«Диван лугат ат-турк» Махмуда Кашгари как источник по этнографии туркмен
Автор: Диванкулиева Бике Худайбердыевна
Рубрика: 6. Этнография и историческая антропология
Опубликовано в
V международная научная конференция «Исторические исследования» (Самара, март 2017)
Дата публикации: 06.03.2017
Статья просмотрена: 5327 раз
Библиографическое описание:
Диванкулиева, Б. Х. «Диван лугат ат-турк» Махмуда Кашгари как источник по этнографии туркмен / Б. Х. Диванкулиева. — Текст : непосредственный // Исторические исследования : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 60-63. — URL: https://moluch.ru/conf/hist/archive/242/11993/ (дата обращения: 16.11.2024).
Одним из ранних источников по этнографии туркмен является «Диван лугат ат-турк» («Свод тюркских слов») Махмуда Кашгари (XI век). Несмотря на то, что этот выдающийся труд является прежде всего памятником тюркской диалектологии раннего средневековья, в нем собран исключительный по своей ценности материал по истории, этнографии и культуре многих тюркских народов. Книга была написана на основе обширных сведений, которые автор, путешествуя среди тюркских племен, изучил и систематизировал. В «Диване» сравниваются тюркские языки, в том числе, много данных о языке огузов-туркмен. Даже если бы работа была написана только в контексте тюркского языкознания, это уже явилось бы большим и капитальным исследованием. Но автор приводит в своей работе много сведений о материально-духовной культуре описываемых народов, что делает этот труд своего рода этнографической энциклопедией [1].
«Диван» давно и серьезно исследуется тюркологами, востоковедами, историками и, тем не менее, в книге еще много неизученного. Так, в настоящей статье рассматривается быт огузов- туркмен раннего средневековья по материалам этого произведения Есть филологическое исследование туркменского ученого С.Ахаллы, в котором проведен сравнительный анализ туркменского языка и материалов «Дивана» [2]. Работа ценна тем, что автор перевел множество слов и словосочетаний, пословиц и поговорок из «Дивана» с тюркского на современный туркменский язык, что дает возможность их посредством ознакомиться с материально-духовной культурой огузов-туркмен в XI веке.
Махмуд Кашгари пишет: «Огуз — одно из племен тюрков, они — туркмены. Состоят из двадцати двух родов. Каждый род имеет знак и тамгу на своих животных. По ней они узнают их». [1, с.96]. Также указывает, что в числе других народов, побывал и среди туркмен [1, с.8]. Об этнониме «туркмен» Махмуд Кашгари рассказывает в одном из сказаний, собранных среди них [3, с.304–307]. «Диван» дает много материала о быте туркмен раннего средневековья, который можно классифицировать следующим образом:
- Государственный строй: налоговая система, судопроизводство, военное дело.
- Хозяйственная деятельность: профессии, занятия, виды ремесла.
- Материальная культура: жилище, одежда, пища, культурные растения, предметы домашнего обихода и др.
- Духовная культура: верования, народный календарь, обычаи и традиции, игры, пословицы и поговорки, четверостишия.
Как видно из перечисленного, сведения охватывают почти все стороны материально-духовной жизни огузов-туркмен, их общественного быта, относящихся к X-XI вв., это и делает труд Махмуда Кашгари этнографически наполненным и максимально информативным.
Судя по «Дивану», у огузов-туркмен уже в раннем средневековье существовало развитое государственное образование, о чем свидетельствует социальная терминология: хан, бек, эмир, хранитель казны и другие титулы, а также термины административно-территориального деления: владение, область, провинция, велаят. Описываются знамена ханов и беков, есть термины военные и политические, означающие соглашение [2,с.106]. У огузов было судопроизводство, что следует из объяснения слов, означающих судебное преследование должника за долг, взятие и отдачу долга [1, с.99]. Также правителями определялись доли земли, причитающихся для раздачи земледельцам в аренду [1, с.100], что свидетельствует также и о древних оседло-земледельческих традициях огузов-туркмен, существовавших у них нескольких видов землевладения. Это подтверждается и этнографическими научными исследованиями [4, с. 62–63].
«Диван» описывает военное дело туркмен XI века, в частности, тактику ведения боя, именовавшуюся у них ülker (созвездие, плеяды), когда войско отступало во все стороны, а затем внезапно один отряд, за ним и все остальные шли в атаку [1, с.123]. Историк О.Гундогдыев отмечал, что в средневековье у туркмен широко применялось в битвах ложное отступление, наводившее противника на засаду [5, с.204]. О военной тактике, похожей на описанный в «Диване», говориться и в туркменском эпосе «Гёр-оглы» [6, с.59].
Военная терминология «Дивана» указывает на то, что у туркменских правителей средневековья было организованное войско, тактики ведения боя, высылаемая перед боем разведка: «Если человек знает пароль, то не погибнет по ошибке от руки спрашивающего пароль [1, с.83; 2, с. 86]. В «Диване» одна из пословиц характеризует высокую мобильность огузских военных отрядов: «Если послышится крик — соберутся люди, чтобы помочь кричащему; если появится враг — соберутся отряды на битву» [1, с.118].
Материальная культура огузов-туркмен широко описывается на страницах «Дивана». Можно сделать вывод о преимущественном значении земледелия в их хозяйстве в раннем средневековье. Много слов и словосочетаний, относящихся к земледелию: зерно, пшеница, рожь, ячмень, хлопок, семечки, просо, кунжут, мука, посадки, кетмень (мотыга), серп,ёрунджа (кормовое растение), виды бахчевых, овощей и фруктов:дыня, морковь, чеснок, груша, виноград, абрикос, сливы, персики и др. Упоминается жребий, согласно которому делятся земельные участки [1, с.82], вилы, предназначавшиеся для веяния и очищения пшеницы [1, с.145], удобрение почвы [2, с.135], яма, которая предназначалась для хранения пшеницы [1, с.116], ярмо для быка, используемого при вспашке [2, с.109], рытье арыков для полива пашни [2, с.155]. Есть сведения о рыболовстве и охоте. К примеру, описывается капкан для ловли зайцев, сети и способ ловли рыбы, лодки [1, с.123, 138].
Согласно «Дивану», в XI веке у огузов-туркмен вторым по значимости направлением хозяйства было скотоводство. Упоминаются лошади и их масти, верблюды, быки, овцы, телята, козлята. У туркмен и до ныне словом «довар» обозначают отару овец. С. Ахаллы полагал, что это слово произошло от древнетюркского слова «тафар», приводимого в «Диване» и означающего «живое и неживое имущество» [2, с.119]. Примерно то же, что и нынешнее русское слово «товар», означавшее в старорусском «имущество» [7, с. 408]. Пословицы из «Дивана» также дают представление и скотоводстве: «Старый бык топора не боится», «Верблюд отряхнется — ослу ноша будет», «Тому, кто не дает воды — дай молока», «Сев на верблюда, не прячься среди овец». «Снега не убудет на гузай (сторона, куда не достает солнце.-Б.Д.), жира не убудет у овцы». [2, с.154, 143, 145, 186, 155].
«Диван» дает представление о видах ремесла у туркмен. Упоминаются кошмоваляние, ткачество, кузнечное ремесло, кожевенное дело, шелководство, производство посуды, маслоделие, деревообработка, производство сырцового кирпича, ювелирное дело [2, с.9, 119, 123, 135]. Также есть слова, означающие профессии в туркменском обществе в XI веке: мельник, пекарь, охотник, рыбак, судья, постельничий (слуга хана), земледелец, пастух, ремесленник, плотник, борец, компаньон и др.
В «Диване» отражена материальная культура огузов-туркмен раннего средневековья. Есть слова и словосочетания, относящиеся к жилищу и интерьеру. К примеру, детали юрты — остов, туйнук (отверстие вверху юрты.-Б.Д.), тканый шерстяной пояс, предназначенный для связывания юрты снаружи [2, с.161], жилой дом из обожённого кирпича там [2, с.168] Упоминается секи — специальное глиняное возвышение для отдыха, принятия пищи, сна, которое строилось в жилище у стены или в саду [2, с.142]. О такой же детали комнатного и садового интерьера говорится и в эпосе Гёр-оглы [6, с.]. Из хозяйственных построек, упоминаемых в «Диване», примечателен ледник для хранения продуктов, а также специальный крюк, которым вытягивали для него лед из воды [1, с.157]. Один из таких ледников, в котором даже в зной сохранялись свежими продукты и датируемый средними веками, сохранился в Мерве [8, с.84]. Из одежды огузов в «Диване» упоминаются мужской и женский халат дон, безрукавка, кафтан, простеганная на вате верхняя одежда гупби.
Интересно в «Диване» упоминание старинного способа раскроя ткани у туркмен посредством пяди руки- гарышламак [2, с.152]. При этом способе раскроя туникообразной одежды практически не остается отходов ткани, а те немногие, что остаются, бывают обычно четырехугольной формы. Эти кусочки употреблялись для лоскутных одеял, детской одежды и др. Такой способ кроя одежды сохраняется и поныне, его применяют при раскрое платьев для пожилых женщин. У Кашгари есть сведения о тканях, применявшихся для шитья одежды: шелк, шерсть, бязь, ситец, парча [2, с.119, 152]. Упоминются веретено, иголки, наперсток, пуговицы, мелкий бисер, бусины. Описан железный предмет ütüg, который нагревали и гладили им швы одежды [2, с. 114].
Из пищи упоминаются суп, рисовое кушанье, мед, молоко, хлеб, айран, лапша [1, с. 109, 141, 143], вареное мясо, мука из плодов лоха узколистного талхан, варенье из арбуза тошап, сушеный абрикос, йогурт, жареные зерна пшеницы, кефир, растительное (по-видимому, кунжутное, животное) масло, кисломолочные продукты типа творога чекизе, сузме, жареное мясо шara, испеченный в горячей золе хлеб gömek [2, с. 123, 158, 159]. Такой хлеб и сейчас пекут чаще всего пастухи и называется он gömme-от туркменского слова «зарывать». Примечательно, что из рыбы изготавливался клей [2, с.191].
Духовная культура туркмен XI века представлена в «Диване» множеством пословиц и поговорок, описанием некоторых обрядов, игр, верований, 12-летним календарным циклом. Многие пословицы и по прошествии десяти веков актуальны: «Хорошую одежду носи сам, а вкусное блюдо отдай другому, почитай гостя, чтобы он разнес славу о тебе между людьми», «Прими от меня совет, о сын: стремись к добродетели, чтобы стать большим человеком в народе и распространять в нем мудрость и добродетель», «Если человек жив, здоров, он увидит много чудес», «Если гостю подносят пищу, имевшуюся в наличии, не считается, что угощения нет», «Если получишь подарок, приготовь ему взамен что-нибудь хорошее» и др. [1]
Одно из четверостиший посвящено приходу весны и празднованию нового года — Новрузу, который является национальным праздником и широко отмечается у туркмен 21–22 марта. И в старину Новруз отмечался всеми сообща, угощение накрывалось на лугу, на открытой местности, иначе говоря, на природе. Как правило, празднику сопутствуют весенние дожди. В эти мартовские дни начинался новый сельскохозяйственный год и поэтому люди желали побольше дождей, дети пели считалки. Одна из таких поэтических считалок есть в «Диване»:
Облака льют дожди,
Раскинулись белые сети (облаков)
Пролились они снегом на луг
Гремят потоки воды [2, с.188]
Таким образом, «Диван лугат ат-турк» Махмуда Кашгари можно считать первым этнолитературным исследованием о туркменах, а самого автора — первым тюркоязычным этнографом, применившем метод сбора материала непосредственно среди изучаемого народа. Сведения, собранные и систематизированные средневековым ученым, и сегодня являются уникальными по своей этнографической наполненности, исторической реальности. «Диван» открывает многие стороны быта огузов-туркмен XI века и в этом контексте является ценнейшим источником по туркменской этнографии.
Литература:
- Махмут ал-Кашгари. Диван лугат ат-турк (Свод тюркских слов): в 3 т. / Пер.с араб. А. Р. Рустамова под ред. И. В. Кормушина, прим. И. В. Кормушина, Е. А. Поцелуевского, А. Р. Рустамова.—М.,2010. Т.1.
- Ахаллы С. Махмуд Кашгарынын созлуги ве туркмен дили.—Ашгабат, 1958.
- Материалы по истории туркмен и Туркмении.—М., 1939. Т.1.
- Джикиев А. Очерки происхождения и формирования туркменского народа в эпоху средневековья.—Ашхабад, 1991.
- Гундогдыев О. Прошлое туркмен.-- М., 1998.
- Гёр-оглы. Туркменский героический эпос / Пер.Б. А. Каррыева при участии Е. А. Поцелуевского. — М.,1983.
- Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.IV.-- М.,1980.
- Атагаррыев Е. Тарыхда галан ызлар.-- Ашгабат, 1989.