Безопасность «анклавных субъектов Российской Федерации» в современных условиях
Автор: Прохорова Евгения Николаевна
Рубрика: 1. Теория государства и права
Опубликовано в
III международная научная конференция «Актуальные проблемы права» (Москва, ноябрь 2014)
Дата публикации: 19.09.2014
Статья просмотрена: 170 раз
Библиографическое описание:
Прохорова, Е. Н. Безопасность «анклавных субъектов Российской Федерации» в современных условиях / Е. Н. Прохорова. — Текст : непосредственный // Актуальные проблемы права : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 13-16. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/139/6154/ (дата обращения: 15.11.2024).
Реалии сегодняшней жизни выдвигают в число первоочередных задачу обеспечения безопасности, как личности, так и всего общества и государства [5 с.17]. О проблемах безопасности люди задумывались на протяжении всей истории своего существования. Недоверие к праву и государству, к органам, призванным обеспечивать безопасность, наличие пробелов и коллизий в существующем законодательстве, коррумпированность государственных органов, нарастание террористических угроз, проявление элементов «неофашизма» в соседствующих странах, рост организованной преступности, невозможность справедливой защиты своих прав, чести и достоинства побуждают граждан к самозащите, насилию и произволу со своей стороны, порой и криминальными способами, дискредитирующими власть, а порой и государственные органы. В этом случае один из важнейших теоретических вопросов заключается в установлении того, насколько предполагаемые тенденции развития права могут повлиять на безопасное функционирование «оторванных» территорий нашей страны.
Конституция РФ в ч.1 ст.1 определяет Российскую Федерацию как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления [1]. Данная характеристика распространяется на все 85 находящихся в ее составе субъекты Российской Федерации.
Анализ действующего законодательства позволяет заключить вывод о разностатусности субъектов Российской Федерации, отражающейся в их асимметричности, несмотря на конституционные положения, которые закрепляют равноправие всех государственных образований в составе нашей страны. При этом следует отметить, что одной из важнейших гарантий, обеспечивающей территориальную целостность государства и подтверждающей ее суверенитет является отсутствие права сецессии.
Согласно ч. 4 ст. 5 Конституции Российской Федерации республика Крым, Калининградская область и город федерального значения Севастополь — равноправные субъекты Российской Федерации, что видно из взаимоотношений с федеральными органами государственной власти. Конституционно-правовой статус Крыма, Калининграда и Севастополя характеризуется наличием единой региональной системы права, включающей региональные нормативные правовые акты, а также нормативные правовые акты местных органов региональной власти и органов местного самоуправления. Положение указанных субъектов свидетельствует о том, что они являются полноправными субъектами Российской Федерации, обладающими всей полнотой власти в пределах своей территории. В то же время их особое правовое положение в составе Российской Федерации обусловливается своеобразием условий и правовых оснований возникновения, историческими традициями и географическим месторасположением, а также проблемами эксклавности.
Статус анализируемых субъектов, входивших в состав РСФСР, раньше существенно отличался от их современного конституционно-правового статуса. Главным фактором, определяющим прежний «статус» субъектов, было Положение о них как об административно-территориальной единице РСФСР. Не было никакой специфики и особенностей данных субъектов, органы власти и управления их не искали и не учитывали, а тем более не определяли их «государственности». Прежде всего, это были военный и военно-морской форпост СССР с приоритетным развитием военных функций, что в конечном итоге способствовало одностороннему формированию специфики всех сторон деятельности и явилось впоследствии весьма серьезным сдерживающим аспектом их самостоятельного политического и экономического развития [4, с.13].
Ситуация изменилась коренным образом с принятием новой Конституции в 1993 году, в соответствии с которой Калининградская область была преобразована в полноправный субъект Российской Федерации и приобрела более высокий государственно-правовой статус, то есть от статуса административно-территориальной единицы перешла к статусу территориально-государственного образования — конституционного субъекта Российской Федерации. Соответственно Республика Крым и город федерального значения Севастополь, в качестве важнейшей военно-стратегической точки были присоединены к России после долгого нахождения в составе Украины, по итогам референдума, который состоялся 18 марта 2014 г.
По данным средств массовой информации, Крымский полуостров получит статус особой экономической зоны. Скорее всего, она будет устроена таким же образом, как в Калининградской области. Соответственно потребуется принять отдельный закон, который позволит давать налоговые льготы всем крупным инвесторам, готовым вкладывать в регион, обеспечивать безопасность правоотношений «удаленных» территорий [7].
Конституция РФ (п. «о» ч.1 ст. 72) относит к совместному ведению России и ее субъектов координацию международных и внешнеэкономических связей, выполнение международных договоров Российской Федерации. Это конституционное положение послужило мощным толчком к развитию различных форм международной деятельности субъектов Российской Федерации, в том числе участию в деятельности международных организаций, заключению соглашений, открытию представительств за рубежом и т. д. Однако анализируемая норма порождает большое число споров, связанных с необходимостью законодательного регулирования, а также отсутствием теоретического обоснования права субъектов Федерации участвовать в международных отношениях.
В силу эксклавности Крыма, Калининграда и Севастополя они являются субъектами международных правоотношений, что является необходимым условием для обеспечения их связей с остальной территорией страны и сопредельными государствами.
Необходимо отметить, что указанные субъекты Федерации существенно отличаются от всех прочих, в том числе от приграничных, так как речь идет не о географическом понятии удаленности, которым характеризуются приграничные территории, а о доступности, которая измеряется качественно.
Учитывая территориальную автономность «анклавных субъектов» было бы логично предоставить органам власти дополнительные полномочия в отношениях с соседними государствами. Участие в международных правоотношениях органов исполнительной власти Калининградской области с ближайшими иностранными представителями является объективной необходимостью в связи с анклавным положением данного региона и, как следствие, зависимостью решения большинства вопросов социально-экономического развития области от данного обстоятельства. Аналогичным образом должны получить развитие политические и экономические вопросы вновь присоединенных к территории нашего государства республика Крым и город федерального значения Севастополь.
Проблемы безопасности, межнациональных отношений, суверенитета и федеративного устройства Российского государства относятся к числу наиболее сложных. С одной стороны, необходимо постоянно укреплять территориальную целостность и единство нашей страны как многонационального государства, решающего задачи прекращения дезинтеграционных процессов и стабилизации своей внутренней структуры, с другой — реально обеспечивать самоопределение народов как носителей и источников власти применительно ко всем субъектам Федерации при сохранении многообразия объединяемых каждым из них этнических, культурных, языковых и религиозных сообществ.
Стремительное развитие мировых процессов в русле глобализации, тенденции к силовому установлению «нового мирового порядка» объективно предполагают рассмотрение проблемных вопросов правового статуса и безопасности граждан «особых» субъектов Российской Федерации, таких как Калининградская область и двух новых присоединенных субъектов — Крым и Севастополь. Так, Калининградская область, Республика Крым и город федерального значения Севастополь [6] имеют для России большое значение с геополитической, военно-стратегической и экономической точек зрения. В то же время из-за своей географической оторванности от основной территории страны и в силу исторических особенностей данные области как российский анклав на берегу Балтийского и Черного морей наиболее уязвимы по сравнению с другими субъектами Федерации для внешнего воздействия, направленного на подрыв территориальной целостности Российского государства. В связи с расширением Европейского Союза, с событиями, произошедшими в последнее время в Украине, угроза безопасности названных «субъектов-анклавов» Российской Федерации потенциально возрастает.
При этом глава комитета по безопасности и международным делам Калининградской областной Думы Александр Мусевич считает, что «Калининград — следующая миссия, чтобы досадить России. Раньше мы были на политической периферии, а теперь уже идет речь о территориальной целостности. И здесь уж ставки больно высоки [8]». На встрече с молодежью региона губернатор Николай Цуканов высказал мысль о том, что «раскачать майдан» в регионе стараются «западные спецслужбы». Для этой цели через границу с Польшей в Калининградскую область прибывают «молодые, до 30 лет, накачанные люди, без родственников, с целью «поискать работу». Что же касается обеспечения безопасности личности, общества и государства в Калининградской области, то необходимо отметить, что, майдан в том виде, в котором он есть на Украине, не нужен никому. «Ни населению, ни бизнесменам, ни чиновникам», — отметил депутат Витаутас Лопата, — а также у нас достаточно силовых структур, чтобы не допустить нарушения правопорядка».
На сегодняшний день проблема Крыма, Севастополя и Калининграда стала для России показателем неразрывной связи между правами человека, безопасностью личности, общества и государства, суверенитетом и территориальной целостностью государства. Она затрагивает правовое положение всех граждан Российской Федерации и требует для обеспечения одной из конституционных свобод — свободы передвижения — полноты государственного суверенитета на ее территории.
Анализируемые субъекты Российской Федерации являются регионами особой стратегической, экономической и политической важности, что объективно предполагает их участие в международных правоотношениях, а также требует соответствующего отражения в законодательстве. В этой связи необходимо не только внесение изменений в федеральное законодательство, но и совершенствование региональных нормативных правовых актов. В частности, предлагаются наделение данных регионов правом самостоятельного заключения внешнеэкономических договоров, создание режима наибольшего благоприятствования с сопредельными государствами Украины, Польши и Литвы, а также закрепление соответствующих норм в Уставе Республики Крым, города федерального значения Севастополь и Калининградской области. Так, Калининград провозглашен «пилотным» регионом сотрудничества России и Евросоюза. Международное и межрегиональное сотрудничество в области защиты прав человека играет большую роль в развитии региона, так как зачастую помогает решать проблемы, специфичные для Калининградской области как анклавного региона России. К числу таких проблем относятся вопросы гражданства и миграции, транзитного пересечения территорий сопредельных государств, визовый режим, которые, в свою очередь, порождают иные проблемы и (правонарушения), в частности затрагивающие интересы многих социальных слоев населения (пенсионеры, военнослужащие, несовершеннолетние) и жителей области в целом.
Также требует пристального внимания проблема транзита, соблюдения прав граждан на неприкосновенность частной собственности, частной жизни, защиту персональных данных органами таможенной и пограничной служб. В целях более эффективного обеспечения безопасности и соблюдения прав граждан необходимо усовершенствовать процедуру прохождения пограничного и таможенного контроля, технически оснастить данные службы Российской Федерации. Следует законодательно закрепить механизмы защиты тайны персональных данных граждан, разработать инструкции, которые регламентируют порядок осуществления таможенного и пограничного контроля на различных путях сообщения.
Удаленность от основной части России, вступление Польши и Литвы в ЕС, расширение НАТО на Восток, стремление Украины вступить в ЕС требуют принципиально нового подхода при определении правового статуса «анклавных субъектов» в части рассмотрения отдельных полномочий с учетом реально складывающейся социально-экономической и политической обстановки и в этой связи данные предложения обуславливают объективную необходимость внесения изменений в законодательство. Таким образом, предлагается принять Федеральный закон «О статусе анклавных субъектов» и соответствующее Международное соглашение Российской Федерации с Европейским Союзом «О анклавных субъектах Российской Федерации».
Данные нормативные правовые акты должны в первую очередь, обеспечивать безопасность и целостность России, т. е. сохранить Калининградский регион, регионы Крыма и Севастополя, а также способствовать развитию обособленной территории. Должное внимание необходимо уделить решению проблемы в части, касающейся реализации в Калининградской области, республики Крым законодательства о гражданстве, в том числе разработке специального административного порядка разрешения случаев необоснованной выдачи лицам документов, свидетельствующих о принадлежности к гражданству Российской Федерации, вследствие ошибок органов государственной власти (в силу некомпетентности отдельных служащих или других обстоятельств).
Решение подобных проблем предполагает принятие мер не только политического, но и правового характера, в частности более четкое урегулирование конституционно-правового статуса Калининградской области, Республики Крым и города федерального значения Севастополь как субъектов Российской Федерации, обладающих существенной спецификой. Также необходимым условием, обеспечения безопасности «удаленных» территорий является «запугивающий» фактор, т. е. концентрация на указанных территориях большого количества вооруженной силы, ракет военно-стратегического назначения и т. п.
В современных условиях проблемы взаимоотношений между Российской Федерацией и ее субъектами находятся в центре внимания, а обеспечение безопасности граждан «удаленных» территорий является одной из актуальнейших проблем современной России, что предполагает дальнейшую углубленную разработку правовых основ, совершенствование правового статуса субъектов Российской Федерации как базы развития государственности.
Проведенный анализ позволяет сделать выводы о конституционно-правовом статусе таких «особенных» субъектов Российской Федерации, как Крым, Севастополь и Калининград, обусловленных спецификой своего географического положения, предполагающих упрочение безопасности, экономических, социальных и политических связей внутри страны, в том числе необходимость соответствующих действий как федеральных органов законодательной и исполнительной власти, так и соответствующих действий органов государственной власти указанных субъектов.
Литература:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ) // СЗ РФ, 03.03.2014, № 9, ст. 851.
2. Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности» // Собрание законодательства РФ, 03.01.2011, № 1, ст. 2.
3. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 28.12.2013) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2014) // Собрание законодательства РФ, 31.07.2006, № 31 (1 ч.), ст. 3448.
4. Алехина Н. В. Особенности конституционно-правового статуса Калининградской области как субъекта Российской Федерации. Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. М., 2007. С. 13.
5. Тюрина Е. Н. Объекты правоотношений, возникающих в деятельности органов внутренних дел Российской Федерации: вопросы теории. Автореф. … дисс. канд. юрид. наук. М., 2013. С. 17.
6. 18 марта 2014 года подписан Договор о принятии Крыма и Севастополя в состав России. http://jankoy.org.ua/18-marta-2014-dogovor-prinyatii-kryma-i-sevastopolya-sostav-rossii/ (дата обращения: 19.03.2014 г.).
7. Предложения о создании в Крыму ОЭЗ. http://www.rg.ru/2014/03/27/zoni-anons.html (дата обращения: 04.04.2014 г.).
8. http://www.newkaliningrad.ru/news/politics/3931117. Перспектива майдана: мнения о том, хотят ли спецслужбы запада «раскачать» ситуацию в регионе.