Коммерческое обозначение как средство индивидуализации | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 9. Гражданское право и процесс

Опубликовано в

II международная научная конференция «Актуальные вопросы юридических наук» (Челябинск, февраль 2015)

Дата публикации: 20.01.2015

Статья просмотрена: 4475 раз

Библиографическое описание:

Чулова, Ю. С. Коммерческое обозначение как средство индивидуализации / Ю. С. Чулова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы юридических наук : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 84-86. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/140/7156/ (дата обращения: 16.10.2024).

Коммерческое обозначение представляет собой отдельный правовой институт, который введен в гражданский оборот на территории РФ с принятием четвертой части Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) — с 1 января 2008 г. На международном уровне коммерческое обозначение в качестве средства индивидуализации появилось еще в 1967 г., в Конвенции, учредившей Всемирную организацию интеллектуальной собственности [1].

Именно с появлением такого правового института, как коммерческое обозначение, предприниматели получили возможность индивидуализировать свои торговые, промышленные и иные предприятия [2].

Надлежащего же закрепления в российском законодательстве оно не получило. Так, законодатель не пошел дальше простого упоминания о существовании данного средства индивидуализации в части второй ГК РФ, ограничившись лишь четырьмя статьями в части четвертой. Эти статьи посвящены общему описанию коммерческого обозначения, его действию во времени, в пространстве, по кругу лиц, а также общему сравнению с другими средствами индивидуализации — фирменным наименованием, товарным знаком, знаком обслуживания. Следует отметить, что определение коммерческого обозначения отсутствует в ратифицированных РФ международных договорах и конвенциях.

В теории возникло несколько подходов к пониманию рассматриваемого средства индивидуализации. Одни исследователи пытались дать определение, исходя из тех признаков, которые указал законодатель [3], другие взяли за основу международные правовые акты [4]. Например, С. А. Бобков произвел лексический анализ понятия и пришел к выводу, что: это — знак (отличительный признак), используемый субъектом коммерции (предпринимательской деятельности) с целью индивидуализации себя, своего дела (бизнеса), а также производимых (выполняемых, оказываемых) им товаров (работ, услуг) [5]. Выделение сущности обозначения как знака, в качестве которого могут выступать словесные, графические, а также комбинированные обозначения, выглядит вполне обоснованным, но ссылка на индивидуализацию товаров, работ или услуг представляется ошибочной, поскольку приводит к смешению коммерческого обозначения с товарным знаком и знаком обслуживания.

ГК РФ определяет коммерческое обозначение как средство индивидуализации торговых, промышленных и других предприятий, принадлежащих юридическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, а также индивидуальным предпринимателям (п. 1 ст. 1538 ГК РФ).

Рассматривая ст. 1538 ГК РФ, можно вывести основные признаки коммерческого обозначения:

1)                 принадлежит только субъектам предпринимательской деятельности;

2)                 является средством индивидуализации предприятий;

3)                 входит в состав предприятия как имущественного комплекса;

4)                 не является фирменным наименованием (не должно носить все его признаки, основными из которых являются обязательное указание организационно-правовой формы субъекта предпринимательской деятельности и необходимость включения в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц);

5)                 не требует обязательной регистрации либо включения в учредительные документы.

Вместе с тем можно выделить группу признаков, присущих коммерческому обозначению, определяющих его охраноспособность. Такими признаками, исходя из положений ст. ст. 1539, 1540 ГК РФ, являются:

1)        различительная способность (позволяет потребителям и иным участникам гражданско-правовых отношений отличать конкретное предприятие собственника от иных аналогичных предприятий; для этого оно должно быть новым и оригинальным);

2)        известность в пределах определенной территории (может быть размещено на вывесках, бланках, в счетах и на иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках, в сети «Интернет», если такое обозначение обладает достаточными различительными признаками и его употребление правообладателем для индивидуализации своего предприятия является известным в пределах определенной территории);

3)        непрерывное использование в течение определенного времени.

Исключительное право на коммерческое обозначение ограничивается территорией, в пределах которой предприятие использует такое коммерческое обозначение (например, на территории г. Москвы) [6].

Следует констатировать, что ГК РФ не закрепляет, в каком виде может существовать коммерческое обозначение предприятия, как это имеет место в отношении таких средств индивидуализации, как фирменное наименование или товарный знак (ст. ст. 1473, 1482 ГК РФ). В отсутствие подобного запрета можно предположить, что индивидуализировать предприятие могут как словесные, изобразительные, объемные, так и другие обозначения или их комбинации.

Хотелось бы обратить внимание и на отсутствие в § 4 гл. 76 ГК РФ норм, которые бы не допускали использование в коммерческом обозначении элементов, запрещенных в соответствии с правилами ГК РФ о фирменных наименованиях и товарных знаках. Имеются в виду элементы, представляющие собой государственные символы, полные или сокращенные официальные наименования РФ, иностранных государств и т. п. Представляется, что для получения правовой охраны коммерческие обозначения должны отвечать правилам п. п. 2, 4 ст. 1473, ст. 1483 ГК РФ, в силу чего § 4 гл. 76 ГК РФ должен быть дополнен соответствующими нормами.

Право на коммерческое обозначение возникает с момента начала фактического использования такого обозначения для индивидуализации предприятия.

Доказательствами начала и интенсивности использования обозначения в виде коммерческого обозначения могут быть, в том числе:

1)                 указание такого обозначения на вывесках, бланках, в счетах и на иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках.

2)                 фиксирование факта использования обозначения иными доступными законными способами (например, принятие нотариусом соответствующих документов на хранение с выдачей свидетельства).

Коммерческое обозначение входит в состав предприятия как имущественного комплекса, в связи с чем исключительное право на коммерческое обозначение может быть передано другому лицу (купля-продажа, правопреемство, обращение взыскание и пр.) только в составе такого предприятия. Правообладатель вправе предоставить другому лицу право использование своего коммерческого обозначения (договор аренды, договор коммерческой концессии).

Неиспользование коммерческого обозначения непрерывно в течение года лишает такое обозначение правовой охраны (п. 2 ст.1540 ГК РФ).

Коммерческое обозначение не подлежит регистрации в Федеральной службе по интеллектуальной собственности. Использование коммерческого обозначения, сходного до степени смешения с фирменным наименованием, товарным знаком, коммерческим обозначением, принадлежащим другому лицу, у которого соответствующее исключительное право возникло ранее, не допускается (п. 2 ст. 1359 ГК РФ). Лицо, нарушившее указанное правило, обязано по требованию правообладателя прекратить использование коммерческого обозначения и возместить правообладателю причиненные убытки (п. 3 ст. 1359 ГК РФ).

Пока можно только предполагать, какие последствия существования коммерческого обозначения возможны для гражданского оборота. Однако можно уверенно говорить о том, что имеющиеся недостатки и пробелы в правовом регулировании не будут способствовать формированию единообразной судебной практики и стабильности оборота. Можно прогнозировать появление значительного количества судебных споров, связанных с защитой прав на коммерческие обозначения. Поэтому потребуется выработать определенные правовые подходы к разрешению подобного рода споров. Большие надежды в этом отношении возлагаются на высшие судебные инстанции.

 

Литература:

 

1.                  Официальный сайт Всемирной организации интеллектуальной собственности // [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.wipo.int/portal/ru

2.                  Кандауров А. И. Коммерческое обозначение: новеллы права и правоприменения // Социально-экономические явления и процессы. — 2010. — № 2. — С. 113–117.

3.                  Рабец А. П. Правовая охрана коммерческих обозначений: новеллы законодательства // Право и экономика. — 2007. — № 6. — С. 68.

4.                  Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Кн. 3: Договоры о выполнении работ и оказании услуг. — М.: Статут, 2002. — С. 975– 976.

5.                  Бобков С. А. Коммерческое обозначение как объект исключительных прав // Журнал российского права. — 2004. — № 1. — С. 137.

6.                  Плиев Э. Г., Арчегова Д. Я. Нормы Гражданского кодекса России о правах на интеллектуальную собственность // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. — 2011. — № 4. — С. 165–167.

Основные термины (генерируются автоматически): коммерческое обозначение, ГК РФ, предпринимательская деятельность, средство индивидуализации, фирменное наименование, знак, обозначение, гражданский оборот, имущественный комплекс, интеллектуальная собственность.