Алханай — историческое, природное наследие Восточного Забайкалья (историко-культурный анализ категории пространства и времени)
Авторы: Цыденжапова Дулма Кимовна, Балдандоржиев Жаргал Баирович
Рубрика: 4. История отдельных процессов, сторон и явлений человеческой деятельности
Опубликовано в
III международная научная конференция «Вопросы исторической науки» (Москва, январь 2015)
Дата публикации: 24.11.2014
Статья просмотрена: 1066 раз
Библиографическое описание:
Цыденжапова, Д. К. Алханай — историческое, природное наследие Восточного Забайкалья (историко-культурный анализ категории пространства и времени) / Д. К. Цыденжапова, Ж. Б. Балдандоржиев. — Текст : непосредственный // Вопросы исторической науки : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, январь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 137-139. — URL: https://moluch.ru/conf/hist/archive/128/6683/ (дата обращения: 19.12.2024).
Пространство и время относятся к основным понятиям, которыми ученые занимались с давних времен. В понимании многих мыслителей существует представление о пространстве как об абсолютном и пустом явлении природы или заполненным неким мировым и неподвижным эфиром. Эти понимания ученых по мере исследования и накопления научных знаний о вселенной, характере взаимодействия тел, природе вещества, строения и структуры материального и нематериального мира постепенно трансформировались. В настоящее время представления об этих явлениях основательно уточнены и изучены. Мы находимся в пространстве и действуем во времени. Что такое пространство и что такое время для нас? Пространство мы представляем как материальное и нематериальное явление, а время позволяет нам различать последовательность действий, которое является свойством мироздания, дающая нам возможность отличать настоящее, прошлое и будущее. Понимание и восприятие времени и пространства накладывают большой отпечаток на представление картины мира. Время и пространство упорядочивают, организовывают явления и вещи, окружающие нас в повседневной жизнедеятельности, при попытках философского и научного объяснения мира. Сегодня не существует, наверное, такого закона физики, помогающее сформулировать явления без понятий пространства и времени.
Историко-культурное пространство подвижно и оно может расширяться вместе с завоеваниями территорий, перемещениями народов, географическими открытиями и сжиматься по тем же причинам. Историко-культурное пространство — это географические, природно-климатические и социокультурные условия, детерминирующие развитие людей на определенной территории. Историко-культурное развитие пространства в его географическом и социальном контексте показывает, как территориальное положение имело влияние на целые народы в прошлом [3, c.160].
Немало научных трудов исследователей, фильмов, книг, брошюр посвящено изучению палеовулкану Алханай.
Тем не менее, предметом анализа данной статьи является Алханай как памятник природного явления в его физическом и энергетическом проявлении, как материальное и нематериальное историко-культурное наследие Восточного Забайкалья в его социальном, религиозном значении в пространстве и времени историко-культурного развития территории. Выявляются взаимовлияние, взаимозависимость, взаимодействие социальных, природных, религиозных и культурных символов в историческом пространстве и времени развития.
С научной точки зрения гора Алханай является вулканарием, камни, скалы это застывшая лава, туфы. На дорожках, проложенных верующими и паломниками, можно видеть, что камни в прошлом были жидкой огненной массой. Ученые утверждают, что вулкан здесь извергался примерно 150–170 миллионов лет тому назад. Но при этом ближние высокогорья не являются вулканариями.
Ученые не перестают удивляться образованию и составу каменной гряды Хорео Шулуун и говорят, что подобного творения природы они нигде не видели.
15 мая 1999 года, издано Постановление Правительства Российской Федерации № 533 «О создании в Агинском Бурятском автономном округе национального парка «Алханай». Федеральной службой лесного хозяйства России» был создан национальный парк «Алханай», который стал первым на территории Юго-Восточного Забайкалья.
Границы парка «Алханай» охватывают бассейн реки Иля, которая является левым притоком реки Онон и впадают в реку Шилка, откуда начинаются верховья реки Амур. Общая площадь парка составляет 138 234 гектара, площадь охранной зоны — 105 355 гектара. Расположение национального парка Алханая определяет уникальность его биоразнообразия так как Забайкалье находится на территории мирового водораздела, Алханай — на стыке бореальных лесов Евразии и великой Даурской степи, Сибири и Дальнего Востока из 340 видов растений произрастающих в национальном парке 180 находит применение в народной (тибетской) и официальной медицине.
В настоящее время в национальном парке «Алханай» 17 объектов, памятников истории и культуры буддизма и бурятского народа. Алханай — природно-культурный памятник, святыня мирового буддизма. В буддийском мире Алханай занимает шестое место по степени святости.
Согласно буддийской космологии, гора Алханай по тибетски Лхуншим Тара, почитается как земная обитель идама в Чакрасамвара или божества Дэмчог, означающего круг высшего блаженства. Скальные вершины — обители божеств, целебные источники и уникальная благодатная энергетика святой земли привлекает людей со всего мира. Можно сказать что «Алханай — это место чудес, вековых тайн связи космоса и земли. Священная мандула степной Аги, находящаяся в глубинной Азии, на стыке лесов Евразии и бескрайних степей Монголии, на территории древней Ара Халхи, ныне это Забайкалье» [2].
Гора с давних времен является культовым местом для людей. На Храм-Воротах в Алханае обнаружены наскальные письмена эпохи бронзы. Они открыты в 1977 году известным ученым археологом, академиком А. П. Окладниковым.
По утверждениям исследователей в целом эти письмена типичны для степного Забайкалья, но их выделяет то, что некоторые написаны желтой охрой. Скорее всего, они связаны с культурой плиточников, население которой проживало здесь в лесостепной зоне и имело символическое сакральное значение.
В буддистском мире уникальным является то, что на скале проявляется, известная сутра Ом мани падме хум. Это явление буддисты связывают, с именем Намнай-багша, который своими молитвами освятил это место. Другое отчетливое проявление символа «А» цаннитской философской школы Чойры можно встретить на камне не далеко от села Цугол, который предзнаменовал появление буддистской философской школы цаннит. Существует не зримая энергетическая связь между Храм-воротами на Алханае и рукотворными воротами из камня не далеко от Цугольского дацана не смотря на расстояние. Эти ворота обладают силой исцеления от болезней и недугов. Ушедшие в 1905 году воины на русско-японскую войну через Храм-ворота все до единого вернулись [5].
В середине XIX века на Алханае начал духовные практики буддийский лама, ученый Намнай-багша. В ходе 30-тилетних медитативных практик и созерцания божеств достиг высшей ступени тантрической йоги Сиддхи и силой просветленного ума привел здешних духов хозяев гор к учению Дхармы, превратив горный массив Алханая в священную обитель божеств. В настоящее время ламы Агинского дацана постоянно проводят хуралы [2,c.2].
В 1991 году Алханай посетил его святейшество Далай-лама XIV-й и совершил молебен. С особым благоговением к Алханаю относился выдающийся йогин современности, наставник Далай-ламы XIV-го по философским диспутам Кирти Цэншаб Римпоче. По его словам он еще нигде не видел таких мощных отчетливых проявленных земных обителей божеств [1].
Каждая из священных мест Алханая имеет только присущие ему предназначения, соответствующие жизнедеятельности человека от материнского начала до его ухода в иной мир. Такие как: Каменный грот Эхын Умай — Чрево Матери, скала Чойжил Сумэ — Храм Божества Царства Мертвых и т. д. У входа к целебным источникам паломники поклоняются статуе Будды медицины Отошо. В правой руке божество держит лекарственные растения, а в левой сосуд с целительным нектаром.
На южных склонах Алханая «пульсирует каменное сердце» (Зурхэн шулуун). Скала напоминает по форме сердце. В буддийском истолковании является обителью идама Махакалы, покровителя веры. Здесь люди исцеляются от сердечных недугов. На левосторонних скалах возвышается скала Гуута Yндэр, почитаемая как талисман Алханая, отсеивающая все негативное. На восточных склонах расположена скала, именуемая зула Сумэ — Храм светильник — вечная лампада олицетворяющая силу и энергию созерцания и распространения буддийского учения. Недалеко от Зула Сумэ находится Сэндэмын Сумэ олицетворение львиноликой дакини гневной эманации Будды Праджняпарамиты небесной феи мудрости, защитницы веры и учения Будды. Севернее от Храма Ворот располагается храм Дордже Пагмо величественная Ваджраварахи алмазной Веприцы духовной супруги идама Чакрасамвара. Дакиня символизирует состояние высшей радости, внутреннюю живость и знаменует победу над самыми жесткими концепциями, когда уже все грубые идеи и яды ума устранены. Недалеко от обители Дордже Пагмо находится скала Сагаан Yбгэн — Белый старец почитаемый как обитель божества хранителя жизни, долголетия и плодородия. Рядом с ним располагается Балдан Лхамо храм богини повелительницы демонов и искоренительниц ядов. Богиня входит в пантеон 10 гневных богов защитников веры и учения и часто избирается покровителем монастырей. Вблизи храма богини Балдан Лхамо возвышается культовый объект Алханая — храм Будды долголетия Аюши. Также на Алханае есть щель грешников (Загуурди) то есть, промежуточный мир. Скала олицетворяет состояние бордо, в котором человек находится после смерти до следующего рождения.
В глубине Алханая располагаются скалы столпы, которые называют долоон хит — семь монастырей. Это пространство удивительно напоминает монастыри, в которых есть окна двери и священные атрибуты дацанов и даже трон, на котором незримо восседает божество. Щитом Алханая с северной стороны выступает Хаалта-преграда из камней. На солнечной стороне горы есть пещера-грот называемая Нухэн Шулуун. Буддисты его прозвали храмом в честь великого учителя Бадмасамбавы из Индии, которому принадлежит заслуга победы буддизма в Тибете. Он дал обет распространения буддизма в Забайкалье. Еще одна достопримечательность Алханая — это грязевые вулканчики, которые являются истеканием глины. Есть у Алханая свой забор «Хорёо Шулун». Это скала округлой формы и вытянута на 50 метров. Она почитается как храм божества Чойжил — владыки царства мертвых.
Паломники, совершая большое гороо вокруг Алханая, проходят около 108 километров — это расстояние преодолевается примерно за 3–4 дня. Проходя гороо люди обретают здоровье, спокойствие, забывают о недугах, подпитываются энергией и начинают относиться к окружающему миру мудрее и спокойнее.
Алханай считается природной лечебницей. Институтом природных ресурсов проведены анализы целебных вод. Воды выходят из глубин, поэтому и имеют, наверное, другой состав молекул, содержат йод и микроэлементы. Ученые делали анализ крови человека до и после купания, при этом исследование показало изменение состава крови.
По утверждениям исследователей на Алханае особые физические поля. Существуют зоны с разной энергетикой более высокой и низкой и имеют разные проявления. Алханай является тем местом, где реакция воздействия земли с космоса наиболее сильная [2, c. 4–25].
Конечно, все природно-культурные объекты Алханая подлежат глубокому изучению, представляют большой интерес для научного мира и туристов.
Таким образом, категория пространства пролонгированного во времени является важной в научных исследованиях это путь познания мироздания и человека. Например, Пифагор относился к сакральной геометрии, как «к самой сокровенной науки Бога». Сакральная геометрия — изучает формы и пространства исследует пропорции и отношения форм, являющимися матрицами законов и структур Вселенной, рассматривает динамические процессы жизни, отражающие взаимовлияние, взаимодействие энергий и различных планов сознания [4].
В данном исследовании географические, природные, социальные, геополитические, культурные пространства переплетаются в историческом сознании с религиозным и мифологическим пространством. Одна из главных функций понятий исторического, географического пространства и времени в том, что оно определяет рамки нашего исследования, т. е. очерчивает пространство природных, социокультурных, религиозных взаимодействий, взаимовлияний и взаимозависимостей в историко-культурном анализе.
Литература:
1. О первом и единственном визите Далай-ламы в Агинский округ. 2011. URL: http://savetibet.ru/2011/07/31/dalai-lama.html (дата обращения: 16.11.2014)
2. С. Ешисамбуев, Алханай — Мир великого блага — Чита: Принт- Мысль 2003. 104 с.
3. Савельева И. М., Полетаев А. В. Теория исторического знания: Учеб. пособие. — СПб.: Изд-во «Алетейя. Историческая книга». 2007. 523 с.
4. Сакральная геометрия. Институт метафизики С.-Петербург 2004. URL: http://www.ligis.ru/librari/2963.htm (дата обращения: 16.11.2014)
5. Цугольский дацан: из прошлого в будущее. URL: http://www.youtube.com/watch?v=EDjTCRUrixY (дата обращения: 16.11.2014)