Действия частей 13-й отдельной железнодорожной бригады в начальный период Великой Отечественной войны
Авторы: Рыбицкий Владимир Анатольевич, Завальнюк Сергей Иванович
Рубрика: 4. История отдельных процессов, сторон и явлений человеческой деятельности
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Вопросы исторической науки» (Чита, апрель 2018)
Дата публикации: 24.03.2018
Статья просмотрена: 2320 раз
Библиографическое описание:
Рыбицкий, В. А. Действия частей 13-й отдельной железнодорожной бригады в начальный период Великой Отечественной войны / В. А. Рыбицкий, С. И. Завальнюк. — Текст : непосредственный // Вопросы исторической науки : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2018. — С. 9-17. — URL: https://moluch.ru/conf/hist/archive/305/14023/ (дата обращения: 19.12.2024).
В статье на основе архивных документов освещаются действия частей 13 отдельной железнодорожной бригады в оборонительных сражениях начального периода Великой Отечественной войны.
Ключевые слова: отдельная железнодорожная бригада, служба военных сообщений, заграждение железных дорог, восстановление железных дорог.
События начала Великой Отечественной войны как одной из величайших трагедий в отечественной истории всегда были в фокусе общественного внимания. Быстрое оставление большой территории, высокие потери людей и техники требовали объяснения.
Достаточно большое количество работ посвящены действиям соединений и частей железнодорожных войск в начальный период войны. Но в них имеются разночтения и различные мнения по описываемым событиям. В советский период боевые документы железнодорожных соединений и частей были недоступны широкому кругу исследователей, исторические работы сильно идеологизированы, имелась тенденция к замалчиванию ряда фактов. Ограниченность доступа к первичным источникам приводила к крайней ограниченности используемого статистического материала. Исследования также страдали от недостатка сведений о действиях противоположной стороны, «железный занавес» мешал полноценному обмену информацией между учеными разных стран.
В настоящее время изучение действий соединений и частей железнодорожных войск в начальный период Великой отечественной войны имеет большое научно-практическое значение. Причина в том, что железнодорожные перевозки — это самый быстрый способ переброски войск и доставки материально-технических средств в действующую армию. Бывший гитлеровский полковник Г. Теске в статье «Военное значение транспорта» писал: «Русское командование постоянно опиралось на железные дороги при отступлении, в обороне и наступлении, благодаря чему русские часто проявляли поразительное мастерство, быстро перебрасывали крупные боевые соединения на самые ответственные участки фронта» [1].
Немецкое командование поначалу в расчёте на молниеносную победу не уделяло достаточного внимания транспорту в целом, и железным дорогам в частности, лишь развив перед войной с СССР дорожную сеть Польши. С началом войны, несмотря на успешное продвижение, немцы несли неожиданные для них значительные потери, да и темп наступления был далёк от планового. Кроме того, наши железнодорожные соединения и части при отступлении эвакуировали подвижной состав, эксплуатационное и ремонтное оборудование, разрушали железнодорожное полотно практически на всём его протяжении, подрывали и выводили из строя стрелочные переводы, мосты, оборудование связи и управления движением поездов. На захваченных территориях СССР немцы не успевали перешивать колею на западноевропейскую ширину. Это требовало создания перегрузочных станций в местах перехода с западноевропейской колеи на отечественную. На таких станциях эшелоны вместо положенных трёх часов простаивали от 12 до 80 часов, в результате чего потребности фронта обеспечивались менее чем наполовину.
По довоенным планам отмобилизование железнодорожных соединений и частей планировалось провести в пунктах постоянной дислокации. Железнодорожные полки выделяли кадровый личный состав для формирования новых бригад, а сами переводились на штаты запасных полков. Однако в местах постоянной дислокации частей были лишь небольшие хозяйственные подразделения, а также значительная часть заградительной и восстановительной техники.
На 22 июня 1941 года почти весь кадровый состав соединений и частей-формирователей оказался на выполнении работ по реконструкции и строительству железных дорог у наших западных границ и не смог вернуться в районы отмобилизования. Часть личного состава и техники, находившейся в районах работ, в связи с отходом войск была потеряна. Для укомплектования новых частей не хватало командного состава, техники, вооружения и транспортных средств. Это привело к тому, что сроки готовности частей по мобилизационному плану были сорваны [2, с. 11].
Так 13 отдельная железнодорожная бригада (ождбр), выполнявшая работы по возведению земляного полотна на одном из участков в 20 км от западной границы, по мобилизационному плану должна была быть доукомплектована до штатов военного времени на пятый день. Но на 30 июня 1941 года укомплектованность бригады составляла только 60 % от штата. В своём составе она имела: управление бригады; 29 отдельный восстановительный железнодорожный батальон (овждб); 39 отдельный батальон механизации железнодорожных работ (обмждр); 4 отдельный мостовой железнодорожный батальон (омждб) и 5 отдельную железнодорожную роту эксплуатации (ождрэ) [3].
С 30 июня 1941года 13 ождбр вошла в состав службы военных сообщений (ВОСО) Юго-западного фронта. Телеграфным распоряжением начальника службы ВОСО Юго-западного фронта от 1 июня 1941 года бригаде ставилась задача: выдвинуться в район Волочиск в распоряжение начальника службы ВОСО 6 армии для заграждения железнодорожной линии Волочиск — Проскуров. Однако выполнение этого приказа было отменено, так как новым телеграфным распоряжением начальника службы ВОСО Юго-западного фронта бригаде ставилась новая задача на заграждение железнодорожного участка Бердичев — Полонное — Шепетовка Винницкой железной дороги. Для выполнения задачи бригаде были приданы 69 и 71 овждб и одна рота 75 овждб. К этому времени на участке обороны 6 армии противник, усилив свои подвижные группы на Ровненском и Тернопольском направлениях занял станции Шепетовка, Изяслав. Соединения и части 6 армии отходили.
В 18.00 7 июля 1941 года первый эшелон 13 ождбр в составе управления бригады, 29 овждб и 5 ождрэ подошёл к станции Бердичев и был остановлен у входных семафоров командирами стрелковых частей, которые информировали, что станция и город Бердичев заняты прорвавшейся в тыл наших войск мотопехотой противника с танками. Командиром бригады полковником С. А. Степановым было принято решение выбить противника со станции Бердичев, овладеть городом Бердичев и в дальнейшем освободить от прорвавшейся группы противника порученный 13 ождбр железнодорожный участок [2, c. 26]. Все атаки по захвату станции Бердичев были встречены сильным пулемётным и миномётным огнём противника. Части бригады, не имея ни станковых пулемётов, ни противотанковых средств, залегли на подступах к станции и продвинуться не смогли. На вторые сутки бригада прекратила наступательные действия и отошла в исходное положение. Под Бердичевом было потеряно убитыми, ранеными и пропавшими без вести 230 человек. За отличия в этом бою к правительственным наградам представлены 31 человек красноармейцев и начсостава [4, с. 2].
В тот же день, погрузившись в свой эшелон, бригада отошла на станцию Погребище. По ходу движения на станции Казатин для производства заграждений выгружена группа, численностью 200 человек, от 29 овждб под командованием майора Силина.
В период с 10 по 15 июля 1941 года части 13 ождбр в составе управления бригады, 29 овждб, 5 и 42 ождрэ, находившиеся на ст. Погребище, были заняты боевым слаживанием, проведением боевых стрельб и приведением в порядок вооружения, техники и имущества. К этому времени на участке действий 6 армии, противник, подтягивая резервы, развивал наступление на Житомирском и Бердичевском направлениях. Соединения и части армии отходили в направлении Бродецкое, Кустовцы, Хмельники. Для 13 ождбр было определено для заграждения железнодорожное направление: Белая Церковь — Фастов — Казатин — Хмельники. С 6 по 10 июля 1941 года на указанном участке частями бригады было разрушено 14 железнодорожных мостов, 10 км верхнего строения пути, в том числе 50 стрелочных переводов, 28 различных станционных зданий, эвакуирована вся станционная аппаратура связи и управления.
Так как отход наших войск под натиском противника не прекращался, 29 овждб с 5 ождрэ вынуждены были перейти с железнодорожного участка Калиновка — Андрусово на участок Оратово — Христиновка, при этом постоянно подвергаясь налётам вражеской авиации и наземному обстрелу прорвавшихся в тылы наших войск мелких групп противника. Отходя в этих условиях, 29 овждб беспрерывно вёл восстановление верхнего строения пути на перегонах и станциях, разрушаемых авиацией противника, чем способствовал скорейшему выводу застрявших на этом направлении составов и людских эшелонов, а также, по мере надобности, производил заграждения железнодорожных. участков.
На ст. Шевченково во время нахождения в приданном 69 овждб группа начсостава и красноармейцев 13 ождбр оказалась под налётом авиации противника. Сброшенными бомбами враг разрушил часть путей, разбил, и зажёг несколько составов, стоявших на путях. Среди подожжённых составов были вагоны с боеприпасами и санитарные вагоны. Нависла угроза взрыва боеприпасов и гибели людей и имущества. Необходимо было расцеплять и выводить составы со станции, но ни одной паровозной бригады на стоявших паровозах не оказалось. Тогда инструктор политотдела младший политрук Соколов, знающий паровозное дело, лично работая на одном из паровозов за машиниста, вывел со станции под непрекращающейся бомбежкой 7 железнодорожных составов. За этот подвиг младший политрук Соколов был представлен к правительственной награде [4. с. 6].
10 августа 1941 года налетом вражеской авиации был поврежден мост через р. Днепр у г. Канева. Прямым попаданием авиабомбы были перебиты продольные балки проезжей части 14 пролета и повреждены верхние пояса панели № 2. Железнодорожное движение по мосту было прервано, хотя ферма продолжала висеть на своем месте на нижних поясах. Командующий 26 Армии, приказал восстановить мост к утру 11 августа 1941 года под автогужевое движение. Это задание было выполнено 32 омждб в течение 7 часов и к 6.00 11 августа 1941 года автодвижение по мосту было открыто. 15 августа 1941 года по Каневскому мосту были пропущены отходившие с правого берега части 26 Армии. Всю ночь с 15 на 16 августа 1943 года по мосту пропускалась пехота, артиллерия и танки наших частей, а с рассветом 16 августа 1941 года восстановленный мост командой старшего лейтенанта Чинюка 32 омждб был взорван. Так как к моменту подрывания моста он уже находился под беспрерывным пулеметным и минометным огнем и под обстрелом артиллерии противника, огневая и электрическая сети минирования в действии отказали, мост был взорван сосредоточением зарядом в 2,5 т. ВВ, ввезенного на мост на автомашине, поставленной на проезжей части моста между 2 и 3 пролетными фермами. Зажигание заряда произвел старший лейтенант Чинюк. Обрушились 2 и 3 фермы по 109,2 м. каждая.
В течение августа — начала сентября 1941 года, части 13 ождбр вели техническое прикрытие железнодорожных участков Золотоноша — Гребёнка, Гребёнка — Ромодан — Полтава, Мироновка — Цветков, Шевченко — Золотоноша, а также были заняты эвакуацией всего ценного с порученных им для заграждения участков и восстановлением перегонов и станций, разрушаемых почти ежедневными налётами авиации противника.
12 сентября 1941 года штабом бригады, расположенным в деревне Мехедовка, было получено распоряжение начальника службы ВОСО Юго-западного фронта выбить противника из Ромны и восстановить движение на участке Ромны — Лохвица. Для этого 13 ождбр придавался 83 отдельный строительный путевой батальон (оспб), выполняющий задачи на участке Лубны — Полтава. В тот же день для постановки задач 83 оспб из деревни Мехедовки выехали на автомашине: командир бригады полковник Степанов; военком бригады батальонный комиссар Бордунов; начальник штаба бригады полковник Петров; начальник связи капитан Македонский; начальник 1 отделения технического отдела капитан Севальнев; инженер 2 отделения технического отдела военинженер 3 ранга Заплавный; инструктор политотдела младший политрук Соколов; сержант Воробьев и 2 красноармейца-связиста. В деревне Мехедовка остался штаб бригады под командованием начальника оперативно-строевого отделения майора Николаева. Ему было приказано на следующий день 13 сентября 1941 года, следуя через Хорол, перебросить автотранспортом штаб бригады на ст. Полтава, где ждать особых указаний. В ночь с 12 на 13 сентября 1941 года по прибытии на станцию Ромодан командир бригады установил, что противник, прорвавшийся со станции Кременчуг, уже достиг Хорола. А со стороны Чернигова — Бахмача и станции Лохвица обозначалось окружение большой группировки соединений и частей Юго-западного фронта [4. с. 11].
В 6.00 13 сентября 1941 года начальником связи бригады капитаном Македонским было передано по телефону майору Николаеву приказание о немедленном выступлении со штабом, но не на Хорол, который уже был занят противником, а на Ромодан. В 10.00 штаб бригады из Мехедовки выдвинулся, но выйти из окружения не смог, так как в 12.00 14 сентября 1941 года десантом противника была занята ст. Лубны, а в 14.00 того же дня — ст. Ромодан. 29 сентября 1941 года кольцо окружения наших войск было замкнуто (рис. 1).
Рис. 1. Обстановка на Западном и Юго-западном стратегических направлениях в летне-осенней кампании 1941 года
На территории, занятой противником, остались: управление 13 ождбр (кроме выехавшей на ст. Ромодан группы начсостава); 29 овждб; 5 ождрэ; одна рота 39 обмждр; приданный 80 оспб и одна рота приданного 83 оспб. Из этих частей и подразделений вышли из окружения лишь отдельные лица и небольшие команды, судьба остальных неизвестна. Так, из штаба бригады в разное время вышли одиночным порядком: майор Николаев; капитан Кальченко; политрук Васечко; военинженер 3 ранга Мусихин и майор Рязанский. Последний вывел группу писарей и чертёжников штаба бригады в составе 9 человек. Все они, кроме красноармейца связиста Стерликова, вышли переодетыми в гражданскую одежду. Из 29 овждб вышли пять человек: капитан Вевер; политрук Ортынский; лейтенант Дворецкий; сержант Дурнев; младший сержант Никифоров. Из роты 39 обмждр вышло из окружения 117 человек. Из 5 ождрэ — один человек [4. с. 12].
Приведённые примеры задач, выполняемых 13 ождбр в тяжелейшей обстановке начального периода Великой Отечественной войны, это лишь небольшая крупица тех боевых дел и героических подвигов, которые совершали военные железнодорожники, защищая родную землю от врага с оружием в руках наравне со стрелковыми частями Красной армии. Вести кровопролитные бои с наступающими гитлеровскими войсками они были вынуждены не только потому, что защищали железнодорожные объекты, но и потому, что порой являлись последним резервом командования фронтов.
В октябре 1941 года 13 ождбр выполнила заграждение Харьковского железнодорожного узла, а также минирование прилегающих к нему участков Харьков — Белгород, Харьков — Готня, Готня — Белгород. На Харьковском узле кроме разрушений было выполнено долгосрочное минирование минами замедленного действия, которые своими взрывами в течение пяти месяцев практически парализовали узла [2, с. 38].
В мае-июне 1942 года началось наступление немецко-фашистских войск на юге советско-германского фронта. В это время 13 ождбр разрушила Купянский железнодорожный узел, а также эвакуировала верхнее строение пути с прилегающих к нему участков. Части бригады заграждали железные дороги, находясь практически в тылу врага. В период Сталинградской битвы бригада осуществляла техническое прикрытие участков Поворино — Иловля и Поворино — Балашов [2. с. 42]. Ещё до полного разгрома вражеской группировки в Сталинграде группировка железнодорожных войск в составе 13, 15, 27, 46 ождбр приступила к восстановлению Сталинградского железнодорожного узла.
В ходе наступательных действий Красной армии 13 ождбр выполнила большой объём восстановительных работ на советских железных дорогах, освобождаемых от врага, а также на железных дорогах Восточной Пруссии, закончив свой боевой путь в 1945 году в Кенигсберге.
Литература:
- Роль Железнодорожных войск в великой отечественной войне / RONL. RU. URL: https://www.ronl.ru/stati/voennaya-kafedra/717807 (дата обращения: 12.03.2018).
- Волковский, Н. Л. Железнодорожные войска России. На фронтах Великой Отечественной войны 1941–1945. Кн. 3. // Н. Л. Волковский, А. Г. Дьячкин, А. Ф. Столяров и др. М.: Стеха., 2002. — С. 11, 26, 38, 42.
- Майоров Я. М. Магистрали мужества / Военная литература. URL: http://militera.lib.ru (дата обращения: 06.03.2018).
- Юго-западное направление зимой 1942–1943 гг. // ЦГА. Ф. 40019, д.4 «Боевой путь 13 ождбр бригады». URL: https://ioncore.livejournal.com/4200.html (дата обращения: 12.03.2018).
Ключевые слова
отдельная железнодорожная бригада, служба военных сообщений, заграждение железных дорог, восстановление железных дорогПохожие статьи
Формирование спецшколы партизанского движения Сталинградского фронта
В статье представлен процесс создания спецшколы партизанского движения Сталинградского фронта, положительные и отрицательные моменты развития спецшколы.
Оборонительная фаза Московской битвы
Настоящая статья посвящена проведению Московской стратегической оборонительной операции и ее значения на первом этапе Великой Отечественной войны.
Войска правительственной связи в первые годы после окончания Великой Отечественной войны
В статье рассмотрены ключевые моменты в истории войск правительственной высокочастотной связи НКВД (МГБ) СССР в 1945–1949 годах. На основе архивных и опубликованных материалов анализируются участие, организация и техническое оснащение подразделений п...
Становление войск внутренней охраны Республики РСФСР
В статье рассматриваются вопросы, связанные со становлением войск внутренней охраны Республики РСФСР (ВОХР), раскрывается их организационно-штатная структура и задачи возлагаемые на ВОХР.
Тактика действий военно-транспортной авиации в советско-японской войне 1945 года
В статье рассматривается роль военно-транспортной авиации в советско-японской войне при обеспечении боевых действий сухопутных войск, объединенных под единым командованием. Решение вопросов четкого взаимодействия между силами авиации и сухопутными во...
Некоторые аспекты технического обеспечения внутренних войск в первые годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.)
В статье рассматриваются вопросы, связанные с техническим обеспечением Красной Армии и внутренних войск СССР в первые годы Великой Отечественной войны. Раскрываются основные проблемные вопросы технического обеспечения в период начала войны.
Роль полковника Якова Григорьевича Крейзера в оборонительных боях за Борисов летом 1941 года
В данной статье автор анализирует участие известного советского военачальника Я. Г. Крейзера в оборонительных боях на территории Беларуси летом 1941 г., в том числе под городом Борисовом, которые способствовали началу краха гитлеровской стратегии «мо...
Причины возникновения партизанского движения в Отечественной войне 1812 года
Статья посвящена анализу возникновения партизанского движения в Отечественной войне 1812 года. Автором статьи определены основные мотивы и проблемы формирования партизанских движений, а также выделена роль роста патриотических настроений в народе.
Пограничный надзор за береговой полосой местности в Российской Империи
На основе анализа положений нормативных правовых актов, регулировавших деятельность Отдельного корпуса пограничной стражи Российской империи (1893–1917), автор полагает возможным предложить уважаемым коллегам некоторые сведения об отечественном опыте...
Психологические изменения военнослужащих Первой мировой войны под влиянием военных действий
В статье автор пытается раскрыть фактор психологического состояния солдат и офицеров во время ведения боевых действий на фронтах Первой Мировой войны.
Похожие статьи
Формирование спецшколы партизанского движения Сталинградского фронта
В статье представлен процесс создания спецшколы партизанского движения Сталинградского фронта, положительные и отрицательные моменты развития спецшколы.
Оборонительная фаза Московской битвы
Настоящая статья посвящена проведению Московской стратегической оборонительной операции и ее значения на первом этапе Великой Отечественной войны.
Войска правительственной связи в первые годы после окончания Великой Отечественной войны
В статье рассмотрены ключевые моменты в истории войск правительственной высокочастотной связи НКВД (МГБ) СССР в 1945–1949 годах. На основе архивных и опубликованных материалов анализируются участие, организация и техническое оснащение подразделений п...
Становление войск внутренней охраны Республики РСФСР
В статье рассматриваются вопросы, связанные со становлением войск внутренней охраны Республики РСФСР (ВОХР), раскрывается их организационно-штатная структура и задачи возлагаемые на ВОХР.
Тактика действий военно-транспортной авиации в советско-японской войне 1945 года
В статье рассматривается роль военно-транспортной авиации в советско-японской войне при обеспечении боевых действий сухопутных войск, объединенных под единым командованием. Решение вопросов четкого взаимодействия между силами авиации и сухопутными во...
Некоторые аспекты технического обеспечения внутренних войск в первые годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.)
В статье рассматриваются вопросы, связанные с техническим обеспечением Красной Армии и внутренних войск СССР в первые годы Великой Отечественной войны. Раскрываются основные проблемные вопросы технического обеспечения в период начала войны.
Роль полковника Якова Григорьевича Крейзера в оборонительных боях за Борисов летом 1941 года
В данной статье автор анализирует участие известного советского военачальника Я. Г. Крейзера в оборонительных боях на территории Беларуси летом 1941 г., в том числе под городом Борисовом, которые способствовали началу краха гитлеровской стратегии «мо...
Причины возникновения партизанского движения в Отечественной войне 1812 года
Статья посвящена анализу возникновения партизанского движения в Отечественной войне 1812 года. Автором статьи определены основные мотивы и проблемы формирования партизанских движений, а также выделена роль роста патриотических настроений в народе.
Пограничный надзор за береговой полосой местности в Российской Империи
На основе анализа положений нормативных правовых актов, регулировавших деятельность Отдельного корпуса пограничной стражи Российской империи (1893–1917), автор полагает возможным предложить уважаемым коллегам некоторые сведения об отечественном опыте...
Психологические изменения военнослужащих Первой мировой войны под влиянием военных действий
В статье автор пытается раскрыть фактор психологического состояния солдат и офицеров во время ведения боевых действий на фронтах Первой Мировой войны.