Особенности внедрения прогрессивных форм советской торговли в 50–60-е годы XX века
Автор: Мороз Ирина Анатольевна
Рубрика: 4. История отдельных процессов, сторон и явлений человеческой деятельности
Опубликовано в
II международная научная конференция «Вопросы исторической науки» (Челябинск, май 2013)
Статья просмотрена: 886 раз
Библиографическое описание:
Мороз, И. А. Особенности внедрения прогрессивных форм советской торговли в 50–60-е годы XX века / И. А. Мороз. — Текст : непосредственный // Вопросы исторической науки : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, май 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 60-65. — URL: https://moluch.ru/conf/hist/archive/85/3840/ (дата обращения: 16.11.2024).
Для каждого периода советской торговли характерны свои особенности и требуется решение задач, стоящих именно в это время. Так, в первые послевоенные годы перед советской торговлей стояла задача минимально обеспечить людей продуктами питания и предметами первой необходимости. По мере восстановления народного хозяйства, подъёма экономики страны, увеличения количества выпускаемой продукции в партийных директивах по шестому пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР предусматривалось широкое применение прогрессивных методов торговли, отвечающих требованиям растущего товарооборота и повышающих культуру торговли, что должно было позволить значительно улучшить обслуживание покупателей, сократить трудовые затраты в торговле и снизить издержки обращения [1, с.70]. Здесь явно прослеживается противоречие, т. к. достаточного количества товаров и разнообразия его ассортимента ещё не было. Кроме того, торговая сеть была развита слабо, а специализация практически отсутствовала.
В данной работе мы попытались проанализировать процесс внедрения прогрессивных форм торговли, успехи и проблемы, с которыми пришлось столкнуться при их использовании в различных регионах страны.
Директивы ставили задачу увеличить в течение шестой пятилетки розничный товарооборот примерно на 50 %. Эта задача могла быть успешно решена не только за счет роста производства товаров народного потребления и денежных доходов населения, но и за счет повышения производительности труда торговых работников. Чтобы восполнить в возможно короткие сроки недостаток торговых предприятий, необходимо было наряду с открытием новых магазинов увеличить пропускную способность действующих магазинов путём внедрения новых, более быстрых приёмов обслуживания. К числу прогрессивных форм, проверенных практикой, относились самообслуживание; магазины фасованных товаров; торговля по образцам с последующим отмером и оплатой в столе выдачи покупок; торговле одеждой по образцам с последующей примеркой и оплатой покупки в столе контроля; торговля различными товарами с открытой их выкладкой. Динамика количества магазинов, переведенных на прогрессивные формы торговли по СССР, представлена в таблице 1 [2, с.88].
Таблица 1
Число магазинов, переведенных на прогрессивные формы торговли по СССР (на конец года)
|
Год |
Государственная торговля |
Всего по СССР |
||
Число магазинов |
В них рабочих мест |
Число магазинов |
В них рабочих мест |
||
1. Продовольственные магазины самообслуживания |
1955 |
131 |
- |
- |
- |
1958 |
1798 |
6720 |
- |
- |
|
1961 |
4029 |
14511 |
4780 |
17460 |
|
1964 |
5067 |
17661 |
10637 |
27670 |
|
2. Продовольственные магазины фасованных товаров |
1955 |
126 |
452 |
- |
- |
1958 |
600 |
2482 |
600 |
2482 |
|
1961 |
363 |
1235 |
363 |
1235 |
|
1964 |
248 |
743 |
248 |
743 |
|
3. Магазины-автоматы |
1960 |
233 |
693 |
233 |
693 |
1962 |
355 |
1002 |
355 |
1002 |
|
1964 |
334 |
1005 |
334 |
1005 |
|
4. Непродовольственные магазины самообслуживания |
1955 |
79 |
- |
- |
|
1961 |
610 |
2611 |
6423 |
11755 |
|
1964 |
936 |
4378 |
13544 |
22917 |
|
5. Непродовольственные магазины торговли по образцам и с открытой выкладкой товаров |
1957 |
973 |
6045 |
- |
- |
1961 |
5858 |
47266 |
12119 |
63037 |
|
1964 |
10879 |
91174 |
31297 |
134234 |
|
6. Продовольственные магазины, имеющие отделы самообслуживания |
1961 |
2623 |
- |
- |
- |
1962 |
3516 |
- |
- |
- |
|
1963 |
3970 |
- |
- |
- |
|
1964 |
4531 |
- |
- |
- |
|
7. Непродовольственные магазины, имеющие отделы, торгующие по прогрессивным формам |
1961 |
4625 |
- |
- |
- |
1962 |
5262 |
- |
- |
- |
|
1963 |
5799 |
- |
- |
- |
|
1964 |
6171 |
- |
- |
- |
Таким образом, дело внедрения прогрессивных форм торговли в ряде областей РСФСР заметно продвинулось вперёд. Если в среднем по государственной торговле Российской Федерации удельный вес предприятий такого типа в общей сети магазинов увеличился с 9,6 % на 1 января 1959г. до 13,5 % на начало 1960г., то в отдельных областях рост был много выше как по темпу, так и в количественном выражении.
Например, в Куйбышевской области удельный вес предприятий прогрессивных форм торговли в общей сети магазинов возрос в течение года с 4,9 до 17,7 %, в Брянской — с 2,8 до 15,5 %, Ленинградской — с 6 до 18,7 %, Горьковской — с 12,3 до 21 %, Челябинской — с 10,4 до 21,2 % [3, с.4].
Рассматривая преимущества новых форм торговли, необходимо проанализировать три вопроса:
1) характеристика новых форм торговли;
2) народнохозяйственное значение новых форм торговли;
3) основные недостатки в организации новых форм торговли и пути их устранения.
В продовольственной торговле следует различать два основных прогрессивных направления в организации продажи товаров:
1) магазины самообслуживания,
2) магазины фасованных товаров.
Обе эти формы торговли давали для потребителя значительный выигрыш во времени, затрачиваемом на покупку товаров. Данные хронометража показали, что если время, затрачиваемое потребителем в среднем на одну покупку, в магазине обычного типа принять за 100 %, то покупка в магазине фасованных товаров требовала затраты только 70–85 %, а в магазине самообслуживания 45–55 % этого времени [4, с.3].
Первый магазин с самообслуживанием покупателей был открыт в Лос-Анжелосе (США) в 1912 году, но заметное распространение такие магазины получили в 30х годах. После второй мировой войны магазины самообслуживания получили быстрое распространение в Западной Европе. В СССР первый продовольственный магазин самообслуживания был открыт в декабре 1954 года в Ленинграде. Там, где торговля по методу самообслуживания организовывалась правильно, открытие таких магазинов встречалось населением с большим одобрением [5, с.139].
Помимо ускорения обслуживания покупателей, магазины самообслуживания имели и другие преимущества:
1. Покупатель лучше знакомится с товаром, так как сам может взять каждый предмет. Очень часто при таком методе продажи оказывалось, что товар, считавшийся неходовым, на самом деле пользовался немалым спросом.
2. В магазине самообслуживания требовался меньший штат работников. При правильной организации работы магазина самообслуживания расходы на зарплату значительно сокращались, и высвобождалось немалое количество людей.
3. Поскольку потребитель обслуживал себя сам, быстрая покупка товаров была обеспечена при любом потоке покупателей.
4. На меньшей торговой площади оборот делался больше, чем в обычных магазинах, так как высвобождалось место, которое в обычных магазинах было занято прилавками и проходами для продавцов.
5. Оборудование магазина самообслуживания обходилось дешевле, на его изготовление требовалось меньше материала, так как отпадала надобность в устройстве прилавков.
Наиболее актуальной в середине 50х годов была задача как можно быстрее развернуть сеть магазинов самообслуживания. Её рост в разрезе союзных республик хорошо виден в таблице 2 [6, с.90].
Таблица 2
Число продовольственных магазинов самообслуживания в государственной торговле по союзным республикам
|
1955 Чис. маг. |
1958г. |
1964г. |
1964г. в % % к |
||||
Чис. маг. |
В них раб. мест |
Чис. маг. |
В них раб. мест |
1958г. |
1960г. |
1963г. |
||
по числу магазинов |
||||||||
СССР |
131 |
1798 |
6720 |
5067 |
17661 |
281,8 |
158,9 |
101,3 |
РСФСР |
- |
1107 |
4455 |
3519 |
12905 |
317,9 |
169,7 |
102,3 |
Украинская ССР |
- |
418 |
1407 |
909 |
2646 |
217,5 |
130,0 |
101,3 |
Белорусская ССР |
- |
56 |
169 |
135 |
477 |
241,0 |
201,4 |
103,0 |
Узбекская ССР |
- |
23 |
64 |
64 |
202 |
278,3 |
177,8 |
98,5 |
Казахская ССР |
- |
32 |
74 |
79 |
156 |
246,9 |
105,3 |
71,8 |
Грузинская ССР |
- |
22 |
74 |
54 |
225 |
245,5 |
158,8 |
81,8 |
Азербайджанская ССР |
- |
15 |
56 |
16 |
54 |
106,7 |
66,7 |
106,7 |
Литовская ССР |
- |
25 |
103 |
80 |
266 |
320,0 |
160,0 |
106,6 |
Молдавская ССР |
- |
12 |
43 |
50 |
162 |
416,7 |
312,6 |
104,2 |
Латвийская ССР |
- |
41 |
126 |
76 |
279 |
185,4 |
143,4 |
115,2 |
Киргизская ССР |
- |
8 |
38 |
6 |
31 |
75,0 |
40,0 |
66,7 |
Таджикская ССР |
- |
2 |
7 |
7 |
23 |
3,5 р. |
3,5 р. |
87,5 |
Армянская ССР |
- |
11 |
23 |
4 |
8 |
36,4 |
40,0 |
57,1 |
Туркменская ССР |
- |
11 |
39 |
5 |
15 |
45,5 |
55,5 |
71,4 |
Эстонская ССР |
- |
15 |
42 |
43 |
186 |
286,7 |
179,2 |
100,0 |
При торговле фасованными товарами процесс отпуска ускорялся в значительной степени. В этом случае создавалась также возможность значительного улучшения санитарно-гигиенических условий торговли. Эта сторона дела требовала особого внимания; в ряде случаев нужны были специальные меры для создания лучших санитарно-гигиенических условий при продаже товаров, особенно при продаже штучного хлеба [7, с.38].
Торговля фасованными товарами позволяла резко снизить естественную убыль продуктов, что создавало экономию продуктов и снижало издержки обращения. Однако не везде новые формы торговли внедрялись быстро и успешно. К концу 1955 года в Министерстве торговли Белорусской ССР и торговых организациях этой республики полгода велись разговоры о магазинах фасованных товаров, но ни одного такого предприятия в республике так и не было открыто. Очень мало было открыто предприятий такого типа на Украине. В Москве Главное управление торговли медленно развивало сеть предприятий нового типа, а организованные хлебобулочные магазины без продавцов пришлось даже закрыть из-за плохой постановки дела, в то время как в Ленинграде подобные предприятия работали с успехом.
Главной проблемой в подобных магазинах была организация фасовки товаров. Как правило, более трети всех поступающих товаров фасовалось в подсобных помещениях самого магазина, и содержание штата фасовщиков приводило к его дополнительным расходам. В это время рассматривалась необходимость увеличить фасовку товаров на промышленных предприятиях, на оптовых базах и холодильниках, на распределительных складах. Между тем Министерство заготовок СССР, Главмясомаслоторг и Главбакалея не проявляли в этом деле необходимой активности и ссылались на разного рода объективные причины. В целом процесс изменения количества магазинов фасованных товаров представлен в таблице 3 [8, с.92].
Таблица 3
Число продовольственных магазинов фасованных товаров в государственной торговле
|
1955 Чис. маг. |
1958г. |
1964г. |
1964г. в % % к |
||||
Чис. маг. |
В них раб. мест |
Чис. маг. |
В них раб. мест |
1958г. |
1960г. |
1963г. |
||
по числу магазинов |
||||||||
СССР |
126 |
600 |
2482 |
248 |
743 |
41,3 |
54,6 |
81,8 |
РСФСР |
- |
381 |
1675 |
155 |
487 |
40,7 |
44,4 |
77,1 |
Украинская ССР |
- |
121 |
438 |
43 |
137 |
35,5 |
62,3 |
91,5 |
Белорусская ССР |
- |
14 |
46 |
6 |
13 |
42,9 |
40,0 |
85,7 |
Узбекская ССР |
- |
6 |
24 |
9 |
15 |
150,0 |
42,9 |
60,0 |
Казахская ССР |
- |
7 |
13 |
6 |
10 |
85,7 |
46,2 |
300,0 |
Грузинская ССР |
- |
7 |
15 |
14 |
20 |
200,0 |
50,0 |
116,7 |
Азербайджанская ССР |
- |
- |
- |
1 |
2 |
- |
16,7 |
- |
Литовская ССР |
- |
16 |
71 |
2 |
21 |
12,5 |
22,8 |
16,7 |
Молдавская ССР |
- |
15 |
71 |
3 |
18 |
25,0 |
60,0 |
300,0 |
Латвийская ССР |
- |
11 |
53 |
4 |
7 |
36,4 |
66,7 |
133,3 |
Киргизская ССР |
- |
1 |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
Таджикская ССР |
- |
6 |
11 |
1 |
3 |
16,7 |
- |
- |
Армянская ССР |
- |
7 |
29 |
1 |
2 |
14,3 |
11,1 |
- |
Туркменская ССР |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Эстонская ССР |
- |
11 |
35 |
2 |
5 |
18,2 |
40,0 |
- |
Одной из разновидностей торговли фасованными товарами являлись магазины-автоматы. Вопрос об их открытии был поставлен в начале 60х годов, но реальная попытка воплощения в жизнь относится к середине 60х. В магазине-автомате необходимо было определить производственные функции и выбрать:
- ассортимент товаров, подлежащих реализации;
- точные параметры по весу, форме, фасовке и ценам товаров;
- температурные режимы при хранении и отпуске товаров;
- схему механизации и автоматизации перемещения товаров и их загрузки в автоматы;
- систему диспетчерского оперативного контроля хода реализации товаров и их учёта, а также порядок расчёта с поставщиками;
- штаты обслуживающего персонала;
- размеры и планировку торгового зала и подсобных помещений в соответствии со стоимостью строительства [9, с.29].
К середине 60х годов было разработано три варианта магазинов-автоматов, которые различались количеством автоматов и пропускной способностью. Но недостаток и низкое качество выпускаемого оборудования, отсутствие необходимого количества запасных частей, нехватка квалифицированных кадров по обслуживанию автоматов привели к тому, что подобные типы магазинов не получили широкого распространения. Распространение магазинов-автоматов можно проследить в таблице 4 [10, с.94].
Таблица 4
Число продовольственных магазинов-автоматов в государственной торговле
|
1960 год |
1963 год |
1964 год |
1964г. в % % к 1960г. по числу магазинов |
|||
Число магаз. |
В них раб. мест |
Число магаз. |
В них раб. мест |
Число магаз. |
В них раб. мест |
||
СССР |
233 |
693 |
344 |
1026 |
334 |
1005 |
143,3 |
РСФСР |
109 |
388 |
143 |
497 |
141 |
484 |
129,3 |
Украинская ССР |
75 |
161 |
111 |
230 |
113 |
232 |
150,6 |
Белорусская ССР |
21 |
56 |
19 |
48 |
18 |
44 |
85,7 |
Узбекская ССР |
- |
- |
4 |
3 |
3 |
8 |
- |
Казахская ССР |
4 |
18 |
12 |
30 |
11 |
29 |
275,0 |
Грузинская ССР |
2 |
4 |
2 |
4 |
2 |
4 |
- |
Азербайджанская ССР |
1 |
4 |
21 |
117 |
25 |
142 |
25 раз |
Литовская ССР |
7 |
17 |
12 |
29 |
5 |
11 |
71,4 |
Молдавская ССР |
2 |
10 |
5 |
19 |
5 |
19 |
250,0 |
Латвийская ССР |
6 |
17 |
8 |
23 |
5 |
10 |
83,3 |
Киргизская ССР |
1 |
6 |
2 |
8 |
1 |
6 |
- |
Таджикская ССР |
- |
- |
1 |
2 |
- |
- |
- |
Армянская ССР |
4 |
9 |
- |
- |
- |
- |
- |
Туркменская ССР |
- |
- |
2 |
8 |
2 |
8 |
- |
Эстонская ССР |
1 |
3 |
3 |
7 |
3 |
8 |
300,0 |
В промтоварной торговле в 50–60е годы в стране сложилось два основных направления прогрессивной организации продажи товаров:
1) торговля с открытой выкладкой товаров;
2) торговля по методу самообслуживания покупателей.
Для более широкого распространения данного передового опыта торговли управлением организации торговли Министерства торговли СССР были разработаны, обсуждены и рекомендованы мероприятия по улучшению размещения и выкладки промтоваров, о продаже товаров по образцам с отпуском в торговом зале магазина и с доставкой на дом, об опыте торговли отрезами тканей с самообслуживанием, о новых формах торговли одеждой и обувью [11, с.16]. О распространении метода с открытой выкладкой товаров и увеличении числа магазинов, применяющих данную форму торговли, говорит таблица 5, представленная Министерством торговли СССР [12, с.97].
Таблица 5
Число непродовольственных магазинов государственной торговли, работающих по образцам с открытой выкладкой товаров
|
1958 год |
1964 год |
1964г. в % % к (по числу магазинов) |
|||
Число магаз. |
В них раб. мест |
Число магаз. |
В них раб. мест |
1958г. |
1963г. |
|
СССР |
1960 |
14294 |
10879 |
91174 |
5,5 раза |
117,9 |
РСФСР |
1066 |
9749 |
6426 |
61730 |
6 раз |
116,8 |
Украинская ССР |
329 |
2016 |
2275 |
14720 |
6,9 раза |
119,0 |
Белорусская ССР |
56 |
360 |
368 |
3840 |
6,6 раза |
119,0 |
Узбекская ССР |
26 |
249 |
125 |
934 |
4,8 раза |
111,6 |
Казахская ССР |
19 |
96 |
347 |
2412 |
18,3 раза |
155,6 |
Грузинская ССР |
54 |
530 |
244 |
1976 |
4,5 раза |
111,9 |
Азербайджанская ССР |
13 |
44 |
129 |
726 |
10 раз |
135,7 |
Литовская ССР |
21 |
70 |
140 |
877 |
6,7 раза |
103,7 |
Молдавская ССР |
3 |
11 |
67 |
536 |
16,7 раза |
111,7 |
Латвийская ССР |
38 |
163 |
203 |
1356 |
5,3 раза |
120,1 |
Киргизская ССР |
5 |
31 |
37 |
171 |
7,4 раза |
112,1 |
Таджикская ССР |
30 |
181 |
48 |
338 |
1,6 раза |
111,6 |
Армянская ССР |
19 |
82 |
67 |
387 |
3,5 раза |
113,6 |
Туркменская ССР |
7 |
35 |
16 |
68 |
2,3 раза |
84,2 |
Эстонская ССР |
40 |
118 |
110 |
492 |
2,7 раза |
108,9 |
Прочие организации |
234 |
559 |
277 |
611 |
1,2 раза |
115,9 |
Широкое распространение получила торговля промтоварами с самообслуживанием покупателей [13, с.12]. В виду очевидной экономической выгоды её поддержали директора многих магазинов. Например, директор ГУМа Строгов на совещании при заместителе Министра торговли СССР о новых формах торговли, состоявшемся 22 ноября 1955 года, привел такие примеры: «Эта форма способствует повышению продажи таких товаров, которые обычно не идут: деревянные молотки, которые лежали на полках и продаются не более 10 штук, в этой секции [самообслуживания] продаются по 60 штук; терки из белой жести — обычно их продают 20–30 штук, а эта секция продает не менее 100 штук. Различные детали для мясорубок мы продавали на 50, на 25 рублей, а теперь эта секция продаёт их на 150 рублей, и мы вынуждены заказать промышленности их несколько тысяч штук» [14, с.4].
Коллегу по данному вопросу поддержала директор ЦУМа Богданова: «Положение с мужскими сорочками очень плохо — мы затоварились. Мы открыли киоск сорочек с запонками, галстуками. Что же дал нам этот киоск? В целом универмаг торгует 70–80 штук сорочек, и специальная секция [самообслуживания], этот маленький киоск, 30–40 штук, т. е. 50 %» [15, с.5].
Повсеместно, где новые формы торговли были правильно организованы, кроме неоспоримых выгод, которые получало от их внедрения население, значительный экономический эффект имело государство. Увеличивалась пропускная способность магазинов, в связи с чем на той же площади можно было делать большой товарооборот. Благодаря большей специализации персонала магазина значительно возрастала производительность труда, уменьшался штат работников, снижались издержки обращения.
Наряду с положительной стороной организации торговли по новым формам в этом важном деле имелись и серьёзные недостатки. Успех работы магазинов самообслуживания и их высокие экономические показатели зависели, прежде всего, от широты ассортимента, правильной планировки торгового зала, простого и четкого построения процесса продажи [16, с.17].
Однако некоторые магазины самообслуживания имели более узкий ассортимент товаров, чем был в них до перехода на новую форму торговли. Например, из ассортимента многих киевских магазинов после перевода их на торговлю с самообслуживанием были исключены такие товары, как свежемороженая рыба, сыры, растительное масло, колбаса и некоторые кондитерские изделия.
Директора некоторых продовольственных магазинов самообслуживания произвольно сокращали доступ покупателей в торговый зал, что снижало пропускную способность магазинов и часто порождало очереди. Пропускная способность магазинов самообслуживания зачастую сокращалась также неправильной их планировкой, когда устраивались групповые, а не индивидуальные рабочие места контролёров-кассиров, что создавало сутолоку при расчёте за товар и затрудняло контроль за оплатой стоимости товаров всеми выходящими из магазина покупателями. В ряде магазинов самообслуживания допускались большие штатные излишества, вызываемые назначением в торговый зал большого количества контролёров для надзора за покупателями.
Противники магазинов самообслуживания чаще всего выдвигали такой довод, что при подобной системе продажи нельзя обеспечить сохранность товаров. Директор ГУМа Строгов описывал ситуацию в ноябре 1955 года следующим образом: «Преимущества для покупателей очевидны, отзывы очень хорошие… Но есть одно «но». Секции эти [самообслуживания] молодые, мы второй месяц ими занимаемся, и всё время непрерывно ими приходится заниматься — крадут товар, и трудно за этим делом уследить. Мы их переучитываем каждые 10 дней… Мы ищем лучших условий контроля за материальными ценностями… На всех предметах теперь ставим штамп «продано» [17, с.3].
Многих руководителей торговых организаций волновал вопрос о материальной ответственности продавцов и способах борьбы с недостачами из-за хищения товаров. Они в первый месяц делали скидку, а во второй — заставляли оплачивать недостачи. Но любая проверка ревизоров могла счесть это за растрату.
Директор ГУМа Строгов предложил предоставить директорам право в секциях самообслуживания производить списание в пределах от 0,01 % или 0,15 %, иначе ни одно материально-ответственное лицо не заставить туда идти [18, с.4]. В рассматриваемый период данный вопрос решён не был, и это в определенной мере тормозило распространение форм самообслуживания в торговле.
Главная задача к середине 60х годов заключалась в том, чтобы устранить недостатки, допущенные при организации торговли по новым формам. Основное внимание при этом должно было уделяться расширению ассортимента товаров в магазинах с прогрессивными формами торговли, простому и четкому построению процесса продажи, правильной планировке и оборудованию магазинов.
Подытоживая всё выше изложенное, необходимо подчеркнуть, что успех применения прогрессивных форм торговли в 50–60е годы зависел от:
- правильного и широкого их применения;
- быстрейшей ликвидации имеющихся недостатков в практике применения прогрессивных форм торговли;
- широкого обмена опытом между отдельными и торгами.
Практическое решение всех этих вопросов должно было облегчить и ускорить выполнение важной задачи в торговле в 50–60е годы — широкого применения прогрессивных методов продажи товаров и обслуживания покупателей.
Литература:
1. Директивы XX съезда КПСС по шестому пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1956–1960гг. // КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т.9. М., 1986.
2. Российский государственный архив экономии (далее — РГАЭ). Ф.195. Оп. 1. Д. 357. Л. 88.
3. Курнин Д. Широко внедрять прогрессивные формы торговли // Советская торговля. 1960. № 11.
4. Соколов И. Смелее внедрять передовые формы обслуживания // Советская торговля. 1955. № 9.
5. Павлов Д. В. Советская торговля в современных условиях. М., 1965.
6. РГАЭ. Ф. 195. Оп. 1. Д. 357. Л. 90.
7. Игуменцев В. М., Кононов Н. Н. Советская культурная торговля. М., 1952.
8. РГАЭ. Ф. 195. Оп. 1. Д. 357. Л. 92.
9. Советов К. В., Гончаров Н. Н. Комплексная автоматизация торговли. М., 1966.
10. РГАЭ. Ф. 195. Оп. 1. Д. 357. Л. 94.
11. РГАЭ. Ф. 7971. Оп. 5. Д. 79. Л. 16.
12. РГАЭ. Ф. 195. Оп. 1. Д. 357. Л. 97.
13. Виноградов В., Широков А. Прогрессивные формы торговли — универмагам // Советская торговля. 1962. № 10.
14. РГАЭ. Ф. 7971. Оп. 1. Д. 2479. Л. 4.
15. Там же. Л. 5.
16. Кирсанов Н. Из опыта внедрения прогрессивных методов торговли в универмагах // Советская торговля. 1957. № 3.
17. РГАЭ. Ф. 7971. Оп. 1. Д.2479. Л.3.
18. Там же. Л. 4.