Древние традиции гончарного ремесла Гянджи как важный источник | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Эминбейли, В. Х. Древние традиции гончарного ремесла Гянджи как важный источник / В. Х. Эминбейли, Э. Т. Мамедов. — Текст : непосредственный // История и археология : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 70-72. — URL: https://moluch.ru/conf/hist/archive/168/8531/ (дата обращения: 16.11.2024).



 

С древних времен город Гянджа особенно отличался высоким развитием торговли и народного ремесла. Еще с эпохи неолита, а также энеолита на территории древней Гянджи изготавливались ранние керамические изделия. Этот факт доказывают обнаруженные многочисленные образцы гончарного ремесла с территории Гянджи и ее окрестностях.

В этой эпохе прослеживается традиционное продолжение керамических форм предыдущих исторических периодов. А также продолжают действовать и древнейшие культовые обряды эпох бронзы и раннего железа, часто влиявшие на создание таких традиционных керамических форм как зооморфные, сообщающиеся и другие сосуды. Кроме того, в этом историческом периоде одновременно встречаются и сосуды, созданные на базе потребностей хозяйственно-бытовой жизни страны. Примером могут служить вазы, фляги и другие сосуды с развитыми керамическими формами. В историко-этнографической, научной характеристике художественной керамики древней Гянджи данного периода большое значение имеет развитие конструктивных форм и пластических особенностей гончарных изделий. Основными конструктивно-пластическими формами художественной керамики античного периода Кавказской Албании являются: а) Керамические фляги; б) Художественные вазы; в) Фигурная керамика. На территории старой Гянджи, а также в некоторых историко-археологических памятниках долины реки Гянджачай было обнаружено довольно много образцов данных основных групп керамических изделий. Керамические фляги как одна из основных конструктивно-пластических форм художественной керамики древней Гянджи данного исторического периода, не случайно возродились в гончарном ремесле. Так как, они были тесно связаны с хозяйственной жизнью наших предков и географическими особенностями.

Важно отметить, что художественно-пластические особенности керамики древней Гянджи особенно сильно проявляются в фигурных сосудах. Религиозные представления и культовые обряды, способствовавшие созданию фигурных сосудов, переходя из поколения в поколение, были основной причиной традиционного продолжения данного вида художественной керамики. В этом отношении примечательно, что разные художественные формы фигурных сосудов эпохи бронзы повторялись и в последующих эпохах-в эпохе раннего железа, в IV-I веках до нашей эры и даже в раннем средневековье. Основными фигурными сосудами данного периода являются зооморфные керамические изделия. На довольно обширной территории Евразии (современной Восточной Европы, Ирана, Турции, Центральной Азии) были обнаружены образцы гончарного ремесла, имеющие сходство с сосудами античного периода Гянджи.

Антропоморфные, зооморфные и геометрические орнаменты художественных керамических изделий древней Гянджи, а также зооморфных (фигурных) сосуд имеют много общностей с гончарными образцами таких историко-археологических памятников как Бампур, Тепе Гийан, Персеполь, Шахи-Тумп, Гийан и др. Встречаются вазы с полусферическими корпусами, на трех ножках, имеющие многочисленные разновидности. Подобная архаическая форма ваз возможно зародилась на базе культовых потребностей. Эти типы ваз широко распространились по всему Кавказу и Ближне Восточным странам.

Художественные вазы античной Гянджи, зародившиеся на базе культовых потребностей, безусловно являются большим творческим достижением наших предков, о особенности керамистов и одним из ярких признаков развития материальной культуры Кавказской Албании. Вазы данного исторического периода использовались населением для украшения своих бытовых условий. Отсюда можно сделать вывод о высоких культурно-бытовых потребностях наших предков.

Важными историко-этнографическими показателями изделий художественной керамики древней Гянджи данного периода являются декоративно-орнаментальныеособенности.

Во-первых, особое художественное значение керамических форм имеют конструктивные элементы. Туловище, горловина и венчик, а также ручка, носик являются важными источниками исследования античных керамических изделий Гянджи. Кроме того, виды художественного убранства керамических сосудов также считаются весомыми показателями. Основными декоративно-орнаментальными особенностями художественных керамических изделий древней Гянджи и всего Азербайджана данной эпохи являются врезная орнаментация, рельефно-декоративное убранство, также графический способ в декоративном убранстве.

Нужно отметить, что белоинкрустированные керамические изделия древней Гянджи в отдельных случаях относятся не только к позднебронзовому и раннежелезному периодам, но и к данной античной эпохе. В этом отношении декоративно-орнаментальные особенности керамических образцов Гянджи имеют особое значение. Гравировка керамических сосудов античной Гянджи во многих случаях характеризуется применением белой массы и таких орнаментальных мотивов, как кружки, треугольники и др.

Подобные украшения в основном обнаружены в сероглиняной керамике IV-III вв. до нашей эры. Кроме того, одним из важных и наиболее ярких элементовв рельефно-декоративном убранстве Кавказской Албании, а также Гянджи является украшение корпуса сосудов каннелюрами. Этим приемом гончары Гянджи пользовались еще в VII-V веках до нашей эры. Данные каннелюры, разделяя туловище на широкие вертикальные выпуклые части, придают сосуду оригинальную декоративность и стройность. Четко вырезанные каннелюры сопровождают высокую горловину и сочетаются со скрученной формой ручки. Декоративные мотивы отвлекают внимание от грубой лепки сосуда и обогащают его композицию пластическими формами.

У некоторых художественных ваз плечико сферической формы корпуса украшено ритмически повторяющимися бугорками, которые сделаны нажимом пальца изнутри. Венчики ваз выделяются круговой каймой, которая приподнята над корпусом сферической формы и только в одном месте превращается в волнообразную, откинутую назад форму.Кроме того, характерными художественными керамическими вазами античной Гянджи являются изделия (вазы) с колесообразным корпусом, имеющим три ножки или же стройный поддон, который состоит из цилиндрического подпоручика и круглой подставки. Изделия эти приобретают художественное значение благодаря пластической красоте и композиционной оригинальности своих керамических форм.

 

Литература:

 

  1.                Акунова Л. Ф., Приблуда С. З. Материаловедение и технология производства художественных керамических изделий: учеб. пособие. М.: Высшая школа, 1979–216 С.
  2.                Dyson R. Early Cultures of Solduz, Azerbaijan// A Survey of Persian Art. London, 1967, v. 14
  3.                Əhmədov F. M. Gəncənin tarix yaddaşı. Bakı: Şirvannəşr, 1998. — 198 S.
  4.                Гасанов Э. Л. К вопросу о развитии гончарного ремесла / Актуальные проблемы истории Гянджи:материалы2-ой науч.-прак. конф.Гянджа, 2010 — С. 25–30.
  5.                Guliyeva N. M.,Hasanov E. L. About ethnographic-archaeological research of some handicraft branches of Ganja during XIX — XX centuries/ Progressive scientific explorations — 2012: Proceed. of the 8th Inter.Scien.-pract. conf., Prague, 2012. PP. 73–75.
  6.                Guliyeva N. M., Hasanov E. L. Investigation of basic decorative-applied arts of Ganja on the basis of some innovative arguments and technologies // Science and Society: Proceedings of the 3rd International scientific-practical conference. — London, 2013. — PP. 281–291.
  7.                Hasanov E. L. Innovative ethnographic facts on investigation and teaching of some basic decorative — applied arts of Ganja of the XIX — XX centuries // Applied and Fundamental Studies: Saint Louis, Missouri (the United States of America), 2012. — PP. 400–403.
  8.                Hasanov E. L. Sur la formation de la culture urbaine de Gandja. International scientific journal Theoretical &AppliedScience (Marseille, France).№ 7(15), PP. 46–49.
  9.                Häsänov E. L. Die Gändschänischen teppiche von XIX — XX Jahrhundert als geschichtliche — ethnographische quelle // European Science and Technology (Die Europäische Wissenschaft und die Technologien): 2ndInternational scientific conference. Bildungszentrum Rdk e. V. — Wiesbaden, 2012. — PP. 26–27.
  10.            Мусеибли Н. А. Археологические раскопки в Земямчайском некрополе // Археология и этнография Азербайджана. Баку, 2004, № 2.
  11.            Stein A. An Archaeological Tour in Gedrosia // Memoirs of theArchaeological Survey of India. Calcutta, 1931, № 43
Основные термины (генерируются автоматически): древняя Гянджа, художественная керамика, ваз, сосуд, античная Гянджа, гончарное ремесло, Гянджа, изделие, исторический период, Кавказская Албания.