Участие институтов гражданского общества в обеспечении реализации экологического законодательства: сравнительно-правовой анализ
Автор: Хамраев Уктам Рустамович
Рубрика: 14. Экологическое, земельное, лесное, водное и воздухоохранное право
Опубликовано в
II международная научная конференция «Актуальные вопросы юридических наук» (Челябинск, февраль 2015)
Дата публикации: 29.01.2015
Статья просмотрена: 486 раз
Библиографическое описание:
Хамраев, У. Р. Участие институтов гражданского общества в обеспечении реализации экологического законодательства: сравнительно-правовой анализ / У. Р. Хамраев. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы юридических наук : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 108-111. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/140/7136/ (дата обращения: 19.12.2024).
Очень широк масштаб и спектр работ по устранению имеющихся на сегодняшний день глобальных, региональных, национальных, экологических проблем, охране естественной окружающей среды, оздоровлению экологической ситуации и охране здоровья населения, обеспечнию экологической безопасности, рациональному использованию природных ресурсов и частому использованию возобновляемых природных источников, что способствует возникновению потребности в дальшейшем объединении устремлений государственных органов, негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества, а также граждан. В годы независимости и в Республике Узбекистан принято свыше 30 законов и более 350 подзаконных нормативно-правовых документов, направленных на урегулирование экологически-правовых отношений, в реализации которых и поиске решения имеющихся экологических проблем наряду с соответствующими государственными органами активно участвуют также институты гражданского общества и граждане. На сегодняшний день серьезное внимание уделяется дальнешему совершенствованию действующих в Республике Узбекистан законов в сфере экологии, дальнейшему расширению и гарантированию полномочий институтов гражданского общества и права на участие граждан в данных законах.В частности, важное значение при этом приобретает принятие Закона Республики Узбекистан «Об экологическом контроле» [1] от 27 декабря 2013 года, направленного на определение роли и места не только государственных органов, но и институтов гражданского общества в системе обеспечения охраны окружающей среды и Закона «О социальном партнерстве» от 25 сентября 2014 года, определяющего четкие границы и организационно-правовые механизмы взаимоотношений негосударственных некоммерческих организаций с государственными структурами. Данные законы имеют важное значение тем, что определяют прочные правовые основы деятельности институтов гражданского общества, направленные на защиту прав и свобод граждан, в том числе их прав в сфере экологии. Например, в Законе Республики Узбекистан «Об экологическом контроле» указаны полномочия, права и обязанности институтов гражданского общества и граждан, в том числе общественного инспектора экологического контроля в сфере экологического контроля и на основе законных норм предусмотрены порядок осуществления ими экологического контроля, его форм и методов, оформления результатов экологического контроля и формы применения результатов экологического контроля. Кроме того, в Законе «О социальном партнерстве» [2], принятом в целях урегулирования отношений государственных органов с государственными некоммерческими организациями и другими институтами гражданского общества в сфере социального партнерства в качестве одного из сфер социального партнерства особо определено «охрана окружающей среды, здоровья населения и формирование здорового образа жизни». Участие институтов гражданского общества Республики Узбекистан в жизни государства и общества, в том числе в сфере экологии ярко проявляется в деятельности Экологического движения Узбекистана. Основанное 2 августа 2008 года Экологическое движение Узбекистана способствует объединению и мобилизации деятельности действующих в нашей стране всех институтов гражданского общества в сфере экологии, всех устремлений по охране естественной окружающей среды и здоровья человека. В частности, следует обратить внимание на то, что за прошедшие 9 месяцев 2014 года Экодвижением проведено всего свыше 710 мероприятий, в которых участвовали более 54000 граждан. В том числе, по обеспечению реализации законов, принятых по вопросам охраны естественной окружающей среды — одного из приоритетных направлений деятельности Экодвижения и других государственных программ, а также развитию и совершенствованию законодательства в данном направлении было проведено 55, повышению экологической культуры населения, развитию системы экологического образования и воспитания — 90, развитию международного сотрудничества в сфере охраны окружающей среды — 45, достижению того, чтобы охрана окружающей среды превратилась в задачу государства, общества и каждого гражданина — 110, координации деятельности негосударственных некоммерческих организаций в сфере охраны окружающей среды — 20 мероприятий. В данном направлении можно привести несколько методов, применяемых в деятельности общественных объединений, организованных в зарубежных странах в целях проведения экологической деятельности:
1) Метод свидетельства — метод, направленный на высказывание протестов, призыв и вызов внимания общественности в целях обеспечения не совершения вредного для экологии действия, которое окажет негативное воздействие на окружающую среду. Данный метод был широко применен Гринпис против проведения ядерных испытаний в атмосфере.
2) Метод прямого протеста непосредственно связан с возражением против действия, наносящего вред экологической среде. В том числе, в 1975 году представители Гринпис оградив дорогу кораблю, который охотился за китами препятствовали их ловле, а позднее, в 1985 году они добились объявления Международной комиссией по охоте за китами моратория против охоты за китами. Кроме того, с увеличением количества охот за шкурой детенышей тюленя, представители Гринпис поступив таким же образом, в 1982 году достигли принятия решения о запрете вывоза шкуры детенышей тюленя из территории Европейского Союза, что способствует сокращению количества охот в четыре раза.
3) Привлечение внимания общественности — предусматривает привлечение внимания общественности либо средств массовой информации к той или иной экологической проблеме. Ярким тому примером является развешивание представителями Гринпис в 1984 году крупных объявлений против ядерных испытаний в Лондонском Биг Бене и статуе Свободы в Нью-Йорке, выход на площадь в 1992 году в костюме пингвинов на демонстрации против освоения Антарктиды в промышленных целях и другие действия.
4) Применение правовых механизмов — предусматривает применение правовых норм в целях предотвращения либо устранения экологических проблем. На сегодняшний день имеется два вида его применения: первый метод предусматривает обращение в суд, данный метод применяется в случаях прямого противостояния закону; второй метод — применение правовых механизмов — в целях решения определенных экологических проблем выступление с предложением принятия тех или иных правовых документов. В том числе, усилиями Всемирного фонда дикой природы в 1994 году более 100 млн. км2 южной части Антарктиды, прилегающей к мировому океану была объявлена заповедником китов, что привело к запрещению охоты за китами почти в одной трети мирового океана и это стало возможностью для восстановления популяции китовых. Экологические общества стремятся оказывать активное воздействие на законотворческий процесс в сфере охраны окружающей среды, в частности, клуб Сьерра имеет своих представителей в органах государственной власти. Таким образом, использование правовых механизмов обеспечивает юридическую защиту окружающей среды [3, с.100].
Заслуживает внимания тот факт, что в данном направлении в экологическом законодательстве Республики Узбекистан закреплены сравнительно широкие методы по сравнению с зарубежными странами. В частности, в сфере экологии в стране широко применяются такие методы, как участие общественных объединений в качестве наблюдателя, участие в заслушивании отчетов, проведении общественной экологической экспертизы, изучении общественного мнения, разработке и реализации нормативно-правовых документов, государственных экологических программ в сфере экологии, осведомление, внесение предложений, обращение, получение информации, формирование системы инспекторов-общественников экологического контроля, сотрудничество, содействие в экологической культуре, экологическом образовании и воспитании.
В частности, в качестве относительно нового и действенного метода участия общественных объединений в жизни государства и общества на сегодняшний день в мировом масштабе, в том числе и в нашей стране широко применяется участие в выборах. В частности, в настоящее время предусмотрено избрание в Законодательную палату Олий Мажлиса 15 депутатов от Экологического движения Узбекистана [4, с.62]. Это даст возможность гарантированного участия в парламенте Экодвижения, объединившего общественность в сфере экологии, использования полномочий парламента в преемственности и полномочиями общественного контроля.
Следует отметить, что избранными от Экодвижения депутатами за прошедшие 9 месяцев 2014 года, кроме участия в ежедневной деятельности Законодательной палаты Республики Узбекистан, проведено свыше 75 мероприятий по принятию новых законов в сфере экологии, совершенствованию действующих законов. В том числе, разработаны предложения по проектам закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные документы в связи с принятием Закона Республики Узбекистан «Об экологическом контроле», внесении изменений и дополнений в в еще несколько действующих законов, таких как «Об охране природы», «Об экологической экспертизе», «Об отходах», «Об охране атмосферного воздуха» и «О государственном санитарном надзоре».
Необходимо отметить, что подобная уникальная практика свойственна лишь Узбекистану и не наблюдается в мировом опыте. В большинстве зарубежных стран на некоторые экологические общественные объединения распространяется право на участие в выборах, но это не может обеспечивать их стабильное место в парламенте. С этой точки зрения можно увидеть, что наша страна достигла определенных успехов в данной сфере.
Ибо, опыт зарубежных государств показывает, что одним из важных законодательных требований при выявлении воздействия планов и проектов социально-экономического развития на естественную окружающую среду у них является учёт общественного мнения. Вместе с тем, следует также отметить, что в ряды участников политики охраны природы в Европейском сообществе внесено и население государств, являющихся членами Сообщества. Кроме того, все проекты, связанные с использованием природных ресурсов должны пройти обязательное и тщательное обсуждение, что является одним из требований, предусмотренных в законодательстве Европейского сообщества [5, с.22]. Участие общественных объединений в законотворческом процессе и правоприменительной практике в сфере экологии посредством участия в выборах, а позднее в деятельности парламента имеет важное значение. На сегодняшний день экологические партии участвуют в сотрудничестве с хокимиятом, привлечении внимания государства к охране окружающей среды на местах. В том числе, пункт 10 Устава экологического движения «Зеленые» Российской Федерации посвящен участию движения в выборах и референдумах, как отмечается в нем, в соответствии с действующим законодательством движение имеет право на участие в выборах и выступить с инициативой проведения референдума [6].
За прошедшие тридцать лет в мировом масштабе экологические партии были учреждены во многих странах Африки (Камерун, Египет, Кения), Америки (Аргентина, Бразилия, Канада, Мексика, США, Венесуэла), Азии (Австралия, Япония, Новая Зеландия, Филиппины, Южная Корея, Узбекистан) и Европы (Австрия, Бельгия, Болгария, Чехия, Дания, Великобритания, Эстония, Франция, Германия, Италия, Латвия, Норвегия, Португалия, Польша, Российская Федерация, Шотландия, Испания, Швеция, Швейцария, Турция). Следует отметить, что завоевание экологическими партиями и движением права на участие в выборах и участие в деятельности парламента, набрав достаточное количество голосов, дает им возможность не только пользования средствами общественности для достижения своих целей, но и применения мер воздействия власти.
В частности, отныне они приобретут такие широкие полномочия, как контроль над деятельностью должностных лиц с использованием таких действенных методов, как парламентский контроль, депутатский контроль, депутатский запрос, заслушивание их отчетов, при необходимости привлечение к данным проблемам внимания парламента, что является важным методом достижения данными общественными объединениями цели решения экологических проблем. Словом, в нынешних условиях, когда все более расширяются масштабы предстоящих работ по охране окружающей среды, пользованию природой и обеспечению экологической безопасности, исходя из передового зарубежного опыта, можно привести следующие приоритетные направления:
во-первых, дальнейшее совершенствование в сфере экологии деятельности общественных организаций и других институтов гражданского общества, направленного на охрану природы, точное указание их основные направления по охране природы и права в сфере проведения общественной экологической экспертизы;
во-вторых, разработка и совершенствование правовых основ участия общественности в экологическом образовании, охране окружающей среды, общественного экологического мониторинга, общественного слушания и общественной экологической экспертизы;
в-третьих, в целях правильной организации деятельности института общественного инспектора экологического контроля подготовка общественных инспекторов экологического контроля, разработка системы их обучения и постоянного повышения квалификации, в частности широкое и эффективное использование в данном процессе возможностей общественных объединений в сфере экологии;
в-четвертых, дальнейшее совершенствование метода «наблюдения» за участием институтов гражданского общества в обеспечении реализации законодательства в сфере экологии, «участие в качестве наблюдателей», «заслушивание отчетов», «проведение общественной экологической экпертизы», «изучение общественного мнения», а также других методов и механизмов.
Литература:
1. Закон Республики Узбекистан от 27.12.2013 г. «О экологическом контроле» № 363 // «Народное слово» от 28 декабря 2013 года.
2. Закон Республики Узбекистан от 25.09.2014 г. «О социальном партнерстве» № 376 // «Народное слово» от 26 сентября 2014 года.
3. Сериков А. Е. Ненасильственные методы в экологическом движении (на примере деятельности Гринпис) // Сборник: Опыт ненасилия в 20 столетии. — М.: Аслан, 1996. — С. 98–121.
4. Файзиев Ш. Х. Сайлов қонунчилигининг ривожланиши. — Янги қонунлар моҳияти: 11. — Тошкент: АҚХМИ, 2010. — Б. 62.
5. Холмуминов Ж. Т., Эггерт М. Ю., Умаров А. С. Экологическое законодательство Республики Узбекистан и международный опыт Европейского Союза / Под общей редакцией Джорджа Молака. – Ташкент: 2009. -22 с.
6. Устав Российского экологического движения «Зеленые» // www.greenparty.ru/dvizh_ustav.php