Религиозное сознание и общественная мысль Руси XIII — начала XV века: значение для современности
Автор: Давыдов Алексей Юрьевич
Рубрика: 4. История отдельных процессов, сторон и явлений человеческой деятельности
Опубликовано в
III международная научная конференция «Вопросы исторической науки» (Москва, январь 2015)
Дата публикации: 09.01.2015
Статья просмотрена: 1090 раз
Библиографическое описание:
Давыдов, А. Ю. Религиозное сознание и общественная мысль Руси XIII — начала XV века: значение для современности / А. Ю. Давыдов. — Текст : непосредственный // Вопросы исторической науки : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, январь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 54-56. — URL: https://moluch.ru/conf/hist/archive/128/7049/ (дата обращения: 16.11.2024).
Произведения древнерусских летописцев и книжников всегда являлись для исследователей ценным историческим источником, позволяющим восстановить ход исторических событий в тот или иной период времени. Для всей истории России период, датируемый XIII — началом XV вв., является очень важным. Это период борьбы с татаро- монгольским игом, объединения русских земель, становления и развития русской государственности и культуры. Это время видных государственных и церковных деятелей, талантливых полководцев, проповедников, писателей и живописцев. Среди них на первом месте стоят великие князья Александр Невский и Дмитрий Донской, митрополит Алексий, митрополит Киприан, духовный и государственный деятель Сергий Радонежский, проповедник Серапион, просветитель зырян Стефан Пермский, писатель Епифаний Премудрый, живописцы Феофан Грек и Андрей Рублев и многие другие. Особенно важным является то, что именно в этот период наиболее ярко проявляются черты русской духовности, национального самосознания и патриотизма.
Обращение к истории Руси XIII — начала XV вв. является актуальным и в настоящее время. Важнейшие события этого сложного и тяжелого для Руси исторического периода, нашедшие отражение в произведениях русских летописцев и книжников, позволяют проследить развитие религиозной и общественной мысли Руси XIII — начала XV вв. и, что является наиболее ценным на сегодняшний день — извлечь уроки истории и глубже понять процессы, происходящие в современном мире.
Христианское мировоззрение стало прочной основой всей духовной культуры Руси уже с первых веков по принятии христианства, о чем свидетельствуют практически все произведения древнерусских авторов. «В понимании русичей христианская вера обозначала весь комплекс национальных духовных ценностей, а зачастую понятие «христианская вера» было созвучно понятию Родины. Ей противопоставлялось все злое и враждебное, принесенное на Русь врагами» [1, с.434]. Еще недавние язычники, русичи, считали честью «положить головы за землю Русскую, за веру христианскую». Русское православие, соединившее в себе христианство, язычество и, что немаловажно — русский характер, представляло собой великую силу, что уже в те далекие времена пугало и не давало покою Западу. Многие исследователи приходят к выводу о том, что в XIII в. замыслом западной католической церкви было уничтожение православия руками татаро-монгол. Так, в исследовании митрополита Бишкекского и Среднеазиатского Владимира «Земля потомков Патриарха Тюрка. Духовное наследие Киргизии и христианские аспекты этого наследия» говорится о том, что целью Бату — хана, когда он начинал свой Великий западный поход в 1235г., было завоевание русских богатств и территорий, но отнюдь не посягательство на православную веру [3, c.111–113]. Но, если в начале нашествия татары жестоко убивали, грабили и сжигали города и церкви, но не помышляли истребить православие, то целью западных врагов было сломить и уничтожить основную внутреннюю духовную силу русского народа — православную веру. Победы войск князя Александра Невского в Невской битве в 1240 г. и Ледовом Побоище в 1242 г. ознаменовали решительный перелом в борьбе с западными врагами.
Исторические источники Куликовского периода свидетельствуют о том, что намерением «безбожного» Мамая было уже не только подчинить себе Русь, но и уничтожить православие.
Необходимо отметить, что сам Мамай ассоциировался в сознании русских людей с Юлианом Отступником — последним римским языческим императором Флавием Клавдием Юлианом (331–363). Известно, что Юлиан, пытаясь восстановить в Римской империи язычество, устраивал жестокие гонения на христиан.
В «Сказании о Мамаевом побоище» говорится, что московский князь Дмитрий Иванович, узнав о намерениях Мамая, обратился ко всем князьям русским с такими словами: «Братья князья русские, из рода мы все князя Владимира Святославовича Киевского, которому открыл Господь познать православную веру, … и заповедовал нам ту же веру святую твердо держать и хранить и биться за нее. Если кто за нее пострадает, тот в будущей жизни ко святым первомученикам за веру Христову причислен будет» [6, c. 149]. Эти слова русского князя, ясно выражавшие его твердую христианскую позицию, являлись основной идеей религиозного сознания всего русского народа.
Описывая важнейшие события, летописцы и книжники в то же время уделяли огромное внимание описанию личных, нравственных качеств человека. Победа в Куликовской битве в 1380 г., по глубокому убеждению русских людей, была одержана не только благодаря мужеству воинов и таланту полководца, но и благодаря высоким личным качествам князя Дмитрия, его нравственности и духовности: «Дмитрий же доблестен был и добр нравом, велик в своем величии, решителен в добродетельных деяниях» [8, с. 225].
Летописные источники свидетельствуют о том, что основной причиной обрушившихся на Русь бедствий, были братоубийственные войны, кровавые междоусобицы, падение нравственности, что являлось нарушением основных христианских заповедей. Так, в «Словах» и «Поучениях» писателя — проповедника XIII в. епископа Владимирского Серапиона звучит обличение в том, что во многих «…зависть умножилась, злоба держит в покорстве, тщеславие разум вознесло, к ближним ненависть вселилась,… ненасытная жадность поработила».. Эти слова Серапиона, сказанные им еще во времена татаро — монгольского нашествия, не теряют своей значимости на протяжении многих веков и, к сожалению, остаются актуальны и в современном мире.
Христианские заповеди, такие простые и понятные, остаются трудновыполнимыми очень для многих. Подтверждением этому являются страшные события на Украине: гибель невинных людей, алчность, ненависть, ложь — все это представляет грандиозное по своему размаху и цинизму нарушение христианских заповедей, что, как подтверждает история, приводит к еще большим бедствиям. «Правду отринули, любви не имеете, зависть и лесть процветают в вас, и вознесся ваш разум», — писал епископ Владимирский Серапион, обращаясь к творящим зло и враждующим между собой русским князьям. Однако, как подходят его слова к тем, кто сегодня бесчинствует на Украине и пытается угрожать России. «Лучше, братья, отстанем от злого, прекратим все злодеянья: разбой, грабежи, пьянство, прелюбодейство, скряжничество, ростовщичество, обиды, воровство, лжесвидетельство, гнев и ярость, злопамятство, ложь, клевету», — призывает Серапион [7].
Священнослужители Украины всегда помнили о том, что сохранение духовного единства трех православных славянских народов — это исполнение воли Божией, это Божий путь — быть единой Святой Русью. Преподобный Лаврентий Черниговский (1868- 1950), ныне причисленный к лику святых, писал: «Наши родные слова — Русь и Русский. И обязательно нужно знать, помнить и не забывать, что было крещение Руси, а не крещение Украины. Киев — это второй Иерусалим и мать русских городов. Киевская Русь была вместе с великой Россией. Киев без великой России и в отдельности от России немыслим ни в каком и ни в коем случае» [9]. Однако нынешняя политика украинских деятелей и политика Запада по отношению к Украине и России явно идут вразрез с мудрыми словами старца Лаврентия. Так, в своем интервью священник Русской Православной Церкви Московского Патриархата, настоятель храма во имя Святой Троицы протоиерей Владислав Озеров, высказывая свое мнение относительно событий на Украине, отмечает, что все происходящее сейчас на Украине «однозначно инициировано с Запада». Владислав Озеров обращает внимание на тот факт, что стремление оторвать Украину от России ясно прослеживалось еще лет двадцать назад, когда об этом писал «ярый ненавистник Православия» Бжезинский. Все происходящее на Украине — это война против Святой Руси, против идеи триединой государственности, это фактический удар по России. «Европа же фактически обезумела, взбесилась, с принятием различных аморальных законов стала носительницей антихристианского духа», — подчеркивает Владислав Озеров [5], что перекликается с высказыванием, сделанным еще в XIX веке Святителем Феофаном Затворником (1815–1894). Святитель пишет: «Нас увлекает просвещенная Европа… Да, там впервые восстановлены изгнанные было из мира мерзости языческие; оттуда уже перешли они и переходят к нам. Вдохнув в себя этот адский угар, мы кружимся как помешанные, сами себя не помня... Западом наказал и накажет нас Господь, а нам в толк не берется… Завязли в грязи западной по уши, и все хорошо. Есть очи, но не видим, есть уши, но не слышим, и сердцем не разумеем. Господи, помилуй нас!» [9]
В своем Послании к Федеральному Собранию 4 декабря 2014 года президент Владимир Путин обратил особое внимание на ситуацию на Украине. Он подчеркнул, что Москва не будет подчиняться Западу: «Как можно поддержать вооруженный захват власти, насилия, убийства?» Обращаясь к теме воссоединения Крыма и Севастополя с Россией, президент отметил, как важно не забывать историю Руси, потому что «именно здесь, в Крыму, в древнем Херсонесе, или, как его называли русские летописцы, Корсуни, принял крещение князь Владимир, который затем крестил всю Русь». Президент подчеркнул роль христианства в том, что оно «явилось мощной духовной объединяющей силой, которая позволила включить в формирование единой русской нации и образования общей государственности самые разные по крови племена и племенные союзы всего обширного славянского мира». Особенно важным является то, что «именно на этой духовной почве наши предки впервые и навсегда осознали себя единым народом» [4].
События, происходящие сейчас на Украине, политика Запада по отношению к России и Украине особенно остро перекликаются с историей Средневековой Руси. Запад всегда испытывал страх перед мощью русского Православия и стремился всеми способами подорвать национальные основы жизни, духовный фундамент Руси.
Обращение к историческим источникам XIII — начала XV вв., ясно показывает, что по глубокому убеждению древнерусских летописцев и книжников сила и мощь государства зависит не только от укрепления военных, экономических и политических позиций. Для древних русичей именно духовная сфера, нравственные ценности являлись прочной основой сильного государства.
Древнерусские летописцы и книжники создавали свои произведения не только для своих современников. Они надеялись на то, что их «Слова», «Поучения» и «Жития» будут читать и будущие поколения. И не только читать, но извлекать пользу, следовать примерам высокой нравственности и духовности. Так, Епифаний Премудрый, начиная повествование о праведной жизни величайшего церковного и государственного деятеля XIV в. Сергия Радонежского, выражает надежду на то, что «кто-нибудь последует примеру жизни Сергия и от этого пользу получит» [2, c. 257].
Произведения древнерусских авторов, основанные на нравственных идеях христианства, и по сей день помогают найти ответы на насущные вопросы времени и способы их решения. Они содержат в себе огромный духовный потенциал, который не теряет своей силы на протяжении многих веков и является ценным источником воспитания чувств гуманизма, патриотизма, высокой нравственности и духовности, способствует укреплению национального самосознания.
Литература:
1. Давыдов А. Ю. Влияние христианства на духовную культуру Руси в XIII веке. // Молодой ученый. 2013. № 10 (57). С.432–437.
2. Житие Сергия Радонежского. Подг. текста и ком. Д. М. Буланина, пер. М. Ф. Антоновой и Д. М. Буланина. // Библиотека литературы Древней Руси. РАН. ИРЛИ. Под ред. Д. С. Лихачева и др. СПб: Наука, 1999. Т. 6: XIV — середина XV века. 583 с.
3. Митрополит Бишкекский и Среднеазиатский Владимир. Земля потомков Патриарха Тюрка. Духовное наследие Киргизии и христианские аспекты этого наследия. М: Московская Патриархия, 2002. 352 с.
4. Послание президента РФ В. В. Путина федеральному собранию на 2015 год 4 декабря: [Электронный ресурс]. URL: http://goodevent43.ru/poslanie-prezidenta-federalnomu-sobraniyu-na-2015-god-4-dekabrya/ (дата обращения 20.12.2014).
5. Протоиерей Владислав Озеров. Православный взгляд на происходящее в мире: [Электронный ресурс]. URL: http://pravoslavnayadrujba.ru/viewtopic.php?id=1744(дата обращения 20.12.2014).
6. Сказание о Мамаевом побоище. Подг. текста В. П. Бударагина и Л. А. Дмитриева, пер. В. В. Колесова, ком. Л. А. Дмитриева. // Библиотека литературы Древней Руси. РАН. ИРЛИ. Под ред. Д. С. Лихачева и др. СПб: Наука, 1999. Т. 6: XIV — середина XV века. 583 с.
7. Слова и поучения Серапиона Владимирского. Подг. текста, пер. и ком. В. В. Колесова: [Электронный ресурс]// Электронные публикации Института русской литературы РАН. Библиотека литературы Древней Руси. РАН. ИРЛИ. Под ред. Д. С. Лихачева и др. СПб: Наука, 1997.Т.5: XIII век. 527с. URL: http://pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4963 (дата обращения 10.12.2014).
8. Слово о житии великого князя Дмитрия Ивановича. Подг. текста, пер. и ком. М. А. Салминой.// Библиотека литературы Древней Руси. РАН. ИРЛИ. Под ред. Д. С. Лихачева и др. СПб: Наука, 1999. Т. 6: XIV — середина XV века. 583 с.
9. Украина и новый мировой порядок: [Электронный ресурс]. URL: http://www.zaistinu.ru/articles?aid=2887(дата обращения 20.12.2014).