Правовые основы реализации национальной политики в Краснодарском крае
Авторы: Чунихина Татьяна Николаевна, Даветлидзе Георгий Гивиевич
Рубрика: 3. Конституционное (государственное) право
Опубликовано в
II международная научная конференция «Право: современные тенденции» (Уфа, апрель 2014)
Дата публикации: 26.03.2014
Статья просмотрена: 2043 раза
Библиографическое описание:
Чунихина, Т. Н. Правовые основы реализации национальной политики в Краснодарском крае / Т. Н. Чунихина, Г. Г. Даветлидзе. — Текст : непосредственный // Право: современные тенденции : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, апрель 2014 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2014. — С. 58-62. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/114/5354/ (дата обращения: 15.11.2024).
Новым важнейшим программным документом, определяющим национальную политику государства на многие годы вперед, стала принятая 19 декабря 2012 года Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года [1]. Стратегия разработана в целях обеспечения интересов государства, общества, человека и гражданина, укрепления государственного единства и целостности России, сохранения этнокультурной самобытности ее народов, сочетания общегосударственных интересов и интересов народов России, конституционных прав и свобод граждан.
Многообразие национального (этнического) состава и религиозной принадлежности населения России, исторический опыт межкультурного и межрелигиозного взаимодействия, сохранение и развитие традиций проживающих на ее территории народов являются общим достоянием российской нации, служат фактором укрепления российской государственности, определяют состояние и позитивный вектор дальнейшего развития межнациональных отношений в Российской Федерации.
Среди целей государственной национальной политики Российской Федерации указаны: сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов России; гармонизация национальных и межнациональных (межэтнических) отношений; обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств.
Реализация национальной политики осуществляется различными способами. Определяющими среди них являются правовые и политические средства. К правовым способам реализации национальной политики относится законодательная, юридическая и правоприменительная практика органов государственной власти по правовому регулированию сферы этнонациональных отношений. Ее основные функции состоят, по мнению Р. Р. Бженникова, во-первых, в создании институциональных правовых условий реализации принципов равноправия наций, во-вторых, в свободе выражения и реализации их творческого потенциала, этнических и конфессиональных особенностей, культурного своеобразия, в-третьих, в обеспечении справедливости социальных и политических притязаний [2]. К политическим способам решения национального вопроса относится деятельность государственной власти, органов общественного самоуправления, общественных организаций по созданию системы политических институтов, позволяющих осуществлять трансляцию этнонациональных интересов от гражданского общества к государству. В целом функционирование политики и права как средств решения национального вопроса в правовом государстве осуществляется в рамках политического процесса, где нации выступают в качестве субъектов национальной политики, а не только в качестве ее объектов.
Краснодарский край отличает высокая степень этнокультурного многообразия. В нем проживают представители более 124 этнических общностей. Наиболее многочисленными этническими группами являются русские, составляющие 86,6 % численности населения края, армяне — 5,4 %, украинцы — 2,6 %, белорусы — 0,5 %, татары — 0,5 %, греки — 0,5 %, грузины — 0,4 %, немцы — 0,4 %, адыгейцы — 0,3 %, казаки — 0,3 %, турки — 0,3 %, азербайджанцы — 0,2 %, цыгане — 0,2 %, молдаване — 0,1 %, курды — 0,1 % [3]. Остальные народы численно составляют менее 0,1 %, однако имеют свои национально-культурные центры и активно взаимодействуют с региональными властями. Особое место среди этнических групп занимают адыги-шапсуги, так как официально признаны коренным малочисленным народом, о чем свидетельствует запись в Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации [4].
Администрацией Краснодарского края была разработана долгосрочная целевая программа «Сохранение и воссоздание объектов культурного наследия культового назначения и поддержка социально ориентированных религиозных организаций в Краснодарском крае на 2012–2016 годы» [5]. Среди целей и задач данной программы указаны: сохранение, использование, популяризация объектов культурного наследия культового назначения (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Краснодарского края; оказание государственной поддержки социально ориентированным религиозным организациям и деятельности общественных объединений в осуществлении общественно полезных программ; содействие духовному развитию личности.
В Программе отмечается особая роль православия в истории России, что обуславливает необходимо признания проблемы становления и развития духовности, нравственности, культуры. Одной из приоритетных задач в развитии субъекта авторы программы называют восстановление вековых традиций казачества в Краснодарском крае.
Реализация программы должна способствовать поднятию духовно-нравственного уровня населения и сохранению конфессиональной стабильности в крае.
Мероприятиями, реализуемыми в рамках данной программы являются: предоставление грантов общественным объединениям для реализации собственных общественно полезных программ; оказание государственной поддержки социально ориентированным религиозным организациям в форме финансирования в целях осуществления ими мероприятий следующих видов деятельности: социальная поддержка и защита граждан, охрана и в соответствии с установленными требованиями содержание объектов (в т. ч. зданий, сооружений и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное значение, и мест захоронений); профилактика социально опасных форм поведения граждан; благотворительная деятельность; деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества; деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни; деятельность в области улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта с содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности; деятельность, направленная на развитие духовно-нравственного воспитания, возрождение духовно-моральных норм, в том числе путем создания и функционирования объектов, обеспечивающих процесс духовно-нравственного воспитания, деятельность в области патриотического воспитания граждан, развитие и поддержка детского и молодежного общественного движения, укрепление межнациональных, межэтнических и межконфессиональных отношений.
Если мероприятия программы будут профинансированы в полном объеме, то с 2012 по 2016 годы 16 религиозных организаций получат субсидии на ремонтно-реставрационные работы, в ходе которых будут воссозданы, отремонтированы и отреставрированы 16 объектов культурного наследия культового назначения, 14 общественных организаций смогут получить субсидии на осуществление общественно полезных программ, в ходе реализации которых охват населения Краснодарского края составит порядка 62000 человек, не менее 4 социально ориентированных религиозных организаций получат государственную поддержку на осуществление ими определенных видов деятельности с охватом порядка 2500 человек населения Краснодарского края.
Ожидаемыми результатами программы должны стать: формирование механизма партнерских отношений между администрацией Краснодарского края и некоммерческими организациями (общественными объединениями и религиозными организациями), занимающими активную позицию в общественной жизни региона; активизация культурно-просветительской работы в области духовно-нравственного и патриотического воспитания населения; активное участие в осуществлении государственной политики в области поддержки социально ориентированных религиозных организаций и содействии развитию институтов гражданского общества.
Практика регулирования национальных отношений активно реализовывалась и ранее. Краевые программы, направленные на гармонизацию межнациональных отношений принимались в 2005, 2006, 2007, 2008 годах. Так, в рамках долгосрочной краевой целевой программы «Гармонизация межнациональных отношений и развитие национальных культур в Краснодарском крае» на 2010–2012 годы были проведены: краевые фестивали национальных культур «Венок дружбы народов Кубани», татарской, армянской, белорусской, польской, греческой, украинской, немецкой, ассирийской культуры на Кубани; семинар для представителей органов государственной власти, органов местного самоуправления по вопросам взаимодействия с национально-культурными объединениями (Туапсинский район); еврейский национальный праздник «Ханука»; русское национально-культурное фольклорное мероприятие; фестиваль адыгской (черкесской) культуры на Кубани «Пусть не гаснет огонь нартов»; фестиваль славянской культуры «Славянская зима»; в краевой газете «Кубанские новости» опубликованы пять вкладышей «Кубань наш общий дом», популяризирующих позитивное взаимодействие органов государственной власти и гражданского общества в сфере межэтнических отношений; на интернет-ресурсах были размещены информационные материалы, популяризирующие информацию о деятельности администрации Краснодарского края по гармонизации межнациональных отношений [6].
В Краснодарском крае активно поддерживается традиционная народная культура. Так, в Законе Краснодарского края «О культуре» обозначен один из принципов национальной политики: «возрождение и сохранение культурного наследия народов и этнических групп, проживающих на территории Краснодарского края, признание его ценностей и проявление уважения к нему» [7].
В крае действует специальный закон «О государственной политике в сфере сохранения и развития традиционной народной культуры в Краснодарском крае» [8]. Закон обеспечивает защиту прав граждан на культурную деятельность и потребление культурных благ в области традиционной народной культуры, создает правовые гарантии сохранения исторически сложившейся системы традиционной народной культуры и ее развития, гарантии для деятельности граждан и объединений, этнических общностей, проживающих на территории Краснодарского края, в области любительского народного творчества, народных ремесел и промыслов, а также деятельности по созданию, освоению, изучению, сохранению, распространению материальных и нематериальных составляющих традиционной народной культуры. В этом акте дается определение традиционной народной культуры как совокупности присущих социальной группе отличительных духовных, материальных, интеллектуальных и эмоциональных ценностей и признаков, являющихся отражением культурной и национальной самобытности общества, охватывающей образ жизни, устные традиции и формы выражения, включая нормы и правила общения, поведения, верования, обычаи, обряды, празднества, фольклор, традиционные ремесла, художественные промыслы, декоративно-прикладное искусство, исполнительские искусства, а также связанные с ними инструменты, предметы быта, артефакты, произведения народного творчества. Также характеризуется старожильческая традиционная народная культура как культура кубанского казачества.
Основные направления государственной политики в сфере сохранения и развития традиционной народной культуры в Краснодарском крае сводятся к: стимулированию и поддержке творческой деятельности носителей традиций народной культуры; созданию условий для занятий художественными ремеслами и промыслами, другими видами творчества в сфере традиционной народной культуры; развитию сети государственных организаций, осуществляющих деятельность в области традиционной народной культуры; стимулированию развития сети и поддержки муниципальных и негосударственных организаций, осуществляющих деятельность в этой области; содействию формированию рынка культурных индустрии и туризма; сотрудничеству с общественными и религиозными объединениями, Кубанским войсковым казачьим обществом в области традиционной народной культуры.
К институциональным факторам, воздействующим на этнополитическую ситуацию в субъекте Федерации, кроме государственной национальной политики, относятся также различные этноориентированные организации, ставящие своей целью защиту интересов этносов, проживающих в Краснодарском крае.
В Краснодаре в 1992 году была создана краевая общественная организация «Центр национальных культур». Инициаторами образования этой структуры стали восемь национально-культурных общественных объединений, депутаты Городского совета, краевая администрация. Целью деятельности этой общественной организации является поддержание эффективной работы национальных общественно-культурных объединений в сохранении и пропаганде национальных культур народов, населяющих Краснодарский край, а так же в развитии межкультурного диалога и укреплении межнационального мира и согласия. Председатель ККОО ЦНК является членом Координационного Совета при губернаторе Краснодарского края, членом Общественного Совета при Главном управлении внутренних дел Краснодарского края.
На сегодняшний день в Министерстве юстиции Российской Федерации зарегистрированы [9] 28 национально-культурных автономий, из них 21 обладает статусом местной организации и 7 — региональным, а также 467 некоммерческих организаций в форме казачьих обществ [10]. Так, местными общественными организациями являются Геленджикская городская общественная организация «Национально-культурная автономия греков», Городская общественная организация — Татарская национально-культурная автономия г. Сочи, Краснодарская Городская Общественная Организация «Краснодарская городская цыганская национально-культурная автономия», «Армавирская городская немецкая национально-культурная автономия», «Краснодарская городская белорусская национально-культурная автономия», «Краснодарская городская еврейская национально-культурная автономия», Краснодарская городская немецкая национально-культурная автономия. Региональными организациями являются Краснодарская краевая еврейская национально-культурная автономия, Региональная национально-культурная автономия греков Краснодарского края, Краснодарская краевая белорусская национально-культурная автономия «Белорусы Кубани», «Краснодарская краевая корейская национально-культурная автономия», Краснодарская краевая курдская национально-культурная автономия «Мидия», Краснодарская краевая немецкая национально-культурная автономия» и другие.
Введение и активное использование института национально-культурной автономии в практику федерализма должно сделать федеральные отношения более мобильными, гибкими, отвечающими интересам этнических меньшинств. В отличие от общественных объединений, национальных культурных центров и землячеств, национально-культурные объединения выдвигают на первый план уже не осуществление культурно-просветительских задач, а координацию усилий различных национальных обществ по развитию национальной культуры и национального самосознания народа, защита его прав и т. д.
Так, в соответствии с Уставом Федеральной национально-культурной автономии греков России основными видами деятельности этой организации являются: издание газет, журналов и периодических публикаций; рекламная деятельность; производство, прокат и показ фильмов; деятельность в области искусства. Автономия для достижения своих целей имеет право обращаться в органы государственной и муниципальной власти, представляя свои национально-культурные интересы; создавать СМИ, получать и распространять информацию на греческом языке; сохранять и обогащать историческое и культурное наследие, иметь свободный доступ к национальным культурным ценностям; следовать национальным традициям и обычаям, возрождать и развивать художественные народные промыслы и ремесла; создавать образовательные и научные учреждения, учреждения культуры и обеспечивать их функционирование; участвовать в деятельности международных неправительственных организаций; устанавливать и поддерживать без какой-либо дискриминации гуманитарные контакты с гражданами, общественными организациями иностранных государств [11].
Каждый регион России является уникальным, имеющим свою неповторимую этнокультурную специфику. Это означает, что не существует и единого для всех регионов рецепта решения проблем. Модель национальной политики, направленная на поддержку и развитие культуры различныхэтнических групп, развитие межнационального сотрудничества, поддержку этноориентированных организаций, последовательно проводимая в Краснодарском крае, способствует повышению престижа этнической идентичности народов, проживающих в крае. Политическая история свидетельствует, что только политика, основанная на праве и поддержке традиционных ценностей, способна обеспечить сплоченность наций и народностей в стране и прочность государственного устройства.
Литература:
1. О Стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2025 г.: Указ Президента РФ от 19.12.2012 г. № 1666 // Собрание законодательства Российской Федерации от 2012 г. — № 52. — ст. 7477
2. Бжеников Р. Р. Национальный вопрос в России: институционально-правовой анализ: институционально-правовой анализ: дис.... канд. юрид. наук: 23.00.02 Ростов н/Д, 2006
3. На основании данных Всероссийской переписи населения 2010 г. [Электронный ресурс] // URL: http://www.gks.ru (дата обращения 17 марта 2014 г.)
4. О Едином перечне коренных малочисленных народов РФ: Постановление Правительства РФ от 24.03.2000 г. № 255 (с изм. и доп. от 30.09.2000 г., 13.10.2008 г., 18.05.2010 г., 17.06.2010 г., 2.09.2010 г., 26.12.2011 г.) // Российская газета. — 2000. — 5 апреля. — № 66
5. Об утверждении долгосрочной краевой целевой программы «Сохранение и воссоздание объектов культурного наследия культового назначения и поддержка социально ориентированных религиозных организаций в Краснодарском крае на 2012–2016 гг».: Постановление Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30.06.2011 г. № 663 (в ред. от 19.04.2012 г. № 433, от 28.08.2012 г. № 987, от 23.11.2012 г. № 1425)
6. Доклад о выполнении программных мероприятий долгосрочной краевой целевой программы «Гармонизация межнациональных отношений и развитие национальных культур в Краснодарском крае» на 2010–2012 гг. и эффективности использования финансовых средств в 2012 г. [Электронный ресурс] // URL: http://www.krasnodar.ru (дата обращения 15 марта 2014 г.)
7. О культуре: Закон Краснодарского края от 3.11. 2000 г. № 325-КЗ [Электронный ресурс] // URL: http://base.garant.ru/36900328/ (дата обращения 2 февраля 2014 г.)
8. О государственной политике в сфере сохранения и развития традиционной народной культуры в Краснодарском крае: Закон Краснодарского края от 28.06.2007 г. № 1264-КЗ [Электронный ресурс] // URL: http://kultura.kubangov.ru (дата обращения 2 марта 2014 г.)
9. URL: http://unro.minjust.ru/NKOs.aspx (дата обращения 20 февраля 2014 г.)
10. Например: Вышестеблиевское хуторское казачье общество Темрюкского районного казачьего общества Таманского казачьего отдела Кубанского войскового казачьего общества; Новопокровское хуторское казачье общество и другие
11. URL: http://agoor.ru/about-us/ustav.html (дата обращения 19 марта 2014 г.)