Познание «Великого незнакомца» с субъективной точки зрения на основании памятки крестьянина Вологодской области, ушедшего на фронт в годы Великой Отечественной войны | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. История отдельных процессов, сторон и явлений человеческой деятельности

Опубликовано в

II международная научная конференция «Вопросы исторической науки» (Челябинск, май 2013)

Статья просмотрена: 248 раз

Библиографическое описание:

Шорина, Е. Н. Познание «Великого незнакомца» с субъективной точки зрения на основании памятки крестьянина Вологодской области, ушедшего на фронт в годы Великой Отечественной войны / Е. Н. Шорина. — Текст : непосредственный // Вопросы исторической науки : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, май 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 75-76. — URL: https://moluch.ru/conf/hist/archive/85/3631/ (дата обращения: 16.11.2024).

Любой исследователь, историк, занимающийся историей российского крестьянства разного хронологического периода, в своих исследованиях поднимает ряд вопросов: кто такие крестьяне? Что отличает их (крестьян) мировоззрение? При помощи, каких источников можно познать природу этой социальной группы населения? В чём различие крестьян от других социальных слоев населения?

В заглавие статьи вынесено название «Великий незнакомец». Это название было заимствовано автором статьи из работы «Великий незнакомец: крестьяне и фермеры в современном мире». М., 1992. Автором данного словосочетания является профессор Манчестерского университета (Великобритания) Теодор Шанин. Под словосочетанием «Великий незнакомец» следует понимать российского крестьянина с его многострадальной и, казалось бы, непостижимой судьбой.

Завесу в познании «Великого незнакомца» приоткрывает анализ такого источника, как памятка крестьянина Вологодской области, ушедшего на фронт в годы Великой Отечественной войны. При анализе источника необходимо иметь ввиду, что каждый исторический документ или источник имеет свою непосредственную специфику. В данном случае памятка — это листок с краткими наставлениями на какой-нибудь случай, с краткими сведениями о ком — чем-нибудь.

Памятка крестьянина, ушедшего на фронт из Вологодской области была обнаружена в Вологодском областном архиве новейшей политической истории [1, Л. 171–171 об]. К сожалению, установить авторство памятки не представляется возможным.

Период написания памятки — это годы Великой Отечественной войны. Более точной даты определить нельзя, так как в источнике отсутствуют выходные данные. О времени написания памятки можно судить из анализа её содержания.

Из содержания текста памятки становится понятно, что она принадлежала крестьянину из Вологодской области, ушедшему на фронт в годы Великой Отечественной войны.

Памятка крестьянина состоит из одиннадцати абзацев. Каждый абзац — это наставление старшего брата, адресованное младшему брату. В этих наставлениях содержится основная мудрость крестьянской жизни.

При анализе памятки исследователь сохранил «живой язык» крестьянского повествования.

Первое наставление: «…Будь опытен во всём всегда, не бросайся, как говорят с бухты — барахты. Сначала сообрази, обдумай, а потом делай. Есть пословица. «Не узнав броду, не суйся в воду». Из анализа этого наставления следует, что крестьяне в жизни всё взвешивали и соизмеряли.

Второе наставление: «Будь послушным матери, никогда не отговаривай, старайся всегда выполнять всё точно, аккуратно и в срок. Всегда и всякую работу старайся выполнять не быстро, но хорошо». В этом наставлении чувствуется уважение к старшему поколению и основная черта крестьянского менталитета: работать качественно, на совесть.

Третье наставление: «Не сиди без дела, не играй много, время военное много трудностей, нужно работать». В крестьянской среде дети с детства приучались к труду. В военные годы они вместе с женщинами выполняли всю самую тяжёлую и основную работу в деревне.

Четвёртое наставление: «Старайся всегда досмотреть и понять, как выполняется та или другая работа, старайся подражать в работе другим». Через это наставление проходит одна главная мысль: основным методом приобретения знаний, навыков в выполнении любой работы в крестьянской среде был метод наблюдения.

Пятое наставление: «Не отчаивайся, если у тебя первый раз плохо вышла всякая работа, хорошая достаётся тренировкой, настойчивостью добьешься хорошей работы». Поразительной чертой характера российского крестьянина являлась настойчивость.

Шестое наставление: «Береги своё здоровье. Есть пословица. «Береги здоровье смолоду, а одежду снова. Не старайся поднимать тяжёлое, что не под силу. Не пей холодной воды с поту, не лежи на холодной земле…». Взрослое мужское население в крестьянской семье было основным кормильцем и, поэтому, от состояния их здоровья зависела производительность труда и существование остальных членов большой крестьянской семьи.

Седьмое наставление: «Не стремись рисковать везде и всюду. Сначала обдумай быстро, оцени своё положение, сообрази, как из этого тяжёлого положения выйти лучше и действуй так смело, решительно». Ещё одна черта характера «Великого незнакомца» — это смелость и решительность.

Восьмое наставление: «Расти смелым, решительным, но не хулиганом». В крестьянской среде не любили хулиганов, задиристых людей.

Девятое наставление: «Некоторые тайны есть в словах, не старайся их разглагольствовать». Вхудожественной литературе собирательный образ российского крестьянина всегда рисовался, как образ думного, тучного, молчаливого работяги, труженика, хлебороба. Оказывается этот образ, имел место быть. Крестьяне, особенно мужское население, на слова не особенно были щедры и не потому, что им сказать было нечего, а оттого, что в словах они видели особый сакральный смысл, некую материальную основу, субстанцию. И ненароком брошенное слово, могло воплотиться в жизнь. Вот отсюда набожность и религиозность крестьян.

Десятое наставление: «Смелость, решительность и настойчивость проявляй только на хорошее полезное дело». Эти три составляющие говорят о силе характера российского крестьянина и о пользе его применения.

Одиннадцатое наставление: «Веди всегда и всюду наблюдения и запоминания — это поможет тебе во многом». Крестьяне неразрывно были связаны с природой, поэтому наблюдения и запоминания являлись неотъемлемой частью их менталитета.

Итак, проанализировав памятку крестьянина Вологодской области, «Великий незнакомец» предстаёт перед нами в совершенно новом формате. И пусть, рассматриваем мы его с субъективной точки зрения. Его портрет скромен и прост, бросается в глаза, врезается в память, отпечатывается в сердце. И чтобы не происходило вокруг (война), «Великий незнакомец» продолжает «нести свой крест»: работает на совесть, не сидит без дела. К любой работе подходит взвешенно и соизмерено. Сила его характера проявляется в настойчивости, смелости и решительности. Он не щедр на слова и не умеет красиво и грамотно говорить, но верит в сакральный, священный образ слова и до конца продолжает оставаться для нас — исследователей аграрной истории России, «Великим незнакомцем».

Литература:

1.         Вологодский областной архив новейшей политической истории (далее ВОАНПИ) в Ф. 1332. Оп. 3. Д. 755. Л. 171–171 об.

Основные термины (генерируются автоматически): Великий незнакомец, наставление, Вологодская область, памятка крестьянина, российский крестьянин, Великая Отечественная война, крестьянская среда, крестьянин, крестьянская семья, работа.

Похожие статьи

«Есть такая профессия — Родину защищать!»: конспект интегрированного занятия по ознакомлению старших дошкольников с профессией «военный связист»

Сын солнечного Узбекистана — Хакимов Абдумалик Хакимович

В этой статье вкратце описана жизнь ветерана, участника обороны Брестской крепости Хакимова Абдумалика Хакимовича — защитника своей Родины, доблестного солдата в годы Великой Отечественной войны.

Инициативность – отличительная черта предприятий советского «трудового фронта» в годы Великой Отечественной войны (на примере приветлужской сельхозартели «Борьба»)

Слава тебе, солдат!

Знание истории своей малой родины и людей, прославивших ее, может качественно повысить уровень патриотизма у молодого поколения, учащихся, студентов и положительно повлиять на формирование личности. В данной статье говорится об участнике Великой Отеч...

Подвиг Бондаря Игнатия Сидоровича, учащегося первого выпуска ФЗО 12 завода им. С. М. Кирова

В статье, появившейся на основе анализа данных музеев г. Хабаровска, Интеренет-ресурсов, содержащих сведения о подвиге народа в Великой Отечественной войне, исследованы сведения о подвиге героя-дальневосточника как примера героической истории Великой...

Изучение темы «Великая Отечественная война» на уроках истории в 10-м классе с использованием материалов экспозиции школьного музея «Из истории Волховского фронта»

В статье автор делится опытом проведения уроков по истории Великой Отечественной войны с учетом регионального компонента.

«В мир приходит женщина, чтобы мир спасти». Сценарий литературно-музыкальной композиции, составленной на основе воспоминаний женщин-фронтовичек

Соморсунский наслег Якутской АССР в годы Великой Отечественной войны

Цель исследования состоит в изучении личных воспоминаний детей войны о повседневной жизни населения Соморсунского наслега в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Задачи исследования заключаются в освещении повседневного быта и взаимодействия...

Проблема личной самоидентификации в пьесе Е. В. Гришковца «Как я съел собаку»

Вклад промышленности Стерлитамака в победу в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. (на примере завода «Авангард»)

Похожие статьи

«Есть такая профессия — Родину защищать!»: конспект интегрированного занятия по ознакомлению старших дошкольников с профессией «военный связист»

Сын солнечного Узбекистана — Хакимов Абдумалик Хакимович

В этой статье вкратце описана жизнь ветерана, участника обороны Брестской крепости Хакимова Абдумалика Хакимовича — защитника своей Родины, доблестного солдата в годы Великой Отечественной войны.

Инициативность – отличительная черта предприятий советского «трудового фронта» в годы Великой Отечественной войны (на примере приветлужской сельхозартели «Борьба»)

Слава тебе, солдат!

Знание истории своей малой родины и людей, прославивших ее, может качественно повысить уровень патриотизма у молодого поколения, учащихся, студентов и положительно повлиять на формирование личности. В данной статье говорится об участнике Великой Отеч...

Подвиг Бондаря Игнатия Сидоровича, учащегося первого выпуска ФЗО 12 завода им. С. М. Кирова

В статье, появившейся на основе анализа данных музеев г. Хабаровска, Интеренет-ресурсов, содержащих сведения о подвиге народа в Великой Отечественной войне, исследованы сведения о подвиге героя-дальневосточника как примера героической истории Великой...

Изучение темы «Великая Отечественная война» на уроках истории в 10-м классе с использованием материалов экспозиции школьного музея «Из истории Волховского фронта»

В статье автор делится опытом проведения уроков по истории Великой Отечественной войны с учетом регионального компонента.

«В мир приходит женщина, чтобы мир спасти». Сценарий литературно-музыкальной композиции, составленной на основе воспоминаний женщин-фронтовичек

Соморсунский наслег Якутской АССР в годы Великой Отечественной войны

Цель исследования состоит в изучении личных воспоминаний детей войны о повседневной жизни населения Соморсунского наслега в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Задачи исследования заключаются в освещении повседневного быта и взаимодействия...

Проблема личной самоидентификации в пьесе Е. В. Гришковца «Как я съел собаку»

Вклад промышленности Стерлитамака в победу в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. (на примере завода «Авангард»)