Возникновение и развитие службы по надзору за транспортом и его движением в Санкт-Петербурге, Москве и Уфе в XVIII — начале XX века
Автор: Матвеева Венера Раилевна
Рубрика: 4. История отдельных процессов, сторон и явлений человеческой деятельности
Опубликовано в
II международная научная конференция «Вопросы исторической науки» (Челябинск, май 2013)
Статья просмотрена: 313 раз
Библиографическое описание:
Матвеева, В. Р. Возникновение и развитие службы по надзору за транспортом и его движением в Санкт-Петербурге, Москве и Уфе в XVIII — начале XX века / В. Р. Матвеева. — Текст : непосредственный // Вопросы исторической науки : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, май 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 57-59. — URL: https://moluch.ru/conf/hist/archive/85/3668/ (дата обращения: 19.12.2024).
Повседневная история всегда имеет большой интерес как среди обывателей, так и людей науки. Одной из многих граней повседневной истории России и ее провинций является развитие транспорта в двух российских столицах, а также в Башкортостане, в частности в г. Уфе. Естественным следствием развития транспортной системы, различных видов городского транспорта является возникновение и становление такой службы как полиция, в частности одной из ее частей, занимающейся контролем за общественным порядком, включающим в себя надзор за порядком уличного движения. Так каким же образом возникла такого рода служба?
В конце XVII — начале XVIII веков в России, во многом благодаря активной деятельности Петра I, развитие промышленности и торговли получило значительное ускорение. Строились города (в их числе новая столица — Петербург), сооружались верфи, морские и речные порты, каналы, создавались мануфактуры. К числу внешних проявлений этих преобразований можно было отнести увеличение числа всадников, колясок, карет, телег, саней и т. п. Именно в данный период времени последовали первые царские указы, касающиеся уличного движения.
Тогда еще в России не было регулярной полицейской службы. Ее возникновение может быть отнесено к 1718 г., когда Петром I был объявлен указ от 25 мая 1718 г. об учреждении в Петербурге должности генерал-полицмейстера [1, с. 45]. Назначенному на нее А. Э. Девиеру поручалось царем, в частности, «...следить... за чистотой улиц и незатруднительным проездом по ним.».. [1, с. 46]. Спустя четыре года в Москве также образуется полицейское учреждение во главе с М. Т. Грековым, которое подчинялось непосредственно генерал-полицмейстеру.
Основным видом правонарушений на городских улицах считались быстрая езда и битье кнутом прохожих кучерами. В указах императриц Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны в 1730 [1, с. 50], 1732 [1, с. 52], 1737 [4, с. 114] и 1742 гг. [4, с. 121] констатировалось, что несмотря на предписания ездить «как в санях, так и верхами смирно» [1, с. 50] многие «всяких чинов люди ездят резво и не смирно» [1, с. 51], а «верховые ездят на резвых лошадях и давят и побивают других» [1, с. 52]. На полицию возлагалась обязанность следить за соблюдением правил езды, виновных задерживать, а лошадей «отсылать в конюшню ее Императорского Величества» [1, с. 53]. Тех, «кто будет на лошадях скоро ездить, ловить и отводить в полицию, где лакеев бить нещадно кошками, а самих помещиков штрафовать денежным штрафом» [1, c. 53].
Количество гужевого транспорта в Петербурге и Москве увеличивалось очень быстро. Царским указом от 12 июля 1761 г. [2, с. 36] полиции предписывалось вести учет «извозчиков по частям города» [2, с. 36], выдавать им за плату кожаные ярлыки с номером, полученные денежные средства «употреблять на расходы полицейские» [2, c.37]. Это было одной из первых мер, направленных на упорядочение извозного промысла. Такой же процесс, естественным образом, в силу общности территории Российской империи проходил и в Оренбургской губернии, а значит — и в Уфе.
8 апреля 1782 г. Екатериной II был подписан «Устав благочиния, или полицейский» [8, с.321], который впервые четко определил органы полицейского управления, их примерные штаты, порядок учреждения и компетенцию, а также функции и порядок деятельности должностных лиц создаваемых в городах управ благочиния. В его двух последних главах перечислялись деяния, запрещенные законом, и указывались санкции, которые должна принимать полиция по этим правонарушениям. Согласно п. 272 Устава, «буде кто учнет ездить или ходить, стращая людей, того взять под стражу и отослать к суду» [8, с. 325].
В сентябре 1802 г. руководство полицией России приняло на себя министерство внутренних дел, образованное в ходе проведенной императором Александром I реформы органов государственного управления [6, с. 34]. Первым министром внутренних дел был назначен В. П. Кочубей. МВД, Министерство полиции в 1811–1819 гг., и снова МВД особое внимание уделяло организационно-штатному укреплению городской полиции [1, с.79,80,88; 9,с.56]. Функции ее оставались в основном такими же, какими они были определены еще в Уставе благочиния 1782 г. [8, с. 321]. При этом практическая деятельность полиции, в т. ч. в области надзора за уличным движением, регламентировалась путем издания приказов городским полицмейстером.
Во второй четверти XIX века до развития железных дорог в России получил распространение новый вид общественного транспорта — многоместные конные кареты, совершавшие регулярные рейсы в городах и между ними (дилижансы, фаэтоны, омнибусы и линейки). Его появление во многом связано с интенсивным строительством дорог с твердым покрытием щебеночных шоссе. Движение по первому такому шоссе было начато между Санкт-Петербургом и Москвой в 1834 г. [11]. Такие же конные кареты появлялись и в г. Уфе, однако в количественном плане конечно же в Уфе их было гораздо меньше, чем в обеих столицах. Большинство населения Уфы по-прежнему передвигалось пешком. Более обеспеченное население имело личные экипажи, однако их было крайне мало.
До 1862 года в Уфе не существовало полиции. В этом году согласно «Временных правил об устройстве полиции в городах и уездах губерний по общему учреждению управляемых, учрежденных 25 декабря 1862 года» в Уфе было создано городское полицейское управление. Городские полицейские управления являлись местными учреждениями Министерства внутренних дел, на месте подчинялись губернатору и Губернскому правлению, находились под надзором окружного прокурора и его товарищей. Во главе управления стоял полицмейстер, который подчинялся губернатору, он был независим от городских органов самоуправления. Городское полицейское управление выполняло такие функции, как наблюдение за исполнением законов, охранение безопасности и дел общественного благоустройства, исполнение обязанностей по делам казенного управления и общественного хозяйства, исполнение обязанностей по делам судебного ведомства, исполнение обязанностей по делам военного ведомства и др. [7, с. 52].
В 1863 г. в Санкт-Петербурге на Невском проспекте было открыто движение еще одного вида городского транспорта, получившего название конки. Вагон конки, запряженный лошадьми, тихо двигался по рельсам, пассажиры входили и выходили на ходу. В Москве первая линия конно-железной дороги пролегла в 1872 г. по Тверской улице. К сожалению, в г. Уфе таких конок не было [3, с. 132].
Хотелось бы отметить, что в 1867 г. на основании «Положения о корпусе жандармов» от 9 сентября 1867 г. было образовано Уфимское губернское жандармское управление. Согласно Положению вместо прежних жандармских округов были созданы территориальные подразделения — губернские жандармские управления. Одной из обязанностей губернских жандармских управлений было оказание помощи полиции в поддержании общественного порядка. Однако это продолжалось не долго — уже в 1871 г. главным в деятельности ГЖУ становится дознание и следствие по политическим делам [7, с. 30]. Таким образом, вся тяжесть за охраной общественного порядка снова ложится на уфимскую полицию.
В последние десятилетия XIX века парк гужевого транспорта России по ориентировочным данным насчитывал около 1 млн. единиц. Использование конных экипажей для перевозки пассажиров и грузов являлось предметом регламентации со стороны администрации многих губерний России [11]. Не избежала данного процесса и нынешняя столица Башкортостана — Уфа. В это время жители города Уфы передвигались либо пешком, либо на лошадях. Состоятельные горожане имели личные экипажи; кроме этого, в городе было около 400 извозчиков [2, с. 20].
В 1895 г. по улицам Санкт-Петербурга проследовал первый автомобиль с бензиновым двигателем, приобретенный за границей, а уже 11 сентября 1896 г. министерство путей сообщения России приняло постановление № 7453 «О порядке и условиях перевозки тяжестей и пассажиров по шоссе ведомства путей сообщения в самодвижущихся экипажах» [5, с. 19]. От этой даты можно отсчитывать начало действия в России правил движения автомобилей. В Башкортостане, в частности в г. Уфе первые автомобили появились только в самом начале XX века: по полицейским сводкам 1914 г., в личном владении горожан имелись 15 легковых автомобилей и 8 мотоциклов. Грузовых автомобилей в это время еще не было, лошади (их называли просто «ломовые») оставались единственным средством перевозки грузов по городу [10, с. 21].
Хотелось бы рассказать о правилах движения автомобилей. В соответствии с указанным постановлением при каждом самодвижущемся экипаже должно было находиться удостоверение, свидетельствующее о его технически исправном состоянии. Для получения этих удостоверений владельцам предписывалось проводить периодические проверки экипажей «тем же порядком и в те же сроки, которые установлены для паровых котлов на пароходах, плавающих по внутренним водам» [5, с. 19]. Тем самым вводился обязательный технический осмотр.
В 1900 г. был принят новое постановление Государственной Думы «О порядке пассажирского и грузового движения по городу Санкт-Петербургу на автомобилях» [5, с. 20], согласно которому для получения права езды на автомобилях необходимо было обратиться в городскую управу. Образованная ею комиссия, членом которой в некоторых городах мог быть сотрудник полиции, проводила технический осмотр автомобилей, медицинское освидетельствование кандидата в водители и его проверку «на знание своего дела» [5, с. 20]. После всех испытаний выдавались разрешения на право как использования автомобиля, так и его управления (ныне — свидетельство о регистрации транспортного средства и водительское удостоверение), а также задний номерной знак. Технический осмотр автотранспорта в дальнейшем проводился не реже одного раза в год. Помимо условий допуска автомобилей и водителей к участию в дорожном движении обязательные постановления содержали некоторые положения, касающиеся собственно правил движения по городским улицам.
Ввиду того факта, что Уфа входила в состав Российской империи указанные в постановлении Городской Думы 1900 г. правила применялись и на территории современной республики. Относительно уфимского городского полицейского управления следует сказать, что в это время оно состояло из полицмейстера, его помощника, секретаря, двух столоначальников, регистратора, заведующего адресным столом, заведующего типографией и врача — всего 9 человек. При управлении находились и полицейская команда в составе 140 пеших и 20 конных городовых. И все они обеспечивали порядок на улицах города, включая надзор за соблюдением правил передвижения по ним.
Однако все виды городского транспорта представляли опасность для населения. В начале XX века московская конно-железная дорога насчитывала 444 вагона и 2782 лошади. В период с сентября 1904 г. по сентябрь 1905 г. на ней произошли несчастные случаи, повлекшие гибель и ранение 1190 человек. Вместе с тем соотношение объема перевозок на конном и электрическом трамваях быстро менялось: в 1907 г. в Москве конка перевезла 22,6 млн. пассажиров, а трамвай — 68,3 млн. пассажиров. Последний вагон конки прошел по городу в 1911 году [11].
В дальнейшем, в 1917 г., постановлением Временного правительства от 10 марта 1917 г. были ликвидированы городские полицейские управления. Также постановлением Временного правительства от 17 апреля 1917 г. были ликвидированы уфимское жандармское управление и уездные полицейские управления [7, с.30, 52]. Такая же участь постигла и полицейские органы Санкт-Петербурга и Москвы.
Подводя итоги, хотелось бы сказать о том, что вместе с ростом, развитием и формированием основной картины транспортной системы Санкт-Петербурга, Москвы и Уфы происходил процесс становления такой службы по надзору за движением на улицах, как полиция. Как мы убедились, данный орган за период своего существования претерпевал много изменений, однако основная суть его оставалась и остается прежней — обеспечение безопасности дорожного движения.
Список литературы:
1. Альхименко В. В., Курицын В. М. История полиции России. Краткий исторический очерк и основные документы. Учебное пособие. Москва: Щит-М, 1998 г. — 200 с.
2. Желудкова Т. И. Основные направления деятельности полиции дореволюционной России по охране феодального и буржуазного общественного порядка6 Лекция. — М.: Академия МВД СССР, 1977. — 39 с.
3. История Уфы. Краткий очерк. 2-е изд., исправл. и доп. — Уфа: Башкирское книжное издательство, 1981. — 608 с..ил.
4. Калюжный Д., Кеслер Я. Другая история российской Империи. От Петра до Павла. — М.: Вече, 2004. — 202 с.
5. Квитчук А. С. Система обеспечения безопасности дорожного движения в России: Автореф. дис. … док. юр. наук. — Спб., 2006. — 44 с.
6. Курицын В. М. История полиции дореволюционной России (сборник документов и материалов по истории государства и права). Учебное пособие. Москва: МВШМ МВД СССР, 1981 г. — 94 с.
7. Путеводитель по фондам Центрального государственного исторического архива Республики Башкортостан. Часть 1. Фонды учреждений, организаций и фирм Российской империи. — Уфа: Китап, 2009. — 142 с.
8. Российское законодательство Х-ХХ веков. В 9 т. Т. 5. Законодательство периода расцвета абсолютизма / под общ. ред. О. И. Чистякова; отв. ред. т. е.И. Индова. — М.: Юрид. лит., 1987. — 528 с.
9. Российское законодательство Х-ХХ веков. В 9 т. Т. 6. Законодательство первой половины XIX века / под общ. ред. О. И. Чистякова; отв. ред. т. О. И. Чистяков. — М.: Юрид. лит., 1988. — 431 с.: ил.
10. Синенко С. Г. Уфа. Старая и новая. Популярная иллюстрированная энциклопедия. — Уфа: ГУП «Государственное республиканское издательство «Башкортостан»», 2007. — 272 с.
11. Управление ГИБДД МВД по РБ и г. Уфа, 2009 год URL:http://02.gibdd.ru/istoriya.htm (дата обращения: 08.10.2012)
Похожие статьи
Становление образовательных учреждений в городе Ишиме и прилегающих к нему волостей в XIX — начале XX века
В статье рассматриваются основные направления становления и развития общеобразовательной системы, а также деятельность образовательных учреждений в городе Ишиме и Ишимском округе в конце XIX — начале XX веков. Особое внимание уделяется вопросу влияни...
Похожие статьи
Становление образовательных учреждений в городе Ишиме и прилегающих к нему волостей в XIX — начале XX века
В статье рассматриваются основные направления становления и развития общеобразовательной системы, а также деятельность образовательных учреждений в городе Ишиме и Ишимском округе в конце XIX — начале XX веков. Особое внимание уделяется вопросу влияни...