Развитие системы государственной поддержки малого предпринимательства | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Предпринимательское право

Опубликовано в

III международная научная конференция «Юридические науки: проблемы и перспективы» (Казань, май 2015)

Дата публикации: 20.04.2015

Статья просмотрена: 1939 раз

Библиографическое описание:

Нуретдинова, Э. М. Развитие системы государственной поддержки малого предпринимательства / Э. М. Нуретдинова. — Текст : непосредственный // Юридические науки: проблемы и перспективы : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 71-74. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/141/7338/ (дата обращения: 15.11.2024).

За последнее десятилетие в России сформировались основные, распространенные в странах с развитой рыночной экономикой элементы государственной поддержки малого бизнеса. Тем не менее, сложные экономические условия и проблемы управления развитием малого бизнеса, не выявили эффективность государственной поддержки. В этом связи, дальнейшее развитие и совершенствование всей системы государственной поддержки малого предпринимательства становится необходимым для успешного развития малого бизнеса в Российской Федерации.

Элементами системы государственной поддержки малого бизнеса на данный момент являются:

-          государственное регулирование, направленное на поддержку и развитие малого предпринимательства;

-          государственный аппарат, который представляет собой набор государственных институциональных структур, ответственных за развитие малого бизнеса, обеспечивая реализацию государственной политики в этой области и реализации сфере регулирования малого бизнеса и инфраструктуры управления, поддерживающей ее;

-          общественная инфраструктура поддержки малого бизнеса, в том числе некоммерческих и коммерческих организаций, созданных с участием или без участия государства, деятельность которого инициируется, поощряется и поддерживается государством, так и для внедрения системы государственной поддержки, направленной на развитие малого бизнеса [3, С.15–17].

Государственная поддержка малого бизнеса направлена на снижение рискованности малого бизнеса. Неуверенность ресурсов вынуждает государство поддерживает малый бизнес в следующих областях:

-          Финансовая поддержка (формирование государственных программ обеспечивающих льготное кредитование малых предприятий, субсидии, налоговые и амортизационные отчисления и т. д.);

-          Материально-техническое обеспечение (различные формы технологии и оборудования для аренды малого бизнеса, создание технопарков и т. д.);

-          Консультативная и информационная поддержка (обеспечение доступа к техническим библиотекам, базам данных, консультационных и юридических услуг, особенно на создание, управление, налогообложение и т. д.);

-          Создание рыночной инфраструктуры (местные ярмарки и рынки оборудования и технологий для малых фирм, рынков и т. д.).

Основной целью является финансовая поддержка федеральной политики в области государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации и о создании эффективного механизма финансирования для осуществления государственной поддержки малого предпринимательства, участие в финансировании региональных (межрегиональные) программах, а также проектов и мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого бизнеса. Для того чтобы выполнить эту задачу, необходимо реализовать основные мероприятия, которые включают в себя следующее:

1.         Разработать финансовую стратегию для привлечения российских и международных банковского капитала, а также других финансовых учреждений под государственные гарантии Правительства Российской Федерации в целях обеспечения развития малого бизнеса в Российской Федерации.

2.         Продвижение льготного налогового режима для тех, кто работает в сфере малого бизнеса.

3.         Формирование лизинга как одного из наиболее перспективных возможностей для создания и развития производственной базы малых и средних предприятий.

4.         Содействие развитию внешнеэкономической деятельности малых предприятий.

5.         Подготовка и переподготовка кадров для работы в структурах малого бизнеса.

6.         Создание условий для успешного развития бизнеса путем создания благоприятных инфраструктуры.

7.         Информация и нормативно-правовое обеспечение малого бизнеса.

8.         Развитие инноваций в предпринимательских структурах, содействие в развитии новых технологий и изобретений.

Расширение малого бизнеса, увеличения их вклада в развитие экономики и формирования социальной стабильности требует систематического и всесторонняя поддержка развития малого предпринимательства на федеральном и региональном и муниципальном уровнях.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления должны координировать работу различных структур в сфере малого бизнеса, разработать предложения по развитию малого бизнеса для анализа и оценки программ развития в этой сфере, организации и исследовать новые формы предпринимательства, разработка рекомендаций для привлечения иностранные инвестиции.

В этом состоянии помощь для малого бизнеса должны быть в соответствии со следующими принципами [2, с. 125]:

-          Разделение властей в поддержку малого и среднего бизнеса между федеральными органами, органами государственной власти Российской Федерации и органов местного самоуправления;

-          Ответственность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Российской Федерации, органы местного самоуправления для обеспечения благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства;

-          Участие представителей малого и среднего бизнеса, некоммерческие организации, представляющие интересы малого и среднего бизнеса, в формировании и реализации государственной политики в области развития малого и среднего бизнеса, экспертиза проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления развития малого и среднего предпринимательства;

-          Обеспечение равного доступа малых и средних предприятий, чтобы заручиться поддержкой в соответствии с условиями его устоявшимися федеральных программ для малых и средних предприятий, региональных программ развития малого и среднего бизнеса и муниципальных программ развития малого и средне- малого и среднего бизнеса.

В соответствии с Положением экономического развития Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 № 437), Министерство уполномочено осуществлять государственную политику и нормативно-правовое регулирование в области развития предпринимательства, в том числе малого бизнеса.

Министерство экономического развития реализует комплекс мер по государственной поддержке малого предпринимательства, в том числе по следующим направлениям:

-          Создание и развитие инфраструктуры поддержки малого бизнеса (бизнес-инкубаторы);

-          Поддержка малого бизнеса по производству и реализации товаров (работ, услуг) на экспорт;

-          Разработка кредитования малого бизнеса;

-          Создание и развитие инфраструктуры поддержки малых предприятий в научно-технической;

-          Поддержка региональных программ развития малого и среднего бизнеса.

На основе анализа научной литературы и ряда ключевых правовых актов в сфере малого бизнеса в современной российской действительности, целый ряд возможных механизмов государственной поддержки малого предпринимательства можно разделить на следующие группы:

1.         Механизмы правового регулирования. Основным законодательным актом является Федеральный закон от 24 июля 2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [1].

2.         Механизмы финансовой поддержки. В общем, финансовая структура малого бизнеса имеет следующие особенности: отсутствие собственных средств; ограниченный доступ к кредитам, в отличие от крупных фирм; нерегулярные финансирование. Федеральные средства, предоставленные Министерством экономического развития на конкурсной основе в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации при условии, для софинансирования расходов для соответствующих бюджетов. Предоставление прямой финансовой поддержки малого бизнеса, ответственность субъекта Российской Федерации Государственная финансовая поддержка малого бизнеса может быть дано следующим образом:

-          Субвенции и субсидии;

-          Низкая стоимость кредитов, займов, кредитов;

-          Государственные и муниципальные гарантии;

-          Специальный налоговый режим.

3.                  Механизмы имущественной поддержки. Имущественная поддержка обеспечивается органами государственной власти и органами местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, сооружений, транспортных средств, оборудование, инструменты: на возмездной основе (в рыночных ценах), бесплатно, на льготных условиях (цены и условия более благоприятными, чем рынок).

В настоящее время основные вопросы в области материально-технического обеспечения включают в себя: высокую стоимость аренды недвижимости, краткосрочные договоры аренды (до трех лет), недоступность участия субъектов малого компаний-арендаторов в конкурсе, приватизация, отсутствие эконом-офисы класса и промышленных объектах.

4.                  Механизмы инфраструктурных услуг. Малый инфраструктуры поддержки бизнеса включает в себя следующее:

-          Формирование системы коммерческих и некоммерческих организаций, которые работают в качестве поставщиков (подрядчиков) для размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в реализации федеральных и иных программ по развитию малого предпринимательства;

-          Создание центров и учреждений по развитию предпринимательства, Фонд содействия кредитованию (гарантийные фонды, поручительство), акционерные инвестиционные фонды и закрытые паевые инвестиционные фонды, привлекающие инвестиции для малого бизнеса.

Ключевой инфраструктуры для поддержки малого бизнеса формируют бизнес-инкубаторы, центры развития предпринимательства, консультационные и информационные центры.

Таким образом, в течение последнего десятилетия в России формируются основные распространенные в странах с развитой элементов рыночной экономики элементы государственной поддержки малого бизнеса:

а) правового регулирования

б) финансовая поддержка субвенций и субсидий;

1. — бюджетные кредиты, займы, кредиты;

2 — государственных и муниципальных гарантий;

3. — специальный налоговый режим.

в) имущественная поддержка

г) предоставление услуг инфраструктуры.

 

Литература:

 

1.         Федеральный закон от 24 июля 2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в ред. от 28.12.2013г.) // Собрание законодательства РФ, 11.07.2014, № 31, ст. 4006.

2.         Акимов О. Ю. Малый и средний бизнес: эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития. Издательство: Финансы и статистика, 2011 год.- 412 с.

3.         Борисов С. Р. Состояние малого предпринимательства и инновационное развитие России. // Информационно-аналитическое издание «Новая экономика. Инновационный портрет России», 2011. № 4. С. 45.

Основные термины (генерируются автоматически): малый бизнес, Российская Федерация, государственная поддержка, малое предпринимательство, государственная власть, среднее, государственная политика, местное самоуправление, финансовая поддержка, экономическое развитие.