Русский стиль храмов конца XIX- начала XX вв. города Краснодара: историко-архитектурный аспект изучения | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. История отдельных процессов, сторон и явлений человеческой деятельности

Опубликовано в

II международная научная конференция «Вопросы исторической науки» (Челябинск, май 2013)

Статья просмотрена: 610 раз

Библиографическое описание:

Береговина, Н. Б. Русский стиль храмов конца XIX- начала XX вв. города Краснодара: историко-архитектурный аспект изучения / Н. Б. Береговина. — Текст : непосредственный // Вопросы исторической науки : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, май 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 37-40. — URL: https://moluch.ru/conf/hist/archive/85/3889/ (дата обращения: 16.11.2024).

Современный Краснодар (до 1920 г. город Екатеринодар), был основан как военный лагерь черноморских казаков в 1793 г., ставшим позже крепостью, чье возникновение свидетельствовало о становлении города, являя структуру незавершенной градообразующей схемы, но путем создания центра обороны. Статус города Екатеринодар, названный в честь факта дарения кубанской земли черноморским казакам императрицей Екатериной II, получил в 1867г. Типичная, в градостроительном ракурсе, организация среды, полученная исторической подоплекой возникновения населенного пункта и рекой, как жизненно важного природного ресурса, естественного оборонительного рубежа, средства сообщения, предопределили развитие инфраструктуры города. Исследователь А. Л. Филиппова, ссылаясь на историка В. В. Бондаря, отмечает: «Для Екатеринодара был выбран самый простой тип планировки, применявшийся для большинства поселений военного характера: ортогональная разновидность прямоугольного плана. Местность была расчерчена таким образом, чтобы улицы пересекались под прямым углом, а кварталы имели форму квадрата и были равны по размерам. Такая планировка исключала существование единого центра, но подразумевала главную осевую улицу. С юга город граничил со строящейся крепостью, с запада и востока его рост был ограничен водными преградами (реками Кубань и Карасун). Вследствие этого преобладающим направлением развития города становится северное; первоначально северная граница пролегала по нынешней ул. Горького (позже она передвинется на ул. Длинную, а затем и на Северную)». [1,с.6]

Важным этапом в формировании архитектурно-пространственной композиции городской застройки было строительство каменного здания храма, нередко сопровождавшегося подъемом общественной, экономической и культурной жизни населения. В период конца XIX — начала XX вв., в Екатеринодаре было построено три каменных церкви, отражающих стилистику русского направления в архитектуре.

Художественные поиски стиля во многом определялись идеями народнического движения, повышенным интересом к крестьянскому зодчеству. Исторический стиль в русской архитектуре конца XIX — начала XX вв.; стремился освоить и приблизить к современности наследие русского зодчества XI-XVII вв.; в противовес стилизаторству европейских архитектурных стилей, превалирующих в царской России. [2, с.240]

В 1888 году, вскоре после посещения города Екатеринодара, 17 октября у станции Борки, Августейшая семья, чудом уцелела при крушении царского поезда.

Заседание местных обществ, приуроченное к годовщине данного события и проведенное в помещении Городской Управы города Екатеринодара, постановило возвести каменный храм во 2-й части города[1], в ознаменование спасения царской семьи. После серии состоявшихся совещаний, 2 января 1897г. решено командировать городского архитектора И. К. Мальгерба для ознакомления с архитектурой, технической, финансовой стороной дела существующих храмов в Харькове, Петербурге и других городах.

Исследователь, работавший в начале XX в. С. Казарова, в очерке, посвященном истории храма во имя Святой Троицы, упоминает: «Образцом для храма во 2-й части г. Мальгербу послужила церковь при Киево-Печерском подворье в Петербурге».

Торжественная закладка храма во имя Святой Троицы была произведена 3 октября 1899г., новое здание церкви освятили 7 июня 1910г.

Этот Божий храм стал истинным украшением второй, более бедной части Екатеринодара. [3, с.123]

Поставленный на подклет храм во имя Святой Троицы расположен на углу городского квартала близ реки Кубань. Основным строительным материалом при возведении храмового здания стал кирпич с использованием незначительного количества белокаменных деталей. Своеобразие объемно-пространственной композиции храма во имя Святой Троицы обусловлено монументальным четвериком, увенчанным ступенчатыми стенками с кокошниками и пятиглавием с луковичными куполами. Церковь окружена галерей с запада, севера и юга, при этом храмовая часть соединена западным двухэтажным переходом, имеющим скатную крышу под карниз четверика, с трехъярусной колокольней, возвышающейся над основным объемом здания.

С.Казарова пишет: «Наряду с этим г. Мальгерб повысил главный купол церкви и особенно колокольни, сделав ее двухъярусной[2], выше главного купола, что даже требуется русским стилем (московским), в котором должна быть построена церковь, и в то же время придает внешнему виду храма более величия и благолепия».

С востока к четверику примыкает, равновысокий западному переходу, объем помещения главного алтаря с полуциркульной апсидой. Эти объемы объединены одноэтажной галереей с апсидами на востоке. Угловые помещения галереи крепованы и несколько повышены относительно средней части галереи, они завершаются двумя ярусами кокошников, несущими шатер с декоративной шеей, увенчанной малой главкой луковичной формы. Полуцилиндры разновысоких апсид на востоке создают ярусную объемную композицию, подчеркивая монументальность основного объема храма во имя Святой Троицы.

Вертикали четверика вторит изящная трехъярусная колокольня. На параллелепипед первого яруса (западный притвор) поставлен кубик «звона», прорезанный арками с подвесными гирьками. Первый ярус разделен перекрытием на два этажа. С южной стороны (от центрального прохода в притворе церкви) находится лестничная клетка с маршевой лестницей, ведущей на второй этаж. С северной стороны примыкает помещение хозяйственного назначения. Через второй этаж перехода, поднявшись в помещение колокольни, можно было попасть на хоры четверика. Третий ярус колокольни — «восьмерик», также предназначенный для развески колоколов, увенчан высоким шатром с одним уровнем слухов ориентированных по сторонам света. Завершен шатер «винтящей» главой на круглой (в поперечном сечении) шее и металлическим ажурным крестом с четырьмя растяжками. В основании шеи размещена коронка из восьми кокошников.

В юго-западном углу галереи находится южный вход в церковь, снабженный одномаршевой наружной лестницей, аналогично устроен северный портал. Западный портал традиционно расположен в первом ярусе колокольни. К нему ведет широкая на три схода лестница с рундуком на квадратных кубовых столбах.

Сложная многоплановая объемно-пространственная структура храма во имя Святой Троицы подкрепляется системой декоративного убранства церковного здания. Фасады насыщены сочными краснокирпичными деталями, заимствованными из древнерусского зодчества. Оконные проемы обрамлены колонками с профилированными тягами, имеющими коруны, завершающие наличник в его надоконном и подоконном пространстве. В первом свете (в галерее) двойные окна, помещены в ниши, выполненные в виде имитации аркады. Столбы стилизованной аркады декорируют ширинки, в импостах использован поребрик и набор из полок и вала. Декор, примененный для храма во имя Святой Троицы, напоминает узорочье ярославских храмов XVII в.

Храм во имя Святой Троицы, в основе которого лежит традиционный для русских храмов четверик, по характеру организации внутреннего пространства подобен трехнефным культовым постройкам. Пространство помещения, предназначенное для православных верующих, является единым для всех трех приделов. По высоте боковые нефы выполнены значительно ниже своего центрального, в котором устроены окна второго света. Основной объем храма имеет сомкнутый свод, опирающийся на четыре вертикальных опоры и завершенный куполом на световом барабане.

Восстановлением живописных панно (ранее выполненных бригадой художника Н. М. Сафонова (ученика В. М. Васнецова)) в храме во имя Святой Троицы, здание которого долгое время использовалось под сельскохозяйственный склад, занимался художник- реставратор В. С. Сухоруков. В куполе светового барабана изображен лик Вседержителя. В живописи сохраняется традиция второй половины XIX в. Четырехъярусный иконостас выполнен подобно конструкции пристенного.

С весны 1979г. здание храма во имя Святой Троицы является памятником архитектуры.

Рис. 1. Храм во имя Святой Троицы г. Краснодара (фото конца 1970-х гг.)

Рис. 2. Храм в честь Святого Георгия Победоносца г. Краснодара (фото конца 1970-х гг.)

Храм в честь Святого Георгия Победоносца был заложен 18 июня 1895г. на подворье Балаклавского Свято — Георгиевского мужского монастыря. Строительство церкви было закончено в 1900г. Зодчий, освященного в ноябре 1903 г.[3] нового храмового здания, остался неизвестен. Возводилась церковь под наблюдением архитектора И. К. Мальгерба.

Храм в честь Святого Георгия Победоносца, в окружении старой застройки, расположен на пересечении краснодарских улиц им. М. П. Седина и Северной. В период строительства он закреплял северную границу города.

Кирпичное здание церкви в честь Святого Георгия Победоносца представлено трехъярусным четвериком, поставленным на высокий подклет и завершенным пятью главами луковичной формы, установленными на глухие барабаны. К традиционному для русской архитектуры четверику с разных сторон примыкают другие элементы здания. С востока к основному объему здания пристроен полуцилиндр апсиды. Прилегающий к четверику второй ярус, равновысокий с объемом апсиды, декорирован по углам гранеными шатрами с шеями, увенчанными позолоченными главками луковичной формы, он создает в объеме здания интересный ступенчатый силуэт, за счет перехода между первым ярусом галереи и главным кубическим объемом церкви. Общая длина храма (включая алтарную часть) составляет 25, 95м. при ширине 19,55м. Четверик церкви с запада, севера и востока окружен одноэтажной галереей, перекрытой системой крестовых сводов, на нее ведут лестницы с рундуками и крыльцами, имеющими шатровое завершение. С западной стороны в здание храма ведет скругленная в плане лестница с забежными ступеньками. Главный вход в церковь устроен в первом ярусе пристроенной колокольни. Трехъярусная колокольня по типу восьмерика на четверике перекрыта шатровым сводом, в основании которого устроена коронка из кокошников килевидных очертаний. Капитальные стены храма опираются на ленточный фундамент, выполненный из кирпича.

Все фасады храма в честь Святого Георгия Победоносца решены идентичными архитектурно — художественными приемами. Использованы разнообразные по рисунку наличники окон, пучки колонн, муфтованные тумбы, ярусы кокошников и другие детали декоративного убранства, выполненные в приемах русского стиля.

Стены храма в честь Святого Георгия Победоносца раскрепованы пилястрами с ширинками на первом ярусе и трехчетвертными пучками колонн на втором и третьем ярусе. Плоскости стен декорированы поребриком, ширинками и аркатурными поясами. Фасады завершаются ярусом кокошников, опоясывающих четверик. Кокошники, встроенные рядами, согласно архитектурно-художественной последовательности, задуманной для каждого яруса отдельно, очень оживляют объемную композицию здания.

Оконные проемы имеют трехцентровые перемычки на галерее, двойные полуциркульные на втором ярусе и прямоугольные с контрналичниками и сандриками в виде кокошников — на третьем.

Интересно цветовое решение из лицевого кирпича, оштукатуренных деталей декора и изразцов в ширинках, примененных только в этом городском храме.

В организации интерьера храма использованы четыре мощных вертикальных опоры, поддерживающие сомкнутый свод. Пространство боковых нефов (в экстерьере — второй ярус) перекрыто крестовыми сводами.

Храм в честь Святого Георгия Победоносца остается важным градообразующим звеном, замыкающим своим объемом застройку улицы им. И. П. Седина, и доминируя своей массой, над окружающими его сохранившимися зданиями, построенными в прежние годы.

Братская церковь Святого пророка Илии построена в русском стиле по проекту городского архитектора Н. Г. Петина, составленного им безвозмездно в 1903г. Здание церкви возводили в память умерших во время эпидемии холеры, свирепствовавшей в Екатеринодаре летом 1892г. Окончание строительства и освещение храма в честь Святого пророка Илии состоялось в 1907г. Колокольня была пристроена Н. Г. Петиным через пять лет после окончания строительства церкви.

Братская церковь Святого пророка Илии, поставленная на углу, при пересечении краснодарских улиц Октябрьской и Пашковской, рассчитана всего на 500 человек, что обуславливает ее компактный объем. Длина здания храма приблизительно составляет 13,4м., при ширине 12,3м. Высота храма в честь Святого пророка Илии достигает (включая высоту креста центральной главы) порядка 22 м. Объемно-пространственная композиция храма основана на традиционном четверике, с примкнувшей к нему с восточной стороны граненой апсидой и расположенной на западе двухъярусной колокольней, которая запроектирована по типу восьмерик на четверике. Главный вход для прихожан устроен через притвор (первый ярус колокольни).

«Западный фасад, оказавшийся в глубине квартала, существенной роли не играет. Архитектор акцентировал южный и северный фасады приставленными к центральному четверику боковыми объемами с рядами окон, обрамленных крупными, отчетливо прорисованными наличниками, с треугольными фронтонами с высоким поребриком. В отличие от других церквей города, построенных в русском стиле (Троицкой и Георгиевской), кирпичный декор храма прост и графичен. В основе его — отчетливо читаемая плоскость стены; немногочисленные декоративные элементы сосредоточены вокруг оконных проемов и вдоль линии карниза, что обусловлено небольшими размерами храма [1].

По организации внутреннего пространства Братская церковь Святого пророка Илии относится к четырхстолпному типу храма. Крестчатые в плане столпы являются опорными точками для сомкнутого свода, поддерживающего световой барабан небольшого диаметра, завершенный главой луковичной формы.

Церковь имеет хоры. Поперечные рукава креста имеют двускатное перекрытие, соответствующее внешним формам кровли и треугольного щипца. Центральный неф в западной части перекрыт стрельчатым сводом с небольшой стрелой подъема» [1].

Два иконостаса для церкви в честь Святого пророка Илии в августе 1995г. выполнил мастер по мрамору В. П. Нехорошев.

Рис. 3. Братская церковь Святого Пророка Илии г. Краснодара

Архитектурно-художественная среда центров большинства городов сложилась под влиянием историзма, объединяющего несколько направлений — «стилизации», эклектики, соответствующих ветвей модерна и др. — различающихся глубиной и последовательностью в привлечении художественного наследия прежних веков [4, с.118]

Исторический центр города первичное ядро, на основе которого организуются доминаты приоритетной архитектурно-функциональной значимости, впоследствии связывающие окружающее их пространство в единую градостроительную систему.

Литература:

1.                 Филиппова А. Л. Архитектура Екатеринодара конца XVIII — начала XX века. Краснодар, 2008.

2.                 Герман Ю. В. Архитектура. Иллюстрированный толковый словарь: более 3000 терминов: около 500 иллюстрации. Москва, 2010.

3.                 Бардадым В. П. Архитектура Екатеринодара. Краснодар, 2002.

4.                 Маклакова Т. Г. История архитектуры и строительной техники. Часть 2. Зодчество индустриальной эпохи (Учебник для вузов). Москва, 2003.



[1] Екатеринодар, был разделен на четыре административных части, каждая имела свою церковь.

[2] Видимо, С.Казаровой притвор храма не учитывается как первый ярус колокольни.

[3] В литературных источниках имеется расхождение о времени завершения строительства храма, в одних 1900 г., в других 1903 г.

Основные термины (генерируются автоматически): Святая Троица, Георгия Победоносца, Святой Пророк, храм, братская церковь, имя, русский стиль, честь, краснодар, луковичная форма.

Похожие статьи

Тенденция «кирпичного» стиля в творчестве кубанских зодчих конца XIX – начала XXвв.: историко-архитектурный аспект изучения

Творческое наследие кубанского зодчего А. П. Косякина: историко-архитектурный аспект изучения

Храм во имя Святой Троицы станицы Казанской: историко-архитектурный аспект изучения

Деятельность коммунистического союза молодёжи на Дальнем Востоке РСФСР в 1920-е — 1930-е гг.: историографический обзор

Повседневная жизнь женщин Кубани в период революции и Гражданской войны (1917–1922 гг.): историографический обзор

Становление отечественного женского образования в XI — первой половине XVIII вв.: историко-педагогический анализ

Ювелирные изделия древней Твери: историографический аспект

Становление наказания в виде конфискации имущества по уголовному законодательству Древнерусского государства: историко-правовой аспект

Быт и культура народов Узбекистана (XVI – первая половина XIX в.)

Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы в городе Славянске-на-Кубани: историко-архитектурный аспект изучения

Похожие статьи

Тенденция «кирпичного» стиля в творчестве кубанских зодчих конца XIX – начала XXвв.: историко-архитектурный аспект изучения

Творческое наследие кубанского зодчего А. П. Косякина: историко-архитектурный аспект изучения

Храм во имя Святой Троицы станицы Казанской: историко-архитектурный аспект изучения

Деятельность коммунистического союза молодёжи на Дальнем Востоке РСФСР в 1920-е — 1930-е гг.: историографический обзор

Повседневная жизнь женщин Кубани в период революции и Гражданской войны (1917–1922 гг.): историографический обзор

Становление отечественного женского образования в XI — первой половине XVIII вв.: историко-педагогический анализ

Ювелирные изделия древней Твери: историографический аспект

Становление наказания в виде конфискации имущества по уголовному законодательству Древнерусского государства: историко-правовой аспект

Быт и культура народов Узбекистана (XVI – первая половина XIX в.)

Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы в городе Славянске-на-Кубани: историко-архитектурный аспект изучения