Конституционно-правовое регулирование деятельности Председателя местных исполнительных органов государственной власти в Республике Таджикистан | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 3. Конституционное (государственное) право

Опубликовано в

II международная научная конференция «Право: современные тенденции» (Уфа, апрель 2014)

Дата публикации: 08.04.2014

Статья просмотрена: 578 раз

Библиографическое описание:

Абдуллоева, Д. Ф. Конституционно-правовое регулирование деятельности Председателя местных исполнительных органов государственной власти в Республике Таджикистан / Д. Ф. Абдуллоева. — Текст : непосредственный // Право: современные тенденции : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, апрель 2014 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2014. — С. 49-52. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/114/5471/ (дата обращения: 16.10.2024).

Согласно действующей Конституции, Республика Таджикистан демократическое, правовое государство. В соответствии с этим в ней провозглашено принципы полновластия народа, политического и идеологического плюрализма, разделение государственной власти, высшей юридической силы и прямое действие нормы Конституции, примат норм международно-правовых актов и т. д. Организация и деятельность органов государственной власти строится в соответствии с этими принципами. Особенно эти принципы пронизаны все нормы организации выборов представительных органов государственной власти, их систему и структуры, формы деятельности, их доступности и прозрачности [1, стр. 6]. Эти качественные свойства больше всего характерны для Маджлисов народных депутатов — представительных органов государственной власти, организованные и функционирующие как в общегосударственном уровне, так и на уровне областей, районов и городов. Через них обеспечивается участие граждан в управлении делами государства.

Особенностью организации местной государственной власти согласно Конституции 1994 года, законов принятие в соответствии с ним заключается в том, что местные представительные и исполнительные органы государственной власти соединены воедино. [2]

Правовой статус Председателя Горно-Бадахшанской автономной области, областей, городов и районов установлен в шестой и седьмой главах Конституции республики, конституционных законах, законах и нескольких нормативно-правовых актах. Конституция, проводя связь между местными представительными органами и местными исполнительными органами государственной власти, предусматривает, что исполнительную власть на местах осуществляет представитель Президента — председатель области, города и района. Представительную и исполнительную власть соответствующих административно-территориальных единиц возглавляет Председатель [2, ст.78]. Конституционный закон «О местных органах государственной власти» развивая данную конституционную норму, устанавливает, что Председатель ГБАО, областей, г. Душанбе, городов и районов являются представителями Президента Республики Таджикистан, органом, осуществляющим исполнительную власть в административно-территориальных единицах, руководящим местными представительными органами государственной власти и местными исполнительными органами государственной власти [3, ст.1].

В связи со слиянием деятельности местных представительных и местных исполнительных органов государственной власти и их единоличным руководителем считаем необходимым остановиться на нескольких моментах. Прежде всего, следует вспомнить о причинах установления такого порядка организации местных органов государственной власти и управления соответствующей административно-территориальной единицы. С нашей точки зрения, речь идет, прежде всего, о новых методах управления административно-территориальными единицами, базирующихся на прежних методах управления. Во-вторых, становление нового государства или изменение сущности государства предусматривает введение новых основ управления государством, подразумевающих выполнение новых задач (функций) государства. В-третьих, глава государства нуждается в централизованном и единоличном управлении деятельности центральных и местных органов государственной власти. Такая организация и осуществление деятельности государственных органов способствует достижению конституционных целей государства. На определенной исторической стадии становления государства такие методы являются необходимыми, но временными и имеющими переходный характер. Наряду с этим, нельзя забывать о демократической сущности Республики Таджикистан. Эта сущность требует соблюдения демократических методов управления государства, развития гражданского общества и обеспечения участия граждан в управлении государством и обществом, демократических методов деятельности государственных структур. По истечении двух десятков лет независимости и достижения некоторых поставленных целей управления государством требует восстановления демократических начал местной власти. В условиях, когда идет перестройка местной власти, кристаллизуются ее формы, преодолеваются негодные традиции, необходим авторитетный руководитель, способный организовать повседневную управленческую деятельность [4, 383]. Считаем целесообразным, устранить зависимость местных представительных органов государственной власти от местных исполнительных органов государственной власти и пересмотра правового конституционного статуса Председателя административно-территориальной единицы. Первым шагом в этом направлении должны быть всеобщие и равные выборы Председателя гражданами соответствующих областей, городов, районов. Конституционно-правовой статус Председателя области, города, района довольно подробно урегулирован и определены основные направления и формы деятельности. Статья 20 Конституционного закона Республики Таджикистан «О местных органов государственной власти» (2004 г.) посвящена полномочиям Председателя [3], но, круг полномочий Председателя выходит за пределы установленного законом. В этой связи в завершении данной статьи установлено, что Председатель осуществляет и другие полномочия, предусмотренные настоящим конституционным законом, законами и другими нормативно-правовыми актами Республики Таджикистан.

Полномочия Председателя, вытекающие из законов, условно можно разделить на следующие отрасли:

1.    Полномочия в области организации деятельности Маджлиса народных депутатов области, города, района и их структур. Председатель созывает сессию Маджлиса народных депутатов и председательствует на сессии; руководит подготовительными работами по проведению сессии Маджлиса народных депутатов; составляет повестку дня сессии; обеспечивает соблюдение Регламента Маджлиса народных депутатов; координирует деятельность постоянных комиссий Маджлиса народных депутатов; подписывает постановления, решения, протоколы и другие акты Маджлиса народных депутатов.

2.    Полномочия в области местного государственного бюджета, программ по социально-экономическому развитию, управлению коммунальным имуществом и надзор за их исполнением. Председатель представляет проект областного, городского или районного бюджета Маджлису народных депутатов, после принятия бюджета обеспечивает его исполнение, предоставляет отчет по бюджету; представляет на утверждение Маджлиса народных депутатов программы социально-экономического развития и планы социального развития местности и обеспечивает их исполнение; осуществляет управление коммунальным имуществом области, района в рамках своих полномочий; не менее одного раза в год предоставляет отчет Маджлису народных депутатов о выполнении планов и программ социально-экономического развития соответствующей территории, о состоянии хозяйства, использовании и управлении объектов коммунального хозяйства.

3.    Полномочия в сфере установления правового порядка, рассмотрения жалоб и предложений граждан. Председатель принимает необходимые меры по установлению и соблюдению правопорядка и усилению работы в борьбе с преступностью, обеспечению безопасности граждан, защиты прав и свобод граждан. В случае возникновения природных катаклизмов, эпидемий и других чрезвычайных происшествий Председатель принимает необходимые меры; согласно законодательства республики по защите здоровья населения обеспечивает санитарную и медицинскую помощь, принимает меры по улучшению санитарно-гигиенической обстановки, обеспечивает приём граждан, рассматривает жалобы и предложения граждан.

4.    Полномочия по представительству области, города и района. Председатель представляет в рамках своих полномочий область, город или район за рубежом, в отношениях с государственными органами, общественными объединениями, политическими партиями, организациями и гражданами. В том числе, Конституционный закон [3] устанавливает, что приграничные местные органы государственной власти имеют право объединять свои финансовые средства с финансовыми средствами местных органов государственной власти, физических и юридических лиц приграничных регионов соседних государств согласно установленному законом порядку с целью реализации программ по межрегиональному развитию.

5.    Полномочия в области закладки фундамента регионального плана. Председатель составляет региональный план области, города, района, общего плана строительства области, города, района и представляет соответствующему Маджлису народных депутатов.

6.    Полномочия в области утверждения штата своего аппарата, назначения и освобождения от должности заместителей, назначения и освобождения от должности руководителя и работников аппарата, организации консультационного совета при Председателе, учреждения комиссий. Председатель определяет структуру и штат своего аппарата в рамках общего лимита, установленного Хукуматом (Правительством) республики; согласно общего лимита, установленного Хукуматом республики и с согласия Президента республики назначает и освобождает от должности своего первого заместителя и заместителей; назначает и освобождает от должности руководителя и работников своего аппарата; с соблюдением норм законодательства Республики Таджикистан определяет порядок организации и деятельности своего консультационного совета; с целью эффективного осуществления своей деятельности в рамках своих полномочий учреждает комиссии по рассмотрению и решению возникающих проблем, реализации нормативно-правовых актов республики, а также утверждает состав и срок действия комиссий и устанавливает их полномочия.

7.    Полномочия в области назначения и освобождения от должности руководителей предприятий и учреждений, основанных на коммунальной собственности, руководителей местных структур центральных органов исполнительной власти, учреждения и ликвидации организаций, учреждений и государственных предприятий, основанных на коммунальной собственности. Председатель назначает и освобождает от должности руководителей предприятий, организаций и учреждений, основанных на коммунальной собственности областей, городов и районов; с письменного согласия руководителей центральных органов исполнительной власти назначает и освобождает от должности руководителей местных структур центральных органов исполнительной власти в областях, городах и районах, которые финансируются из соответствующих местных бюджетов и представляет для утверждения соответствующему Маджлису народных депутатов; выдаёт письменное согласие для назначения и освобождения от должности руководителей местных структур центральных органов исполнительной власти в областях, городах и районах и других государственных организаций, расположенных в данной местности, финансируемых из республиканского бюджета и после назначения и освобождения от должности представляет для утверждения соответствующему Маджлису народных депутатов. Данная норма не действует по отношению к руководителям землестроительных органов и органов, для которых нормативные акты республики предусматривают иной порядок; согласно порядку, предусмотренному нормативно-правовыми актами Республики Таджикистан учреждает и ликвидирует организации, учреждения и государственные предприятия, основанные на соответствующей коммунальной собственности.

8.    Полномочия в области решения вопросов по земельным проблемам, контролю природопользования. Председатель решает вопросы, связанные с землей согласно нормативно-правовых актов республики; контролирует использование природных ресурсов, обеспечивает строительство и реконструкцию объектов защиты окружающей среды и природы.

9.    Полномочия в области представления предложений по деятельности местных структур центральных органов исполнительной власти, по представлению соответствующему Маджлису народных депутатов об аннулировании актов, принятых ими, обеспечение исполнения Конституции, законов и актов соответствующих органов. Председатель представляет на обсуждение руководителей центральных органов исполнительной власти предложения о деятельности их местных структур в областях, городах и районах в случае неисполнения требований законов, нормативно-правовых актов республики и актов Председателя области, города и района. В том случае, если местные органы центральной исполнительной власти не устраняют недостатки, Председатель направляет своё заключение Президенту республики или Хукумату (правительству) республики; представляет Маджлису народных депутатов области, города и района представление об аннулировании их актов, не соответствующих Конституции и законам республики; обеспечивает исполнение Конституции, законов, совместных и отдельных решений палат Маджлиси Оли Республики Таджикистан, актов Президента и Хукумата Республики Таджикистан, постановлений центральных органов исполнительной власти, Маджлиса народных депутатов области, города и района.

10.Полномочия в области представления на государственные награды. Председатель согласно порядку, предусмотренному Хукуматом республики, направляет представление о присуждении государственных наград Республики Таджикистан.

Председатель Горно — Бадахшанской автономной области, областей, города Душанбе, дополнительно к указанным полномочиям, согласно закону имеют следующие полномочия: руководит деятельностью Председателей городов и районов, находящихся в их подчинении; имеют право аннулировать акты, принятые Председателем города или района, противоречащие Конституции и законам Республики Таджикистан; имеют право возложить некоторые свои полномочия на председателя города или района.

Одним из направлений деятельности Председателя города и района являются полномочия по руководству Джамоатов[1] поселков и сел. Согласно закону Республики Таджикистан «О самоуправлении поселков и сел» (1994 г.) [5] Джамоат созывает его Председатель с рекомендации Председателя города и района. Также Председатель города и района имеет право созывать Джамоат, а также устанавливать представительную норму и порядок представления депутатов Джамоата. Председателя Джамоата выбирают с представления Председателя соответствующего города, района, количественный состав заместителей Джамоата устанавливается Председателем города, района. Председатель города, района в предусмотренных законом случаях имеет право поставить вопрос о досрочных выборах председателя, его заместителей и секретаря Джамоата. Количество работников аппарата Джамоата также устанавливается Председателем города, района [6, стр. 351].

Председатель области, города, района имеет право учреждать и изменять свой аппарат. Устав аппарата, его структура и штатное расписание утверждается Хукуматом республики в рамках общего лимита. Следует отметить, что аппарат Председателя области, города, района является вспомогательной структурой, обеспечивающей деятельность Председателя. Но правовой и реальный статус аппарата Председателя отличается от бывших исполнительных комитетов местных Советов народных депутатов. Аппарат Председателя как вспомогательный орган занимается непосредственно осуществлением его деятельности и не занимает самостоятельного места вне системы местных исполнительных органов государственной власти. Тогда как прежние исполнительные комитеты согласно конституции и законам того времени занимали самостоятельное место в системе исполнительных органов государственной власти и обладали широкими полномочиями.

С целью усиления финансовых источников председателя области, города и района предусмотрен его накопительный фонд. Местные Маджлисы народных депутатов области, города и района могут в рамках утвержденного бюджета использовать ресурсный фонд Председателя в пределах 0,5 % и внести в его общий расход. Председатель управляет фондом и предоставляет отчет о его расходах Маджлису народных депутатов. Использование средств ресурсного фонда Председателя осуществляется согласно порядку, предусмотренному Хукуматом Республики Таджикистан.

Таким образом, роль Председателя области, города и района весьма важна во всех областях местной жизни и формирует политическую, правовую, экономическую основу для эффективного осуществления его деятельности.

Литература:

1.         Имомов А. Роль Конституции в создании национального государства таджиков. (на тадж. яз.). — Душанбе: «Офсет Империя», 2011 г., 358 с.

2.         Конституция Республики Таджикистан, принятый от 6 ноября 1994 г. (с изменениями и дополнениями 1999 и 2003 гг.). Душанбе. Изд.: «Паёми Сомониён», 2003 г.

3.         Конституционный закон Республики Таджикистан «О местных органов государственной власти», принятый от 17 май 2004 г., № 28. — Душанбе: «Шарки озод», 2004 г.

4.         Васильев В. И. Муниципальное право России. Учебник, 2-ое изд., перераб. и доп., — Москва: «Юстицинформ», 2012 г., 680 с.

5.         Закон Республики Таджикистан «Об органах самоуправления поселков и сел» от 5 августа 2009 г., Душанбе, № 549.

6.         Имомов А. Органы государственной власти в Республике Таджикистан. (на тадж. яз). — Душанбе: «Матбуот», 2007 г., 448 с.



[1] Джамоат – орган  самоуправления в Республике Таджикистан, статья 78 Конституции Республики Таджикистан.

Основные термины (генерируются автоматически): государственная власть, орган, район, Таджикистан, город, председатель, Председатель города, исполнительная власть, полномочие, председатель области.

Похожие статьи

Конституционно-правовые основы регулирования экономических отношений местного самоуправления

Актуальные вопросы регулирования полномочий органов прокуратуры в законодательстве Республики Казахстан

Основные принципы и сессионная деятельность областных Маджлисов народных депутатов в Республике Таджикистан

Конституционные основы государственной и административно-территориальной структуры Республики Узбекистан

Современные механизмы функционирования кадровой деятельности в органах государственного управления субъектов Российской Федерации

Роль и значение местных бюджетов в бюджетной системе финансов Республики Узбекистан

Проблемы разграничения полномочий в сфере правового регулирования местного самоуправления Российской Федерации и субъектов Российской Федерации

Теоретические и правовые основы осуществления судебной власти в Российской Федерации

Проблемы правового регулирования отношений в сфере спорта Республики Казахстан

Формирование и перспективы развития институтов гражданского общества в Республике Узбекистан

Похожие статьи

Конституционно-правовые основы регулирования экономических отношений местного самоуправления

Актуальные вопросы регулирования полномочий органов прокуратуры в законодательстве Республики Казахстан

Основные принципы и сессионная деятельность областных Маджлисов народных депутатов в Республике Таджикистан

Конституционные основы государственной и административно-территориальной структуры Республики Узбекистан

Современные механизмы функционирования кадровой деятельности в органах государственного управления субъектов Российской Федерации

Роль и значение местных бюджетов в бюджетной системе финансов Республики Узбекистан

Проблемы разграничения полномочий в сфере правового регулирования местного самоуправления Российской Федерации и субъектов Российской Федерации

Теоретические и правовые основы осуществления судебной власти в Российской Федерации

Проблемы правового регулирования отношений в сфере спорта Республики Казахстан

Формирование и перспективы развития институтов гражданского общества в Республике Узбекистан