Проблемы правового регулирования капитальных инвестиций в строительстве
Автор: Нургатина Лилия Радиковна
Рубрика: 8. Предпринимательское право
Опубликовано в
Дата публикации: 01.06.2015
Статья просмотрена: 660 раз
Библиографическое описание:
Нургатина, Л. Р. Проблемы правового регулирования капитальных инвестиций в строительстве / Л. Р. Нургатина. — Текст : непосредственный // Право: история, теория, практика : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 55-59. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/142/8250/ (дата обращения: 15.11.2024).
Под инвестициями обычно понимают долгосрочные вложения денежных средств и иного капитала в собственной стране или за рубежом в объекты различной деятельности, предпринимательские проекты, социально-экономические программы, инновационные проекты в целях получения дохода или достижения иного полезного эффекта.
В отечественной литературе встречаются различные определения понятия инвестиций. Некоторые авторы считают понятия «инвестиции» и «капитальные вложения» близкими по смыслу. Однако инвестиции — более широкое понятие, чем капитальные вложения; оно включает кроме вложений в воспроизводство основных фондов вложения в оборотные активы, различные финансовые активы, отдельные виды нематериальных активов. Капитальные вложения — более узкое понятие; они могут рассматриваться лишь как одна из форм инвестиций. [11, с. 8]
В соответствии с Федеральным законом «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» инвестиции — это денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иною полезного эффекта. Под капитальными вложениями понимаются инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты. Данный закон рассматривает капитальные вложения как один из видов инвестиций с точки зрения затрат.
Набольший интерес для развития предприятия и национальной экономики представляют инвестиции, осуществляемые в форме капитальных вложений, по следующим причинам:
1) капитальные инвестиции служат основной базой для расширенного воспроизводства предприятия, благодаря чему происходит обновление основных фондов.
2) капитальные инвестиции способствуют совершенствованию структуры общественного производства, поддержанию сбалансированности в экономике, создают необходимую сырьевую базу для развития всех отраслей национального хозяйства.
3) в результате осуществления капитальных инвестиций ускоряется научно-техническое развитие страны, улучшается качество и ассортимент выпускаемой продукции.
4) большую роль капитальные инвестиции играют при решении задач социального развития: обеспечивают работой население и необходимым жилым фондом. [9, с. 40]
Таким образом, на сегодняшний день капитальные инвестиции становятся фактором обеспечения развития экономики страны и высоких темпов экономического роста. А в условиях мирового финансово-экономического кризиса повышение конкурентоспособности национальной экономики является приоритетным направлением социально-экономического развития в долгосрочной перспективе.
Экономическая сущность инвестиций состоит в том, что определённые имущественные активы направляются в доходную сферу, чем достигается экономический эффект — происходит их приращение. [13, с. 173]
Природа инвестиционного цикла объекта капитального строительства такова, что период между разработкой бизнес-плана и финансовым результатом от его реализации может длиться от нескольких месяцев до нескольких лет.
Очевидно, что инвестор стремится получить максимальную прибыль в минимально короткий срок. При этом осуществление инвестиционной деятельности сопряжено для инвестора с определенным риском, состоящим в возможности потери вложения или задержки получения экономического эффекта.
По данным Федеральной службы государственной статистики за период с 2010 года по 2013 год общий объем финансовых вложений вырос в 1,76 раза, однако удельный вес финансовых вложений в строительство в общей структуре невысокий — всего 1,06 % в 2010, а к 2013 1,03 %. Очевидно, что на фоне остальных видов экономической деятельности, строительство развивается менее активно. [14]
Следовательно, формирование благоприятного инвестиционного климата в строительном секторе экономики должно стать приоритетным направлением государственной политики. Под благоприятным инвестиционным климатом следует понимать такие условия, при которых объекты инвестирования будут иметь высокую степень вероятности наступления событий, а именно получение высокого дохода и возврата капитала в условиях рынка. Основой инвестиционной политики государства является содействие привлечению инвестиций посредством создания стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности, обеспечения неприкосновенности частной собственности, свободы перемещения товаров и услуг, обеспечения экономически обоснованного уровня доходности инвестированного капитала, обеспечения защиты и поддержки развития российских производителей, использования инновационных инструментов привлечения инвестиций, обеспечения экономического стимулирования внедрения новых высокоэффективных технологий
В частности, на инвестиционный климат также оказывают значительное влияние сроки, стоимость, прозрачность и удобство прохождения процедур, необходимых для оформления разрешительной документации на строительство. Поэтому снижению административных барьеров в сфере строительства уделяется особое внимание на всех уровнях власти.
В 2009 году было опубликовано исследование, проведенное Всемирным банком и Международной финансовой корпорацией, по результатам которого из 183 стран мира Россия заняла 178 место по сложности прохождения административных процедур для получения разрешения на строительство. Данное исследование привлекло внимание руководства страны, однако положительных изменений в инвестиционной политике государства не последовало.
Другое исследование, проведенное в 2012 году выявило тот факт, что уровень административных барьеров в крупнейших российских городах существенно различается. Так, в Москве для получения разрешения на строительство необходимо осуществить 47 процедур, потратив на это 392 дня и 171,5 % от дохода на душу населения, в то время как в Сургуте для этого нужно лишь 17 процедур, 150 дней и 106,2 % от дохода на душу населения. Большинство требуемых процедур не регламентировано на федеральном уровне, их количество варьируется в зависимости от субъекта федерации. [15, с. 2]
Таким образом, можно сделать вывод о том, что существенная доля административных барьеров является необоснованной и возникает вследствие нарушения норм федерального законодательства о градостроительной деятельности и земельного законодательства.
Реакцией на столь низкую оценку России стало принятие распоряжения Правительства Российской Федерации от 15 июня 2010 г. № 982-р, в котором был намечен целый ряд мероприятий, включая подготовку нормативных правовых актов, направленных на совершенствование системы градорегулирования, концептуальные основы которой заложены в Градостроительном кодексе Российской Федерации.
На федеральном уровне были предприняты следующие меры:
1. Введение негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий с целью перевода организации экспертизы из формы предоставления государственной услуги в рыночную форму. Такое нововведение теоретически способно снизить затраты на прохождение экспертизы и сократить сроки ее прохождения. [12, с. 96]
2. Разработан и утвержден исчерпывающий перечень установленных на федеральном уровне административных процедур в сфере жилищного строительства. Также были внесены изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации о наделении Правительства Российской Федерации полномочиями по утверждению исчерпывающего перечня административных процедур в сферах строительства. [3]
3. Вопросами оптимизации форм регулирования в процессе капитального строительства, совершенствования оказания государственных услуг и информационной открытости в сфере градостроительной деятельности, совершенствования института экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий занимается межведомственная рабочая группа по улучшению инвестиционного климата и снятию административных барьеров в сфере строительства при Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. [7]
На основании принятых мер можно сделать вывод о том, что в России в настоящий момент идёт реализация стандарта деятельности органов исполнительной власти по обеспечению благоприятным инвестиционным климатом. В силу специфики строительной деятельности совершенствование её правового регулирования — процесс длительный, требующий затрат, и, возможно, проверки временем.
Незавершенными мероприятиями в части сокращения количества, совокупного времени и расходов на прохождение процедур, связанных с реализацией инвестиционно-строительных проектов являются:
1. Установление порядка утверждения документации по планировке территории на основании заявлений граждан и юридических лиц.
2. Обеспечение перехода от деления земель на категории к территориальному зонированию, в результате которого ожидается сокращение административных процедур при предоставлении земельных участков для строительства.
3. Внесение изменений в законодательство Российской Федерации, направленных на налоговое стимулирование целевого использования земельных участков, предоставленных для жилищного строительства. Изменения касаются исчисления и уплаты земельного налога. В результате ожидается уменьшение количества незастроенных земельных участков, предназначенных для строительства жилья, а также количества незавершенных строительством объектов жилищного фонда.
4. Установление процедуры административного обжалования действий (бездействия) органов государственной власти и органов местного самоуправления, связанных с нарушением порядка осуществления полномочий в области строительства и земельных отношений.
5. Оптимизация требований к составу и содержанию разделов проектной документации объектов капитального строительства, что приведет к сокращению средних сроков проектирования.
6. Установление требований к составу и содержанию работ, осуществляемых в ходе инженерных изысканий, необходимых для подготовки документации по планировке территорий.
7. Установление порядка формирования и ведения государственного фонда материалов и данных инженерных изысканий. Данное мероприятие позволит повысить качество и снизить стоимость инженерных изысканий. [6]
Результатом реализации плана мероприятий по совершенствованию правового регулирования градостроительной деятельности и улучшению предпринимательского климата в сфере строительства стало формирование нормативно-правовой базы. Данный процесс еще не завершен, часть проектов находится в разработке.
Литература:
1. Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений: федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ (ред. от 28.12.2013) // Собрание законодательства РФ. — 01.03.1999. — N 9. — ст. 1096.
2. Об электроэнергетике: федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ (ред. от 29.12.2014) // Собрание законодательства РФ. — 31.03.2003. — N 13. — ст. 1177.
3. Об исчерпывающем перечне процедур в сфере жилищного строительства: постановление Правительства от 30.04.2014 № 403 // Собрание законодательства Российской Федерации. — 12.05.2014. –N 19. — ст. 2437.
4. О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг: указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 600 // Собрание законодательства Российской Федерации. — 07.05.2012. — N 19. — ст. 2337.
5. Об утверждении плана мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных услуг в области градостроительной деятельности: распоряжение Правительства РФ от 15 июня 2010 г. № 982-р // Собрание законодательства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. — N 25. — ст. 3220.
6. Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности и улучшение предпринимательского климата в сфере строительства: Распоряжение Правительства РФ от 29.07.2013 N 1336-р (ред. от 16.04.2015) // Собрание законодательства РФ, 12.08.2013, N 32, ст. 4329.
7. О создании Межведомственной рабочей группы по улучшению инвестиционного климата и снятию административных барьеров в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации: приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации № 405/пр от 24.07.2014 // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.np-ciz.ru/download/office_2a86f15650ebb9d5dee640c2b97e8f8f.PDF (дата обращения 25.04.2015).
8. Временный регламент сопровождения инвестиционных проектов на территории Республики Татарстан по принципу «одного окна»: постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 20.02.2013 № 115 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://prav.tatarstan.ru/docs/post/post1.htm?page=5&pub_id=170715 (дата обращения 25.04.2015).
9. Николаев М. А. Инвестиционная деятельность: учеб. Пособие / М. А. Николаев. — М.: Финансы и статистика, 2014. — 336 с.
10. Николаева И. П. Инвестиции: Учебник / И. П. Николаева. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2013. — 256 с.
11. Орлова Е. Р. Инвестиции: учебное пособие / Е. Р. Орлова. — 7-е изд., испр. И доп. — М.: Издательство «Омега-Л», 2012. — 240 с.
12. Полиди Т. Д. Жилищное строительство в России: инвестиционный климат и административные барьеры. — Имущественные отношения в Российской Федерации. — № 2 (149). — 2014. — с. 89–99.
13. Розенберг Джерри М. Инвестиции. Терминологический словарь. — М.: Издательство «Инфра-М», 1997. — 400 с.
14. Федеральная служба Государственной статистики «Финансовые вложения организации по видам экономической деятельности» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b14_51/IssWWW.exe/Stg/04–12.doc (дата обращения 25.04.2015).
15. Фонд «Институт экономики города». Административные барьеры при реализации инвестиционно-строительных проектов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.urbaneconomics.ru/download.php?dl_id=3715 %5D.