К вопросу выбора варианта пенсионного обеспечения | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кобылинская, С. В. К вопросу выбора варианта пенсионного обеспечения / С. В. Кобылинская, П. Е. Попова. — Текст : непосредственный // Юридические науки: проблемы и перспективы : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 160-162. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/141/8000/ (дата обращения: 16.10.2024).

В данной статье анализируется состояние пенсионной системы Российской Федерации на современном этапе.

Ключевые слова: пенсионная система, страховая пенсия, накопительная пенсия.

 

В настоящее время в нашей стране произошли существенные изменения пенсионной системы. Ранее действовавший Федеральный закон от 17.12.2001 года № 173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 1 января 2015 года не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в части, не противоречащей новому законодательству.

В настоящий момент регулирование пенсий по старости осуществляется на основании Федерального закона от 28.12.2013 года № 400 «О страховых пенсиях», Федерального закона от 28.12.2013 года № 422 «О накопительной пенсии», Федерального закона от 15.12.2001 года «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и ряде других [1]. Данные изменения повлекли за собой существенные перемены как для законодателя и государственных органов, так и непосредственно для самих граждан.

С 1 января 2015 года в нашей стране действует распределительно — накопительная пенсионная система. Сумма отчислений работодателя в Пенсионный фонд не меняется и по-прежнему будет составлять 22 % от оклада работника. Из этой суммы 6 % отчисляются на формирование фиксированной выплаты (аналога базовой части пенсии, который будет выплачиваться всем без исключения). В отношении оставшихся 16 % гражданам предоставлен выбор. Каждый, кто претендует в дальнейшем на получение страховой пенсии по старости, должен определиться, будет он перечислять все 16 % индивидуальной части страховых взносов на страховую пенсию, либо направлять 6 % от этих средств в накопительную.

Пенсионные права граждан теперь формируются в индивидуальных пенсионных коэффициентах, или пенсионных баллах. Все ранее сформированные пенсионные права были конвертированы без уменьшения в пенсионные баллы и учитываются при назначении страховой пенсии. Это новое явление доступно и понятно не всем, и часто вызывает затруднения не только у простых жителей нашей страны, но и у многих юристов. Дело в том, что новую систему ввели, а понятного и точного объяснения действия данного механизма не дали. Более того, некоторые граждане вообще не знают о произошедших изменениях и их правовых последствиях.

Фактически, лица, которые осуществляли трудовую деятельность до вступления в силу нового пенсионного законодательства, до 31 декабря 2015 года должны выбрать одну из двух форм формирования своей пенсии. Те граждане, которые начнут официально работать с 2015 года, имеют возможность в течение пяти лет определиться с выбором [2].

По новому законодательству, пенсия формируется по формуле: Пенсия по старости = Страховая пенсия + Фиксированная выплата + Накопительная пенсия.

Первые два элемента формулы являются обязательными, а вот решение о том, формировать накопительную пенсию или нет, должен принять сам будущий пенсионер.

Накопительная пенсия была введена в ходе пенсионной реформы 2002 года, и она учитывается на личном счете в Пенсионном фонде России (ПФР), который есть у каждого работника. Её размер зависит от взносов, которые за сотрудника выплачивает его работодатель (составляет 6 %, 10 % идут на формирование страховой пенсии), а также полученного инвестиционного дохода. Инвестирование этих денег можно поручить как государственной (Внешэкономбанк), так и частной управляющей компании или негосударственному пенсионному фонду (НПФ). Согласно принятому федеральному закону, россиянам будет предоставлено право самим определиться, участвуют они в формировании накопительной пенсии или нет. Документом предусмотрено, что начиная с 2015 года 6 % накопительную пенсию смогут сохранить лишь те, кто заявил об этом. Накопления тех людей, которые не заявят о своем выборе в пользу дальнейшего формирования накопительной пенсии, будут зависеть только от уровня индексации правительством страховой пенсии [3].

В пользу формирования накопительной пенсии выступает главным образом тот факт, что она является наследуемой массой, то есть, после смерти пенсионера отчисляемые им средства не пропадают, а передаются наследникам данного лица. Но, при этом стоит учитывать, что материнский капитал, который также можно перенаправлять в накопительные средства, не является наследуемой частью. Помимо этого, накопительной пенсией можно распорядиться самостоятельно, правда, в очень ограниченных рамках. Можно забрать её всю и сразу. Но есть ограничение — только в том случае, если эта она не превышает 5 % от суммы страховой пенсии. Можно самостоятельно пополнять сумму, идущую в расчет накопительной пенсии за счет своих средств, а так же самостоятельно установить количество лет, в течение которых она будет выплачиваться, но не менее 10, что не всегда удобно. Помимо этого, формирование накопительной пенсии выгодно тем лицам, которые в процессе своей трудовой деятельности получают слишком большие доходы и в последствии потеряют их из-за устанавливаемого государством максимального значения индивидуального пенсионного коэффициента. В остальном же, накопительная пенсия является сомнительным способом сбережения средств, так как государство гарантирует лишь сохранение уплаченных взносов, при этом не индексируя их. Это значит, что по прошествии лет от вложенной суммы можно не только не получить прибыль, но и потерять часть средств из-за растущей инфляции, процент которой обычно превышает доход от инвестирования этих средств в фонды. В частности, по итогам 2014 года доходность всех управляющих компаний, инвестирующих пенсионные накопления, была ниже инфляции, в том числе и у Внешэкономбанка. Это значит, что пенсионные накопления граждан обесценились уже в реальном выражении, и когда подойдет время получать пенсию, эти деньги могут стать лишь незначительной добавкой к обычной пенсии [4].

В ином случае, если лицо, отказывается от накопительной пенсии, то все 16 % индивидуальной части страховых взносов идут на формирование страховой пенсии, которая формируется путем умножения индивидуального пенсионного коэффициента на его стоимость. Количество этих пенсионных баллов зависит от начисленных и уплаченных страховых взносов в систему обязательного пенсионного страхования и длительности страхового стажа.

За каждый год трудовой деятельности гражданина при условии начисления работодателями или им лично страховых взносов на обязательное пенсионное страхование у него формируются пенсионные права в виде пенсионных баллов, что и дает право на получение страховой пенсии. Но она не является наследуемой и очевидным минусом является то, что никто не может сейчас знать, какую сумму будет получать впоследствии, выйдя на пенсию, так как стоимость пенсионного коэффициента, от которого и зависит размер пенсии, рассчитывается в результате деления суммы денежных средств Пенсионного Фонда на количество обратившихся за пенсией пенсионеров, имеющих право на ее получение. Определяется эта стоимость по состоянию на день обращения в ПФР и сейчас сложно делать какие-либо прогнозы, особенно долгосрочные. Но, тем не менее, страховая пенсия индексируется по уровню инфляции, а значит, отчисляемые средства не будут убыточны. Более того, в 2014 году уровень ежегодной индексации страховой пенсии значительно превышал как инфляцию, так и доход от инвестирования накопительной.

Помимо этого, законодательством установлено, что обращение за назначением страховой пенсии через несколько лет после достижения пенсионного возраста увеличивает размер страховой пенсии. За каждый год более позднего обращения за пенсией она увеличивается на соответствующие коэффициенты. Но при этом стоит учитывать продолжительность жизни населения в нашей стране и тот факт, что большинство лиц просто не успеет воспользоваться этими коэффициентами. Помимо этого существуют и другие проблемы, связанные с расчетом и индексацией таких пенсий, а при глубоком анализе данного явления возникает сомнение в оправданности позднего выхода на пенсию.

Итак, по результатам проведенного исследования, мы можем прийти к выводам, что обе модели пенсионной системы имеют свои преимущества и недостатки. Выбор той или иной системы должен осуществляться лицом самостоятельно, с учетом индивидуальных особенностей трудовой и иной деятельности, а так же личных предпочтений каждого.

Анализ современного состояния пенсионной системы так же позволил определить, что законодателем были выработаны основные принципы и положения, давшие возможность сформировать две самостоятельно функционирующие альтернативные системы, позволяющие жителям нашей страны сделать собственный выбор [5]. Но, при этом существует и ряд недостатков, недоработок внутри самих этих систем и в новой реформе в целом. В частности, это неизвестная стоимость пенсионного коэффициента, низкая прибыльность, или даже убыточность накопительной пенсии. Все эти негативные моменты подрывают экономическую стабильность не только слоя пенсионеров в нашей стране, но и всего общества.

Для решения этих проблем представляется целесообразным, учитывая большой текущий дефицит пенсионного фонда, не только реформировать пенсионную систему, но и скоординировать усилия в области демографической политики, долгосрочной стабилизации экономической ситуации, а так же обеспечить предсказуемость финансовой политики государства. Все эти действия могут решить существующую проблему дефицита средств Пенсионного фонда, а значит и гарантировать эффективность и надежность самих способов формирования пенсионных накоплений.

Если в ближайшем будущем государству удастся стабилизировать и усовершенствовать оба способа формирования пенсионных накоплений, то мы сможем не только приблизиться к общеевропейскому уровню замещения заработной платы и обеспечить достойный уровень жизни нашим пенсионерам, но и сформировать гибкую и универсальную пенсионную систему.

 

Литература:

 

1.      Справочная правовая система Консультант Плюс [Электронный ресурс] // Режим доступа -http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=card;page=splus;ts=46F94E62920D1AE48463AC487E341252

2.      Газета MKRU [Электронный ресурс] // Режим доступа -http://www.mk.ru/economics/2015/01/25/pensiya-v-2015-godu-novye-pravila-igry.html

3.      Газета Известия [Электронный ресурс] // Режим доступа — http://izvestia.ru/news/560930

4.      Российская служба BBC [Электронный ресурс] // Режим доступа — http://www.bbc.co.uk/russian/business/2015/03/150325_russia_accumulative_pensions

5.      Информационно-аналитический портал «Лаборатория пенсионной реформы» [Электронный ресурс] // Режим доступа — http://pensionreform.ru/

Основные термины (генерируются автоматически): накопительная пенсия, страховая пенсия, пенсионная система, Пенсионный фонд, пенсия, обязательное пенсионное страхование, Российская Федерация, индивидуальный пенсионный коэффициент, пенсионный коэффициент, трудовая деятельность.

Похожие статьи

Проблемы развития дополнительного пенсионного обеспечения в России

Данная статья посвящена проблемам развития дополнительного пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Рассматриваются возможности развития и урегулирования механизма работы дополнительного пенсионного обеспечения.

Ключевые характеристики пенсионной системы Российской Федерации

В статье анализируются социально-экономические и демографические факторы, влияющие на пенсионную систему. Рассматривается изменение основных показателей деятельности Пенсионного фонда РФ, структура его расходной и доходной частей.

К вопросу о повышении пенсионного возраста в Российской Федерации

В данной статье анализируются текущие тенденции к повышению пенсионного возраста в Российской Федерации, вызванные недостатком финансирования ПФР РФ и предлагаются иные пути решения данной проблемы.

Реформирование пенсионной системы в Российской Федерации

В данной работе рассматривается очередной этап реформирования пенсионной системы Российской Федерации, на основании которой вводятся новые правила и условия при расчете пенсий.

Проблемы повышения пенсионного возраста в РФ

В данной статье рассмотрены проблемы и причины повышения пенсионного возраста в РФ, а также продолжительность жизни в разных странах.

Актуальные проблемы и тенденции развития пенсионной системы Российской Федерации

В статье автор выявляет актуальные проблемы пенсионной системы в Российской Федерации, определяет пути их решения и описывает тенденции развития пенсионного законодательства.

Современные проблемы пенсионного обеспечения по старости в Российской Федерации

В статье рассматриваются проблемы пенсионной системы Российской Федерации.

Сравнительный анализ пенсий по старости в России и Германии

В статье рассматриваются вопросы о правовых и экономических проблемах государственного регулирования социального обеспечения в Российской Федерации.

Роль корпоративного страхования в пенсионной системе РФ на современном этапе

Авторами выделяются основные положения корпоративного страхования. Проводится анализ составляющих пенсионной системы РФ. Кроме того, определяется в итоге роль корпоративного страхования через призму положительного сдвига пенсионной системы Российской...

Современное состояние и перспективы возможного реформирования накопительной пенсии

В настоящей статье предпринята попытка дать оценку современного состояния правового регулирования накопительной пенсии и заглянуть в предстоящее ее реформирование.

Похожие статьи

Проблемы развития дополнительного пенсионного обеспечения в России

Данная статья посвящена проблемам развития дополнительного пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Рассматриваются возможности развития и урегулирования механизма работы дополнительного пенсионного обеспечения.

Ключевые характеристики пенсионной системы Российской Федерации

В статье анализируются социально-экономические и демографические факторы, влияющие на пенсионную систему. Рассматривается изменение основных показателей деятельности Пенсионного фонда РФ, структура его расходной и доходной частей.

К вопросу о повышении пенсионного возраста в Российской Федерации

В данной статье анализируются текущие тенденции к повышению пенсионного возраста в Российской Федерации, вызванные недостатком финансирования ПФР РФ и предлагаются иные пути решения данной проблемы.

Реформирование пенсионной системы в Российской Федерации

В данной работе рассматривается очередной этап реформирования пенсионной системы Российской Федерации, на основании которой вводятся новые правила и условия при расчете пенсий.

Проблемы повышения пенсионного возраста в РФ

В данной статье рассмотрены проблемы и причины повышения пенсионного возраста в РФ, а также продолжительность жизни в разных странах.

Актуальные проблемы и тенденции развития пенсионной системы Российской Федерации

В статье автор выявляет актуальные проблемы пенсионной системы в Российской Федерации, определяет пути их решения и описывает тенденции развития пенсионного законодательства.

Современные проблемы пенсионного обеспечения по старости в Российской Федерации

В статье рассматриваются проблемы пенсионной системы Российской Федерации.

Сравнительный анализ пенсий по старости в России и Германии

В статье рассматриваются вопросы о правовых и экономических проблемах государственного регулирования социального обеспечения в Российской Федерации.

Роль корпоративного страхования в пенсионной системе РФ на современном этапе

Авторами выделяются основные положения корпоративного страхования. Проводится анализ составляющих пенсионной системы РФ. Кроме того, определяется в итоге роль корпоративного страхования через призму положительного сдвига пенсионной системы Российской...

Современное состояние и перспективы возможного реформирования накопительной пенсии

В настоящей статье предпринята попытка дать оценку современного состояния правового регулирования накопительной пенсии и заглянуть в предстоящее ее реформирование.