История становления института защиты прав ребёнка за рубежом
Автор: Акулова Юлия Александровна
Рубрика: 2. История государства и права
Опубликовано в
Дата публикации: 29.11.2013
Статья просмотрена: 2746 раз
Библиографическое описание:
Акулова, Ю. А. История становления института защиты прав ребёнка за рубежом / Ю. А. Акулова. — Текст : непосредственный // Юридические науки: проблемы и перспективы : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2014 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2014. — С. 1-2. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/113/4514/ (дата обращения: 15.11.2024).
«Ребёнок» всегда являлся особым субъектом правоотношения, права и свободы которого всегда зависели от воли родителей, а дальнейшем и от политики государства.
Ещё Домниций Ульпиан характеризовал ребёнка как личность с шаткой рассудительностью, поэтому права ребёнка всегда требовали особой защиты государства.
Эта проблема прошла все периоды истории, задела все страны, но не потеряла свою актуальность и по сей день.
В древнем мире в основе практики воспитания детей лежала идея полной родительской власти (чаще отца) над ребёнком.
В римском праве власть отца была абсолютной и являлась строго национальным институтом римских граждан [1]
Именно глава семьи решал судьбу детей, оставить жизнь или же отдать в рабство, но постепенно происходило ослабление родительской власти, и ребёнок становился под защиту права.
Дети получили возможность жаловаться в магистрат, тем самым ограничив власть родителя над собой. В институциях Юстиниана появилась запись о том, что родители в обязательном порядке должны были уплачивать издержки на воспитание детей. Отдельно были выделены незаконнорождённые, к примеру, дети-конкубины имели притязания об алиментах к обоим родителям, остальные же могли требовать выплаты только от матери или же её близких родственников.
Со временем расширялась и имущественная самостоятельность детей. В Гаевом кодексе указывается, что отец был обязан выделять сыну имущество — пекулей, по достижении им 25 лет, и последний мог распоряжаться им по своему усмотрению абсолютно законно, но в случае его смерти вся собственность закреплялась за родителем.
Также ребёнок получил право владения состоянием матери, на которое отец не мог претендовать, он лишь выполнял роль регента.
Но всё выше сказанное относилось лишь к детям свободных, родившиеся, же в семьях рабов не имели никаких прав, их судьба полностью зависела от воли господина.
Безграничной власть отца являлась и в Древнем Китае. Там, родитель имел право продать ребёнка, но эта возможность распространялась лишь на младших детей, старший, же оставался дома и обладал рядом преимуществ перед остальными. Наказывались сыновья и внуки, пытавшиеся без разрешения отселиться от большой семьи или присвоить часть семейного имущества.
Таким образом, можно сказать, что уже во времена господства Римского права началось становление детской гражданской правоспособности, а государству была приписана роль высшего опекуна.
Средневековье можно охарактеризовать как период со слабо развитой правовой защитой детства, жестокость в обращении была характерна для большинства законодательных актов того периода.
Также как и в Риме, глава семьи играл огромную роль, так например, исторические памятники немецкого средневекового законодательства утверждают за отцами право продавать детей в крайних случаях, во время голода и лишь с некоторыми ограничениями в пользу продаваемых. «Швабское зерцало» говорит, что отец во время нужды может по праву продать своих детей, но не в дом публичных женщин и не для убийства. В саксонских городах закон предоставлял отцу право во время голода продавать и закладывать детей, но так, чтобы не было при этом опасности для их жизни и притеснения религиозных верований.
Отношение средневекового законодательства к детоубийству отличалось от современного в двух моментах: детоубийство рассматривалось как «нечто меньшее, чем убийство», но, с другой стороны, как нечто худшее, чем небрежность, приведшая к смерти. Тем самым внимание церкви было обращено не только на грех родителей, но и на благополучие ребенка. Родители не только должны были иметь добрые намерения, но и заботиться о ребенке в действительности. К примеру, Французская Салическая правда гласила:
«Параграф 1. XXIV. Если кто лишит жизни мальчика до 10 лет включительно и будет уличён, присуждается к уплате 600 сол».
«Параграф 4. Если кто лишит жизни ребёнка в утробе матери раньше, чем он получит имя, и это будет доказано, присуждается к оплате 100сол». [2]
В Германском праве средневековья — Каролине, 1525г. написано:
«Ст. C XXX. Женщина, которая злоумышленно, тайно и по своей воле убьет своего ребёнка, уже получившего жизнь, будет согласно обычаю заживо погребена и забита кольями»
«Ст. C XXXIII. Если кто-нибудь изгонит живой плод у женщины путём насилия, вредной пищи или напитка, то мужчина должен быть казнён (путём отсечения головы) мечом, а женщина, хотя бы она учинила это сама над собой, должна быть утоплена или подвергнута иной смертной казни» [3].
В Статутах Великого Княжества Литовского присутствует статья:
«Раздел 11.10. Если бы кто-нибудь из-за голода продал в рабство…своего сына, то такой договор не должен иметь силы, и когда прекратится голод, тот человек, достав деньги, отдаст их кредитору, а сам снова станет свободным» [4].
В целом можно сказать, что на средневековом праве лежал теократический отпечаток, религия занимала в то время одну из главенствующих позиций. Развитие правоспособности детей происходило не очень интенсивно, т. к. ребёнок выступал в качестве товара или раб. силы и родители распоряжались им по своему усмотрению.
Более остро вопрос о правоспособности детей стоял в новое время. Именно в этот период общество стало особо яро защищать права ребёнка по средствам различных НПА или разнообразных общественных организаций.
К примеру, Французский Гражданский кодекс 1804г. говорит о правах ребёнка так:
«Параграф 372. Ребёнок находится под властью родителей до того, как станет совершеннолетним, или приобретёт полную дееспособность».
«Параграф 375. Отец, у которого имеются достаточные и серьёзные основания сомневаться в достойном поведении своего ребёнка, обладает следующим средством для его наказания:
Параграф 376. Если ребёнку исполнилось 16 лет, то отец может поместить его в тюрьму на срок, который, однако, не может превышать одного месяца. Во исполнении этого президент окружного суда обязан выдать ордер на его содержание в тюрьме по требованию отца.
Параграф 377. Если ребёнку до 16 лет, отец может только попросить поместить ребёнка в тюрьму. Причём такое прошение органы власти должны рассмотреть и принять решение: удовлетворить или отклонить».
В описанных выше ситуациях от судей не требовались никакие письменные документ, совершенно не соблюдались какие-либо формальности (кроме выдачи ордера). В те времена заключение ребёнка под стражу считалось нормой, и объяснять это каким-либо образом не требовалось. Всю структуру власти отца над семьёй можно соотнести с patria potestas домовладыки в римском праве.
Статистика нарушения прав ребёнка того времени была внушительной. Например, в Лондоне были официально зарегистрированы 762 случая, из них: голодание (81), опасная жестокость (130), заброшенность (30), оставление ребёнка на произвол судьбы (70) и др. Было вынесено 120 приговоров.
Всё это способствовало образованию различных организаций защищающих права ребёнка:
Лондонское общество по предотвращению жестокости по отношению к детям (1884)
Нью-Йоркское общество предупреждение жестокого обращения с детьми(1871)
Союз защиты детей от использования и жестокого обращения, образованный в Германии (1898) и др.
В 1899 г. был образован первый детский суд, разбирающий исключительно дела связанные с несовершеннолетними. Введены понятия «виновный» и «правонарушитель», отличающиеся от статуса «преступник».
Из выше изложенного можно сделать вывод, что к началу эпохи нового времени права ребёнка по-прежнему носили авторитарный характер по отношению к родителям, отец обладал большими полномочиями, но уже ближе к завершению этого периода общество становится на защиту правоспособности детей посредствам введения различных законопроектов и действиями общественных организаций.
Литература:
1. Институции Юстиниана. [Электронный ресурс]. URL: http://www.law-students.net/index.php (дата обращения: 8. 11. 2013)
2. Салическая правда. [Электронный ресурс]. URL: http://www.hist.msu.ru/ ER/Etext/salic.htm (дата обращения: 8. 11. 2013)
3. «Каролина» Уголовно-судебное уложение Карла V. [Электронный ресурс]. URL: http://www.law-students.net/index.php (дата обращения: 8. 11. 2013)
4. Статут Великого княжества Литовского 1529 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.law-students.net/index.php (дата обращения: 8. 11. 2013).