Геральдика на современных монетах России как часть исторического наследия
Автор: Подгорнов Алексей Николаевич
Рубрика: 7. Вспомогательные исторические дисциплины
Опубликовано в
III международная научная конференция «История и археология» (Санкт-Петербург, декабрь 2015)
Дата публикации: 02.10.2015
Статья просмотрена: 125 раз
Библиографическое описание:
Подгорнов, А. Н. Геральдика на современных монетах России как часть исторического наследия / А. Н. Подгорнов. — Текст : непосредственный // История и археология : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 78-80. — URL: https://moluch.ru/conf/hist/archive/168/8688/ (дата обращения: 16.11.2024).
На протяжении всей своей истории человечество, как в целом, так и в отдельном взятом государстве не раз обращалось к такой науке как геральдика. Чтобы иметь представление об этой науке, дадим ей развернутое определение. Итак, геральдика,иначе говоря, гербоведение — это специальная историческая дисциплина, которая занимается изучением гербов, а также традиций и практики их использования. Являясь частьюэмблематики — группы взаимосвязанных дисциплин, которые изучают эмблемы, имеет свое отличие, которое заключается в том, что строение, употребление и правовой статус гербов соответствует особым, исторически сложившимся правилам. Геральдика содержит систему специальных знаний о форме, композиции изображения, цветах и составных частях герба, его художественное воплощение. [1]
Корни геральдики уходят в Средневековье, по мнению ученых именно тогда и был разработан геральдический язык, применяемый для опознавания рыцарей, закованных в железные латы. Известно, что ранняя геральдическая символика была чрезвычайно простой и легко читаемой, а также не содержала сложных рисунков, но затем все изменилось, на щитах появились роскошные фигуры и мудрые надписи, которые вскоре превратились в опознавательные знаки и стали ассоциироваться с конкретными личностями. Как здесь не вспомнить легендарное произведение Вальтера Скотта «Айвенго» и главного героя, имевшего на своем щите изображение молодого дуба, вырванного с корнем, под которым была надпись на испанском языке: «Desdichado», что означает «Лишенный наследства». [2]
Начиная с XIII века в Европе кроме фигур на щитах, как было сказано выше, появляются надписи, называемые девизами. В этот временной период получили особое распространение личные и родовые девизы. Обычно девиз был связан, с каким-то ярким событием, произошедшим в жизни рыцаря, имел множество толкований, особенно если был аллегорическим или же вообще состоял из одной буквы. Главным достоинством таких девизов было заключено в разнообразии смыслов, которые можно им придать. Будучи опознавательным знаком рода или отдельной личности девиз два века подряд
не претерпевал изменений в общественном плане, и только в XV веке все изменилось, теперь девиз стал общедоступной формой, несущей в себе особую форму мудрости, которая в свою очередь могла быть трех видов: словесная (иначе говоря, мудрость слова), фигурная (иначе говоря, логическая мудрость), смешанная (иначе говоря, объединение мудрости слова и мудрости логики). Каждый был подвластен выбрать свою форму мудрости, не опасаясь каких-либо последствий. [3]
Зародившись и немного эволюционировав в Европе, геральдика постепенно начала проникать во все уголки мира, Россия не стала исключением.
Своим зарождением и развитием русская геральдика обязана царюАлексею Михайловичу. Бесспорно то, что до него существовали некоторыеэмблемы, такие как, например,двуглавый орелгосударственной печати, печати некоторых городов, но они не имели полноты и законченности, не приняли ещё постоянных геральдических форм.
Начальным этапом зарождения русской геральдики принято считать вторую половинуXVII века, когда под влиянием дипломатических отношений с Польшей и Западной Европой начинают создаваться гербы и в России, путём смешения двух геральдических систем, западноевропейской и польскойсоответственно. Известно, что источником для польских гербов служили знаки, помещенные на знамена, символизирующие тот или иной род, то есть мы можем наблюдать полное историческое соответствие. Соблюдая это негласное правило в основу старейших русских гербов легли эмблемы тех областей и городов, которые некогда составляли уделы владельцев гербов. Этот принцип сохранился, хоть и частично, и для других русских гербов. Так, к примеру, в гербы родов, не являющихся исконно русскими, старались помещать эмблемы, которые хотя бы отчасти указывали на происхождение рода, вместе с этим при составлении гербов особое внимание уделялось личным заслугам. Именно так, а не иначе миру явилась русская система гербов, среди историков носящая название смешанная система
Будучи наукой прогрессивной и постоянно требующей развития геральдика остро нуждалась в новых и порою самых смелых шагах. Именно такие шаги и были сделаны в период царствования Петра Первого. Создание герольдии — учреждения, ведающего толкованием и составлением гербов, привело в порядок существующие гербы и учредило регламент получения новых. В1705 году по указу императора в Амстердаме была напечатана книга «Символы и эмблемата», которая содержала более 800 символов и эмблем, послуживших впоследствии примером для создания многих российских гербов. [4] Осознавая, что, как и любая наука, геральдика требует изучения, правители России многое делают, чтобы постичь и развить эту науку. Следующим шагом для развития геральдики в России становится образование кафедры геральдики при Петербуржской академии наук в 1726 году. Прогрессируя огромными шагам, геральдика покоряет новые вершины. Следствием этого является составление с 1797 года «Общего гербовника дворянских родов Российской империи», который включал в себя около 5 тысяч гербов, не затрагивая неутвержденные дворянские гербы, которые существовали параллельно с официальными. Их можно обнаружить на многих вещественных памятниках той эпохи: на вещах, на предметах личного пользования и в письменных источниках. К сожалению, не всегда удается опознать подобное изображение, и поэтому процедура установления владельца герба становится невозможной. Доподлинно известно, что среди неутвержденных гербов встречаются такие громкие фамилии как Кваренги, Голенищевы — Кутузовы, Сперанские. Оставаясь неутвержденными, они по сей день хранят тайну своих хозяев.
Со сменой политического вектора, обусловленного сменой власти, пришли изменения и в геральдику, если ранее геральдика представляла собой отдельную науку, то теперь стала частью весомого блока, именующегося не иначе как вспомогательные исторические дисциплины. Несомненно, кругозор науки расширился, но в этом были и свои минусы. Рассмотрим более подробно, какие положительные и отрицательные стороны развития геральдики пришлись на этот временной отрезок. К плюсам можно было смело относить то, что кроме государственных гербов СССР, союзных и автономных республик, являвшихся образным выражением советской идеологии, символизирующих основные принципы и устои социалистического государства, было создано огромное количество советских эмблем. К сожалению, минусы на этом фоне выглядели куда весомее и заключались в следующем: полная утрата гербов дворянских родов, отдельная утрать гербов областей и городов, потеря информации о неутвержденных и неизвестных гербах. Складывая плюсы и минусы, мы явственно можем заметить, что гербоведение данного периода находится в упадке.
Однако не все так плохо как может показаться на первый взгляд, как мы можем наблюдать из вышеперечисленного геральдика в России имеет особенность развиваться не плавно исходя из требований эволюции, а скачками в частности сопряженных со сменой власти. Испытывая упадок в советское время, геральдика естественно не смирилась с таким положением, а заняла выжидающую позицию с целью ожидания лучшего времени для витка нового развития. Такая тактика возымела успех, как только была зафиксирована смена власти, геральдика устремилась вперед по пути своего развития. «Но каким же образом?» — спросите вы. Что бы ответить на этот вопрос достаточно взять любую юбилейную монету серий Древние города России, Российская Федерация, Города воинской славы, перевернуть ее с аверса на реверс и рассмотреть на оборотной стороне герб города или области. Когда смотришь на эти монеты, то видишь обилие гербов и различие их форм и, именно, тогда приходит осознание, что за каждым из них идет своя история, в которой были победы, поражения; радости и горести. Находя монету со своим городом или областью, ты словно снова оказываешься в Средневековье, когда герольды под звук труб вызывали рыцарей на турнир, и они в латах с гербами на щитах с мечами и копьями шли в бой за своих прекрасных дам.
Нам, поколению XXI века этого не понять, мы успели потерять все: любовь, дружбу, надежду. К сожалению, сейчас важны только деньги, ни талант, ни упорство не могут соперничать с ними. И среди этого темного царства есть то, что как портал связывает два поколения. Имя ему — юбилейная монета. Осознание того, что ты держишь в руках немного больше чем просто монету бесценно. Я склонен считать, что именно геральдика, заключенная в монетах в дальнейшем не позволит забыть нам про города, обладающие огромным историческим наследием, заставит каждого жителя мегаполиса считать себя рыцарем, которых хранит верность своей истории, заставит поменять свою точку зрения о том месте, где родился каждый из нас, независимо от размера города и удаленности от центра страны. Геральдика была, есть и будет ценным накопителем информации о древности. Имея эту информацию на руках, о будущем истории беспокоиться, не стоит, так как оно надежно защищено. Каждый, кто проявит хоть небольшой интерес, обретет нечто большее чем информацию, он станет частью истории.
Литература: