Особенности исследования религиозного синкретизма древнего Египта в отечественной исторической науке в нач. ХХ в.
Автор: Неваров Антон Анатольевич
Рубрика: 2. Всеобщая история
Опубликовано в
международная научная конференция «История и археология» (Санкт-Петербург, ноябрь 2012)
Статья просмотрена: 1117 раз
Библиографическое описание:
Неваров, А. А. Особенности исследования религиозного синкретизма древнего Египта в отечественной исторической науке в нач. ХХ в. / А. А. Неваров. — Текст : непосредственный // История и археология : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 11-12. — URL: https://moluch.ru/conf/hist/archive/61/3028/ (дата обращения: 16.11.2024).
Специфика изучения религии древнего Египта в России в нач. ХХ в., состоит в том, что отечественные историки обращали основное внимание на изучение культов отдельно взятых древнеегипетских богов, таких как: Тот, Себек, Амон – Ра и др. Традицию в данном направлении заложил основатель египтологии в России – проф. Б.А. Тураев. В своей магистерской диссертации, которая была посвящена изучению бога Тота [Cм. 1], ученый решительно отвергал взгляды, существовавшие в кон. ХIX в. в египтологии, на древнеегипетскую культуру и религию как нечто неподвижное, закостеневшее в своих формах и не знающего развития.
Религиозный синкретизм древнего Египта в своих работах в нач. ХХ в. рассматривал отечественный историк И.Г. Франк – Каменецкий. Он придерживался, в своих исследованиях позиции Б.А. Тураева, о динамическом характере развития религии древнего Египта. Одним из таких периодов развития религии и культуры древнего Египта является Фиванский период, в который происходило отождествление двух древнеегипетских богов – Амона и Ра. На примере такого отождествления Франк – Каменецкий показывает феномен религиозного синкретизма в древнем Египте.
Среди многочисленных богов египетского пантеона, Амон-Ра является одной из наиболее замечательных фигур и история его культа, без сомнения, заслуживала всестороннего изучения в отечественной египтологии.
«Имя этого бога, указывает в своей работе И.Г. Франк – Каменецкий, вызывает в памяти одну из наиболее ярких эпох египетской истории, когда целый ряд могущественных и деятельных фараонов, шаг за шагом создавая мировое государство, пользовался в то же время притоком в страну огромных богатств для воздвижения бессмертного памятника богу, под эгидой которого совершены были обширные завоевания. В этом отношении каждый из фараонов этой эпохи стремился превзойти своего предшественника, и грандиозные развалины созданных в эту эпоху храмов и в настоящее время вызывают заслуженное восхищение всего мира. Сооруженные усилиями многих поколений верных подданных фараонов, руководимых подчас гениальными художниками, они, с бесчисленными изображениями и надписями, украшающими их стены и колонны, служат красноречивым свидетельством глубокого чувства признательности, каким были проникнуты эти фараоны в отношении к своему богу покровителю».[2. c 3-4].
В описанную эпоху Амон-Ра был не только покровителем царствующей династии, но был в истинном значении слова национальным богом, вокруг которого сосредоточились все чаяния народа, впервые сбросившего оковы тысячелетней замкнутости и выступившего по воле судеб на путь мировой истории. На нем преимущественно сконцентрировалось религиозное сознание эпохи, смутно предугадывая в его образе воплощенного в национальные черты единого творца и вседержителя мира.
«Достигший наивысшего развития в Фивах в эпоху Нового царства космический монотеизм не является оригинальным продуктом религиозного творчества этой эпохи, а представляет собой лишь дальнейшее развитие и углубление религиозных воззрений, в корне своем восходящих к глубокой древности. Несмотря на огромную роль, какую во все времена играли в Египте такие явления, как фетишизм, колдовство, культ мертвых и обоготворение фараонов, несмотря на все многообразие созданных ею причудливых образов, египетская религия с древнейших времен таила в себе стремление к постижению единого бога. Первым толчком к этому послужило, по-видимому, объединение страны под властью фараонов Древнего царства; уже тогда Пта, местный бог Мемфиса, резиденции фараонов, постепенно приобретает характер высшего божества для всего Египта. С другой стороны, олицетворявшие силы природы космические божества с самого начала имеют значение универсальных богов и при посредстве созданных народной фантазией мифов получают широкое распространение по всей стране. На почве слияния обоих культов, местного и космического, в Илиополе в древнейшее время положено было начало религии солнечного монотеизма, который, начиная с 5-й династии, становится официальным культом. С распадом Египта на множество мелких государств в эпоху Среднего царства, снова начинает усиливаться культ местных богов… но только одному из них, фиванскому Амону, суждено было стать новым центром космического монотеизма, который в эпоху Нового царства достиг небывалого до тех пор расцвета. [2. с. 5- 6].
В противоположность укоренившемуся в египтологии взгляду на синкретизм, как на признак упадка религиозной мысли, Франк - Каменецкий, признавая правильность этого взгляда лишь для поздней стадии египетского богословия, подчеркивает, что синкретизм, присущий египетской религии во все периоды, начиная с древнейшего, неоднократно служил источником исключительно плодотворных религиозных идей. Отсюда вытекает необходимость установления различных форм синкретизма, как он применялся в отдельные периоды и в разных религиозных школах, и вместе с тем возникает вопрос о психологических предпосылках синкретизма. Последние отечественный ученый ищет в своеобразной теории познания египтян, согласно которой явления окружающего мира представляют собой результат главной деятельности невидимых духов, рассматриваемых как их первопричина. Присущая этим духам способность перевоплощения делает возможным отожествление друг с другом самых разнородных богов, несмотря на все различие приписываемых последним внешних проявлений. На этой почве неоднократно устанавливалось тожество местных богов с космическими, что вело далее к сопоставлению между собой как местных, так и космических богов, при чем в зависимости внешних условий, послуживших поводом к данному сопоставлению, полученное в результате новое божество оказывалось в большей или меньшей степени жизнеспособным, таким образом, все это вело к созданию новых религиозных идей. Древнейшим случаем применения синкретизма Франк - Каменецкий считает сопоставление местных богов с соответствующими животными или фетишами.
Во второй части своей работы, посвященной культу Амон – Ра в Фиванский период [Cм. 3], автор показывает ход развития религиозной мысли в Египте, он приходит к выводу, что в отдельных случаях результатом синкретизма является ценный синтез религиозных идей, нередко объединяющий в одном образе всю сумму воззрений, концентрирующихся первоначально вокруг основных типов египетских богов (местного, национального, космического), отмечая, что именно на почве синкретизма египетская религия пришла к высшим обобщениям религиозной мысли — монотеизму и пантеизму. Лишь в период культурного упадка Египта синкретизм, в связи с общим застоем духовной жизни, постепенно вырождается в бесплодную игру ума, — что послужило поводом к установившемуся взгляду на него, как на симптом упадка религиозной мысли. Также в приведенных работах ученый делает обзор сопоставлений Фиванского Амона с целым рядом богов, как солнечных, так и других, на основании подлинных иероглифических цитат, заимствованных из гимнов Амону. Перенесение на Амона черт, присущих первоначально другим богам, имеет своим последствием то, что в указанных гимнах ярко отразились как религиозные идеи Гелиополя, так и религиозная мысль Мемфиса, а также своеобразные космогонические представления, возникшие на почве культа Мина. Таким образом, гимны Амону могут служить источником для изучения важнейших моментов религиозной истории Египта, давая материал для обобщений, выводящих далеко за пределы культа Фиванского бога.
Литература:
Тураев Б.А. Бог Тот. Опыт исследования в области древнеегипетской культуры. М., 2002.
Франк – Каменецкий И.Г. Памятники египетской религии в Фиванский период // Культурно – исторические памятники древнего Востока. Выпуск 5./ Под. общ. ред. Б.А. Тураева М., 1918.
Франк – Каменецкий И.Г. Памятники египетской религии в Фиванский период // Культурно – исторические памятники древнего Востока. Выпуск 6./ Под. общ. ред. Б.А. Тураева М., 1918.