Эсхатология у старообрядцев-поповцев в первой половине XVIII в.
Автор: Авдеева Наталья Васильевна
Рубрика: 4. История отдельных процессов, сторон и явлений человеческой деятельности
Опубликовано в
III международная научная конференция «История и археология» (Санкт-Петербург, декабрь 2015)
Дата публикации: 16.11.2015
Статья просмотрена: 365 раз
Библиографическое описание:
Авдеева, Н. В. Эсхатология у старообрядцев-поповцев в первой половине XVIII в. / Н. В. Авдеева. — Текст : непосредственный // История и археология : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 18-20. — URL: https://moluch.ru/conf/hist/archive/168/9166/ (дата обращения: 16.11.2024).
Статья посвящена особенностям учения о конце света у старообрядцев-поповцев в первой половине XVIII в. Проанализированы также отличия двух направлений старообрядчества (поповства и беспоповства), возможность их временной консолидации в экстраординарных обстоятельствах (бунте в городе Тара).
Ключевые слова: старообрядцы, поповцы, эсхатология, Тарский бунт
В 1654 г. началась реформа патриарха Никона по изменению обрядов. Можно согласиться с А.Б. Успенским, что конфликт между старыми и новыми обрядами есть конфликт семиотический. У новообрядцев появилась тенденция к конвенциональной (договорной) концепции языка, которая подразумевает взгляд на язык как рациональный объект, открытый для критики, при этом четко разделяются смысл и форма, которая может быть разной. В таком отношении к религиозным текстам видно влияние западной традиции (многие исполнители реформы были из Юго-Западной Руси и попадали под влияние польской культуры) [10, с. 336]. Но это касалось лишь части сторонников реформы. Для многих «никониан» (в том числе и самого патриарха) подобный способ взаимодействовать с языком остался не по силам и никакой «прогрессивностью» по сравнению со сторонниками старой системы они не отличались, действовали необдуманно и агрессивно. Были введены троеперстие, единогласие, отменялись земные поклоны при чтении молитвы Ефрема Сирина, литургию служили при пяти, а не семи просфорах, изменялись богослужебные тексты.
Одним из результатов церковных реформ патриарха стал раскол: некоторые верующие не приняли изменений в церковных обрядах и книгах. Более того, они решили, что реформы стали отступлением от истинного православия и в мире воцарился Антихрист. С ним (или его слугами) могли отождествлять как патриарха Никона, так и царя Алексея Михайловича. Одной из характерных черт старообрядчества стал повышенный интерес к эсхатологическим вопросам, то есть учению о конце света. В конце XVII в. старообрядчество разделилось на поповцев, признававших священство и беспоповцев, которые утверждали, что в «последние времена» истинного священства не может быть. В «Керженских ответах» (1719) о духовенстве утверждалось, что оно будет «во веки», а не до конца времён [2, с. 36]. В «Послании В.В. к Б.И.» (1731/1732 г.) автор доказывал, что «Церковь, священство и церковные таинства пребудут до конца света, вплоть до второго пришествия. <…> Углубляться далее в эту тему В.В. не стал — у беспоповцев здесь был давно готов контраргумент: ведь беглопоповская церковь, не имеющая епископата, в силу одного этого не канонична» [2, с. 36].
В отличие от старообрядцев-беспоповцев, для которых характерно отрицание священства в «последние времена», эсхатологические представления у поповцев представлены слабее. Как отмечал Г. Флоровский, «магистраль раскола только в беспоповстве» [11, с. 57]. Тем не менее, при меньшей радикальности «большой эсхатологии», (собственно учение о конце света как таковом) «малая эсхатология» (представления о смерти и загробной жизни отдельного человека) у поповцев, конечно, присутствовала, как неотъемлемая составляющая христианства. При исключительных обстоятельствах эсхатологический настрой мог усиливаться и привести к радикализму.
Важным центром поповцев был Керженец в Поволжье. Первый раз его разгромили в 1694 г., но потом поселения появились снова. На время давление власти ослабилось благодаря партизанской войне этих старообрядцев против шведов [5, с. 156].
Отношения поповцев с беспоповцами были напряженными. Их осуждали, в «увещевательном» послании 1703 г. называли еретиками, сравнивали с Лютером, «антихристовым слугой и предтечей» [8, с. 126]. Самому Антихристу ещё предстояло явиться «в чувственном образе» и властвовать три с половиной года [8, с. 181]. Впрочем, у поповцев встречались и другие мнения, «которые приличнее были бы в устах беспоповца» [8, с. 185]. Среди керженцев происходили ожесточенные споры (в том числе и из-за знаменитого протопопа Аввакума, одного из первых старообрядческих лидеров), возникли такие толки как онуфриевцы (защищали наследие Аввакума), софонтиевцы (признавали многое у Аввакума еретическим), дьяконовцы (из-за споров о кресте).
Также влиятельными среди поповцев были старообрядцы, проживавшие на острове Ветка (владения панов Халецких). Особенностями ветковцев являлись использование собственного мира, перекрещивание, неодобрение гарей (самосожжений), совместные трапезы с иноверцами, также ветковцы не отвергали нестарообрядческие иконы [1]. В 1714 г. было написано послание к беспоповцам (федосеевцам), схожее с Керженским посланием 1703 г., но здесь беспоповщина не просто сравнивалась с лютеранством, но и признавалась знаком наступления последних времён [8, с. 130]. В 1720 г. здесь поселились дьяконовцы [8, с. 49], а в 1735 г. на Ветку обрушился отряд полковника Я.Р. Сытина, старообрядцам снова пришлось бежать. Окончательно они ушли оттуда после выгонки 1764 г. и стали селиться на Нижней Волге (Иргиз), Москве (Рогожское кладбище). Также поповским центром было Стародубье.
Одним из важных отличий от беспоповства, кроме признания священства, пусть и «последние времена», был вопрос о молении за царя. Изначально беспоповцы были против моления (хотя потом стали делать уступки властям, что вызвало размежевание), а поповщина уже в самом начале XVIII в., по словам епископа Питирима, «поминает ― точию благородным, а благочестивым и благоверным не именуют» [8, с. 345]. Это подтверждает, что поповщина менее радикальна.
Важными для характеристики так называемой «малой эсхатологии» являются «видения» о загробной жизни. Они были распространены не только у староверов. Как отмечает А.В. Пигин у видений XVIII—XX вв. были те же основные черты, что и в Средние века (общие жанровые особенности, эсхатологичность), но появилось и новое: беллетризация, натурализм [6, с. 552] Но ещё более важным показателем представлений об индивидуальной эсхатологии можно назвать рассказы, посвященные «обмираниям» («временной смерти»). Рассказы про «обмирания» очень разнообразны. Они, как и «видения» встречались не только у старообрядцев. Такие тексты часто использовались в полемических целях, в том числе для осуждения толков и вероисповеданий, враждебных рассказчику [6, с. 553]. Главным героем был сомневающийся человек, грешник, тяжелобольной. Так, в рассказе, направленном против беспоповцев некая Маргарита «видит в моленной старообрядцев-беспоповцев без голов: они лишают себя «главы самого Христа, Тела и Крови Христовой не приемлют» и тем самым обрекают себя на вечную смерть. В «полуденной стране» на «весьма хорошем» поле с цветами, которое погружено во мрак и туман, Маргарита узнает своего дядюшку, тоже беспоповца: «...стоит дядюшка на восток лицем, в руках лестовки и молится Богу, а одежда на нем гнусная, яко бы смольная» [6, с. 555].
Хотя поповцы были умеренным течением, но в определенных обстоятельствах они могли проявлять себя более решительно. Речь идёт о Тарском бунте 1722 г. Он произошёл в западносибирском городе Таре. В восстании участвовали и поповцы, и беспоповцы. Из поповцев важной фигурой был старец Сергий, основанная им Сергиевская пустынь, по мнению Н.Н. Покровского, сыграла самую важную роль в восстании [7, с. 130]. Сергий отказывался платить подушный оклад, не исключал самосожжения, «одновременно он предлагал устроить в Тобольске публичный диспут по всем острым вопросам с губернатором и митрополитом и даже надеялся как-то договориться с властями. Но уже через несколько месяцев общий подъем крестьянского недовольства сделал Сергия гораздо более решительным. Он стал одним из главных организаторов бунта» [7, с. 131].
Поводом к бунту послужил указ от 5 февраля (император мог назначить любого наследника на престол), по которому подданные должны были присягать неизвестному наследнику. Некоторые поняли это как присягу Антихристу. Кроме того, до начала бунта крестьяне во главе с Яковым Солнышковым (селение Межевая Утка) пустили слух об антихристовом происхождении всего царского рода, начиная с Алексея Михайловича, осуждали женитьбу Петра на Екатерине (своей крестной внучке), а его родного внука считали самым лютым, последним Антихристом. Крестьян арестовали и они умерли под пытками [7, с. 132]. В ноябре 1722 г. Сергий хотел сжечь скит, но карательный отряд ему помешал.
Важными сочинениями для восставших были Апокалипсис, Пятая челобитная, написанная монахами бунтовавшего в 1668-1676 гг. Соловецкого монастыря, а также «Кириллова книга», «Книга о вере». Эти книги украинско-белорусского происхождения. В целом роль сочинений, связанных с Киевской митрополией была двоякой: с одной стороны, их опасались из-за явного западного влияния, а с другой ― её наследие активно осваивалось, в том числе и старообрядцами. В «Кирилловой книге» есть целая глава о будущем пришествии Антихриста и знамениях этого пришествия (Антихристу поклонятся многие цари, он присвоит себе должность главы церкви; он будет мучить православных христиан; будут войны, моры, «умножатся беззакония») [9, с. 88-158]. В «Книге о вере» также немало места уделяется эсхатологии: Папа Римский объявлялся предтечей Антихриста; обильно цитировался Апокалипсис Иоанна Богослова, сочинения Иоанна Златоуста, Ефрема Сирина. Присутствовало обычное для сочинений подобного рода стремление призвать читателя задуматься о своих грехах и покаянии [3, 544-576]. Для обеих книг характерно нагнетание в тексте эсхатологического настроя и многократные утверждения о превосходстве и святости Руси и православия.
Для Тарского бунта характерно сглаживание противоречий между разными теориями об Антихристе (теория злого духа, конкретного человека, «расчлененного Антихриста» ― ряда русских царей начиная с Алексея Михайловича или «мысленный Антихриста»). Представители обоих направлений старообрядчества сделали вывод об необходимости сопротивляться власти Антихриста.
Можно полагать, что такая необычная для поповства активность и взаимодействие с другим старообрядческим толком, отсутствие прений (видимо) о различных вероучительных вопросах объясняется исключительностью ситуации. Установленный Петром порядок престолонаследия был весьма необычен, особенно для традиционного, сознания, для которого, как отмечал Б.А. Успенский, «различаются цари по Божьему промыслу и цари по собственной воле, причем только первые признаются «царями»; иначе говоря, различаются безусловный и условный (конвенциональный) смыслы слова царь» [10, с. 146].
Литература:
- Воронцова А.В. О полемике «ветковцев» с дьяконовцами: малоизученные ранние полемические сочинения представителей «ветковского» согласия. // Книжница Самарского староверия [Электронный ресурс] Режим доступа: http://samstar-biblio.ucoz.ru/publ/146-1-0-1416
- Керженские ответы. Приложение к журналу «Старообрядец», Нижний Новгород, 1906.
- Книга о вере. М, 1648.
- Никольский Н.М. История русской церкви. М., 1985.
- Пигин А.В. Видения потустороннего мира в рукописной традиции XVIII—XX вв. // Труды Отдела древнерусской литературы. СПб., 1997. Т. 50.
- Покровский Н.Н. Путешествие за редкими книгами. Спб., 2005.
- Смирнов П.С. Споры и разделения в русском расколе в первой четверти XVIII века. СПб., 1909.
- Стефан Зизаний. Кириллова книга. М., 1784.
- Успенский Б.А. Избранные труды, том І. Семиотика истории, семиотика культуры. М., 1994.
- Флоровский Г. Пути русского богословия. Париж, 1983.
Похожие статьи
«Зубатовские» общества в оценке деятелей профсоюзного движения в начала XX века
Данная статья посвящена рассмотрению мнений, которые сложились у деятелей профсоюзного движения о проекте и реализации плана легализации рабочего движения под руководством начальника Московского охранного отделения Сергея Васильевича Зубатова.
Социальный антагонизм в России XVII-XVIII вв.
В статье анализируются восстания XVII-XVIII веков на предмет социального антагонизма в рядах восставших.
Православные авторы как первые исследователи русских религиозных диссидентов в России (на примере баптистов и пашковцев)
В статье рассматриваются православные авторы, которые исследовали российское религиозное диссидентство второй половине XIX века (движения пашковцев и баптизм). Демонстрируется, что не все православные авторы подходили к исследуемой теме с сугубо церк...
Теории возникновения государственности на Руси. Дунайская теория
В данной статье установлены основные проблемы теорий возникновения государственности на Руси. Обосновывается идея об антинорманнской теории возникновения государственного строя на территории проживания восточных славян. Прослеживается причинно-следст...
Причины и значение возникновения в России еврейских кагалов в третьей четверти XVIII века
Статья посвящена изучению причин и значения возникновения в России еврейских кагалов. Подчёркивается стремление законодателя сделать кагалы органами власти подконтрольными российским властям. Отмечается, что кагалы существовали ровно до тех пор, пока...
Социальная мобильность мещан Царевококшайска в XIX в.
Статья посвящена социальной мобильности мещан Царевококшайска в XIX в. Рассматриваются случаи перехода из других сословий в мещанство, из мещанства в другие сословия, зафиксированные в архивных источниках, также приводятся условия перехода в других с...
Демократические и народнические политико-правовые учения во второй половине XVIII века
В данной работе автор рассматривает демократические и народнические политико-правовые учения во второй половине 18 века: политико-правовую идеологию крестьянских и демократических движений, а также политико-правовые идеи А. Н. Радищева, крестьянские ...
Строгановская школа и её время
В публикации рассматривается опосредованное отражение в стилистических особенностях икон строгановской школы жизни русского общества к. 16 — нач. 17 вв.
Созвучие христианского персонализма православному богословию в вопросах трактовки понятия личности
Рассмотрены актуальные в настоящее время различные подходы к междисциплинарному понятию «личность». Отмечается, что подавляющее большинство психологических теорий личность рассматривают данное понятие, преимущественно, с атеистических позиций. Указыв...
Появление персонажей русских революционеров в европейской приключенческой литературе конца XIX — начала XX века
Цель данного исследования — выявление закономерности одновременного появления на страницах романов А.Доде и А.Конан-Дойля персонажей русского революционного подполья.
Похожие статьи
«Зубатовские» общества в оценке деятелей профсоюзного движения в начала XX века
Данная статья посвящена рассмотрению мнений, которые сложились у деятелей профсоюзного движения о проекте и реализации плана легализации рабочего движения под руководством начальника Московского охранного отделения Сергея Васильевича Зубатова.
Социальный антагонизм в России XVII-XVIII вв.
В статье анализируются восстания XVII-XVIII веков на предмет социального антагонизма в рядах восставших.
Православные авторы как первые исследователи русских религиозных диссидентов в России (на примере баптистов и пашковцев)
В статье рассматриваются православные авторы, которые исследовали российское религиозное диссидентство второй половине XIX века (движения пашковцев и баптизм). Демонстрируется, что не все православные авторы подходили к исследуемой теме с сугубо церк...
Теории возникновения государственности на Руси. Дунайская теория
В данной статье установлены основные проблемы теорий возникновения государственности на Руси. Обосновывается идея об антинорманнской теории возникновения государственного строя на территории проживания восточных славян. Прослеживается причинно-следст...
Причины и значение возникновения в России еврейских кагалов в третьей четверти XVIII века
Статья посвящена изучению причин и значения возникновения в России еврейских кагалов. Подчёркивается стремление законодателя сделать кагалы органами власти подконтрольными российским властям. Отмечается, что кагалы существовали ровно до тех пор, пока...
Социальная мобильность мещан Царевококшайска в XIX в.
Статья посвящена социальной мобильности мещан Царевококшайска в XIX в. Рассматриваются случаи перехода из других сословий в мещанство, из мещанства в другие сословия, зафиксированные в архивных источниках, также приводятся условия перехода в других с...
Демократические и народнические политико-правовые учения во второй половине XVIII века
В данной работе автор рассматривает демократические и народнические политико-правовые учения во второй половине 18 века: политико-правовую идеологию крестьянских и демократических движений, а также политико-правовые идеи А. Н. Радищева, крестьянские ...
Строгановская школа и её время
В публикации рассматривается опосредованное отражение в стилистических особенностях икон строгановской школы жизни русского общества к. 16 — нач. 17 вв.
Созвучие христианского персонализма православному богословию в вопросах трактовки понятия личности
Рассмотрены актуальные в настоящее время различные подходы к междисциплинарному понятию «личность». Отмечается, что подавляющее большинство психологических теорий личность рассматривают данное понятие, преимущественно, с атеистических позиций. Указыв...
Появление персонажей русских революционеров в европейской приключенческой литературе конца XIX — начала XX века
Цель данного исследования — выявление закономерности одновременного появления на страницах романов А.Доде и А.Конан-Дойля персонажей русского революционного подполья.