Возникновение жанра ток-шоу на российском телевидении
Автор: Долгова Любовь Владимировна
Рубрика: 4. История отдельных процессов, сторон и явлений человеческой деятельности
Опубликовано в
IV международная научная конференция «История и археология» (Санкт-Петербург, июль 2017)
Дата публикации: 27.06.2017
Статья просмотрена: 5518 раз
Библиографическое описание:
Долгова, Л. В. Возникновение жанра ток-шоу на российском телевидении / Л. В. Долгова. — Текст : непосредственный // История и археология : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 30-31. — URL: https://moluch.ru/conf/hist/archive/243/12685/ (дата обращения: 16.11.2024).
На сегодняшний день жанр ток-шоу в экранной журналистике пользуется широкой популярностью у аудитории за счет того, что этот вид экранной продукции максимально приближен к бытовым проблемам, а зрители прямо в студии имеют право обсуждать заданную тему. С помощью приобретения телевидением интерактивного характера все эти особенности воплотились в жизнь. Теперь не только зритель в студии, но и любой человек, находящийся за экраном телевизора у себя дома на диване может быть задействован в дискуссии, выразить свои за и против, в то время как телеведущий манипулирует изменением этих чувств и построением какой-либо точки зрения.
Считается, что ток-шоу появились в 60-х годах ХХ века на американском телевидении, а создателем этого жанра называют Фила Донахью. Однажды журналиста попросили заменить заболевшего ведущего одной из популярных программ: «Это была программа вполне традиционная: ведущий задавал вопросы гостю, а студийная аудитория, словно в театре, наблюдала, иногда выражая восторг или осуждение. Как мне потом рассказывал Фил, через пять минут после начала программы (а тогда всё шло прямо в эфире, по сути дела, не записывалось ничего) он совершенно не знал, о чем дальше спрашивать гостя. В совершеннейшем отчаянии он кинулся к аудитории со словами: «Может, кто-то из вас хочет задать вопрос?» И — о чудо! — вопросы посыпались как из рога изобилия, вопросы острые, интересные. Так Филом Донахью был изобретён — пусть случайно — жанр talk show (ток-шоу) …» [1]. Уже в конце 1980-х благодаря Филу Донахью жанр ток-шоу был настолько популярен, что практически на всех телеканалах США появились свои ток-шоу. И в ситуации негласного соревнования ток-шоу все меньше уделяли внимание социальным и политическим вопросам и все больше приобретали личный, скандальный характер.
Российские телезрители познакомились с ток-шоу Донахью в 1986 году. Его имя связано с телемостами, соединившими в прямом эфире людей из Америки и СССР. Партнером Фила Донахью по телемостам стал Владимир Познер. Считается, что именно В. Познер со своими телемостами стал первым, кто привел в Россию ток-шоу. Тем не менее исследователь А. С. Вартанов писал: «Еще не было в нашем лексиконе броского англоязычного термина «ток-шоу», а обозначаемое им явление — телепрограммы, в которых в студии присутствовали зрители, горячо обсуждающие предложенную проблему, уже существовали» [2]. Можно полагать, что жанр ток-шоу зародился в России в 1980-ые годы. И изначально ток-шоу в России было трибуной для обсуждения действительно актуальных вопросов современности («12 этаж» Э. Сагалаева, «Взгляд» с Листьевым, «Музыкальный ринг» Максимовой). Но с течением времени ток-шоу лишились общественной значимости. Ток-шоу превратились в рекламные площадки. Этот процесс наметился уже в 90-х годах. В то время возникла проблема экспансии иностранных жанров на российских каналах. На экране появились адаптированные с запада ток-шоу, реалити-шоу, телеигры, телевикторины и т. д. Исследователь Э. Могилевская условно делит историю ток-шоу в России на два этапа: с середины 1980-х по 1991 год, когда жанр имел национальную самобытность и был трибуной для обсуждения актуальных вопросов современности; и с 1991 года по сегодняшний день. Второй этап автор выделяет как период экспансии зарубежных жанров на отечественный экран, когда развлекательность становится элементом коммерческого успеха [3].
Элементы ток-шоу могут встречаться в информационных, а также и в информационно-аналитических программах. Классификация жанров ток-шоу может быть весьма разнообразной, если учесть многообразие критериев. Исходя из вариаций ток-шоу на телеэкране, мы выделим следующие подкатегории ток-шоу: общественно-политические («Поединок» с Владимиром Соловьевым), специализированные («Малахов+»), скандальные («Пусть говорят»). Ярким примером скандального ток-шоу, вызвавшим некогда широкий общественный резонанс, можно считать программу «Окна» (2002–2005).
Чтобы понять специфику ток-шоу «Окна», нужно понять, в какую эпоху оно существовало. Двухтысячные года последовали после лихих девяностых, в моду входит все западное. Если в СССР на экранах «не было секса», то в двухтысячные сексуальность, личная жизнь не только звезд, но и обычных людей выпячиваются на передний план. Зритель жаждет шоу, телеканалы дают это шоу. В 2002 году концепция телеканала ТНТ «ТНТ помогает!» исчерпала себя [4]. Существовала перспектива перепрофилированию ТНТ в спортивный канал. Эту идею удалось частично реализовать — в сетку вещания была добавлена программа «ТНТ-Спорт». Осенью 2002 года аудитория ТНТ резко увеличилась с 2,7 % до 5,4 %. Произошло это благодаря запуску на канале ток-шоу «Окна», которые ранее выходили на СТС и другим передачам, запущенными при участи новой команды менеджеров с Романом Петренко, бывшим гендиректором СТС.
Идея и стиль программы «Окна» скопированы у «Шоу Джерри Спрингера», выходящее в эфир с 1991 года. Это типичный пример скандального и постановочного ток-шоу. Все ситуации прописаны сценаристами, а гости в студии — актеры. Проанализировав выпуски данного ток-шоу можно выделить основные темы выпусков «Окон»: секс (сюжеты с этой темой весьма разнообразны и затрагивают такие проблемы, как проституция, стриптиз, гомосексуализм, секс по телефону, педофилия, секс за деньги, ранее начало половой жизни и т. д.), семейные конфликты, деньги (в подобных сюжетах основное внимание зрителей сводилось к решению финансовых вопросов).
В студии программы постоянно происходили драки, а ненормативная лексика была нормой для этого ток-шоу. Ток-шоу «Окна» всячески старались поднять и удержать рейтинги. Но через три года вещания и практически 700 выпусков рейтинги программы стали падать: ни драки, ни ведущий-мачо не смогли их поднять. А у сценаристов, видимо, стали кончаться темы для сочинения. Интересно, что сценаристы иногда отходили от традиционных тем с обычными семейными конфликтами. Так, в одном из выпусков драка в студии произошла из-за бриллиантов, которые нашли в унитазе. Да, на что только не пойдешь ради рейтингов.
Ток-шоу — это достаточно молодой жанр на отечественном телевидении. Элементы этого жанра в качестве инструмента для заинтересованности и привлечения аудитории часто добавляют и в информационные и информационно-аналитические программы. Отдельно следует рассматривать политические ток-шоу, большинство из которых часто превращает студии в рекламные площадки, особенно накануне выборов. Сейчас многие ток-шоу относятся к числу самый рейтинговых передач, а их авторы заинтересованы в поддержании и сохранении аудитории.
Литература:
- Познер В. В., Прощание с иллюзиями, М., «Астрель», 2012. С. 363.
- Вартанов А. С. Актуальные проблемы телевизионного творчества: на телевизионных подмостках. М., 2003. С. 19–20.
- Могилевская Э., Ток-шоу как жанр ТВ: происхождение, разновидности, приемы манипулирования, 2006.
- Кузина М., «Переключая каналы», газета «Известия», 2003 г.