Правовые основы реализации национальной политики в Краснодарском крае | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 3. Конституционное (государственное) право

Опубликовано в

II международная научная конференция «Право: современные тенденции» (Уфа, апрель 2014)

Дата публикации: 26.03.2014

Статья просмотрена: 2043 раза

Библиографическое описание:

Чунихина, Т. Н. Правовые основы реализации национальной политики в Краснодарском крае / Т. Н. Чунихина, Г. Г. Даветлидзе. — Текст : непосредственный // Право: современные тенденции : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, апрель 2014 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2014. — С. 58-62. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/114/5354/ (дата обращения: 15.11.2024).

Новым важнейшим программным документом, определяющим национальную политику государства на многие годы вперед, стала принятая 19 декабря 2012 года Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года [1]. Стратегия разработана в целях обеспечения интересов государства, общества, человека и гражданина, укрепления государственного единства и целостности России, сохранения этнокультурной самобытности ее народов, сочетания общегосударственных интересов и интересов народов России, конституционных прав и свобод граждан.

Многообразие национального (этнического) состава и религиозной принадлежности населения России, исторический опыт межкультурного и межрелигиозного взаимодействия, сохранение и развитие традиций проживающих на ее территории народов являются общим достоянием российской нации, служат фактором укрепления российской государственности, определяют состояние и позитивный вектор дальнейшего развития межнациональных отношений в Российской Федерации.

Среди целей государственной национальной политики Российской Федерации указаны: сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов России; гармонизация национальных и межнациональных (межэтнических) отношений; обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств.

Реализация национальной политики осуществляется различными способами. Определяющими среди них являются правовые и политические средства. К правовым способам реализации национальной политики относится законодательная, юридическая и правоприменительная практика органов государственной власти по правовому регулированию сферы этнонациональных отношений. Ее основные функции состоят, по мнению Р. Р. Бженникова, во-первых, в создании институциональных правовых условий реализации принципов равноправия наций, во-вторых, в свободе выражения и реализации их творческого потенциала, этнических и конфессиональных особенностей, культурного своеобразия, в-третьих, в обеспечении справедливости социальных и политических притязаний [2]. К политическим способам решения национального вопроса относится деятельность государственной власти, органов общественного самоуправления, общественных организаций по созданию системы политических институтов, позволяющих осуществлять трансляцию этнонациональных интересов от гражданского общества к государству. В целом функционирование политики и права как средств решения национального вопроса в правовом государстве осуществляется в рамках политического процесса, где нации выступают в качестве субъектов национальной политики, а не только в качестве ее объектов.

Краснодарский край отличает высокая степень этнокультурного многообразия. В нем проживают представители более 124 этнических общностей. Наиболее многочисленными этническими группами являются русские, составляющие 86,6 % численности населения края, армяне — 5,4 %, украинцы — 2,6 %, белорусы — 0,5 %, татары — 0,5 %, греки — 0,5 %, грузины — 0,4 %, немцы — 0,4 %, адыгейцы — 0,3 %, казаки — 0,3 %, турки — 0,3 %, азербайджанцы — 0,2 %, цыгане — 0,2 %, молдаване — 0,1 %, курды — 0,1 % [3]. Остальные народы численно составляют менее 0,1 %, однако имеют свои национально-культурные центры и активно взаимодействуют с региональными властями. Особое место среди этнических групп занимают адыги-шапсуги, так как официально признаны коренным малочисленным народом, о чем свидетельствует запись в Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации [4].

Администрацией Краснодарского края была разработана долгосрочная целевая программа «Сохранение и воссоздание объектов культурного наследия культового назначения и поддержка социально ориентированных религиозных организаций в Краснодарском крае на 2012–2016 годы» [5]. Среди целей и задач данной программы указаны: сохранение, использование, популяризация объектов культурного наследия культового назначения (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Краснодарского края; оказание государственной поддержки социально ориентированным религиозным организациям и деятельности общественных объединений в осуществлении общественно полезных программ; содействие духовному развитию личности.

В Программе отмечается особая роль православия в истории России, что обуславливает необходимо признания проблемы становления и развития духовности, нравственности, культуры. Одной из приоритетных задач в развитии субъекта авторы программы называют восстановление вековых традиций казачества в Краснодарском крае.

Реализация программы должна способствовать поднятию духовно-нравственного уровня населения и сохранению конфессиональной стабильности в крае.

Мероприятиями, реализуемыми в рамках данной программы являются: предоставление грантов общественным объединениям для реализации собственных общественно полезных программ; оказание государственной поддержки социально ориентированным религиозным организациям в форме финансирования в целях осуществления ими мероприятий следующих видов деятельности: социальная поддержка и защита граждан, охрана и в соответствии с установленными требованиями содержание объектов (в т. ч. зданий, сооружений и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное значение, и мест захоронений); профилактика социально опасных форм поведения граждан; благотворительная деятельность; деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества; деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни; деятельность в области улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта с содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности; деятельность, направленная на развитие духовно-нравственного воспитания, возрождение духовно-моральных норм, в том числе путем создания и функционирования объектов, обеспечивающих процесс духовно-нравственного воспитания, деятельность в области патриотического воспитания граждан, развитие и поддержка детского и молодежного общественного движения, укрепление межнациональных, межэтнических и межконфессиональных отношений.

Если мероприятия программы будут профинансированы в полном объеме, то с 2012 по 2016 годы 16 религиозных организаций получат субсидии на ремонтно-реставрационные работы, в ходе которых будут воссозданы, отремонтированы и отреставрированы 16 объектов культурного наследия культового назначения, 14 общественных организаций смогут получить субсидии на осуществление общественно полезных программ, в ходе реализации которых охват населения Краснодарского края составит порядка 62000 человек, не менее 4 социально ориентированных религиозных организаций получат государственную поддержку на осуществление ими определенных видов деятельности с охватом порядка 2500 человек населения Краснодарского края.

Ожидаемыми результатами программы должны стать: формирование механизма партнерских отношений между администрацией Краснодарского края и некоммерческими организациями (общественными объединениями и религиозными организациями), занимающими активную позицию в общественной жизни региона; активизация культурно-просветительской работы в области духовно-нравственного и патриотического воспитания населения; активное участие в осуществлении государственной политики в области поддержки социально ориентированных религиозных организаций и содействии развитию институтов гражданского общества.

Практика регулирования национальных отношений активно реализовывалась и ранее. Краевые программы, направленные на гармонизацию межнациональных отношений принимались в 2005, 2006, 2007, 2008 годах. Так, в рамках долгосрочной краевой целевой программы «Гармонизация межнациональных отношений и развитие национальных культур в Краснодарском крае» на 2010–2012 годы были проведены: краевые фестивали национальных культур «Венок дружбы народов Кубани», татарской, армянской, белорусской, польской, греческой, украинской, немецкой, ассирийской культуры на Кубани; семинар для представителей органов государственной власти, органов местного самоуправления по вопросам взаимодействия с национально-культурными объединениями (Туапсинский район); еврейский национальный праздник «Ханука»; русское национально-культурное фольклорное мероприятие; фестиваль адыгской (черкесской) культуры на Кубани «Пусть не гаснет огонь нартов»; фестиваль славянской культуры «Славянская зима»; в краевой газете «Кубанские новости» опубликованы пять вкладышей «Кубань наш общий дом», популяризирующих позитивное взаимодействие органов государственной власти и гражданского общества в сфере межэтнических отношений; на интернет-ресурсах были размещены информационные материалы, популяризирующие информацию о деятельности администрации Краснодарского края по гармонизации межнациональных отношений [6].

В Краснодарском крае активно поддерживается традиционная народная культура. Так, в Законе Краснодарского края «О культуре» обозначен один из принципов национальной политики: «возрождение и сохранение культурного наследия народов и этнических групп, проживающих на территории Краснодарского края, признание его ценностей и проявление уважения к нему» [7].

В крае действует специальный закон «О государственной политике в сфере сохранения и развития традиционной народной культуры в Краснодарском крае» [8]. Закон обеспечивает защиту прав граждан на культурную деятельность и потребление культурных благ в области традиционной народной культуры, создает правовые гарантии сохранения исторически сложившейся системы традиционной народной культуры и ее развития, гарантии для деятельности граждан и объединений, этнических общностей, проживающих на территории Краснодарского края, в области любительского народного творчества, народных ремесел и промыслов, а также деятельности по созданию, освоению, изучению, сохранению, распространению материальных и нематериальных составляющих традиционной народной культуры. В этом акте дается определение традиционной народной культуры как совокупности присущих социальной группе отличительных духовных, материальных, интеллектуальных и эмоциональных ценностей и признаков, являющихся отражением культурной и национальной самобытности общества, охватывающей образ жизни, устные традиции и формы выражения, включая нормы и правила общения, поведения, верования, обычаи, обряды, празднества, фольклор, традиционные ремесла, художественные промыслы, декоративно-прикладное искусство, исполнительские искусства, а также связанные с ними инструменты, предметы быта, артефакты, произведения народного творчества. Также характеризуется старожильческая традиционная народная культура как культура кубанского казачества.

Основные направления государственной политики в сфере сохранения и развития традиционной народной культуры в Краснодарском крае сводятся к: стимулированию и поддержке творческой деятельности носителей традиций народной культуры; созданию условий для занятий художественными ремеслами и промыслами, другими видами творчества в сфере традиционной народной культуры; развитию сети государственных организаций, осуществляющих деятельность в области традиционной народной культуры; стимулированию развития сети и поддержки муниципальных и негосударственных организаций, осуществляющих деятельность в этой области; содействию формированию рынка культурных индустрии и туризма; сотрудничеству с общественными и религиозными объединениями, Кубанским войсковым казачьим обществом в области традиционной народной культуры.

К институциональным факторам, воздействующим на этнополитическую ситуацию в субъекте Федерации, кроме государственной национальной политики, относятся также различные этноориентированные организации, ставящие своей целью защиту интересов этносов, проживающих в Краснодарском крае.

В Краснодаре в 1992 году была создана краевая общественная организация «Центр национальных культур». Инициаторами образования этой структуры стали восемь национально-культурных общественных объединений, депутаты Городского совета, краевая администрация. Целью деятельности этой общественной организации является поддержание эффективной работы национальных общественно-культурных объединений в сохранении и пропаганде национальных культур народов, населяющих Краснодарский край, а так же в развитии межкультурного диалога и укреплении межнационального мира и согласия. Председатель ККОО ЦНК является членом Координационного Совета при губернаторе Краснодарского края, членом Общественного Совета при Главном управлении внутренних дел Краснодарского края.

На сегодняшний день в Министерстве юстиции Российской Федерации зарегистрированы [9] 28 национально-культурных автономий, из них 21 обладает статусом местной организации и 7 — региональным, а также 467 некоммерческих организаций в форме казачьих обществ [10]. Так, местными общественными организациями являются Геленджикская городская общественная организация «Национально-культурная автономия греков», Городская общественная организация — Татарская национально-культурная автономия г. Сочи, Краснодарская Городская Общественная Организация «Краснодарская городская цыганская национально-культурная автономия», «Армавирская городская немецкая национально-культурная автономия», «Краснодарская городская белорусская национально-культурная автономия», «Краснодарская городская еврейская национально-культурная автономия», Краснодарская городская немецкая национально-культурная автономия. Региональными организациями являются Краснодарская краевая еврейская национально-культурная автономия, Региональная национально-культурная автономия греков Краснодарского края, Краснодарская краевая белорусская национально-культурная автономия «Белорусы Кубани», «Краснодарская краевая корейская национально-культурная автономия», Краснодарская краевая курдская национально-культурная автономия «Мидия», Краснодарская краевая немецкая национально-культурная автономия» и другие.

Введение и активное использование института национально-культурной автономии в практику федерализма должно сделать федеральные отношения более мобильными, гибкими, отвечающими интересам этнических меньшинств. В отличие от общественных объединений, национальных культурных центров и землячеств, национально-культурные объединения выдвигают на первый план уже не осуществление культурно-просветительских задач, а координацию усилий различных национальных обществ по развитию национальной культуры и национального самосознания народа, защита его прав и т. д.

Так, в соответствии с Уставом Федеральной национально-культурной автономии греков России основными видами деятельности этой организации являются: издание газет, журналов и периодических публикаций; рекламная деятельность; производство, прокат и показ фильмов; деятельность в области искусства. Автономия для достижения своих целей имеет право обращаться в органы государственной и муниципальной власти, представляя свои национально-культурные интересы; создавать СМИ, получать и распространять информацию на греческом языке; сохранять и обогащать историческое и культурное наследие, иметь свободный доступ к национальным культурным ценностям; следовать национальным традициям и обычаям, возрождать и развивать художественные народные промыслы и ремесла; создавать образовательные и научные учреждения, учреждения культуры и обеспечивать их функционирование; участвовать в деятельности международных неправительственных организаций; устанавливать и поддерживать без какой-либо дискриминации гуманитарные контакты с гражданами, общественными организациями иностранных государств [11].

Каждый регион России является уникальным, имеющим свою неповторимую этнокультурную специфику. Это означает, что не существует и единого для всех регионов рецепта решения проблем. Модель национальной политики, направленная на поддержку и развитие культуры различныхэтнических групп, развитие межнационального сотрудничества, поддержку этноориентированных организаций, последовательно проводимая в Краснодарском крае, способствует повышению престижа этнической идентичности народов, проживающих в крае. Политическая история свидетельствует, что только политика, основанная на праве и поддержке традиционных ценностей, способна обеспечить сплоченность наций и народностей в стране и прочность государственного устройства.

Литература:

1.      О Стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2025 г.: Указ Президента РФ от 19.12.2012 г. № 1666 // Собрание законодательства Российской Федерации от 2012 г. — № 52. — ст. 7477

2.      Бжеников Р. Р. Национальный вопрос в России: институционально-правовой анализ: институционально-правовой анализ: дис.... канд. юрид. наук: 23.00.02 Ростов н/Д, 2006

3.      На основании данных Всероссийской переписи населения 2010 г. [Электронный ресурс] // URL: http://www.gks.ru (дата обращения 17 марта 2014 г.)

4.      О Едином перечне коренных малочисленных народов РФ: Постановление Правительства РФ от 24.03.2000 г. № 255 (с изм. и доп. от 30.09.2000 г., 13.10.2008 г., 18.05.2010 г., 17.06.2010 г., 2.09.2010 г., 26.12.2011 г.) // Российская газета. — 2000. — 5 апреля. — № 66

5.      Об утверждении долгосрочной краевой целевой программы «Сохранение и воссоздание объектов культурного наследия культового назначения и поддержка социально ориентированных религиозных организаций в Краснодарском крае на 2012–2016 гг».: Постановление Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30.06.2011 г. № 663 (в ред. от 19.04.2012 г. № 433, от 28.08.2012 г. № 987, от 23.11.2012 г. № 1425)

6.      Доклад о выполнении программных мероприятий долгосрочной краевой целевой программы «Гармонизация межнациональных отношений и развитие национальных культур в Краснодарском крае» на 2010–2012 гг. и эффективности использования финансовых средств в 2012 г. [Электронный ресурс] // URL: http://www.krasnodar.ru (дата обращения 15 марта 2014 г.)

7.      О культуре: Закон Краснодарского края от 3.11. 2000 г. № 325-КЗ [Электронный ресурс] // URL: http://base.garant.ru/36900328/ (дата обращения 2 февраля 2014 г.)

8.      О государственной политике в сфере сохранения и развития традиционной народной культуры в Краснодарском крае: Закон Краснодарского края от 28.06.2007 г. № 1264-КЗ [Электронный ресурс] // URL: http://kultura.kubangov.ru (дата обращения 2 марта 2014 г.)

9.      URL: http://unro.minjust.ru/NKOs.aspx (дата обращения 20 февраля 2014 г.)

10.  Например: Вышестеблиевское хуторское казачье общество Темрюкского районного казачьего общества Таманского казачьего отдела Кубанского войскового казачьего общества; Новопокровское хуторское казачье общество и другие

11.  URL: http://agoor.ru/about-us/ustav.html (дата обращения 19 марта 2014 г.)

Основные термины (генерируются автоматически): Краснодарский край, Российская Федерация, национальная политика, культурное наследие, государственная национальная политика, государственная поддержка, культовое назначение, отношение, сохранение, государственная власть.

Похожие статьи

Исторические предпосылки реализации социальной политики России

Правовое закрепление института патриотического воспитания граждан в Краснодарском крае

Основные пути совершенствования государственной культурной политики в Чеченской Республике

Проблемы и особенности развития малых инновационных предприятий в Чеченской Республике

Инструменты и механизмы государственного управления эколого-экономическим развитием Краснодарского края

Инструменты формирования патриотизма в Российской Федерации

Инструменты развития и повышения конкурентоспособности территории Краснодарского края

Актуальные проблемы управления и направления развития системы социальной защиты населения в Ростовской области

Проблемы и перспективы налогового администрирования в Российской Федерации на современном этапе экономического развития

Правовые основы государственно-частного партнерства в Российской Федерации

Похожие статьи

Исторические предпосылки реализации социальной политики России

Правовое закрепление института патриотического воспитания граждан в Краснодарском крае

Основные пути совершенствования государственной культурной политики в Чеченской Республике

Проблемы и особенности развития малых инновационных предприятий в Чеченской Республике

Инструменты и механизмы государственного управления эколого-экономическим развитием Краснодарского края

Инструменты формирования патриотизма в Российской Федерации

Инструменты развития и повышения конкурентоспособности территории Краснодарского края

Актуальные проблемы управления и направления развития системы социальной защиты населения в Ростовской области

Проблемы и перспективы налогового администрирования в Российской Федерации на современном этапе экономического развития

Правовые основы государственно-частного партнерства в Российской Федерации