Правовая охрана промышленных образцов по законодательству государств — членов ЕврАзЭС
Автор: Гончар Татьяна Михайловна
Рубрика: 11. Патентное право
Опубликовано в
III международная научная конференция «Государство и право: теория и практика» (Чита, июль 2014)
Дата публикации: 09.07.2014
Статья просмотрена: 345 раз
Библиографическое описание:
Гончар, Т. М. Правовая охрана промышленных образцов по законодательству государств — членов ЕврАзЭС / Т. М. Гончар. — Текст : непосредственный // Государство и право: теория и практика : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, июль 2014 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 48-49. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/115/6015/ (дата обращения: 19.12.2024).
Евразийское экономическое сообщество является международной экономической организацией (далее — ЕврАзЭС), созданной для эффективного продвижения ее участниками процесса формирования Таможенного Союза и Единого экономического пространства, а также реализации других целей и задач, связанных с углублением интеграции в экономической и гуманитарной областях. В состав ЕврАзЭС входят Российская Федерация, Республика Беларусь, Казахстан, Киргизия и Таджикистан.
Основополагающим фактором для нормального функционирования общего рынка является унифицированный подход к определению условий правовой охраны объектов интеллектуальной собственности. На евразийском пространстве было принято Соглашение о единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности 2010 года (далее — Соглашение) [7]. В данном документе в качестве цели провозглашается создание скоординированной системы охраны и защиты прав интеллектуальной собственности [7].
Обращаясь к нормам Соглашения, которые регулируют сферу патентных прав, можно указать, что в них закрепляется возможность получения патента на промышленный образец по национальной процедуре [7]. Стоит отметить, что данный документ не содержит нормы, в которых были бы прописаны другие ключевые аспекты правовой охраны промышленных образцов. В частности, Соглашение не отражает единого подхода к понятию промышленного образца, не регулирует вопросы приоритета промышленного образца, условия его патентоспособности, правила экспертизы заявки на промышленный образец, и ряд других.
Такая ситуация свидетельствует о том, что Соглашение не решает вопросы унифицированной охраны прав на промышленные образцы и не содержит конкретных мероприятий по гармонизации действующих национальных законодательств в этой сфере.
На территории государств-участников СНГ был принят Модельный кодекс интеллектуальной собственности для государств-участников СНГ от 07.04.2010 г. (далее — Модельный кодекс) [2]. Примечательно, что Модельный кодекс затрагивает более широкий перечень вопросов правовой охраны промышленных образцов по сравнению с Соглашением. В тоже время кодекс не лишен недостатков, поскольку значительных успехов в области гармонизации национального законодательства указанный документ не отражает. Также ряд базовых вопросов в области охраны промышленных образцов остается вне его содержания [2].
Правовую охрану промышленных образцов на территории государств евразийского региона можно получить путем подачи заявки в национальное ведомство интеллектуальной собственности. Но действующее законодательство государств-участников ЕврАзЭС, закрепляющее условия получения патента на промышленный образец, существенным образом отличается.
Во-первых, правовое регулирование охраны промышленных образцов на территории стран ЕврАзЭС сводится к разным уровням. Законодательство ряда государств не выделяет промышленные образцы в особый правовой режим и закрепляет патент в качестве основного условия приобретения права на указанный объект промышленной собственности наряду с изобретением, полезной моделью. Однако отличия характерны для Республики Таджикистан, так как условия правовой охраны промышленных образцов регламентированы отдельным документом — Законом «О промышленных образцах» от 28.02.2004 г. № 16 [4].
Во-вторых, отдельные страны ЕврАзЭС (Казахстан) устанавливают наряду с такими условиями патентоспособности промышленных образцов, как новизна и оригинальность, также и промышленную применимость [6].
В-третьих, на территории государств ЕврАзЭС существует разный порядок подачи заявки на промышленный образец. В некоторых странах (РФ [1], Киргизия [5]) в патентных нормах закреплена необходимость представления перечня существенных признаков.
В-четвертых, страны ЕврАзЭС по-разному пошли в решении вопросов, связанных с правилами проведения экспертизы заявки. Так, например, законодательство Киргизии содержит требования по проведению формальной и предварительной экспертизы, а также экспертизы по существу [5]. На территории других государств (РФ [1], Казахстан [6], Таджикистан [4]) предусматриваются условия проведения формальной экспертизы и экспертизы по существу. В законодательстве Республики Беларусь [3] отсутствуют нормы, содержащие обязательное требование по проведению экспертизы по существу.
В итоге можно отметить, что в законодательстве ЕврАзЭС отсутствуют нормы унифицированного характера, регламентирующие вопросы правовой охраны промышленных образцов. Действующие соглашения в области интеллектуальной собственности не решают ключевых вопросов в анализируемой сфере. В результате назрела необходимость принятия отдельного документа, устанавливающего специальный правовой режим промышленных образцов, а именно — режим промышленного образца Евразийского Сообщества.
Вполне допустимым представляется подписание Конвенции о промышленных образцах Евразийского Сообщества, в рамках которой решались бы вопросы правовой охраны промышленных образцов. С точки зрения содержания указанная конвенция может включать нормы материального характера, а также процедурные нормы получения патента на промышленный образец. Кроме того, потребуется проведение работы по учреждению специального органа (Ведомства регистрации промышленных образцов Евразийского Сообщества), функции которого будут связаны с предоставлением изделиям правовой охраны в качестве промышленных образцов.
Литература:
1. Административный регламент исполнения Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам государственной функции по организации приема заявок на промышленный образец и их рассмотрения, экспертизы и выдачи в установленном порядке патентов РФ на промышленный образец: Приложение к приказу Минобрнауки России от 29.08.2008 г. // Федеральная служба по интеллектуальной собственности РФ [Электронный ресурс]. — 2014. — Режим доступа: http://www.rupto.ru/rupto/portal/7bea6e78-fbd2–11e0-e807–8e000200001f. — Дата доступа: 20.01.2014.
2. Модельный кодекс интеллектуальной собственности для государств-участников СНГ: Постановление № 34-б Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ от 07.04.2010 г. // [Электронный ресурс]. — 2014. — Режим доступа: http://zaki.ru/pagesnew.php?id=58771. Дата доступа: 20.01.2014.
3. О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы: Закон Республики Беларусь от 16.12.2002 г. № 160–3 // Национальный центр интеллектуальной собственности Республики Беларусь [Электронный ресурс]. — 2014. — Режим доступа: http://www.belgospatent.org. Дата доступа: 20.01.2014.
4. О промышленных образцах: Закон Республики Таджикистан от 28.02.2004 г. // Национальный патентно-информационный центр Республики Таджикистан [Электронный ресурс]. — 2014. — Режим доступа: http://www.tjpat.org. Дата доступа: 20.01.2014.
5. Патентный Закон Кыргызской Республики от 25.07. 2002 г. // Государственная патентная служба Кыргызской Республики [Электронный ресурс]. — 2014. — Режим доступа: http://www.kyrgyzpatent.org. Дата доступа: 20.01.2014.
6. Патентный Закон Казахстана от 16.07.1999 г. № 427 // Национальный институт интеллектуальной собственности Республики Казахстан [Электронный ресурс]. — 2014. — Режим доступа: http://www.kazpatent.kz. Дата доступа: 20.01.2014.
7. Соглашение о единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности: Совершено г. Москва, 9 декабря 2010 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] ООО «ЮрСпектр». — Минск, 2014.
Похожие статьи
Коммуникации и компетентности как неотъемлемая часть достижения единой таможенной политики Таможенного союза в рамках Европейского Союза
В данной статье рассматривается роль коммуникаций, использующихся в Таможенном союзе Европейского союза, в целях достижения единой таможенной политики. Приводится классификация компетентностей и актуальность их применения в странах мира.
Теоретические основы защиты таможенными органами прав на объекты интеллектуальной собственности
В практике перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС большое количество товаров содержат в себе объекты интеллектуальной собственности (далее — ОИС), то есть нуждаются в защите со стороны российских таможенных органов. Часто товары перемещают...
Похожие статьи
Коммуникации и компетентности как неотъемлемая часть достижения единой таможенной политики Таможенного союза в рамках Европейского Союза
В данной статье рассматривается роль коммуникаций, использующихся в Таможенном союзе Европейского союза, в целях достижения единой таможенной политики. Приводится классификация компетентностей и актуальность их применения в странах мира.
Теоретические основы защиты таможенными органами прав на объекты интеллектуальной собственности
В практике перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС большое количество товаров содержат в себе объекты интеллектуальной собственности (далее — ОИС), то есть нуждаются в защите со стороны российских таможенных органов. Часто товары перемещают...