Правовые и организационные проблемы реализации прав граждан в административных процедурах предоставления государственных услуг (по материалам Тюменской области) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Административное право

Опубликовано в

III международная научная конференция «Актуальные проблемы права» (Москва, ноябрь 2014)

Дата публикации: 03.11.2014

Статья просмотрена: 212 раз

Библиографическое описание:

Ларченко, Д. А. Правовые и организационные проблемы реализации прав граждан в административных процедурах предоставления государственных услуг (по материалам Тюменской области) / Д. А. Ларченко. — Текст : непосредственный // Актуальные проблемы права : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 38-39. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/139/6502/ (дата обращения: 15.11.2024).

Государственные и муниципальные органы исполнительной власти, их должностные лица и государственные служащие играют многозначительную роль в жизни общества, государства, региона, отдельного гражданина. Анализ административной практики показывает, что количество обращений граждан в специально уполномоченные органы исполнительной власти за разрешением своих злободневных вопросов ежегодно и постоянно превышает число обращений в судебные органы и органы прокуратуры вместе взятые.

В условиях реализации в России теории «сервисного государства» государственные и муниципальные органы исполнительной власти реализуют свои функции в форме непосредственного предоставления административных публичных услуг по обращениям заявителей, количество которых внушительно. Именно поэтому, на наш взгляд, актуально проанализировать данный вопрос.

Данный вопрос рассмотрим на примере регионального уровня власти.

Так, управление градостроительной политики Главного управления строительства Тюменской области (далее — УГП ГУС ТО) предоставляет услугу «Подготовка и выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства». Несмотря на то, что административный регламент у данной услуги один, фактически она состоит из двух услуг: разрешение на строительство и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Данную услугу предоставляет отдел объектов регионального значения УГП ГУС ТО, которое в год предоставляет, в среднем, 2–4 услуги. Для сравнения, Департаментом земельных отношений и градостроительства Администрации г. Тюмени выдается таких же разрешений, в среднем, 550–600.

Помимо того, что муниципальные служащие не успевают справляться с таким потоком обращений по выдаче разрешений на строительство и на ввод объекта в эксплуатацию, к компетенции Департамента земельных отношений и градостроительства Администрации г. Тюмени отнесено полномочие по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление сведений, содержащихся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности (далее — ИСОГД)». В компетенцию Главного управления строительства Тюменской области входит осуществление контроля за ведением ИСОГД муниципальных образований Тюменской области, отслеживание передачи данных из ИСОГД в Информационный банк данных градостроительной деятельности Тюменской области (далее — ИБДГД ТО), являющийся региональной системой.

Мы видим, что полномочия между региональными и муниципальными уровнями власти в сфере градостроительства распределены неравномерно, в силу чего отдел информационных систем обеспечения градостроительной деятельности Департамента земельных отношений и градостроительства Администрации г. Тюмени не успевает справляться с возложенными на него обязанностями ввиду большого объема работы.

Еще в 2011 году наблюдались такие диспропорции в отношении числа оказания рассматриваемых нами услуг, но количество разрешений, выданных УГП ГУС ТО за этот период составляло: 26 разрешений на строительство объектов регионального значения и 78 разрешений на ввод в эксплуатацию объектов регионального значения.

По мнению автора настоящей работы, было бы целесообразно внести изменения в Федеральный закон от 6.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» и Градостроительный кодекс РФ, в которых необходимо закрепить предоставление сведений из ИСОГД как за муниципальным образованием (в рассматриваемом нами случае — за городским округом г. Тюменью), так и за региональными органами власти, в нашем примере — за ГУС ТО, которое имеет выход к муниципальным базам данных, а, следовательно, может предоставлять сведения, но в меньшем, чем муниципальные служащие объеме, так как региональные органы власти осуществляют контроль и проверку сведений, содержащихся в ИСОГД по всем девяти разделам, предусмотренным приказом Минрегиона РФ от 30.08.2007 № 85 «Об утверждении документов по ведению ИСОГД», что занимает немало времени.

Также, на наш взгляд, необходимо внести изменения в п.4 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, т. е. предусмотреть передачу полномочий муниципальных органов на региональный уровень в части выдачи разрешений на строительство и на ввод объекта в эксплуатацию.

Полагаем, что Администрации г. Тюмени необходимо отдать часть полномочий по выдаче разрешений на строительство и на ввод объекта в эксплуатацию на региональный уровень, т. к. вышеприведенные цифры о количестве выданных разрешений на строительство и на ввод объекта в эксплуатацию свидетельствуют об огромнейшем дисбалансе в распределении полномочий, передача части которых на региональный уровень позволит сгладить эти диспропорции и хоть в какой-то степени сбалансировать работу государственных и муниципальных служащих.

В настоящее время подобные диспропорции приводят к тому, что муниципальные служащие, не успевая справляться с возложенным на них объемом работы (имеются ввиду служащие отдела ИОГД Департамента земельных отношений и градостроительства Администрации г. Тюмени), вынуждены добиваться, как минимум, хотябы небольшого, но расширения штата. На взгляд автора, подобная мера не решит проблемы, хотя, конечно, позволит распределить полномочия между большим числом сотрудников. Здесь необходимы меры по внесению изменений в законодательство, о которых говорилось ранее.

Помимо того, что между региональными и местными уровнями власти неравномерно распределены полномочия, в ходе анализа административных регламентов по предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Тюменской области было выявлено, что раздел «Досудебный (внесудебный) порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц, государственных\муниципальных служащих» отсылает граждан к № 210 — ФЗ. Полагаем, что целесообразно документально закрепить, в чем выражается бездействие должностных лиц, на какой стадии можно обжаловать действия (бездействие) должностных лиц.

После предоставления услуги в УГП ГУС ТО её получателям предлагают заполнить карту качества. В силу того, что на региональном уровне услуг предоставляется мало, автор работы, проанализировав содержание карт качества, может констатировать факт удовлетворенности получателей (а ими, в основном, являются юридические лица) государственными услугами, предоставляемыми в отделе УГП ГУС ТО. Среднее число жалоб, поступающее в УГП и связанное с предоставлением государственных услуг, составляет около пяти жалоб в год. Все они связаны с якобы необоснованным отказом в предоставлении услуги, хотя государственные служащие УГП требуют документы, предусмотренные только ст. 51 и 55 Градостроительного кодекса РФ.

Текущий контроль за соблюдением и исполнением должностными лицами положений административных регламентов и иных правовых актов, устанавливающих требования к предоставлению рассматриваемых нами государственных услуг, осуществляют начальник УГП ГУС ТО, заместитель начальника ГУС ТО и начальник ГУС ТО. Такой вид контроля сводится лишь к подписанию документов, являющихся результатами предоставления государственной услуги.

Полагаем, что этого недостаточно. Было бы целесообразно в ГУС ТО создать сектор или отдел по контролю за предоставлением государственных услуг, который бы осуществлял постоянный контроль за их предоставлением. Такая мера, в свою очередь, позволила бы как повысить качество предоставляемых услуг, так и существенно сократить число нарушений, связанных с их предоставлением. Еще одним «плюсом» появления такого отдела станет то, что контроль будет осуществляться уже не после подготовки всей необходимой документации, а на этапе её создания. Именно вот эта некая подотчетность и подконтрольность государственных служащих, должностных лиц, предоставляющих государственные услуги, отделу или сектору контроля за предоставлением государственных услуг позволит повысить качество их предоставления, а также повысит прозрачность действий или процедур, необходимых для оказания государственной услуги.

Несмотря на существующие «пробелы» в российском законодательстве, в настоящее время существует еще одна проблема, заключающаяся в том, что граждане, должным образом не разобравшись в законодательстве, не изучив сроки административных процедур, перечень документов, необходимых для оказания услуги, обращаются с жалобами в органы государственной власти и местного самоуправления. В результате государственные и муниципальные служащие тратят рабочее время на рассмотрение жалоб, которые, по сути, могли бы и не поступать, если бы основная доля граждан была бы более компетентна в рассматриваемом нами вопросе.

В Тюменской области Аппарат Губернатора Тюменской области организует различные обучающие курсы для государственных служащих, предоставляющих государственные услуги. Полагаем, что было бы целесообразно проводить подобные курсы для потенциальных потребителей государственных и муниципальных услуг, на которых граждане могли бы получить обзор законодательства в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг, где им была бы разъяснена информация по срокам оказания услуг, сам порядок обжалования, в каких случаях и куда следовало бы обращаться при подаче жалобы. Конечно, введение данной меры не уменьшит число необоснованных жалоб, но оно позволит существенно их сократить.

Таким образом, можно говорить о том, что для повышения качества предоставления государственных услуг, для оптимизации работы государственных и муниципальных служащих необходимо совершенствовать административно-правовые механизмы порядка предоставления государственных и муниципальных услуг.

 

Литература:

 

1.                             Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ: по сост. на 4 октября 2014 г.// Собрание законодательства РФ.- 06.10.2003.-№ 40.-Ст. 3822.

2.                             Градостроительный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ: по сост. на 22 октября 2014 г.// Собрание законодательства РФ.- 03.01.2005.-№ 1 (часть 1).-Ст.16.

Основные термины (генерируются автоматически): Тюменская область, услуга, тюмень, градостроительство Администрации, служащий, выдача разрешений, Градостроительный кодекс РФ, исполнительная власть, региональное значение, региональный уровень.

Похожие статьи

Проблемы реализации полномочий муниципального образования в сфере жилищно-коммунального хозяйства (на примере муниципального образования г. Екатеринбурга)

Технологические изменения в государственном управлении и качество предоставления электронных услуг в регионе (на примере Республики Башкортостан)

Актуальные вопросы развития механизмов защиты прав граждан в сфере долевого строительства и несостоятельности (банкротства) застройщиков

Инструменты государственного регулирования в сфере обращения лекарственных средств: правовой аспект

Региональные аспекты налогообложения имущества физических лиц: проблемы и пути решения (на материалах Чеченской Республики)

Мониторинг проблем обращения твердых бытовых отходов в региональных социально-экономических системах (на материалах Курской области)

Особенности организации учета на малых предприятиях в условиях адаптации к изменениям законодательства

Теоретические аспекты и проблемные вопросы развития страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний (по материалам Орловской области)

Инновационные формы взаимодействия родителей и педагогов дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО

Актуальные проблемы выявления и пресечения незаконной рубки лесных насаждений на примере Иркутской области

Похожие статьи

Проблемы реализации полномочий муниципального образования в сфере жилищно-коммунального хозяйства (на примере муниципального образования г. Екатеринбурга)

Технологические изменения в государственном управлении и качество предоставления электронных услуг в регионе (на примере Республики Башкортостан)

Актуальные вопросы развития механизмов защиты прав граждан в сфере долевого строительства и несостоятельности (банкротства) застройщиков

Инструменты государственного регулирования в сфере обращения лекарственных средств: правовой аспект

Региональные аспекты налогообложения имущества физических лиц: проблемы и пути решения (на материалах Чеченской Республики)

Мониторинг проблем обращения твердых бытовых отходов в региональных социально-экономических системах (на материалах Курской области)

Особенности организации учета на малых предприятиях в условиях адаптации к изменениям законодательства

Теоретические аспекты и проблемные вопросы развития страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний (по материалам Орловской области)

Инновационные формы взаимодействия родителей и педагогов дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО

Актуальные проблемы выявления и пресечения незаконной рубки лесных насаждений на примере Иркутской области