Прекращение прав на земельные участки в связи с ненадлежащим их использованием
Авторы: Князькова Татьяна Сергеевна, Чмыхало Елена Юрьевна
Рубрика: 14. Экологическое, земельное, лесное, водное и воздухоохранное право
Опубликовано в
III международная научная конференция «Юридические науки: проблемы и перспективы» (Казань, май 2015)
Дата публикации: 05.05.2015
Статья просмотрена: 2085 раз
Библиографическое описание:
Князькова, Т. С. Прекращение прав на земельные участки в связи с ненадлежащим их использованием / Т. С. Князькова, Е. Ю. Чмыхало. — Текст : непосредственный // Юридические науки: проблемы и перспективы : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 137-139. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/141/7781/ (дата обращения: 15.11.2024).
Земельный правопорядок существует тогда, когда все участники земельных правоотношений соблюдают нормы земельного права: беспрепятственно реализуют права и надлежаще исполняют обязанности. Нарушение субъективных прав и невыполнение возложенных законом обязанностей посягают на установленный в обществе и охраняемый законом земельный правопорядок и в конечном счете влечет привлечение к юридической ответственности.
Основанием ответственности в области охраны и использования земель является земельное правонарушение как виновное противоправное деяние, посягающее на земельные общественные отношения, причиняющее им вред либо создающее угрозу такого причинения. [5]
В российском законодательстве закрепляется и специальная санкция — принудительное прекращение права на земельный участок ввиду ненадлежащего его использования. Наличие такой санкции в нормах земельного законодательства и специальный порядок ее наложения позволили некоторым ученым утверждать о существовании земельно-правовой ответственности.
Интерес к проблемам земельно-правовой ответственности возрос с 2001 г., после вступления в силу Земельного кодекса РФ [1] и гл. 17 Гражданского кодекса РФ [2]. Согласно данным нормативным правовым актам санкция земельно-правовой ответственности заключается в принудительном прекращении у лица права на земельный участок за совершение отдельных видов земельных правонарушений (ненадлежащее использование). Суть закрепления законодательством данной меры состоит в том, чтобы установить специальную меру воздействия на поведение собственников, землевладельцев и землепользователей в целях обеспечения стабильного и надлежащего земельного правопорядка.
Соблюдение целевого назначения земельного участка при его использовании — главная обязанность участников земельных отношений. Земельное законодательство допускает предоставление земельного участка только с определенной целью использования, что отражается в документах о правах на земельные участки.
Основания прекращения прав на земельные участки у землевладельцев и землепользователей содержит в ст. 45 ЗК РФ, они не применимы в отношении земельных участков, используемых на правах собственности. Основания прекращения права собственности на земельный участок, который не используется в соответствии с его назначением либо используется с нарушением законодательства, предписаны в 284 и ст. 285 ГК РФ. Так, земельный участок может быть изъят у собственника не в любом случае неиспользования его по назначению, а лишь в случае, когда участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства и не используется для соответствующей цели в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. Кроме того, земельный участок может быть изъят у собственника, если его использование осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством, в частности, если участок используется не в соответствии с его целевым назначением или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель либо значительному ухудшению экологической обстановки. Таким образом, изъятие земельного участка применяется лишь в случаях грубого нарушения земельного законодательства. [4]
В целом большинство специалистов едины во мнении, что вопросы принудительного изъятия земельных участков у собственников в связи с ненадлежащим их использованием урегулированы недостаточно. Статья 286 ГК РФ регулирует процедуру изъятия земельного участка у собственника по причине его ненадлежащего использования. Однако четкого порядка проведения процедур прекращения права собственности на землю в этих случаях не установлено. В 2010 г. Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 435-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» [3] был дополнен правовыми нормами, определяющими порядок изъятия земельных участков сельскохозяйственного назначения. Принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника инициируется в случае неустранения фактов ненадлежащего использования земельного участка после назначения органом государственного земельного надзора административного наказания и с истечением срока выданного предупреждения. Таким образом, только в отношении земель сельскохозяйственного назначения может быть прекращено право собственности на них при ненадлежащем использовании.
С целью устранения пробела в земельном законодательстве депутаты Государственного Совета Республики Татарстан разработали проект Федерального закона «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации», который в сентябре 2009 г. внесен в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания РФ. Этим проектом предлагается изложить в новой редакции статьи 44 ЗК РФ, а также дополнить Земельный кодекс РФ новой статьей 54.1 «Условия и порядок принудительного прекращения права собственности на земельный участок лиц, являющихся его собственниками, ввиду ненадлежащего использования земельного участка». Статьей регламентируется порядок принудительного прекращения права собственности на земельный участок, в основе которого лежит судебное решение и продажа земельного участка с публичных торгов. Средства, полученные от продажи земельного участка, за вычетом расходов на проведение торгов, передаются бывшему собственнику земельного участка. В случае согласия собственника земельного участка с его изъятием земельный участок продается на торгах без решения суда. [6]
Земельно-правовые санкции имеют огромный потенциал в сохранении земельно-правового порядка. В настоящее время основная проблема не в том, к санкциям какого вида ответственности отнести меры о принудительном прекращении прав на земельные участки, а в обеспечении их применения на практике. Например, в судебной практике можно встретить иски о принудительном прекращении прав на земельные участки, не используемые более 10 лет. Соответственно, возникает вопрос о добросовестности выполнения своих обязанностей лицами, обязанными следить за надлежащим использованием земель, о правовой культуре и уровне правосознания граждан, допускающих и попустительствующих таким нарушениям. Одной из задач Российского государства является обеспечение действия закрепленного в законодательстве механизма защиты интересов общества в рациональном использовании земельных ресурсов с помощью специальных мер. [7]
Можно привести немало примеров и использования не по назначению земель населенных пунктов. Прокуроры выявляют факты бездействия органов местного самоуправления, в частности, они крайне редко направляют в суды исковые заявления о принудительном изъятии земельных участков в связи с неиспользованием земельного участка в соответствии с целевым назначением.
Пробел в правовом регулировании указанного вопроса непосредственно отражается на эффективности использования земли.
В качестве вывода хотелось бы отметить следующее: причины низкой эффективности земельно-правовой ответственности заключаются в не согласованности норм ЗК РФ и ГК РФ; недостатках деятельности органов государственного земельного надзора по установлению оснований и соблюдению досудебного порядка привлечения к земельно-правовой ответственности, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления в принятии мер по прекращению прав на земельные участки посредством обращения в суд с соответствующими исковыми заявлениями.
Литература:
1. Земельный кодекс от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ (в ред. от 8.03.2015 г.) // «Собрание законодательства РФ», 29.10.2001, N 44, ст. 4147.
2. Гражданский кодекс от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (в ред. От 22.10.2014 г.) // «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
3. Федеральный закон от 29.12.2010 г. N 435-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» // [сайт]. URL: http://www.consultant.ru
4. Анисимов А. П. Рыженков А. Я. Земельная функция современного государства: монография // Новый индекс. 2012.
5. Боголюбов С. А. Земельное право: Учебник. М., 2006.
6. Шакирова З. М. Принудительное прекращение права собственности на земельные участки. // Законность. 2009. № 10.
7. Ялбуганов А. А. Постатейный научно-практический комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации // [сайт]. URL: http://www.consultant.ru