К вопросу о квалификации административных правонарушений, совершаемых физическими лицами в области таможенного дела
Автор: Лебедева Маргарита Андреевна
Рубрика: 5. Административное право
Опубликовано в
III международная научная конференция «Государство и право: теория и практика» (Чита, июль 2014)
Дата публикации: 02.07.2014
Статья просмотрена: 2772 раза
Библиографическое описание:
Лебедева, М. А. К вопросу о квалификации административных правонарушений, совершаемых физическими лицами в области таможенного дела / М. А. Лебедева. — Текст : непосредственный // Государство и право: теория и практика : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, июль 2014 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 25-28. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/115/5921/ (дата обращения: 15.11.2024).
В настоящее время одним из наиболее важных стратегических направлений совершенствования деятельности таможенных органов Российской Федерации заключается в выявлении и пресечении экономических преступлений и правонарушений в таможенной сфере. Неоспорим тот факт, что развитие таможенного законодательства в части привлечения к административной ответственности за нарушения таможенных правил способствует реальной интеграции России в Европейское сообщество.
Либерализация внешнеэкономической деятельности привела к значительному росту ее участников. Глубокие социально-экономические и политические изменения, происходящие в нашей стране, неизбежно влекут за собой необходимость пересмотра и совершенствования ее правовой системы, приведение в соответствие с теми задачами, которые ставит перед собой общество и государство на данном этапе развития.
Государство устанавливает определенные правила поведения в таможенной, внешнеторговой, валютной и финансово-кредитной сферах, предусматривает запреты на совершение деяний, нарушающих установленные правила. Однако рост объема соответствующей судебной практики свидетельствует о том, что нарушения установленных правил не являются редкостью.
В современных условиях возрастает роль и значение российской таможенной службы не только как органа исполнительной власти, регулирующего важные вопросы внешнеэкономической деятельности государства, но также как правоохранительного и контролирующего органа. Увеличивается число административных правонарушений в таможенной сфере, изменяется содержание и характер девиантного поведения в этой области общественных отношений. Поэтому в правоприменительной деятельности органов административной юрисдикции особую актуальность приобретают вопросы квалификации нарушений таможенных правил, проблемы законности привлечения лиц к административной и иным видам ответственности.
Помимо этого следует также отметить, что нарушения таможенных правил, административное производство по которым осуществляют таможенные органы, характеризуются повышенной общественной опасностью, так как затрагивают экономические интересы государства и тем самым оказывают негативное влияние на состояние его экономической безопасности. В связи с этим первоочередной задачей, направленной на повышение эффективности функционирования таможенной системы Российской Федерации, является совершенствование механизма выявления и пресечения нарушений таможенных правил, а также привлечения виновных лиц к ответственности за их совершение.
На данный момент проблема ответственности в таможенном праве — широкая и многоаспектная, охватывающая в свою очередь значимый ряд проблем и актуальных вопросов, имеющих тесную связь с уголовным, административным, гражданским, налоговым правом, валютным законодательством и контролем. Соответственно, правонарушения в области таможенного дела влекут за собой различные виды ответственности: уголовную, административную, дисциплинарную, материальную (имущественную).
В настоящее время формирование административного и таможенного законодательств носит характер назавершенности из-за сложности и нестабильности, что, несомненно, приводит к значительным проблемам при привлечении к ответственности за административные правонарушения в области таможенного дела. Первоочередным моментом при привлечении к административной ответственности является правильная правовая оценка противоправного деяния, законная квалификация того или иного правонарушения, не нарушающая конституционных прав физических и юридических лиц, что на практике не всегда выполнимо.
Данная ситуация сложилась из-за того, что таможенное законодательство представляет собой один из обширных блоков российского законодательства, в который входят: УК РФ; КоАП РФ; ТК РФ; ТК ТС; Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации», Федеральный закон РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», Закон РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей», Закон РФ «О таможенном тарифе» и другие законы, а также подзаконные правовые акты: указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, многочисленные нормативные акты ФТС РФ, которые нередко входят в противоречие с другими нормами российского законодательства. Более того, зачастую к правовым основам таможенного дела относится обширный перечень приказов, писем и указаний ФТС России, которые часто отменяются, вместо них издаются новые, требующие определенных временных затрат для их доведения до подконтрольных должностных лиц таможенных органов, что приводит к неоднозначному толкованию норм материального и процессуального права в служебной деятельности.
Таможенные органы Российской Федерации в настоящее время являются субъектами административной юрисдикции, наравне со многими другими федеральными органами исполнительной власти, то есть органами, наделенными полномочиями определять противоправность деяния, квалифицировать признаки правонарушения и применять административные санкции к нарушителю, а также рассматривать споры, возникающие между государственными органами, юридическими и физическими лицами.
В соответствии со ст. ст. 12, 19 Закона о таможенном регулировании [4], одним из основных видов юрисдикционных производств, входящих в компетенцию таможенных органов, является производство по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела и привлечение лиц к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, однако с учетом специфики производства дел по административным правонарушениям в области таможенного дела, отдельные вопросы производства регулируются положениями Закона о таможенном регулировании.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) является основным федеральным законодательным актом, устанавливающим административную ответственность, и занимает особое место в системе законодательства об административных правонарушениях, т. к., во-первых, является единым актом, кодифицирующим законодательство Российской Федерации в данной области; во-вторых, регламентирует общие вопросы административной ответственности; в-третьих, определяет конкретные виды административных проступков и устанавливает виды административных наказаний за совершение данных проступков и, в-четвертых, является единственным сборником материальных и процессуальных норм об административных правонарушениях на территории Российской Федерации.
При решении вопроса об административной ответственности за совершение правонарушений в области таможенного дела таможенные органы руководствуются общими положениями норм КоАП РФ, положения Таможенного кодекса Российской Федерации не применяются. Нарушения таможенных правил являются разновидностью административных правонарушений и наиболее распространенным видом противоправного посягательства на общественные отношения, урегулированные нормами таможенного права.
Таможенное право включает в себя как и законодательные запреты, нарушение которых влечет за собой уголовную или иную ответственность, так и большое количество общеобязательных таможенных правил, которые обязаны соблюдать и выполнять физические и юридические лица — граждане РФ, иностранцы и лица без гражданства, предприятия, учреждения и организации. Сферу таможенного дела могут затрагивать как правонарушения, предусмотренные гл. 16 КоАП РФ, так и деликты в области финансов, налогов и сборов, а также предпринимательской деятельности; посягающие на институты государственной власти и установленный порядок управления, на общественный порядок и общественную безопасность.
Таким образом следует отметить, что таможенно-правовая ответственность, как предметная разновидность института административной ответственности, представляет собой совокупность относительно обособленных правовых норм, которые регулируют общественные отношения и возникают в результате совершения административных правонарушений в области таможенного дела.
Нарушения таможенных правил имеют такую же юридическую структуру, как и любое административное правонарушение. Состав нарушения таможенных правил — это установленная правовой нормой совокупность признаков, при наличии которых деяние (действие, бездействие) можно рассматривать как административное правонарушение и включает в себя следующие элементы: объект нарушения таможенных правил, объективная сторона правонарушения, субъект нарушения таможенных правил и субъективная сторона правонарушения.
За нарушения таможенного законодательства российским законодательством установлена не только административная ответственность, но и другие виды юридической ответственности. Например, в соответствии с таможенным законодательством РФ за просрочку уплаты таможенных платежей участника внешнеэкономической деятельности могут нести финансово-правовую ответственность. А за неправомерные решения, действия (бездействия) должностные лица таможенных органов несут дисциплинарную, административную, уголовную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации [4] в зависимости от совершенного ими должностного проступка.
Административная ответственность за нарушения таможенных правил, предусмотренная КоАП РФ, наступает лишь в тех случаях, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством: некоторые из составов административных правонарушений (например, ст. 16.1, 16.2 КоАП РФ) не влекут за собой применение административных наказаний, т. к. в совершенном правонарушении имеются признаки уголовной ответственности (194 УК РФ), которые обладают повышенной степенью общественной опасности.
Среди нарушений таможенных правил существуют и такие деяния, ответственность за которые очень тесно граничат с преступлениями: грубые правонарушения, посягающие на установленные таможенным законодательством основные положения таможенного регулирования и наносящие реальный ущерб экономическим интересам и безопасности государства (например, незаконное перемещение товаров и транспортных средств (ст. 16.1 КоАП РФ), недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и транспортных средств (ст. 16.2 КоАП РФ) и другие деяния).
Особенностью квалификации административного правонарушения в области таможенного дела является, в большинстве случаев, необходимость наряду с установлением объекта, устанавливать и его предмет, которым могут выступать: товары и (или) транспортные средства, иностранная валюта и валюта Российской Федерации, средства таможенной идентификации, таможенная декларация и таможенные документы, что в конечном итоге необходимо для правильного назначения административного наказания.
Предмет административного правонарушения следует отличать от объекта нарушения таможенных правил, так как предмет является признаком объекта и представляет собой вещь материального мира, посредством воздействия на которую и совершается правонарушение.
Предмет административного правонарушения — это предмет материального мира, по поводу которого или в связи с которым осуществлено административное правонарушение [8].
Рассмотрим группу административных правонарушений, при совершении которых, наряду с объектом правонарушения, присутствует также и предмет административного правонарушения. Это, в частности, относится к ст. 16.1, 16.4, 16.11, 16.12, 16.21 КоАП РФ, в которых предметом административного правонарушения выступают соответственно: товары и (или) транспортные средства, в отношении перемещения которых нарушены таможенные правила (ст. 16.1); иностранная валюта и валюта Российской Федерации (ст. 16.4); средства таможенной идентификации — идентификационные знаки, цифровая, буквенная и иная маркировка, штампы, печати, пломбы и пр. (ст. 16.11); таможенная декларация и таможенные документы (ст. 16.12); товары и транспортные средства, незаконно перемещенные через таможенную границу Российской Федерации (ст. 16.21).
Важное значение в системе общественных отношений для точного определения квалификации совершенного деяния имеет выделение предмета правонарушения либо преступления, который находит свое выражение в конкретной материальной или физической форме материального мира, на которые непосредственно воздействует преступник либо правонарушитель.
Основным разграничительным признаком нарушения таможенных правил и смежных с ними преступлений — это непосредственно размер ущерба (в денежном выражении), причиненного правонарушителем, который установлен правовыми нормами уголовного законодательства.
Тем важнее и актуальнее является необходимость правильной квалификации нарушений таможенных правил, которая обеспечивает соблюдение законности при привлечении субъекта к ответственности, выражает достоверную социальную и правовую оценку совершенного деяния, гарантируя при этом обеспечение и соблюдение прав и законных интересов физического лица, способствует индивидуализации ответственности и справедливости назначаемых физическому лицу наказаний.
Квалификация административных правонарушений в области таможенного дела является важнейшей стадией деятельности по применению норм законодательства об административных правонарушениях. Правильная квалификация — это необходимое условие законности правоприменительной деятельности таможенных органов. Как показывает практика, ошибки в квалификации порождают ряд негативных последствий. Правильная квалификация нарушения таможенных правил обеспечивает соблюдение законности при привлечении субъекта к ответственности, выражает достоверную социальную и правовую оценку совершенного деяния, гарантируя при этом обеспечение и соблюдение прав и законных интересов физических и юридических лиц, способствует индивидуализации ответственности и справедливости назначаемых наказаний. Неправильная квалификация нарушения таможенных правил может повлечь назначение меры наказания, неадекватной содеянному, необоснованное применение иных ограничительных мер.
В современных условиях возрастает роль и значение российской таможенной службы не только как органа исполнительной власти, регулирующего важные вопросы внешнеэкономической деятельности государства, но также как правоохранительного и контролирующего органа. Увеличивается число административных правонарушений в таможенной сфере, изменяется содержание и характер девиантного поведения в этой области общественных отношений. Поэтому в правоприменительной деятельности органов административной юрисдикции особую актуальность приобретают вопросы квалификации нарушений таможенных правил, проблемы законности привлечения лиц к административной и иным видам ответственности.
Литература:
1. Таможенный кодекс таможенного союза/Под ред. Г. Ю. Касьяновой. — М.: АБАК, 2013. — 256 с.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: текс с изм. и доп. на 15 сентября 2011 г. — М.: Эксмо, 2011. — 400 с. — (Российское законодательство).
3. Таможенный кодекс Российской Федерации. — М.: Экзамен, 2010. — 232 с.
4. Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ (ред. от 11.07.2011) «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
5. Методические рекомендации по квалификации административных правонарушений в области таможенного дела (нарушений таможенных правил) // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. — 2006. — № 5.
6. Бахрах Д. Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право: Учебник для вузов. — 3-е изд., пересмотр. и доп. — М.: Норма, 2007. — 816 с.
7. Зубач А. В. Таможенное право: учебник для бакалавров / А. В. Зубач [и др.]; под общ. ред. А. В. Зубача. — М.: Издательство Юрайт, 2013. — 479 с.
8. Мустафина С. А. Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил): вопросы квалификации и назначения наказаний: диссертация …кандидата юридических наук: 12.00.14 / С. А. Мустафина. — М., 2011. — С. 56.
9. Тимошенко И. В. Административная ответственность за правонарушения в области таможенного дела / И. В. Тимошенко. — Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 344 с.
10. Хомяков Л. Л. Административная ответственность за правонарушения в области таможенного дела: учебное пособие / Л. Л. Хомяков, М. Ю. Карпеченков, Е. И. Сидоров. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2009. 132 с.
11. Хомяков Л. Л. Административное производство по делам о нарушении таможенных правил: курс лекций / Л. Л. Хомяков, М. Ю. Карпеченков, Е. И. Сидоров. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2011. 194 с.
12. Чермянинов Д. В. Таможенное право: учебник для вузов / Д. В. Чермянинов; отв. ред. Д. Н. Бахрах. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2012. — 390 с.