительно, каждая проблема и задача, выраженная в трактатах Махдуми Аъзама, приобрела характер общечеловеческих ценностей. Особенно, такой считается рассмотренная Махдуми Аъзамом, проблема места и значения социальных слоев народа в обществе. Уважая культурное наследие своих предшественников, Махдуми Аъзам глубоко знал их точки зрения по этому вопросу. Исходя из этого, он создал определённую систему социальных слоев и пытался обосновать ее. Махдуми Аъзам отнёс к этой системе эмиров (правителей, царей), учёных, крестьян, представителей ремесла и других слоев общества» - пишет профессор Сохибназар Каримов1.

Поняв что, тяжелая ноша борьбы за корону и власть, которую вели правители, ляжет на плечи простого народа, мыслитель порицал такие войны и конфликты, и в большинстве случаев он сумел предотвратить подобные столкновения. Так было в начале XVI в., когда правитель Ташкента Султан Ахмад Навруз Баракхан в союзе с правителем Самарканда Султан Абдуллатифханом с 200-тысячным войском хотели напасть на Бухару. В этой тревожной ситуации, Махдуми Аъзам подошёл к Баракхану и прямо сказал ему: “Зачем ты сюда приехал и тревожишь мусульман? Разве не боишься Бога и его Пророка? Тебе даю такой добрый совет: ты от своих намерений откажись и вернись к своим владениям”2. Таким образом, мыслитель предотвратил опасность войны, нависшую над Бухарой.

Идеи мыслителя о государственности, управлении государством, его функции, вопросы социальной справедливости, ярко выражены в его трактатах «Зубдат-ус-соликин ва танбият-ус-салотин» («Трактат о назидании султанам»), «Рисолаи ахволи уламо ва умаро» («Трактат о состоянии учёных и царей») и «Рисолаи Бобурия» («Трактат о Бабуре»).

Управление владениями и народом - это наследие оставленное людям от самого Адама, и эту работу люди должны выполнять согласно желанию и согласию Всевышнего, замечает в своих трактатах учёный. По его мнению, если потомкам Адама нужны царь или халиф как предводитель, то они конечно должны быть одарёнными, милосердными, справедливыми, умеющими решать проблемы, облегчать страдания своих подданных, пишет мыслитель.

В «Трактате о назидании султанам» Махдуми Аъзам пишет так: “После господина Адама, Преславный Бог всякий раз посылал общине людей самого способного из них, согласуясь с потребностями определённого времени и выбирая самого достойного из той общины, делал его халифом. И до сих пор это остается так. Ибо сунна Аллаха была учреждена таким образом, что люди не могли существовать без правителя. Однако знай, о ищущий знаний, что наместник должен быть достойным, чаяния, милость справедливость и гнев мусульман должны быть (сосредоточены) в нем. И если это так, то он должен быть халифом, ибо он утверждённый наместник и правитель преславного Бога на земле”3.

Развивая свою мысль, учёный далее пишет: «И если Преславный и Всевышний Бог выбирает одного из своих рабов и назначает его правителем над другими своими рабами, то он должен быть благодарным за данную милость и проявлять прилежание и не жалеть усилий в справедливом и милосердном управлении Божьими созданиями. Ведь и сам Преславный и Всевышний Бог в тысячу раз более милосерден к рабам своим, чем мать к своему ребёнку». По мнению Махдуми Аъзама правители государства должны быть справедливыми, честными, милосердными, требовательными к себе и другим, предприимчивыми, умными, толковыми и дальновидными. И обращаясь к правителям, он далее пишет: «Как сказано в хадисе (предания о действиях и высказываниях пророка), Преславный и Всевышний Бог одарил их (правителей) таким счастьем, что за час справедливого правления воздастся как за великую милость. Необходимо всегда пользоваться весами справедливости, ибо Преславный и Всевышний Бог, за каждый час и день справедливого правления, продлит их правление в этом мире и одарит счастьем в этом мире, если угодно будет Всевышнему Аллаху”4.

В своем трактате, Махдуми Аъзам показал основные черты и способности достойные такой высокой должности как падишах-царь. По его мнению, этот человек должен быть справедливым, милосердным, добрым, благородным, заботливым и вежливым к мусульманам, то есть своим подданным, должен быть хранителем чести Ислама, шариата, тариката и способствовать их развитию, обязан быть грамотным, умным, талантливым, верным учениям и идеям тариката, здоровым телом и духом. Махдуми Аъзам в своём учении подчёркивает, что успешное правление государством у правителей тесно связано с их уважением и верностью по отношению к представителям суфийского учения. По его мнению, уважение, любовь и соблюдение правил тариката, повышает авторитет правителя перед своим народом, нацией, укрепляет государственные устои и способствует достижению политических и экономических успехов, позволяет избежать разного рода негативных деяний. В заключение, можно подчеркнуть, что Махдуми Аъзам был видным мыслителем суфизма, непосредственно оказавшим большое влияние на правителей, внесший весомый вклад в дело стабилизации общественно-политической ситуации своего времени.

Литература:

1.                  Каримов С. Социологические стороны суфийских трактатов Махдуми Аъзам Дахбеди. В книге “Место социологии в научной системе Узбекистана”, (сборник статей), Самарканд, 2006. – С. 15.

2.                  Мухаммад Бурхануддин Мухаммад Кази, “Силсилат-ул орифин”, Рукопись из архива Института Востоковедения АН Республики Узбекистан. Инв № 4452. –С. 15.

3.                  Махдуми Аъзам. Трактат о назидании султанам. В книге: Мудрость суфиев. Санкт-Петербург, “Азбука”, 2001. –С. 389–390.

4.                  Махдуми Аъзам. Трактат о назидании султанам. В книге: Мудрость суфиев. Санкт-Петербург, “Азбука”, 2001. –С. 391.

Основные термины (генерируются автоматически): Всевышний Бог, правитель, социальная справедливость, трактат, Бухара, мнение, обеспечение мира, общественно-политическая ситуация, преславный Бог, справедливое правление.